IV . Методы развивающего обучения



Ребенок приходит в музыкальную школу, и педагогу приходится обучать его независимо от уровня музыкальных данных. Задачи общего музыкального воспитания поставили перед педагогами необходимость изменения методов музыкального обучения.

Как правило, почти каждый ребенок при поступлении в музыкальную школу имеет достаточно ясную мотивацию для учебы. Ему нравится музыка, и он хочет научиться играть. В процессе обучения он должен получить средства для реализации цели - освоить необходимые навыки и знания. Однако учеба оказывается достаточно трудным и не очень приятным занятием, поэтому интерес к музыке постепенно исчезает. Возникает негативная тенденция, при которой ученик учится, но не развивается. Обычно разочарование в своих способностях возникает у ученика к 4 классу, когда по статистике происходит значительный отсев из музыкальных школ. Как подкрепить и усилить интерес к музыкальной деятельности в процессе занятий? Этот вопрос решает система методов, направленных на активизацию познавательной деятельности ученика при освоении всего комплекса знаний, умений и навыков.

Именно на создание эффективной методики музыкального обучения детей были направлены усилия педагогической теории и практики второй половины ХХ века. Были поставлены вопросы, как достичь такого результата обучения, чтобы ученик после завершения обучения в школе стал сам развиваться дальше, как сформировать и развить его познавательные интересы в музыкальном искусстве. Многие проблемы обучения детей, поставленные в последние десятилетия ХХ века, только сейчас начали находить решение. Это обучение детей, не обладающих ярко выраженными музыкальными способностями, проблемы обучения дошкольников, формирование творческих способностей и самостоятельности в процессе обучения. Было высказано немало интересных и оригинальных идей по осуществлению развивающего обучения. Например, в книге "Ребенок за роялем", где были собраны статьи многих зарубежных педагогов, ещё в 1976 году достаточно четко была определена цель детского непрофессионального образования - развитие музыкальности и музыкального мышления, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности, повышение личного интереса к музыкальным занятиям. Только тогда можно рассчитывать на сохранение интереса к музыке после завершения обучения в школе.

Возникла необходимость дифференциации требований для детей разного уровня одаренности, что получило отражение в учебных планах для музыкальных школ, изданных в 2001 году. В этих планах в перечень учебных дисциплин были включены предметы, специально направленные на развитие музыкального мышления ученика - чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент. Изменение условий педагогической деятельности требует от педагога освоения новых путей музыкального воспитания, среди которых главное место должны занимать развивающие методы обучения.

Тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы остается актуальной уже в течение многих десятилетий, причем в последние 25 лет эти вопросы стали обсуждаться особенно интенсивно. В этот период музыкальная педагогика пришла к выводу, что сложившиеся в середине ХХ века традиционные, направленные в основном на исполнительское обучение методы занятий в классе фортепиано не могут быть использованы для всех детей, пришедших в музыкальную школу. Сегодня в класс фортепиано приходят дети самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Этот факт отражает одну из основных тенденций музыкальной педагогики ХХ века, о которой пишет Л. Баренбойм - "Музыкальное воспитание - всем детям!". Аналогичную мысль высказал Г. Нейгауз: "Я убежден, что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все степени одаренности - от музыкально дефективного (ибо и такой должен учиться музыке, музыка - орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального".

Особое значение приобретают методы развивающего обучения при работе с одаренными детьми, которые обычно рано обнаруживают какую-либо специальную или общую одаренность, что часто сопровождается оригинальностью мышления. Естественно, что для такого ученика нужно находить оригинальные способы развития и обучения, сочетающие специальную подготовку с широким спектром образования. Одаренный ребенок может значительно обогнать в развитии своих сверстников, однако для развития оригинального мышления нужны специальные методы обучения с учетом индивидуальности.

Отмечая недостатки в фортепианном обучении, Г. Цыпин пишет, что ученик проходит в классе мало произведений, урок в классе фортепиано превращается в тренировку профессионально-игровых качеств, поэтому лишается познавательного содержания. Авторитарный характер обучения не стимулирует самостоятельность, активность и инициативу мышления.

Применяя к музыкальному обучению принципы развивающего обучения, Г. Цыпин формулирует четыре направления в реализации этих принципов:

- увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала;

- ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала;

- повышение интенсивности усвоения;

- увеличение меры теоретической емкости занятий исполнительством;

- изменение способов работы с материалом, отход от пассивных способов деятельности,

- организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.

«Я убедилась, – пишет А.Д. Артоболевская, – что дети иногда гораздо успешнее двигаются вперед на более трудном для них материале, если он их эмоционально затронул, чем на легком, доступном им, но не увлекшим, ничем их не заинтересовавшем. Когда материал для ученика труден, я не требую предельной отделки его. Уверена, что исполнение будет совершенствоваться с ростом самой личности ученика, накоплением новых исполнительских приемов»

Значительный вклад в разработку методов развивающего обучения внес Л. Баренбойм. В своей книге "Путь к музицированию" он четко определил стратегическую линию детского музыкального воспитания, которая заключается в формировании музыкального слуха как основы музыкального воспитания и поиске эффективных методов его активизации и интенсивного развития. Созданное им совместно с Н. Перуновой учебное пособие "Путь к музыке", содержит разнообразный и интересный дидактический материал для проведения развивающих занятий. Характерной чертой данного пособия, как пишут авторы в методической записке, является обращение к ученику в виде бесед "о музыке, её языке, фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено начинающему", что и объясняет смысл подзаголовка - "Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано".

