Глава 2. Виргиния Калинаускене 4 страница



В.: Когда этот кризис произошел?

Н.: Лет десять — двенадцать назад.

В.: То есть, как раз в разгар послеперестроечного времени, когда вся эта экстасенсорно-магическая братия начала появляться на широкой публике. И книжки первые пошли, — помните, — Мартынов, Шри Ауробиндо?

Н.: Да, но меня это уже не привлекало. Однажды мы с мужем гуляли по Петроградской и в одном книжном магазинчике мой взгляд упал на книгу некоего Шри Махарши, которая стоила по тем временам бешеные деньги — рублей девять, по-моему, — я открыла ее на одной из страниц и прочитала: «...если ты хочешь познать мир, то познай сначала самого себя, а потом уже задавай вопросы, если они останутся». Я купила эту книжку и когда прочитала, поняла, что, собственно, купила я ее ради одной этой фразы, — чего-то еще мудрого я там не нашла.

Потом прошло года два. И тогда появилось Рейки. Только после того, как я туда пришла, вся каша, которая сложилась у меня в голове, начала постепенно разгребаться.

В.: Каким образом?

Н.: Практика, практика, практика... Отбрасывание всего лишнего и ненужного.

Вот собственно и вся внешняя канва моей судьбы. Я уже девять лет в Рейки, мне это не надоело до сих пор.

В.: Почему именно Рейки послужило выходу из кризиса и тому, что в вас все упорядочилось?

Н.: Тут нужно уже пояснять, что такое Рейки.

В.: Давайте попробуем. У большинства людей, слышавших это слово представление примерно такое, что кто-то кому-то накладывает руки на разные части тела, "течет" некая "энергия", за счет чего организм в некотором роде исцеляется. То есть, преобладает представление о Рейки, как о разновидности целительской деятельности.

Н.: К сожалению да, именно так многие и представляют себе Рейки. Хотя, когда я начинала учиться, моя система представлений была подобной. Я представляла, что я накладываю руки на человека и что-то в нем происходит, гармонизируется.

В.: При этом, чтобы грамотно накладывать руки и что-то при этом действительно происходило, нужны разные степени инициации.

Н.: Без инициации это, к счастью, не работает.

Очень сложно описать словами, что же при этом происходит. Да, начнем с того, что Рейки работает действительно, как целительская практика. Лично мне оно позволило освободиться от многих довольно запущенных и серьезных заболеваний. Моим близким — тоже. Но, Рейки все таки не только и не столько целительство, сколько духовный путь, хотя большинство людей зацикливается и останавливается только на целительском аспекте. И, в принципе, этого вполне достаточно тому, кто хочет только оздоровления организма. Мне хотелось большего. Меня тянуло в области изменения картины мира, творчества, нахождения смысла, постижения себя. Рейки дает эту возможность.

В.: Все-таки мне пока непонятно следующее: до вашего кризиса, вы прошли, пусть, как вы говорите, неглубоко, через несколько видов практик, в которых так или иначе затрагиваются ценностные и смысловые струны жизни. И в йоге, и в Антоновской системе были возможности для таких сущностных постижений, для духовного развития.

Н.: Тогда нужно достаточно точно определиться со словами «духовное развитие», потому что многие люди понимают их по-разному. Я не хочу брать на себя ответственность в точном определении этих слов.

В.: Давайте тогда будем говорить не о точных определениях, а о вашем опыте, о вашем восприятии.

Н.: Во-первых, я думаю, что духовность никак не связана с накапливанием какой-то информации, тем более информации из книг. Всякие религиозные догматы не имеют отношения к духовности. Духовность, это когда Дух присутствует во всех проявлениях твоей жизни, присутствует во всех отношениях между людьми, причем, чем ближе люди, тем в большей степени. Не так уж сложно помочь в каком-то вопросе человеку постороннему и при этом напрочь вытеснять все, что происходит в твоей собственной семье, где, например, полный разлад и непонимание.

