Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 83 страница
у Майстера Экхарта в самых смелых его формулировках.
201
или идеалу, который побуждает его беречь и защщцать их. Он может стремиться к умножению жизни или к ее уничтожению. Целью может стать жажда денег или жажда власти, стремление любить или ненави деть, желание быть храбрым и продуктивным. Человек может служить самым различным идолам и целям, и надо помнить, что сама по себе потребность в таком служении — это первичная экзистенциальная по требность, которая должна быть удовлетворена любой ценой и во что бы то ни стало; хотя, разумеется, вопрос об объекте имеет огромное значение, ведь это вопрос о том, какие у тебя идолы и какие идеалы.
|
|
Исторические корни
Когда рождается ребенок, он покидает надежное пристанище — мате ринское тело и прощается с тем состоянием, когда он еще был частью природы и жил благодаря матери. В момент рождения он еще симби-отически связан с матерью, и даже после рождения тесная связь между ними сохраняется значительно дольше, чем у большинства других жи вых существ.
|
|
Тем не менее даже после разрыва этой связи остается огромная потребность сохранить первоначальные узы, глубинная тоска по невоз можному возврату в материнское тело или желание найти такую новую жизненную ситуацию, которая гарантировала бы укрытие и абсолют ную безопасность*.
|
|
Однако биологическое, а особенно нейрофизиологическое устрой ство (строение) человека не пускают его в рай. Ему остается только одна альтернатива: либо он настаивает на своем желании вернуться назад
— но за это придется платить симбиозной зависимостью от матери (эта зависимость может быть перенесена на другой объект почитания, сим волизирующий мать: это может быть земля, природа. Бог, нация, бюро кратическая машина и т. д.), — либо он будет двигаться вперед и само стоятельно устраиваться в этом мире (при этом он освободится от всякого давления прошлого, установит новые связи с людьми, ощутит свое братство со всем человечеством и постепенно обрастет новыми корнями).
|
|
‘ Одной из заслуг Фрейда было то, что он открыл огромное значение мате ринских уз и сделал их центральным пунктом развития индивида (как нормаль ного, так и патологического). Однако, исходя из своих собственных философских установок, он вынужден был дать этим узам сексуальную интерпретацию (Эди пов комплекс) и этим снизил роль своего собственного открытия. Значительно позже, уже в конце жизни, Фрейд догадался о существовании более ранних материнских уз, он признал их как ”до-Эдипов комплекс”. Но это были лишь заметки на полях, в целом он не отказался от понятия ’’инцест”. Некоторые аналитики после Фрейда много работали над прояснением феномена ’’материнс ких уз”: это прежде всего Ференци и его ученики, а в 50—60-е гг. также Дж. Боулби (42, 1858, 1969). Самые последние эксперименты над приматами (Харлоу, Мак-Гаф и Томпсон — 117, 1971) и маленькими детьми (Шпитц и Коб-линер — 255, 1965) подтвердили чрезвычайно важную роль привязанности к мате ри. Эмпирические данные показывают, какую роль в жизни нормальной и нев ротической личности играют несексуальные (неинцестуозные) стремления. И по скольку я на протяжении многих лет настойчиво проводил эту идею через многие мои работы, я не буду снова повторять ее, а лишь сошлюсь на две последние книги ’’Здоровое общество” (101, 1955а) и ’’Душа человека” (101, 1964а). Что касается проблемы симбиоза, то я советую интересующимся посмотреть мои работы (101, 1941а, 1955а, 1964а), а также работы М. С. Малера (166, 1968).
202
Осознав свою изолированность, человек должен найти новые связи со своими согражданами; от этого зависит его душевное и духовное здоровье. Без сильных эмоциональных связей с миром он будет невыно симо страдать от своего одиночества и потерянности. Но ведь в его силах установить различные формы связи с другими людьми. Он может любить других людей — для этого он должен сам быть независимой
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!