Принципы обучения на высоком уровне трудности и быстрыми темпами нашли воплощение в авторской программе Т. Смирновой "ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс". Курс интенсивного обучения игре на фортепиано, как пишет автор в методических рекомендациях, ставит целью развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей, формирование навыков самостоятельной работы. Говоря об основных установках методики интенсивного обучения, Т. Смирнова подчеркивает, что ученик сразу получает огромный объем информации, который осваивается в практической деятельности. Одновременно развиваются слух, чувство ритма, умение читать нотную запись, играть двумя руками, подбирать по слуху. Всё это повышает эффективность обучения и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются самим учеником из практической работы над заданиями. Теоретические сведения даются в минимальном объеме, но постепенно круг теоретических знаний расширяется и выстраивается в целостную систему.

Принцип увеличения меры теоретической емкости занятий в классе фортепиано лежит в основе пособия для работы в первом классе музыкальной школы "Нотная тетрадь для упражнений", автором которой является М. Авазашвили. Это пособие имеет форму рабочей тетради наподобие школьных прописей, в которой наряду с исполнительскими заданиями помещены все необходимые сведения по теории музыки. Эти теоретические задания ученик должен выполнять письменно, закрепляя, таким образом, полученные знания. Автор обращается к ученику с вопросами, привлекая ученика к активному участию в процессе освоения материала.

Пособие Э. Тургеневой и А. Малюкова "Пианист-фантазер"  полностью направлено на активизацию мышления ученика. Каждый из разделов пособия имеет заглавие, определяющее содержание деятельности ученика: "Запомни", "Послушай", "Подбирай мелодии (пьесы)", "Творческие задания", "Проверь себя". В пособии используется достаточно большое количество теоретических сведений, которые помещены в форме таблиц в начале разделов. Авторы пишут, что "сборник не является школой фортепианной игры, а лишь содержит систематизированный курс обучения подбору и транспонированию мелодий и пьес на инструменте, развитию творческих навыков".

В русле развивающего обучения находится учебное пособие для 1 класса "Пианист. Шаг за шагом" (авторы - Рябов И., Рябов С.). В сборнике собраны интересные пьесы для слушания музыки, образцы творческих заданий (незаконченные мелодии для сочинения, примеры для подбирания баса или создания ритмической партитуры).

Одной из характерных тенденций современного этапа в начальном обучении является координация программного материала по фортепиано и сольфеджио. Подобный системный подход нельзя назвать новым.

В числе первых следует, как кажется, назвать методическую разработку Г. Шатковского для преподавателей ДМШ и ДШИ «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования». Эта разработка предназначена для занятий в классе сольфеджио, однако многие методические положения имеют универсальный характер и могут быть использованы при работе в классе специальности (особенно по фортепиано). Характерной чертой педагогической установки данного пособия является высокий теоретический уровень обучения и большая скорость прохождения материала, что находится в русле принципов развивающего обучения

В предисловии к пособию Ляховицкой С. также отмечена возможность сближения практической работы в специальном классе и сольфеджио. О попытке создания синтеза из уроков сольфеджио и фортепиано пишет в пояснительной записке к своему пособию С.Альтерман. Результаты координации программ по фортепиано и сольфеджио приведены в методической разработке Мальцева С. и Шевченко Г. "Обучение в классе общего фортепиано хоровой студии". Главной особенностью методики, описанной в этой работе, является полная синхронность в появлении нового материала по фортепиано и сольфеджио, единая теоретическая терминология, закрепляющая усвоение знаний, совпадение репертуара по фортепиано с материалом по сольфеджио. Кроме того, обучение сольфеджио было значительно более интенсивным, чем это принято в обычных программах. Обобщая итоги работы по разработанной методике, авторы пишут, что занятия практической гармонией, подбором на слух и транспонированием приводят к появлению стойкого интереса к занятиям музыкой.

Проблема обучения музыке дошкольников вызвала появление ряда интересных учебных пособий и методических трудов, в которых также прослеживаются черты принципов развивающего обучения. Авторы таких методик и пособий стремятся сделать ученика активным участником процесса обучения. Поэтому, как правило, такие пособия содержат разнообразные дидактические игры и упражнения, помогающие ребенку незаметно осваивать все необходимые знания и навыки.

Авторская разработка С. Альтерман "Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6-лет" имеет ряд ценных качеств. В этом учебном пособии удачно сочетаются методы обучения собственно игре на фортепиано с развитием творческой инициативы маленького ученика.

Учебное пособие Е. Туркиной "Котёнок на клавишах" продолжает тенденции современной музыкальной педагогики для дошкольников. В трех частях этого пособия собраны интересные пьесы, творческие задания и развивающие игры.

  Можно отметить пособие И. Корольковой «Крохе - музыканту»,

Н. Перуновой «Музыкальная азбука», Т. Симоновой «Чудесные клавиши». Интересно составлен сборник Г. Цыгановой, И. Корольковой «Новая школа игры на фортепиано».

Книга Т. Юдовиной-Гальпериной "За роялем без слез, или я - детский педагог" представляет особый интерес, так как автор обобщает результаты многолетней работы с дошкольниками. Можно сказать, что большинство методических приемов, которые использовал автор для развития мышления и творческих задатков маленького ученика, прямо связаны с принципами развивающего обучения.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!