ФЕОФИЛАКТ СИМОКАТТА И ЕГО «ИСТОРИЯ» 25 страница



46 Тем не менее византийское посольство избежало опасности и успешно выполнило свою миссию.

47 В 571 г. в Персидской Армении вспыхнуло восстание против господства Ирана, возглавленное Варданом Мамиконяном. Формальным поводом восстания были религиозные мотивы, а именно — протест против постройки храма огня в г. Двине, центре Персидской Армении. Иранские войска были разбиты восставшими, и ставленник Ирана Сурен казнен. С целью подчинения Персидской Армении создавшимся положением воспользовалась Византия, что послужило одной из причин войны, описываемой Симокаттой. Подробно о восстании в Армении см. «История армянского народа», ч. 1, Ереван, 1951, стр. 99–100. Н. В. Пигулевская. Сирийские источники…, стр. 88–90.

48 Имеется в виду договор 562 г. При заключении мира Юстиниан уплатил деньги вперед за семь лет. Юстин II отказался от уплаты дани.

49 Он был племянником Юстиниана I.

50 572 г.

51 Ранней весной 573 г.

52 Κιρκένσιον, Κιρκέσιον — город, стоявший при впадении р. Абора в Евфрат.

53 επί τήν Κοίλην Συρίαν... — у античных авторов этим именем называлась южная часть Сирии с центром в Дамаске. N. Kahrstedt. Syrische Territorien in hellenistischer Zeit. Berlin, 1926, S. 14–34.

54 ‘Απάμεια — город в Сирии к юго-востоку от Антиохии.

55 Осада Дары была начата в начале мая 573 г.

56 574 г.

57 Церемония провозглашения Тиверия кесарем имела место 7 декабря 574г.

58 Августу Софию, жену Юстина II.

59 Весна 575 г.

60 Юстиниан — племянник императора Юстиниана I, возглавлявший ранее византийские войска в Армении.

61 В 576 г. Перемирие было заключено на год.

62 Μελιτηνή — главный город византийской провинции Третьей Армении.

63 ‘Υρκανική θάλασσα Каспийское море.

64 Зима 576/77 г.

65 Весна 577 г.

66 Маврикий был назначен на пост магистра войск Востока зимой 577/78г.

67 Κιθαρίζων — город и крепость в византийской провинции Четвертой Армении.

68 Иоанн Эфесский дает иную версию: после разгрома Арзанены Маврикий переселил более 10 тыс. местных жителей-христиан в пределы империи на о. Кипр. (Johannis Ephesini. Historiae ecclesiasticae, pars tertia, ed. E. W. Broons, Parisiis, 1935, VI, 14–15, 27, 34).

69 Σιγγάρων, Σιγγάρα — крепость в провинции Бет-Арабайе, к юго-востоку от Нисибиса. Из рассказа Менандра о встрече византийских послов с Хормиздом в 579 г. ( Exc. de legat., p. 241) можно, однако, сделать вывод, что Сингарон оставался в руках персов.

70 4 октября 578 г.

71 Тиверий был провозглашен императором 26 сентября 578 г.

72 Хосров I Ануширван умер в феврале 579 г.

73 См. прим. 34.

74 Хормизд требовал выплаты той дани, которая была установлена договором 562 г.

75 Лето 579 г.

76 Лето 580 г.

77 о των νομάδων βαρβάρων ηγούμενος ‘Αλαμούνδαρος όνομα... Симокатта имеет в виду главу арабского княжества Гассанидов, занимавшего области к юго-востоку от Дамаска. Приняв христианство в его монофизической форме, Гассаниды с начала V в. активно участвовали в войнах в качестве союзников Византии. Об Аламундаре см. Н. В. Пигулевская. Арабы VI в. по сирийским источникам. — Труды второй сессии ассоциации арабистов 19–23 октября 1937 г., М.—Л., 1941, стр. 49–70; P. Goubert. Byzance avant ľIslam, t. I, p. 249–260.

78 επί Καλλίνικον πόλιν — город на левом берегу Евфрата в его среднем течении (совр. Ракка).

79 Июнь 581 г.

80 Маврикий возвратился в Константинополь весной 582 г. Его победы были отмечены в столице пышным триумфом.

81 14 августа 582 г.

82 τον... ‘Αρσακίδην... δημον τήν βασιλείαν κατέχειν... — Арсакиды принадлежали к так называемым шахрдарам, «царям», высшему сословному рангу, непосредственно подчиненному главе династии Сасанидов — шаханшаху, «царю царей». (Н. В. Пигулевская. Византия и Иран…, стр. 208).

