ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 2 страница



                         13


познания, вернее, до пределов того, что из этого по­ знания известно конкретному человеку. Одно из по­ следствий наличия «квазиизмерения» значений со- стоит в том, что оно практически снимает ограниче­ ния с отражения пространственно-временных измере­ ний действительности. Знакомясь с историей, человек легко переносится в мыслях через века и в любое изображаемое место, с астрономией—через чувствен­ но невообразимые отрезки времени и пространства. Столь же свободно он способен представлять собы­ тия, возможные в самом отдаленном будущем. По­ добных отвлечении от наличной ситуации, хотя и не столь внушительных, требуют и повседневные дела, осуществляя которые человек обычно без заметных усилий контролирует как предшествовавшие приго­ товления к ним, так и будущие более или менее от­ даленные последствия. И в этом случае простран­ ственно-временные параметры отражаемого содержа­ ния определяются не внешней стимуляцией, а «обра­ зом мира», вернее, той его частью, которая может быть названа «образом своей жизни». Наряду с изменением физических измерений со­ держание человеческой психики существенно расши­ ряется также по линии отражения самых различных внутренних соотношений и взаимодействий, обнару­ живающихся во всем диапазоне пространственно-вре­ менной протяженности. «Квазиизмерение» значений несомненно следует представлять многомерным, пе­ редающим принципиально различные характеристики. объективной действительности: классификационные, атрибутивные, вероятностные, функциональные и т. п. Для понимания изменений в мотивационной сфере человека особенно важен тот качественный скачок, который произошел в отражении причинно-следствен-ных отношений. Основной феномен состоит здесь в том, что любое явление, отражаемое человеком, кро­ ме других более или менее общих характеристик по­ лучает, как правило, еще и интерпретацию с точки зрения отношений детерминизма: все существующее отражается как следствие определенных причин, обычно целого разветвленного их комплекса, и в свою очередь как причины ожидаемых изменений. Стремление к выяснению причинной обусловлен­ности явлений настолько характерно человеку, что-

                        14

можно говорить о присущей ему склонности видеть все в мире непременно детерминированным. Как писал А. И. Герцен, «людям так свойственно доби­раться до причины всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную причи­ну, когда настоящей не знают, чем оставить ее в по­кое и не заниматься ею» (1958. С. 206). Это прояв­ляется как в утверждениях ребенка о том, что обла­ка делаются паровозами, ветер—деревьями, так и в заполнении взрослыми белых пятен в познании при­чинных отношений такими объяснительными кон­структами, как судьба, колдовство, космические влияния и т. п. Процессы отражения в условиях наличия упоря­доченных представлений об окружающей действитель­ности и своем месте в ней приобретают особенности человеческого сознания, представляющего собой выс­шую форму отражения (см. Шорохоза, 1961; Nuttin, 1955). Можно думать, что именно глобальная лока­лизация отражаемых явлений в «образе мира», обес­печивающая автоматизированную рефлексию челове­ком того, где, когда, что и зачем он отражает и де­лает, составляет конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у че­ловека. Осознавать—это значит отражать явление «прописанным» в главных системообразующих пара­метрах «образа мира» и иметь возможность в случае необходимости уточнить его более детальные свой­ства и связи. Описание и уточнение упомянутых и ряда других особенностей отражения в человеческой психике тре­буют обозначения процессов их формирования. От­метим наиболее важные в этом отношении поло­жения. Знания и умения, отложившиеся в языке и дру­гих формах общественно-исторического опыта, не могут быть переданы человеку непосредственно; для их присвоения он должен быть вовлечен в специаль­но направленную деятельность, определяемую други­ми людьми или овеществленными продуктами этого опыта и воспроизводящую такие способы преобразо­вания предметного мира (или его знаковых эквива­лентов), в результате которых выявляются новые и все более сложные его свойства. Именно деятель-

