Письма и дневник Петра Васильевича Киреевского 24 страница



 

8 августа 

Провел день дома по причине простуды.

 

9 августа 

Так же. Почти ничего не мог делать, потому что в мыслях лежит письмо, которое написать не соберу ума.

 

10 августа 

Барский.

Вине[261].

Облеухов.

 

11 августа 

Отец Вассиан.

Молебен у Трех Радостей.

Старуха в церкви плачет громко об сыне, которого несправедливо отдают в рекруты за чужое семейство, а между тем не хочет идти нынче просить о нем губернатора, потому что с горя выпила.

Опекунский совет.

Сестра Маша.

Письма из деревни. Всенощная.

Начал писать к Пфёлю.

Как вся обедня выражает одну мысль о спасении мира посредством таинства воплощения Сына Божия, — так всенощная вся проникнута мыслию о Святой Троице и ее таинственном отношении к созданию и человеческому разумению.

 

12 августа 

Vinet.

Пфёль.

Прогулка к Opit. карт <?>.

Рейнгардт.

Немецкий пастор читает прекрасную молитву.

Русскому священнику, что бы сердце ни говорило, как бы ни взывали ему обстоятельства жизни особенным криком нужды и страданья, — ему нельзя отозваться на них особенною молитвою, горячею, прямо из души и из жизни изливающеюся. Он может молиться только по книге молитвами, наперед заученными, оттого особенно, что живой язык по-русски, а молитва по-словенски. Оттого никакое положение души русского человека уже не может иметь своего особенного голоса к Богу. Но только ли это правда, что молитва наша должна быть только по-словенски?

 

13 августа 

Жена приобщалась вместе с Сережей, Машей и Колей.

Были у Гааза. Он умирает. Мы видели его в том положении, в каком он находится уже трое суток: облокотивши голову на руки, сложенные крестом на столе. Ни жалобы, ни вздоха, ни даже движения малейшего. Видно, однако же, по положению тела, что он жив и не спит. Недвижимость душевного спокойствия, несокрушимого даже страданьями смерти. Удивительно много было у этого человека прекрасного, скажу даже — великого в его безоглядном человеколюбии, несокрушимом спокойствии. Это спокойствие могло происходить только от крайней, отважной решимости исполнять свои долг во что бы то ни стало. Господи! Удостой меня этого прекрасного спокойствия. После обеда был у маменьки.

 

14 августа 

Обедали рано, чтобы поспеть к вечерне в собор.

Приехал за время, но должен был уехать прежде начала от чрезмерной тесноты и от слишком усердной полиции.

Потом был там же у всенощной в Успенском соборе. Господи! Буди милостив мне, грешному и недостойному рабу Твоему.

 

15 августа 

Был у обедни у Трех Радостей.

Ввечеру у Жуковской[262].

Неустройство моей внешней жизни: хозяйства, домашнего порядка, кабинетных занятий, воспитания детей — все это происходит от неустройства моих внутренних сил. Внешнее только отпечаток, зеркало внутреннего. Если бы Господь исцелил мою внутреннюю расслабленность, слепоту, уродливость и бедность, тогда вместе с тем, может быть, и внешняя жизнь моя получила бы здоровую цельность. Господи! Буди милостив мне грешному!

 

16 августа 

Был у обедни.

Кроме того день прошел пусто и без всякого следа для сердечной и умственной памяти.

 

17 августа 

Был у Чаадаева.

Работал над письмом.

Корнилов.

Наталья Петровна была у митрополита.

 

18 августа 

Работал над переводом Зедергольма из «Филокалии» о Максиме Исповеднике. Зедергольм возвратился из Оптина уже не Карлом, но Константином и в состоянии блаженства. Он говорит, что скит показался ему земным раем. Два раза говорил он, что жизнь монашеская показалась ему самою благополучною. Он проникнут чувством благодарности за любовь, которую нашел там. «Я почувствовал там в первый раз, — говорил он, — что у меня есть семья». Батюшка был сам его восприемником. Все прежние связи его, кажется, должны будут разорваться. Протестанты хотя проповедуют терпимость, однако же самые отчаянные фанатики. Потому что их религия не вера, а партия. Жить в семье своей уже он не может. Желает уехать куда-нибудь подальше, особенно желал бы в Киев. Отец не дал ему благословения. Он считает его сумасшедшим оттого, что он чувствует необходимость принять наше исповедание, а между тем, говоря это сыну, он сам в глазах его невольно представляется ему тоже сумасшедшим, потому что не видит и не чувствует этой необходимости, которую каждый человек с здравым разумом должен, по словам его, должен видеть и чувствовать.