83 Дарий I Гистасп (552–485 гг.) — древнеперсидский царь, представитель династии Ахеменидов. Сообщение Симокатты о наследовании высших государственных должностей иранской родовой знатью является справкой исторического характера и не отражает реального положения в Иране конца VI в. Несмотря на то, что родовая знать сохраняла в этот период свое привилегированное положение, в действительности она была лишена фактической власти и значения. Гражданское и военное управление государством было сосредоточено в руках лиц, назначавшихся и смещавшихся шахом, которому принадлежала вся полнота власти. О системе государственного управления в Иране VI в. см. Н. В. Пигулевская. Византия и Иран…, стр. 206–217; A. Christensen. ĽIran…, p. 97–106.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

1 Ζάβας — Большой Заб, приток Тигра.

2 Осень 589 г.

3 Ζαδέσπρα, Ζαδεσπράτης — военачальник, возглавлявший гарнизон Мартирополя.

4 τοΰ Διλιμιτικοΰ έθνους — дилимиты (дайломиты), населяли области на южном побережье Каспийского моря.

5 Κτησιφών на Тигре, столица сасанидского Ирана.

6 Βινδοην... τόν ‘Ασπαβέδου υιον — следует понимать «сын спахбеда». Спахбед — одно из высших военных званий в Иране VI в. (см. Н. В. Пигулевская. Византия и Иран…, стр. 217). Биндой был братом жены Хормизда IV, следовательно, дядей Хосрова по матери.

7 6 февраля 590 г.

8 ‘Αδραβιγάνων — Азербайджан. Персидские и арабские источники несколько иначе объясняют бегство Хосрова. В арабском изложении сообщается, что Хосров бежал в Адербайган, когда над Хормиздом нависла непосредственная угроза. После ослепления Хормизда Хосров со своими сторонниками вернулся в Ктесифон (Th. Nöldeke. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden aus der arabischen Chronik des Tabari übersetzt und mit ausfürlichen Erläuterungen und Ergänzungen versehen. Leiden, 1879, S. 273, 276). По персидской версии, Варам еще до низложения Хормизда приказал отчеканить монеты с изображением Хосрова II. Узнав об этом, Хормизд пришел в ярость, и Хосрову пришлось бежать. (Firdousi, Livre des roix, ed. J. Mohl. Paris, 1876–1878, vol. VI, p. 689).

9 В греческом тексте — απεσκοράκιζεν. См. прим. 8 к книге III.

10 Кавад I — шаханшах Ирана (486–531). См. о нем Н. В. Пигулевская. Месопотамия…, стр. 88–93; Сирийские источники…, стр. 60–68.

11 Эфталиты — народ гуннского происхождения, относимый источниками к так называемым «белым гуннам», — термин, применявшийся к группам народов, связанных с гуннами, но этнически от них отличных. Эфталиты, как и гунны, были выходцами из Китая, где в ΙΙΙ—ΙV вв. были известны под именем хоа. К середине V в. они заняли области по северо-восточной границе Ирана (бассейн Аму-Дарьи). В 60-х годах VI в. эфталиты были покорены тюрками. Из новейших работ по вопросу об эфталитах см. Н. В. Пигулевская. Сирийские источники…, стр. 33–34, 47–49; R. Ghirschman. Les Chionites-hephtalites. Le Caire, 1948; H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs über die skythischen Völker. — «Byzanttion», XXIII, 1953, 327–328, 346.

12 15 февраля 590 г.

13 28 февраля 590 г.

14 Анонимная сирийская хроника сообщает, что Хосров шел через Перозшабор, Анафон, Хит и Киркенсий. (Н. В. Пигулевская. Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов. — «Записки Ин-та востоковедения АН СССР», Л., 1939, т. VII, стр. 63).

15 В Ктесифоне.

16 συννόμω βία τινί... Другое чтение — «по закону, а не насилием»: σύν νόμω, ου βία.

17 Имеется в виду Навруз, персидский весенний праздник в честь бога Ормузда, продолжавшийся в течение 11 дней. По древнему обычаю персидские цари торжественно отмечали этот праздник, считая его началом своего царствования. Поэтому не случайно, что именно это время Варам решил использовать для своего официального вступления на престол. Сопоставление хронологических данных восточных авторов (Фирдоуси) с византийским календарем приводит к выводу, что событие имело место 9 марта 590 г. См. P. Goubert. Byzance avant ľIslam, t. I, p. 139–140; M. Higgins. The Persian War…, p. 73.

