Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 78 страница
самосознанием, которого бывает в избытке. Экзистенциальный конф ликт человека создает определенные психические потребности, которые у всех людей одинаковые. Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшен ность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Я определяю эти психические потребности как
196
’’экзистенциальные потребности”, так как их причины кроются в условиях человеческого существования. Они свойственны всем людям, и их удовле творение необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для поддержа ния физического здоровья человека (и его жизни). Но каждая из экзистен циальных потребностей человека может быть удовлетворена разными способами. Эти различия в каждом случае зависят от его общественного положения. Различные способы удовлетворения экзистенциальных потре бностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление
|
|
|
|
справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохи зме, деструктивности, нарциссизме. Я называю их страстями, укоренив шимися в характере, или просто человеческими страстями, поскольку они в совокупности составляют характер человека (личность).
|
|
Так как мы еще будем подробнее обсуждать эту проблему, я ограни чусь здесь только тем, что скажу, что характер — это относительно постоянная система всех неинстинктивных влечений (стремлений и ин тересов), которые связывают человека с социальным и природным миром. Можно понимать характер как человеческий эквивалент животному инстинкту; как вторую натуру человека. Если у всех людей есть нечтообщее, так это ’’инстинкты”, т. е. их биологические влечения (даже если они сильно подвержены модификации за счет опыта) и их экзистенциаль ные потребности. То, что их отличает друг от друга, — это самые различные страсти, которые доминируют в том или ином характере (т. е. страсти, укоренившиеся в характере). Различия характеров в значитель ной мере детерминированы различными общественными условиями (хо тя и генетические задатки оказывают влияние на формирование характера
|
|
— личности). И потому укорененные в характере страсти можно зачис лить в разряд исторических категорий, в то время как инстинкты oci ают-ся среди категорий естественных. Правда, первые тоже не являются чисто исторической категорией, поскольку социальное влияние само привязано к биологически заданным условиям человеческого существования*.
теперь мы можем заняться экзистенциальцыми потребностями человека и различными укоренившимися в его характере страстями, которые, в свою очередь, представляют собой в каждом случае различ ные реакции на экзистенциальные потребности. Прежде чем мы вступим в эту сферу, хотелось бы еще раз обернуться назад и затронуть один методологический вопрос. Я предложил ’’реконструкцию” душевной структуры, какой она могла бы быть в начале человеческой предысто рии. Поверхностное возражение против такого метода гласит, что при этом речь идет о теоретической реконструкции, для которой нет никаких доказательств, по крайней мере так может казаться поначалу. Однако при формулировке подобных гипотез нельзя сказать, что у них полно стью отсутствуют эмпирические основания, которые могут быть подтве рждены или опровергнуты будущими находками.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!