Jewish Education Committee, 1946. 43 страница
Именно изменению самовосприятия членов групп меньшинства Левин придавал особенное значение. Бессмысленно, говорил он, сталкиваясь с ограниче ниями, кричать: «Предрассудки!». Многие из «чер ных» удовлетворяются невысокими достижениями, апатично относятся к самосовершенствованию, име ют высокий уровень криминальности (особенно пре ступлений, связанных с насилием), часто создают дис циплинарные проблемы в школах, недостаточно под держивают свои собственные организации и часто слишком зависят от «белых» — поскольку эти пред ставления, по крайней мере отчасти, верны, «черные»
|
|
Курт Левин: жизнь и судьба | 87 |
имеют заниженную самооценку. Важно было бы по нять причины, по которым это оказывается частично справедливым, и справиться с ними.
Левин исходил из убеждения, что люди должны сами помочь себе, сами «протянуть себе руку», а не быть «спасаемы извне». В этом отношении его взгля ды вполне созвучны представлениям современной практической психологии. Левин считал, что социаль ные ученые могут выступать в роли консультантов или своего рода инструкторов, но главная работа должна делаться самими людьми. Необходимо пре одолеть эмоциональные барьеры, препятствующие изменениям. Самопомощь такого рода должна осно вываться на личном достоинстве, доверии и ощуще нии личностного роста.
|
|
|
|
Левина есть несколько работ, посвященных про блемам отношений большинства и меньшинства в об ществе. Как уже отмечалось, психологические трудно сти меньшинства он знал не понаслышке. Целый раз дел в его книге «Разрешение социальных конфликтов» посвящен теме межгрупповых конфликтов и групповой принадлежности. Многие введенные им концепты со храняют свое значение как базовые, теоретические представления социальной психологии. Бергел и Бер суммируют эти обобщения, касающиеся этнической идентичности и отношений большинства-меньшинства, следующим образом: 1) Групповое членство психоло гически является основной детерминантой индивидуаль ного поведения во множестве условий. 2) «Не сходст во или несходство индивидов конституируют группу, но общность судьбы» (Lewin, 1948, р. 165). 3) Члены групп меньшинств имеют меньшее пространство свобод ного движения, чем члены групп большинства. 4) Бу дущая временная перспектива социальной группы спо собствует ее идентичности и сохранению ее морали. 5) Повышение низкой самооценки группы меньшинства является необходимым условием улучшения межгруп повых отношений (Bargal D., Ваг D., 1992, р. 142). В соответствии с Левином, групповая принадлежность ин-
|
|
88 Курт Левин: жизнь и судьба
дивида является важнейшим компонентом социальной идентичности, а самовосприятие всегда опосредуется ка тегориями группового членства. Комментируя его кон цепты, Бергел и Бер указывают, что «общая судьба» накладывает отпечаток на членов одной и той же груп пы, она содержит их коллективную память об истори ческих событиях и их влиянии на них вместе с мифа ми, метафорами и часто языком и религией. А «вре менная перспектива» помогает группам меньшинств проходить через кризисы и бороться за лучшие време на. Причем, по Левину, улучшение межгрупповых от ношений требует работы с обеими сторонами — и с группами меньшинства, и с группами оольшинства, а одним из наиболее жестких препятствий на пути это го улучшения он считал недостаток уверенности и са моуважения большинства групп меньшинства.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!