18 В марте 590 г.

19 Дядя Хосрова по матери, брат Биндоя.

20 Керкопы (Κέρκωπες) в греческой мифологии — олицетворение хитрости и обмана.

21 Весна 590 г.

22 См. прим. 8 к книге III.

23 Александр Македонский (356–323).

24 Ср. Sophocles. Aias, 665, 685: εχ ρων αδωρα δώρα κουκ ονήσιμα. В несколько измененном виде это поговорочное выражение встречается и у Euripides. Medea, 618: κακοΰ γάρ ανδρός δώρα ονησιν ουκ έχει.

25 Однако были и возражения против союза с Хосровом. Египетский хронист Иоанн Никиусский (Chronique. Texte éthiopien publié et traduit par H. Zotenberg, Paris, 1883, p. 528) рассказывает о том, что патриарх Иоанн Постник, напоминая о поступке Хосрова по отношению к своему отцу, выражал большое сомнение в сохранении Хосровом верности империи. Члены синклита также высказывали свои опасения по этому поводу. Себеос. История императора Ираклия. Пер. К. Патканьяна. СПб., 1862, стр. 35.

26 Оба церковнослужителя тщетно пытались воздействовать на Хосрова с целью обращения в христианство. (Ю. А. Кулаковский. История Византии, т. II, стр. 438).

27 Командующему византийскими войсками в Армении.

28 События поздней осени 590 г.

29 Ср. Ilias, IV, 43: ... εκών άέκοντί γε θυμω.

КНИГА ПЯТАЯ

1 7 января 591 г.

2 Χαρχάς, Χάρχας — крепость близ Нисибиса. Ее название происходит от сирийского «карка» — крепость, укрепленное место. Слово это сохранилось в некоторых названиях: Кархароман — Karka romiae (см. прим. 43 к книге I), Карка-де-бет — Селох. См. Н. В. Пигулевская. Города Ирана…, стр. 138–139.

3 Хосров получил ее 9 февраля 591 г.

4 Весной 591 г.

3 Нарсес, — возможно, родственник полководца Нарсеса, прославленного соперника Велизария. До назначения магистром войск Востока он был эгемоном Константины (588 г.), а впоследствии служил при главнокомандующем войск Востока.

6 Он въехал в церковь на коне.

7 ‘Αμμώδιος — город к югу от Дары. Симокатта допускает неточности в расстояниях. Крепость Мардис он располагает на расстоянии 3 парасангов (18 км) от Дары (Theoph. Sim., V, 3,1), тогда как Аммодий стоявший гораздо ближе к этому городу, находится, по его представлениям в 14 парасангах (около 84 км).

8 Селевк I Никатор — основатель династии Селевкидов (353–281).

9 Антиохия Персидская, близ Ктесифона.

10 В 540 г.

11 В 70 г. н.э.

12 κλίμα Χναιθας λεγόμενον — область в районе рек Большой и Малый Заб.

13 т.е. Малый Заб.

14 Нанисины (Νανισηνών — в некоторых списках Симокатты — ‘Ανισηνών) — народность, жившая по рекам Большой и Малый Заб.

15 См. прим. 39 к книге III.

16 Βλάραθος — приток Тигра.

17 Осенью 591 г.

18 Однако арабские и сирийские источники утверждают обратное. Арабский хронист Табари приводит огромную цифру в 20 млн. дирхемов (около 9 млн. руб.), которые были переданы Хосровом Маврикию для раздачи войскам (Th. Nöldeke. Geschichte…, S. 287). О том, что византийское войско было щедро вознаграждено, рассказывает и Михаил Сириец (Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite ďAntioche (1166–1199), ed. Et trad. J.-B. Chabot, v. II, Paris, 1910, p. 372).

19 Крест был послан Григорию, патриарху Антиохийскому, для возложения на гробницу Сергия в храме Сергия Русафского. Этот храм, построенный среди пустыни, пользовался особым почитанием среди христиан Ближнего Востока.

20 υιός Χοσρόου — в других рукописях точнее «сын Хормизда» — υιός ‘Ορμίσδου

21 7 января 591 г.

22 9 февраля 591 г. (см. Theoph. Sim., II, 11).

23 В 592 г. О Сейрем (Σειρέμ, Širin) подробно см. Н. В. Пигулевская. Византия и Иран…, стр. 240–241; P. Goubert. Byzance avant ľIslam, t. I, p. 176–178.