Нынче опять испытал я видимый знак милости Господней. Милосердие Господне, несмотря на греховность и недостоинство наше, щадит нас и милует.

Ездил смотреть пожар. Простоял там до 1 часу. Народу было очень много, почти вся Москва, и всех больше всего занимала кошка, которая бегала по кровле.

 

19 августа 

Поутру ездил к секретарю.

Потом работал над Максимом Исповедником.

Потом с греческим подлинником прочел несколько страниц Марка Подвижника. Перечел превосходную, удивительную проповедь митрополита в день Алексея митрополита[263] на текст: Весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся[264]. Митрополит доказывает, что та же чудотворная сила, которая исходила от Господа Иисуса во время Его пребывания на земле, и теперь исходит на прикасающихся Ему, ибо Он и теперь неразлучно, и обещал не оставлять нас до конца века. Апостол Павел видит и свидетельствует, что Сын Божий носит всяческая глаголом силы Своея [265], что мы в Боге живем и движемся и есмы [266], что Он дивным образом приближается к нам, да поне осяжем Его и обрящем, яко не далече от единого коегождо нас суща [267] (Деян. 17, 27, 28).

К Евреям. 1, 1 – 4: Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Его же положи наследника всем, Им же и веки сотвори. Иже Сий сияние славы и образ ипостаси Его, нося же всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе о десную престола величествия на высоких, толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя [268].

2 Кор. 13, 5: Себе искушайте, аще есте в вере: себе искушайте. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусны есте [269].

2 Кор. 12, 8–9: О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене, и рече ми: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается. Сладце убо похвал юся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова [270].

 

20 августа 

Читал прекрасное наставление святого игумена Назария. Нужно будет еще перечесть его. В его слове есть сила действующая.

Ездил к Пфёлю и не застал его дома.

Облеуховы.

Качалова.

Зедергольм.

Journal dcs Débats[271].

 

21 августа 

Читал описание Сарова.

Опять ездил к Пфёлю.

Строганов.

Встретил Облеуховых.

Был у Жуковской.

Кошелев.

 

22 августа 

Встал поздно.

Пфёль.

Делал лекарства.

Неандер.

Вечер сидел с женой.

К Колос. 3, 1–2, 14–15: Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос о десную Бога седя: горняя мудрствуйте, (а) не земная… Над всеми же сими (стяжите) любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, о оньже и звани бысте во едином теле: и благодарни бывайте [272].

 

23 августа 

Выписал из Послания к Колоссянам.

Зедергольм.

О Святой Троице.

Чаадаев.

Луи Наполеон — лучший толкователь русской истории.

Был у маменьки смотреть невесту Попова[273].

Разговор с Самариным.

Кошелев о «духах», об отношении вещественных действий к миру духовному.

О деторождении и о монашестве.

 

24 августа 

Просидел у Кошелева с Самариным до 3 часов утра. Воспоминание о Рожалине.

 

25 августа 

Все утро ходил отыскивать портфель.

Вечером к Шевыреву с Зедергольмом и Филипповым. Там слушал рассказы о Гаазе служившего с ним доктора Собаковского.

 

26 августа 

Именины жены.

В. К. Шультен.

Шевырев.

Дети Жуковского.

Рейтерн.

Зедергольм.

Письмо от Васи.

Маменька с сестрою.

 

27 августа 

Шультен.

Зедергольм.

Вассиан.

Зубная боль.

 

28 августа 

Зубная боль.

Revue des deux Mondes[274].

Письмо от Ивана Андреевича.

Самарин и шахматы до 3 часов.

Зубная боль у Сережи.

 

29 августа 

Виделся с Зедергольмом.

Был у обедни.

Ездил к Неч.[275] и не застал его.

Сидел с женой.

Ввечеру <зачеркнуто>.