                         15


 ность, вступающая в практический контакт с внеш­ ней действительностью, деятельностью других людей и ее продуктами, снимает своей формой и составом первую копию с различных образующих предметного мира, которая впоследствии в результате многократ­ ного проигрывания, сворачивания и перехода во внут­ ренний план становится основой для психического отражения этих образующих (см. Гальперин, 1959, 19666; Леонтьев, 1972, 1975; Ломов, 1981).     Не вдаваясь здесь в детальное обсуждение идеи о деятельностном происхождении человеческой пси­хики, подчеркнем, что она вытекает из заложенной И. М. Сеченовым (1953) рефлекторной концепции психического (см. Веккер, 1974. Гл. 3; Ярошевский,  1981. Гл. 5), объясняющей субъективное отражение внутренним выполнением тех действий, которые сло­ жились в практической деятельности с отражаемыми предметами. Качественные отличия между дочелове- ческим и человеческим уровнями психического отра­ жения объясняются не различиями в принципиальном способе формирования этих уровней (поскольку в обоих случаях отражение является свернутым про­ дуктом сложившихся в практике форм активности), а различиями между формирующими эти уровни процессами — поведением животных, испытывающих внешний мир возможностями индивидуального орга­ низма, и деятельностью человека, испытывающего этот мир на основе опыта и средствами, накоплен­ ными многими поколениями людей. Ряд особенностей психики человека связан с тем, что при присвоении им нового опыта происходит по­ стоянное сокращение изначально развернутых про­ цессов деятельности во все более и более сжатые и автоматизирующиеся ее формы. Особенно важно, что наряду с исчезновением из деятельности многочис­ленных повторений, поисковых, пробных или уточ­няющих действий происходит постепенное сокраще­ние внешне-исполнительных ее элементов, и в итоге субъект получает возможность ее совершения исклю­чительно во внутреннем плане, мысленно. Этот ин­тимнейший в формировании психического и во мно­гих аспектах таинственный феномен  «вращивания» содержания деятельности во внутренний план полу­чил название интериоризации: «Интериоризацией на-

                        16

зывают, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процес­сы, протекающие в умственном плане, в плане созна­ния; при этом они подвергаются специфической трансформации—обобщаются, вербализуются, со­кращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности» (Леонтьев, 1975. С. 95; см. также: Гальперин, 1966а).  Именно сокращение и интериоризация изначаль­но развернутой деятельности создают возможность присвоения человеком практически  неограниченного объема знаний. В более конкретном описании это обеспечивается тем, что нечто, требовавшее на пер­вых этапах овладения полной отдачи и продолжи-тельных усилий субъекта, впоследствии отражается легко и бегло в виде понятий, идей, умений, понима-ния и других форм человеческого отражения, кото-рым свойственна минимальная выраженность изна­чально-процессуального и максимальная—результа­тивно-содержательного моментов.  В таком итоговом выражении новосформирован­ные элементы опыта могут сравниваться, обобщать­ся, всевозможно «испытываться» друг другом, т. е. использоваться в дальнейшей активности присвоения уже в качестве ее объекта или средства. Это создает возможность формирования более сложных, обоб­щенных и опосредствованных «единиц» опыта, кото­рые тоже переходят (после соответствующей отра­ботки и интериоризации) в результативную форму спонтанно понимаемых значений, принципов, идей, используемых в свою очередь для формирования обобщений еще более высокого уровня, и так далее. Своего рода накопителем для таких многоступенча­ тых переходов из развернутой в свернутую, из внеш­ ней во внутреннюю форму деятельности и является индивидуальный «образ мира», представляющий со­ бой конечный упорядоченный продукт присвоения человеком знаний об объективной действительности и себе.  Как отмечалось выше, локализованность отра­ жаемых явлений в «образе мира» составляет один из главных признаков сознательного отражения дей-

17


ствительности. Данные о развитии способности осо­ знания в онтогенезе свидетельствуют о том, что из­ начально она тоже проходит стадию развернутого процесса, направляемого взрослым (или затем самим человеком) при помощи вопросов типа: «Что это значит?», «Зачем ты это говоришь?», «К чему это может привести?». Решение таких вопросов, способ­ ствующее рефлексии явлений во все более широком контексте отчета о происходящем, как и всякие дру­ гие действия при повторении в сходных условиях, сокращается и автоматизируется, и, став своего рода операцией узнавания явлений в системе «образа ми­ ра», обеспечивает возникновение феноменов созна­ тельного отражения. Таким образом, деятельностная интерпретация позволяет охарактеризовать сознание с конкретно-психологической стороны как свернутую форму когда-то освоенных действий по локализации отражаемых явлений в «образе мира», как навык идентификации этих явлений в упорядоченной систе­ме знаний. Спонтанность и мгновенность осознания хорошо знакомых явлений создают впечатление полной авто-матизированности этого процесса, его независимости от активности субъекта. Однако это не совсем так. Как известно, не все человеком отражается с одина­ково полной развернутостью содержания, характери­зующего воспринимаемое явление. Наиболее деталь­но и отчетливо отражается то, что оказывается в «фиксационной точке», «фокусе» психического обра­ за, что воспринимается в качестве «фигуры» на со­ ставляющем «периферию» сознания «фоне», иначе говоря, на что направлено внимание субъекта. Способность внимания улучшать качество отра­ жаемого содержания часто рассматривалась наибо­ лее существенной его чертой и выносилась в опреде­ления, характеризующие его как «состояние, которое сопровождает более ясное восприятие какого-нибудь психического содержания» (Вундт, 1912. С. 178),  «обеспечивает нашему умственному труду лучшие ре­зультаты» (Титченер, б. г. С. 223). С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Внимание обычно феноме­нологически характеризуют избирательной направ­ленностью сознания на определенный предмет, кото-

