Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 77 страница



 

Человек не может жить только как продолжатель рода, как некий образец своего вида. Живет именно ОН. Человек — единственное живое существо, которое чувствует себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя изгнанным из рая. И это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой; он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Он не


 

195


может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой, и он не знает, куда попадет, если будет двигаться дальще. Экзистенциальные противоречия в человеке постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного, живущего в ’’гармо­ нии” с природой. Это не значит вовсе, что у животного всегда счастливая

спокойная жизнь, но это означает, что у него есть особая экологическая ниша, которой соответствуют все его физические и психические свойства, такое соответствие было обеспечено всем процессом эволюции.

 

Экзистенциальное и потому неизбежно подвижное внутреннее равно­ весие человека может быть сравнительно стабильным, если ему удается более или менее адекватным способом решать свои проблемы (благо­ даря культуре, в которой он живет). Однако эта относительная стабиль­ ность не означает освобождения от раздвоенности, которая возникает каждый раз, когда изменяются предпосылки для этой стабильности.

 

 процессе становления личности эта относительная стабильность вновь и вновь оказывается под угрозой. Человек в своей истории изменя­ ет мир вокруг себя, а в этом процессе изменяет и самого себя. Его знания растут, но чем больше он узнает, тем больше сознает свое неведение. Он чувствует себя не только частью своего рода, но и отдельным ин­ дивидом, а отсюда усиливается его чувство одиночества и изолирован­ ности. Люди объединяются между собой и создают малые и большие социальные группы. Благодаря кооперации социальные общности стано­ вятся сильнее, они способны больше производить, умеют защитить себя от нападения. Они выбирают сильного лидера — а сам человек внутри такой общности меняется, он становится подчиненным и боязливым.

 

одной стороны, он достигает известной степени свободы, но одновре­ менно им овладевает страх перед этой свободой. Его умение в производ­ стве материальных благ возрастает, но одновременно сам он становится жадным эгоистом, рабом вещей, которые создал би сам.

 

 каждый раз, когда нарушается равновесие, он вынужден искать нового равновесия. И то, что некоторые называют естественным стремле­ нием человека к прогрессу, на самом деле представляет собой всего лишь попытку найти новое и максимально удобное состояние равновесия.

Эти новые формы равновесия отнюдь не всегда выстраиваются

 

одну сплошную линию поступательного развития. Нередко новые достижения приводили к регрессу, история человечества как бы двига­ лась вспять. Зачастую человек, вынужденный искать новые решения, попадает в тупик, из которого ему снова приходится выбираться всле­ пую, и остается только удивляться тому обстоятельству, что до сих пор он все-таки всегда находил какой-нибудь выход.

 

Эти рассуждения приводят нас к идее о том, как можно определить

’’природу” и ’’сущность” человека. Мне кажется, что человеческую природу невозможно определить положительно через какое бы то ни было одно главное качество, например любовь или ненависть, добро или зло. Дело в том, что человеческое существование настолько проти­ воречиво, что его можно описывать только с помощью противополож­ных категорий, которые в конечном счете сводятся к основной биологи­ ческой дихотомии между инстинктами, которых человеку недостает,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!