В.: Как это проявляется в вашей жизни?

Н.: Очень просто, с самых азов. Для меня очень важно налаживать глубокие, искренние и доверительные отношения с близкими мне людьми, не закрывать глаза на то, что неприятно во мне для других. Это ежедневная, достаточно скурпулезная внимательная работа. Именно работа, потому что в отношениях легко выйти на какие-то стереотипы, соскочить с обнаженного нерва глубины и доверия, поэтому в этих отношениях я стараюсь сколько возможно держать внимание на пределе активности. Это не всегда получается, что переживается тяжело и дает толчок к новому качеству отношений. Мне кажется, что мне удается вкладывать дух, духовность, в мои отношения с близкими, с детьми, с родителями. А было время, когда в моей семье возникали серьезные проблемы разобщенности и непонимания.

В.: Что дальше? Я имею в виду — за отношениями?

Н.: Умение ценить это все, не вмешиваться в жизнь других людей. Не причинять людям "добра", то есть, собственно, того, что ты считаешь добром для них.

В.: Расшифруйте поподробнее.

Н.: Когда я смотрю с позиции своего опыта на какие-то ситуации, возникающие у моих детей, я вижу как, например им нужно поступить, чтобы все прошло гладко. Но, в тоже время я знаю, что если они не переживут то, что будет результатом их собственного выбора, если они не переживут своих собственных ошибок — они ничему не научатся. И вот умение вовремя остановиться и не заставить их прожить мою жизнь вместо их собственной — это как раз и есть «не причинение добра».

В.: Наташа, расскажите пожалуйста об опыте своих каких-то глубоких переживаний.

Н.: Такие переживания случаются, но рассказывать я о них не буду.

В.: Из-за чего? Обычно подобные описания пробуждают мотивацию у читателя к собственным поискам и практике.

Н.: У каждого свои переживания. И у каждого свое восприятие даже очень простого опыта, не говоря уже об опыте переживаний, случающихся в процессе созерцательных и медитативных практик. Да и слова трактуются настолько по-разному. Если я скажу, что я попала в состояние медитации, вряд ли кто-то меня поймет адекватно. Не говоря уже о более глубоких вещах.

В.: Я почему об этом так настойчиво спрашиваю: именно переживания, даже чужие, могут служить для многих людей отправной точкой, либо маяком, к которому человек начинает двигаться, попадая при этом в свои переживания. Вот человек, к примеру, прочитал о каких-то переживаниях Кастанеды, — он никогда ничего подобного не переживет, потому что у Кастанеды своя жизнь, а у него своя. Но, прочитав, ему захотелось попробовать и — вдруг случится свой путь.

Н.: Влад, здесь есть целая проблема. Я вообще не понимаю, что можно вынести из моей достаточно простой и заурядной жизни, и я ни в коей мере не стремлюсь к известности. Когда вы позвонили я согласилась побеседовать только из-за желания поддержать тех, кто стремится к изменениям в своей жизни. Но, перебирая свой опыт я не могу выделить в нем что-нибудь яркое или потрясающее. Весь мой опыт очень простой, а жизнь достаточно сложная, хотя я знаю людей, чей жизненный путь намного сложнее моего. И кроме того, я не хочу, чтобы у читателей возникло впечатление, что те переживания, которые со мной случались, есть цель Рейки или какие-то неотъемлемые составляющие этого пути.

В.: Здесь я не удержусь и расскажу маленькую притчу, которую мне поведал недавно Александр Павлович Марьяненко*. Это притча про китайца и павлина. Даже не столько притча, сколько зарисовка. Вот есть павлин, — он яркий и замечательный, у него шикарный хвост, очень красивое оперение и люди приходят специально посмотреть на него. И есть китаец, который этого павлина содержит. Китаец скромен и незаметен. Он ходит в стареньком сером халате. Он всячески служит павлину — убирает за ним, кормит его, чтобы павлин был еще здоровее и красивее и людям было приятно на него смотреть. Так вот — у китайца есть новый красивый халат, но он его не одевает, дабы не отвлекать зрителей от павлина. И реально действующая фигура в этой паре — не павлин, а все-таки китаец, — он создает ситуацию, он через служение павлину дарит людям красоту, сам оставаясь в тени...