Когда мы встретим человека с какою-нибудь порочною наклонностию и думаем: как бы исправить его? Нельзя ли вразумить его? Нет ли случая представить ему всю дурную сторону его порока? Если же советы наши не убедят его, то нельзя ли содействовать к тому, чтобы он пришел в такое положение, в котором не имел бы возможности предаваться своей склонности, где бы удерживала его и затруднительность обстоятельств, и страх стыда людского? И между тем как мы так заботимся об исправлении близкого, внутренний голос говорит нам: «Вникни и себя самого, нет ли в тебе тоже или такой же наклонности?» Если только внешние обстоятельства мешают тебе предаться ей, а при других условиях ты сам готов бы был искать благополучия в ее удовлетворении, то напрасно ты будешь проповедовать другому. Твоя проповедь будет суха, жестка, неубедительна и бессильна. Хотя бы даже он и согласился умом своим с твоими словами, но это согласие будет бездейственно на его волю.

Но прежде чем учить ближнего, исправь себя в самом корню своего сердца или, правильнее сказать, проси у Всемогущего исправления себе и старайся всеми силами получить его, — тогда ты почувствуешь, что благополучие человека лежит выше страстных влечений; тогда душа твоя будет согреваться мыслию об этом высшем благополучии и слова твои будут действительны на сердце ближнего твоего, сочувственно возбуждая в нем любовь к тому, что хотя невыразимое, но понимается из целого бытия человека. Если же ты сам в глубине души своей еще не понял, что есть что-нибудь желаннее удовлетворения твоей страсти, то перестань думать об исправлении ближнего твоего. Этот ближний, которого нужно исправить, ты сам. Исправив себя, исправишь его этим самым действием. Забывая же свои недостатки и желая избрать роль спасителя над душою другого, ты только льстишь своей гордости и своему самомнению и заботишься об нем не из любви к нему, а из уважения к своим собственным достоинствам, которые в самом деле все заключаются в твоей внутренней слепоте.

 

30 августа 

Был у обедни.

Рейтерн.

Кошелев.

Писал об училище.

 

31 августа 

Читал Vinet.

Писал об училище[276].

Зедергольм.

Боль в животе.

 

1 сентября 

Чиновник из палаты.

Ездил в палату.

Газеты.

Молебен.

Чаадаев.

Маминька.

 

2 сентября 

Vinet.

Кошелева.

Вечер внизу.

Лег поздно.

Шахматы.

 

3 сентября 

Вине. Много у него таких мыслей, которые я почитал своею исключительною собственностию, а между тем они уже были сказаны им тому 10 лет и, что еще для меня удивительнее, не произвели никакого заметного действия на современное мышление. Может быть, та сила, которую я в них чувствую, лежит не в них отдельно, но в цельной совокупности всего воззрения, к которому они принадлежат. Многое у него сказано прекрасно. Другое слишком нарядно. Для характера степенного излишняя изысканность украшений не к лицу. Светлое не то, что яркое. Прекрасное унижается изукрашенностью. Светлая радость христианина возникает из молитвы: она блестит, но только в слезе умиления, а не в мишуре жизненной прихоти.

 

4 сентября 

Встал поздно, потому что ночью до 3 часов лечил Наталью Петровну.

Кошелев.

Монах из Кожеезерского монастыря[277].

Потулов.

Две истории о двойном следе.

Раскрытие мощей Феодорита[278].

 

5 сентября 

Наш процесс.

Письмо от Плахова.

Ездил с женой искать подарка для Жуковской.

Ввечеру был у Жуковской.

 

6 сентября 

Был у обедни.

Кутуков.

Был у Кошелева. Он читал мне некоторые свои замечания о книгах и другие мысли. Он пишет свое суждение о тех книгах, какие читает. Прекрасная привычка. Но в таком деле лучше суждения самое изложение книги. Кошелев выучился прекрасно писать.

Потом были у маменьки и от нее получили «Странствующего жида» Жуковского.

 

7 сентября 

Был в Губернском правлении.

Потом целый день занимался нашим процессом. Скучно и пусто. Человек пустой — это тот, кто значительность жизни проморгал, или прозевал, или прокутил, или прохвастал, или проспал, или прокурил, или промотал.

 

8 сентября 

Был у обедни.

Письмо к Осину.

Читал «Агасфера», читал с сердечным восхищением, и хотя сказка основание этой поэмы, и сказка нелепая, у нас даже не народная, — однако к этой сказке положено столько прекрасного, столько истинного, что ее нельзя читать без глубокого умиления. Завязка внешняя осталась необъясненною. Для чего Агасфер сходится с Наполеоном — до сих пор непонятно. Но внутренняя завязка, кажется, заключается в том, чтобы представить, как благодать мало-помалу проникает в душу, оттолкнувшую ее сначала. Агасфер представляет человека вообще, обращающегося к Богу. Но в конце поэмы состояние души его представляет, кажется, личное, собственное состояние души его поэта, и тем еще драгоценнее для нас, особенно когда мы вспомним, что последние строки были диктованы в последние дни его жизни. Вечер был у Кошелевых.

