Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 81 страница



 

Аналогичные идеи мы находим у Добжанского:

 

Самосознание и способность к предвидению принесли с собой внуша­ ющие страх плоды: свободу и ответственность. Человек чувствует свобо­ ду в себе, свободу строить и осуществлять свои планы. Он радуется тому, что он не раб, а господин, он радуется миру и самому себе. Но чувство ответственности ограничивает эту радость. Человек знает, что он отвеча­ ет за свои поступки. Он знает, что — хорошо и что — плохо. Это знание становится тяжкой ношей. Ни одно живое сушество не имеет подобной нагрузки. Человек ощушает трагическое раздвоение души. Эту раздвоен­ ность в природе человека труднее вынести, чем родовые муки (74, 1962, с. 338).


 

199


Экзистенциальные потребности человека

 

различные укоренившиеся в его характере страсти^ Ценностные ориентации и объект почитания

 

Самосознание, разум и воображение — все эти новые свойства человека, которые далеко выходят за рамки инструментального мышления самых умных животных, требуют создания такой картины мира и места челове­ ка в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью. Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться

 

утратить способность действовать целенаправленно и последователь­ но. У него не было бы возможности ориентироваться и найти точку опоры, которая позволяет человеку классифицировать все впечатления, обрушивающиеся на него. И совершенно неважно, во что именно он верит: считает ли он главной причиной всех событий магию и волшебство или думает, что духи его предков направляют его жизнь и судьбу; верит ли он во всемогущего Бога, который вознаградит его или накажет, или же в силу науки, которая способна разрешить все человеческие проблемы,

— это безразлично, просто человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций. Мир имеет для него определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с пред­ ставлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины. Даже если картина мира не соответствует действительности, она все равно выполняет некоторую психологическую функцию. Но картина мира никогда не бывает абсолютной: ни абсолютно истинной, ни абсо­ лютно ложной. Это обычно всего лишь некоторое приближение к истин­ ной картине мира, которое помогает жить. Картина мира сможет соот­ ветствовать истине только тогда, когда сама практика жизни будет избавлена от ее постоянных противоречий и иррационализма.

 

 высшей степени интересно отметить, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценност­ ных ориентаций или координат. Есть она и у каждого индивидуума. Кто-то может отрицать, что у него есть мировоззрение, кто-то может утверждать, что не нуждается в общей картине мира, что он реагирует на различные феномены и события в зависимости от того, как он их воспри1Шмает в этот миг. Но нетрудно доказать, что эти люди ошиба­ ются в оценке своей собственной философии: каждый из них считает, что это его личные взгляды, которые просто соответствуют здравому смыс­ лу. Никто из них не замечает, что все его мысли не выходят за рамки общепризнанных представлений. Когда же кто-то встречается с принци­ пиально иной жизненной позицией, он объявляет ее безумной, ирраци­ ональной или ребяческой, в то время как свою собственную позицию он считает логичной. Потребность в образовании системы отношений осо­ бенно отчетливо обнаруживается у детей. В определенном возрасте они


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!