24 Наряду с официальной государственной религией — зороастризмом в Иране VI в. большое распространение приобрело христианство. Источники содержат много сведений о религиозной терпимости Хосрова вплоть до предположений о тайном принятии им христианства. Наиболее важным актом следует считать издание Хосровом II закона о прекращении гонений на христиан. По его разрешению восстанавливались старые и строились новые христианские церкви, влиятельное положение приобретали высшие слои христианского клира. Однако вопросы религии для Хосрова были прежде всего вопросами политики. Разрыв с Византией в начале VII в. повлек за собой изменение и религиозной политики, возобновление гонений на христиан, вмешательство в дела клира и другие направленные против христианства действия.

25 После поражения Варам бежал к тюркам, где приобрел влиятельное положение. Впоследствии, в результате происков Хосрова, он был убит.

26 Первое время по водворении Хосрова II в Ктесифоне Биндой и Бестам занимали высокое положение. Биндой был особенно близок Хосрову и играл первую роль при дворе. О его смерти существуют различные версии. В отличие от Симокатты персидские источники утверждают, что он был казнен Хосровом в отмщение за гибель его отца, Хормизда. В Анонимной сирийской хронике рассказывается о бегстве Биндоя в Азербайджан, откуда он был возвращен Хосрову и предан казни (Н. В. Пигулевская. Анонимная сирийская хроника, стр. 64). Бестам, получивший от Хосрова в управление несколько провинций, после казни Биндоя поднял восстание. Он выступил против Хосрова со значительными силами, составленными из тюркских, армянских и дайломитских войск. Военные действия продолжались несколько лет, и Хосрову удалось добиться победы лишь после того, как в 595 г. Бестам был убит.

27 Мир был заключен осенью 591 г. Византии были возвращены города Дара и Мартирополь, к ней также перешла часть Персидской Армении. Иран отказался от всех денежных поступлений, которые ранее Византия ежегодно выплачивала своему соседу.

28 Хронология войны Византии против славян и аваров в последнем десятилетии VI в. служит предметом давней дискуссии (см. J. Bury. The Chronology of Theophylactus Simocatta. — «The Engl. Hist. Review», 3, 1888, p. 310–315; G. Labuda. Chronologie des guerres de Byzance contre les avares et les slaves à la fin du VII s. — «Byzantinislavica», XI, 2, 1950, p. 167–172; H. W. Haussig. Theophylakts Exkurs…, S. 400–413). Особо следует отметить работу B. Grafenauer. Nekaj vprašanj… «Zgodovinski časopis», IV, 1950. — Затмение солнца произошло 19 марта 592 г. — 9-й год правления Маврикия — с 14 августа 590 г. по 13 августа 591 г.

29 Храм Софии.

30 о δέ νεώς πρός τη Πηγή. Имеется в виду загородный монастырь богоматери «Источника», находившийся близ городских ворот того же названия. R. Janin. Constantinople byzantine…, p. 413.

31 ‘Ρήγιον — городок на побережье Мраморного моря в 12 км от Константинополя.

КНИГА ШЕСТАЯ

1 ‘Ράμφος, Σηλυμβρία, ‘Ηράκλεια (Πέρινθος) Δαόνιον, ‘Ένατον — селения на побережье Мраморного моря.

2 О сомнительной достоверности этого рассказа неоднократно упоминалось (см. «Византиски извори…», стр. 111, н. 33). Любопытно, однако, отметить в этом сообщении Симокатты элементы некоторой идеализации славян. Ср. резко противоположную характеристику славян, данную Прокопием («Война с готами», М., 1950, стр. 297, 337, 364–365). См. З. В. Удальцова. Прокопий Кесарийский и его история войн с готами (там же, стр. 48 и сл.).

3 Ξηρόγυψος — река во Фракии.

4 Имеется в виду Теодорих II (587–613), король Бургундии и Австразии, вступивший на престол в 595 г. после смерти своего отца Хильдеберта II (ок. 570–595 гг.). Последнее обстоятельство послужило исходным пунктом для датировки событий Г. Лабудой, считающим 595 год началом войны Византии против славян и аваров (Chronologie des guerres…, p. 171). Эта точка зрения критикуется Б. Графенауером (Nekaj vprašanj…, S. 64), который утверждает, что упоминание о Теодорихе (όνομα δε Θεοδώριχος αυτω) в данном месте хронологически несостоятельно и является либо позднейшей глоссой, либо ошибкой Симокатты. Таким образом, все события, связанные с первым походом Маврикия к Анхиалу Б. Графенауер относит к 592 г.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!