              18

 рый при этом осознается с особенной ясностью и от­ четливостью» (1946. С. 442).    Таким образом, хотя отражение многократно и разносторонне обыгранного и в результате этого прочно освоенного материала в значительной мере автоматизировано и не требует выраженных усилий субъекта, некоторую минимальную активность (в ви­ де направления внимания) он при этом должен об­ наружить. Естественно, что в тех случаях, когда степень ос­ военности знаний недостаточно высока, субъект для их актуализации должен приложить специальные усилия: выяснение того, что профессионалом отра­ жается сразу (например, возможность устранения не­поладок в технической системе), от начинающего мо-жет потребовать многих часов интенсивной умствен­ной работы. Вследствие разной степени освоенности опыт социального происхождения в индивидуальной психике представлен неоднородно и наряду со зна­ниями, актуализирующимися при направлении вни­мания на некоторое содержание автоматически, су­ществуют менее освоенные знания, извлекаемые в ре­зультате произвольных попыток субъекта нечто «вспомнить», проверить, тот ли перед ним случай, и т. п. Это значит, что содержание, реально отражае­мое в некоторый момент человеком, зависит не толь­ко от освоенного им опыта, касающегося данного со­держания, но и от специфики стоящей перед ним за­ дачи, которая определяет, какой именно аспект этого опыта будет им активно извлекаться и отражаться. Способность человека произвольно управлять про­ цессами отражения, актуализировать и просматри­ вать те аспекты «образа мира», которые необходимы с точки зрения стоящих перед ним задач, представ­ ляет собой важнейшую особенность социально раз­ витой психики, благодаря которой он получает воз­ можность полного отвлечения от реально восприни­ маемой ситуации и отражения любых необходимых элементов и составляющих присвоенного опыта. Про­ являясь во внутренней деятельности, способность произвольной регуляции существенно изменяет про­ текание «натуральных» психических процессов, со­ ставляя одну из самых характерных особенностей так называемых высших психических функций (Вы-

                         19


тотский, 1983а). Мышление как своего рода сводный продукт развития этих функций, как «интегратор ин­ теллекта» (Веккер, 1976) осуществляется при помо­ щи, в частности, высших (произвольных) форм вни­ мания, памяти, воображения и состоит в процессе произвольного поиска, актуализации и проигрывания во внутреннем плане опыта, необходимого для реше­ ния стоящих перед человеком задач (см. Брушлин- ский, 1970; Рубинштейн, 1958; Тихомиров, 1984  и др.). Возникновение способности к произвольной регу­ ляции связано с тем обстоятельством, что не только содержание, но и форма деятельности человека опре­ деляется ее социальным происхождением—тем, что она осуществляется либо под прямым или опосред­ ствованным (например, письменным текстом) руко­ водством других людей, либо в сотрудничестве с ни­ ми с неизбежным учетом их интересов и возможно­ стей, результатов их труда и т. п. Общение как одна из наиболее характерных форм активности человека пронизывает практически всякий род его деятельности, служа не только удов­ летворению соответствующей потребности, но и уни­ версальным средством-катализатором формирования психических новообразований (Бодалев, 1983; Ле- онтьев, 1974; Лисина, 1986; Ломов, 1979). Поэтому взрослый передает свой опыт ребенку не по типу одностороннего перекачивания через деятельность в его «образ мира» все новой информации, а скорее в режиме диалога с этим образом с постоянной эксте- риоризацией из него в деятельность уже усвоенных знаний и их использованием для формирования бо­ лее сложных новообразований. Понятно, что необходимые для этого системность и преемственность между отдельными актами фор­ мирующей деятельности, вся ее организация могут быть заданы только в общении с другими людьми, предлагающими ребенку на доступном ему языке и в определенном порядке нечто сделать, сопоставить, повторить, «подумать» и т. д. В результате взаимо­ связанность и системность приобретает и формирую­ щийся в деятельности «образ мира». Внешние, заложенные другими людьми способы организации деятельности постепенно осваиваются са-

