Методы развивающего обучения можно разделить на три группы:



- логическое осмысление получаемого учебного материала;

- практическое освоение музыкальной информации;

- творческое оперирование с учебным материалом.

Методы активизации логического мышления основаны на использовании различных аналитических приемов - сравнений, наводящих вопросов, обобщений и умозаключений. Цель работы - достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Кроме того, ученик должен научиться осознавать собственные действия.

Метод наводящих вопросов

Цель вопроса - натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Этот метод широко используется во многих современных учебных пособиях. Как уже говорилось выше, в пособии "Путь к музыке" авторы обращаются непосредственно к ученику, приглашая его к совместному обсуждению всех возникающих вопросов. Вопросительная форма, как отмечают авторы, "один из важных дидактических приемов, способных натолкнуть ученика на размышления, побудить к мыслительной работе и вызвать к ней интерес". Лучше всего ставить вопросы в "совещательной" форме: "Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?", "Не думаешь ли ты, что...?" и так далее.

В пособиях "Пианист-фантазер", "Нотная тетрадь для упражнений", "Игра в игру на фортепиано" авторы являются собеседником ученика, вызывая его на совместный поиск решения. Автор-педагог создает обучающие ситуации, когда ученик должен сделать выбор наилучшего на его взгляд варианта из ряда предложенных вариантов. Наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.

 

 

Метод сравнения и обобщения

Этот метод продолжает путь словесных определений. Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления

Говоря о методах обучения игре наизусть, чешский педагог В. Юзлова пишет, что нужно очень рано начинать заботиться о развитии аналитического музыкального мышления у ребенка. «Надо как можно раньше постараться обратить внимание ребенка на то, как "сделана" музыка, которую он играет».

 

Методы практических действий

  Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки. В процессе активного слушания музыки ученик подбирает подходящие картинки или рисует.

Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей.

Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий. Авторы "Азартного сольфеджио", одного из современных учебных пособий, отмечают, что особенно эффективны наглядно-игровые методики для детей 6 - 8 лет.

  

Ритмические карточки

Методы воспитания ритмического чувства на материале ритмических блоков получили в ХХ веке широкое распространение. Одним из первых создателей методики ритмического воспитания явился К. Орф. Идеи К. Орфа и его последователей оказались плодотворными. Работа с ритмическими карточками стала одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей.

Существенной частью работы по формированию чувства ритма является закрепление мышечных ощущений от движения разных длительностей. Нужно подкреплять все ритмические формулы движениями - прохлопывать, проговаривать, шагать, рисовать вертикальные палочки. На осознание связи движения и ритма направлено интересное упражнение Т. Смирновой "Чьи это шаги?".

Весьма удачный вариант соединения ритмических карточек и ритмичного чтения текста приведен в пособии Л. Хереско "Музыкальные картинки". Это упражнение названо "Столовая" (Ритмическая игра-говорилка в 3-х ролях).

Карточки для освоения нотной грамоты также возможно использовать.

В пособии "Пианист-фантазер" приведены интересные ребусы, загадки, кроссворды, вызывающие интерес детей. Опыт показывает, что дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому эта форма игры широко используется в начальном периоде обучения. Эти слова так и записываются - ноты-слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами. По аналогии с подобными заданиями из пособия "Пианист-фантазер" (По-ми-до-р, си-ре-нь) можно придумать много забавных загадок, поместив их как в скрипичном, так и в басовом ключах, например, По-ля, до-ми-но, фа-ми-лия, ре-ка, так-си.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!