* О нем см. второй том, глава «Александр Марьяненко»

Мне, кстати, сейчас интересны не «павлины», а «китайцы», поэтому я и попросил вас об этой встрече.

Н.: Я, в свою очередь, могу сказать, что Рейки — это действующая фигура, а я только Мастер Рейки. Несмотря на то, что я знаю и умею еще кое-что. Каждый Путь по своему хорош. Чем оказался для меня хорош путь Рейки? Прежде всего тем, что мне никто там не убеждал в том, что я чего-то должна увидеть или почувствовать, как это часто бывает на многих занятиях, семинарах, в разных системах преподавания. Меня никто не заставлял ничего делать и ничего представлять себе. Приветствовалось всегда то, что есть на самом деле, не то, что представляешь, а то, что реально чувствуешь и то, что реально происходит. И мне как-то очень быстро удалось почувствовать и увидеть результаты работы Рейки. Может быть, потому что первая женщина, с которой я работала, была раковая больная и она жива до сих пор, хотя тогда она была уже между жизнью и смертью.

Потом уже открылись мне вещи, которые за целительством. Конечно, подобралась я к этому не сразу. Конечно, я не сразу научилась не примешивать к тому, что происходило, какие-то свои прежние знания, представления и догадки. Не сразу я научилась просто давать Рейки, понимаете, — просто. В этом-то все и заключается, вся глубина, когда ты научаешься просто давать то, что идет. Без всяких ожиданий, моделей, знаменитых аффирмаций, которые пытаются к этому процессу приплести. Поэтому-то я и не хочу говорить о переживаниях и поэтому это самое «просто» есть самое сложное для описания. Сама практика сводилась к тому, чтобы научиться все делать просто. Потом за глубиной этого «просто» всплыло очень много интересного и неописуемого. Как это объяснить людям в словах — я не знаю. Как объяснить то, что произошло, когда я первый раз влетела в это состояние «просто»? Слов для этого у меня нет. Называть это расхожим «здесь и сейчас» мне тем более не хочется, — и заезженно, и ничего не объясняет, а только запутывает.

В.: Я прекрасно понимаю сложность передать это словами, но всякий раз хочется подобраться к этому хотя бы меткой метафорой.

Н.: Может быть когда-нибудь это и получится.

Еще о Рейки я могу сказать, что оно помогло мне полностью изменить судьбу в самом объемном смысле этого слова. Прежде всего — появились колоссальные силы, чтобы изменения в судьбе стали возможны.

В.: Что стоит за словами «изменения судьбы»? Это ведь тоже из тех расхожих выражений, в которые кто вкладывает смысла на копейку, а кто на миллионы...

Н.: Вот-вот. Когда о том, как же изменилась моя судьба, меня спрашивали ученики, я нашла для ответа такой образ: всю свою прежнюю жизнь я была похожа на прыгающий мячик. Этот мячик прыгал особенно весело, когда его пинал кто-то другой. А вот после Рейки этот мячик научился прыгать сам по себе, только тогда, когда он хочет прыгать. Изменилось мое восприятие мира, своей и не только своей жизни, отношение к себе.

В.: Давайте, чтобы избегать общих слов я буду задавать каверзные вопросы-вставки. Итак: отношение к себе изменилось от какого до какого?

Н.: От того, что раньше я жила только ради других, до того что я научилась значительную часть жизни посвящать себе самой. Кроме того, я поняла одну фундаментальную для себя истину: любой разговор с живым человеком важнее для меня и интересней, чем много томов самых авторитетных изданий.