                        26

 мим человеком и, став в результате интериоризации внутренними средствами ее регуляции, наделяют новыми качествами формирующееся в ней психическое отражение. Особенно в этом отношении важны по­ следствия того разрыва между мотивацией и дей­ ствием, который образуется при выполнении деятель­ ности под руководством взрослого вследствие того, что действия направляются не возникающими в си- туации побуждениями, а взрослым, которому моти­ вация (сотрудничества с ним, игровая, познаватель­ ная) как бы передает эту функцию. Освоение навы­ ков, позволяющих действовать независимо от непо­ средственных побуждений, становится основой для способности человека произвольно регулировать внутреннюю и внешнюю деятельность. Об этом сви- детельствуют специальные исследования, показав­ шие, что способность к произвольной регуляции ак- тивности в онтогенезе формируется постепенно: сна­ чала как умение ребенка действовать, подчиняясь речевым командам взрослого, затем—выполняя соб­ ственные развернутые команды, и, наконец—соглас­ но свернутым распоряжениям самому себе на уровне внутренней речи'.    Отметим, что формирование этой особенности психики человека тоже опосредствовано языком—имен­но речь служит универсальным средством, при по-мощи которого человек овладевает собственными психическими процессами и поведением. Вооружение человеческой психики «образом ми­ ра» и особенно способность к произвольной актуали­ зации отражаемого в нем содержания способствова­ ли видоизменению и развитию особого внутреннего структурного образования—субъекта. Это образова­ ние представляет собой онтологически трудноулови­ мую (см. Кон, 1978, 1981), но функционально отчет­ ливо проявляющуюся регулирующую инстанцию, ко­ торой в образе открываются, с одной стороны, моти­ вация в виде побуждений к целям, с другой—усло-

' «. Корни произвольного действия следует искать в тех формах общения ребенка со взрослым, в которых он сначала выполняет инструкцию взрослого, постепенно формируя способ­ность выполнять в дальнейшем и свои собственные речевые инструкции» (Лурия 1957. С. 3; см. также Запорожец, 1960. С. 266—338, Лурия, 1979. С. 116—134; Тихомиров, 1958).

                        21


вия достижения этих целей, в том числе собственные возможности действия, и самое общее назначена которой состоит в организации их достижения. Речь идет об инстанции, которая У. Джемсом называлась «Я» как «познающим элементом в личности» (1911   С. 164), 3. Фрейдом—«Я», или «это» (1924; Hart- mann, 1959).      Развитие субъекта в условиях человеческой пси­ хики определяется прежде всего тем, что расширен­ ные возможности отражения крайне усложняют со­ став и характер одновременно действующих и часто взаимоисключающих побуждений. В результате субъ­ ект оказывается в ситуации хронического, так ска­ зать, выбора не только способа достижения целей, но и самих целей, а это значит, что он становится «хозяином» не только инструментальных  психиче­ ских функций и аппарата решения задач, но частич­ но и мотивации, которая распадается на принятую им и непринятую, желательную или нет. Поле активности субъекта при наличии «образа мира»—не отдельная ситуация, а вся предстоящая жизнь, и подобно тому как дочеловеческий субъект пытается учесть все возможности конкретной ситуа­ ции для того, чтобы максимально экономным спосо­ бом обеспечить удовлетворение актуализировавшей­ ся потребности, так и человеческий субъект пытает­ ся сориентироваться в «ситуации» своей жизни, что­ бы выбрать такой ее способ, который удовлетворял бы, тоже оптимально, всю совокупность потребно­ стей. В данном аспекте личность человека является продуктом развития субъекта. В заключение этих вводных замечаний о специ­ фике социально развитой психики следует подчерк­ нуть, что в них речь шла только о познавательном отражении, к тому же только о наиболее общих его особенностях. Среди них можно отметить способ­ ность к расширенному отражению в контексте «об­ раза мира», в своем высшем проявлении обнаружи­ вающуюся в качестве феноменов осознавания, и возможность отражения любого содержания незави­ симо от конкретно воспринимаемой ситуации, при­ чем с произвольной регуляцией этого процесса субъ­ ектом. В последующем обсуждении мотивации чело­века при ссылках на специфику отражения им дей-

                        22

ствительности будут иметься в виду прежде всего эти особенности. В начале этого обсуждения ознако­мимся с основными феноменологическими проявле­ниями мотивации в человеческой жизни. Это должно способствовать конкретизации обсуждаемых вопро­сов и предварительному обозначению терминов.

 

РАЗНООБРАЗИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Существующие концепции мотивации различают­ся не только теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит объектом исследования, поэтому в мнениях о том, что состав­ляет мотивационную сферу человека и что должна объяснять психология мотивации, желательного един­ства нет2. Правда, эти мнения обнаруживают также некоторую зону согласия и расходятся в основном бо­лее или менее расширенным пониманием этой сферы помимо центрального, общепризнаваемого феномена. Обычно и прежде всего к мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность: обобщенные и более конкретные жизненные цели, ра­ди которых человек учится, работает, воспитывает детей, увлекается путешествиями—словом, достиже­нию которых он посвящает свою жизнь3. Полагается, что все, совершаемое человеком — как различные ви­ды систематической деятельности, так и множество заранее не планируемых и зависящих от обстоя­тельств ежедневных действий — имеет свои мотива-ционные основания; когда он, скажем, по дороге останавливается, чтобы на что-то посмотреть, отве­тить на вопрос прохожего или привести в порядок


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!