 

9 сентября 

Ездил утро по делам.

Читал Vinet.

Ходил после обеда.

Зедергольм.

Читал Vinet.

 

10 сентября 

Был у Жуковских.

 

11 сентября 

Ездил к священнику Беневоленскому.

Осматривал вместе с Жуковскими церковь Василия Блаженного.

Корректура Исаака Сирина.

 

12 сентября 

Ходил пешком к Шевыреву.

Корректура.

 

13 сентября 

Был у обедни.

Vinet.

Жуковская. Она рассказывала нам со всеми подробностями свое первое знакомство с Жуковским до самого замужества. Очень интересно. Истина ее рассказа подтверждается тем, что он совершенно, даже во всех мелочах, совпадает с тем, что Жуковский писал о себе и о своем знакомстве с нею в большом окружном письме, которое он прислал в Россию к своим друзьям тотчас после своей помолвки[279].

Оба рассказа друг друга объясняют и дополняют. Особенно из ее рассказа можно было узнать то, что, видевши Жуковского, пока сама была еще ребенок, уже мечтала об нем как о своем суженом. Потом эта мечта ее дошла до страстного состояния, так что прежде чем кто-нибудь заметил в ней это чувство, она уже твердо себе положила: быть его или ничья. Потом, когда она в первый раз говорила об этом с своею матерью, то это было в то самое время, когда Жуковский говорил о своем чувстве к ней ее отцу, — за несколько тысяч верст, то есть в Петербурге. Кроме этой истории рассказывала она еще подробности о предсмертном видении Жуковского. Это было в ту минуту, когда их дети приобщались, а он сам готовился приобщиться. Он видел, как сказывал ей, Самого Господа Иисуса Христа подле детей. И с тех пор , — прибавил он, — я нахожусь у ног Его . С этой минуты его тоска и беспокойство кончились. Он до конца уже был спокоен. О видении же своем сказал еще, что желал бы поговорить об этом с кем-нибудь, кто имеет в таких вещах опытность . И после говорил об этом со священником, приобщавшим его.

 

14 сентября 

Был у обедни.

Vinet.

Ходил гулять вместе с Натальей Петровной. Видел печальную свадьбу.

<зачеркнуто>, которая есть естественное следствие ложного положения в жизни. Ложное положение дает ложное настроение духа, которое в другом положении заставляет ложно действовать и чувствовать и даже ложно видеть вещи. Человек запутан и потому не видит, когда неправ сам, а думает, что терпит от других то, что явно его собственное дело.

 

15 сентября 

Письмо к Васе.

Свербеев.

Несвицкая.

Vinet.

 

16 сентября 

Доверенность.

Вечер у Жуковской. Замечательный альбом венских живописцев. «История Церкви Ветхозаветной и Новозаветной в 12 картинах» живописца <неразб.>.

1-я . Пресвятая Троица. Каждое из Божественных лиц изображено в виде человека на верхней половине листа. На нижней же половине под каждым лицом — Ему особенно приписываемые действия Божества. Под изображением Бога Отца — сотворение мира, то есть первая чета людей перед деревом добра и зла, говорящая с змием. Под изображением Бога Сына — Распятие. Под изображением Духа Святого — сошествие языков. Дух Святой изображен в виде мужа сидящего. Вокруг главы его сияние из огненных языков. Мантия застегивается изображением голубя. Самая неудачная из всех картин.

2-я . Патриархи: Адам и Ева, Енох, Ной, Мелхиседек, Авраам, Исаак и Иаков. Все идут одни за другим. Ева обращается назад, назади видит вдали за собою грядущего Искупителя.

3-я . Иосиф, Аарон, Моисей, Иисус Навин, Гедеон, Самсон, Самуил.

4-я . Пророки. Особенно замечательно лицо Исайи.

5-я . Сивиллы, пророчившие об Искупителе. Лица странные, безобразно вдохновенные.

6-я . Благовещение.

7-я . Час рождения Искупителя: ангел возвещает пастухам: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение [280]. Ангел в виде юноши. Небеса исполнены ангельских ликов, едва заметных, как бы облака.

8-я . Следы действий Спасителя на современную Ему историю: волхвы с звездою; Иоанн Креститель, вифлеемские младенцы, распятие.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!