Однажды по телевизору показывали старого дагестанца, который прожил сто двадцать лет. И он говорил какие-то очень простые и, вместе с тем, очень мудрые вещи. Например, о том, что человек не должен быть как тяпка, которая все под себя да под себя, а должен быть как двуручная пила — и себе и людям. Вот можно сказать, что я сейчас приближаюсь к состоянию "двуручной пилы".

В.: Можно ли сказать так, что в вашей жизни становится все больше и больше простоты? Причем в этой самой простоте и есть то самое — обыкновенное чудо. И это-то и есть действительно магия, а не фокусы.

Н.: Можно так сказать. Но это гораздо шире и объемнее. Простота жизни — обозначение хорошее, но в чем-то недостаточное.

В.: Я понимаю, но не получается сказать точнее. Мы здесь на той грани, где любые слова не точны. Можно еще сказать, наверное так, что произошел переход от многоумности к простой житейской мудрости.

Н.: Даже еще проще — к самой жизни.

В связи с тем, куда вырулила тема нашего разговора, я хочу рассказать притчу. У одного суфия спросили: «Как вы себя чувствуете?», на что он ответил: «Я чувствую себя, как человек, который проснулся сегодня и не знает, умрет ли он сегодня или нет». Ему возразили: «Как же так? Это же проблема для всех людей». «Да, — сказал суфий, — но все ли это чувствуют?» Вот — не думание о жизни, а чувствование, проживание жизни...

В.: А был ли момент некого «фазового перехода» от старого качества жизни к новому? Или все произошло постепенно, как накопление опыта нового качества?

Н.: Скорее, накопление опыта нового качества. Я не могу выделить какой-то поворотный момент, когда количество перешло в качество. Было несколько пиковых моментов, когда входишь в комнату, где прожил много лет и вдруг видишь ее совершенно по-новому. Комната осталась прежней, но в тебе что-то изменилось, в восприятии.

Конечно, мы знаем, что мы живем, конечно мы знаем, что жизнь проста в своей сути, но знаем мы это на уровне информации, ума. А вот чувствовать это и действительно знать — совсем другое дело. Для меня знание и информация — совершенно разные понятия. Информацию можно накапливать сколько угодно, но один раз пережив что-то вы получаете настоящее знание. По крайней мере, для меня это происходит так.

В.: А вот только ли Рейки виной тому? А то получается, что все дело в Рейки — давайте все подадимся в Рейки и тогда начнем Жить!

Н.: Да, я поняла то, что вы хотите сказать. Есть масса других путей и они не хуже Рейки. Так случилось, что мою жизнь открыло именно Рейки. У других людей это может произойти совсем по-другому.

Во многих духовных путях эта энергия известна и используется. И сам способ целительства руками знаком многим Традициям и практикуется на разных этапах обучения. Где-то сначала нужно было очень сильно продвинуться, чтобы тебя научили, как лечить руками, а здесь наоборот, сначала, на первой ступени, человек получает возможность исцелять руками и вместе с тем идет его духовное развитие. Я не думаю, что Рейки лучше других практик и в Рейки быстрее человек подходит к какому-то духовному постижению. Нет. Просто это так случилось для меня. В силу чего — не знаю.

Еще очень важным, что открылось мне в Рейки, я считаю возможность смотреть на луну, а не на палец, который на эту луну показывает. Хотелось бы, чтобы люди интересовались бы не Учителями, а тем качеством жизни, которому эти люди учат. Учителям приписываются какие-то невероятные свойства, которые зачастую уводят людей от самого учения.

В.: Да, это вот сотворение кумира из Учителя — явление повальное и увы, имеющее глубокие корни в человеческой психике, так что тут словами не поможешь, — только упорная практика и дерзновение дает возможность перевести взгляд с пальца на луну.

Н.: Мне вспоминается еще одна притча про женщину-суфия, которую звали Рабия. Как-то раз она сидела у костра и к ней подошел какой-то известный мистик. Он предложил ей прогуляться по воде, посидеть на середине озера и побеседовать о духовном. Рабия ответила, что не обладает такой способностью и в ответ предложила этому человеку взлететь на облако и, сидя там, поговорить о духовном. Тогда он сказал, что не обладает такой способностью. Рабия сказала: «Свободно перемещаться по поверхности воды могут некоторые насекомые, летать умеют птицы, но ни то, ни другое не имеет никакого отношения к духовности. Поэтому садитесь просто к этому костру!»

Есть, конечно способы и пути развития в себе каких-то сверхъестественных способностей и навыков. Но для меня важны не они, а путь внутрь, к источнику, к «я». Может быть, мне повезло с Учителем, поэтому именно Рейки оказалось для меня таким путем.

В.: А у кого вы учились?

Н.: Его имя Фокке Бринк. Он голландец. Тогда, в начале девяностых, он жил в Швейцарии, потом в Германии, сейчас в Греции. Он очень часто приезжал в Россию.

Вообще, Мастерство в Рейки это не конечная точка. Это как раз самое начало. С этого и начинается действительно путь Рейки. И он очень непростой.

В.: Что происходит, когда идешь этим путем?

Н.: Если бы это можно было так вот взять и выразить словами! Вот какие-то вехи жизни, события еще как-то можно описать, а внутреннюю работу. Сказать, что это соединение внешнего и внутреннего мира? Это будет неточно и неправда. Наверное, просто неотделение себя от жизни вообще, но сколь многое таится за этими простыми словами!

В.: Правда, я понимаю, что это почти невозможно описать.

Н.: Образно можно сказать еще так: стать Мастером легко, а вот быть Мастером — очень сложно.

В.: Поясните эту мысль.

Н.: Для того, чтобы стать Мастером нужно учиться. В процессе обучения возможны ошибки, на них, собственно, многому учишься. Если же ты стал уже Мастером, то ты все время должен жить тем, чему учишь. Всегда. И тут ошибки и отступления уже непростительны. А сколько искушений! Например, быть не собой, а тем, что от тебя ждут люди.

Вообще, наша с вами встреча очень полезна для меня. Мне приходится искать слова или метафоры для почти невыразимых переживаний. Это ставит меня в очень сложное положение и это интересно.

В.: Большая часть действительно глубоких бесед протекает не легко. Особенно когда мы пытаемся не изображать какие-то эпатажные события, чего, например, было много в первом томе, а подойти к сути: что же, собственно, происходит и зачем. Чем сложнее для объяснения, тем ближе к сути. Но я надеюсь, что при этом все-таки может вдруг родиться хотя бы одно точное и емкое для кого-то слово, и это оправдает все наши хождения вокруг да около.

Н.: Я немного отвлеклась от вопроса о том, в чем разница между стать Мастером и быть Мастером. Не только в Рейки, — в любой Традиции, — когда человек учится, — он ищет то, что он на самом деле есть. Когда он доходит до того, что может этим искомым быть постоянно, тогда это Мастер.

Что значит быть собой? Как говорится в некоторых буддийских притчах — есть, когда хочется есть, спать, когда хочется спать. Но, это все простые аллегории. Порою хочется, например, простых человеческих отношений. А они не складываются, потому что человек видит в тебе мастера и ставит внутренне на некий пьедестал. И предъявляет соответствующие требования. Бывает наоборот, — человек требует от тебя не чего-то возвышенного, а говорит, что Мастер должен обязательно проявлять свои человеческие качества в каком-то гипертрофированном виде. Кто-то ждет от тебя чего-то очень умного, кто-то — оригинального, а при этом задача-то не зависеть от ожиданий других людей и не идти у них на поводу (а это очень сильное искушение), а быть таким, как ты есть. Для меня это было очень сложно и это то, где все время я вынуждена была быть внимательной. Тем более, когда люди смотрят на Мастера, они подмечают все, — гораздо больше и пристальнее внимание окружающих к его поведению, которое как-то истолковывается. Все это — очень мощная проверка на то, чтобы остаться собой.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!