Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 65 страница



ние    феодального  хозяйства        или    богатой ’’торговой       лавки”. Еще

 

XVIII в. нас поражает наличие законов, которые запрещают торговцу отбивать клиентов у конкурирующего хозяина (например, украшать свой магазин, давать более яркую рекламу своему товару или сбивать цену). Только бурное развитие капитализма привело к тому, что жажда наживы стала мотивом жизни все большего числа людей.

 

Однако алчность — это такая страсть, в которой редко кто от­ важивается открыто признаться (возможно, сдерживающим моментом является существующая религиозная традиция). И потому люди нашли выход из положения в том, чтобы оправдать алчность (по Фрейду, это рационализация), назвав ее стремлением к удовлетворению личного интереса. Из этого выстраивается следующий силлогизм:

 

— удовлетворение личного интереса — это биологически обуслов­ ленное стремление, свойственное самой природе человека;

— удовлетворение личного интереса равно алчности; следовательно,

— алчность коренится в самой природе человека, а не является некоторой страстью, обусловленной характером.

Quod erat demonstrandum*.

 

*Что и требовалось доказать (лат.). — Примеч. ред.


 

182


о причинах войн

 

Важнейшим случаем инструментальной агрессии является война... Стало модно объяснять причины войн деструктивным инстинктом человека, на этой позиции стоят инстинктивисты и психоаналитики*. Так, например, один из крупных ортодоксов психоанализа, Гловер, возражая Гинзбергу, утверждает, что ’’загадка войн... кроется в глубинах бессознательного”,

 

сравнивает войну с ’’нецеленаправленной формой инстинктивного приспособления” (104, 1934)^.

 

Сам Фрейд придерживался значительно более реалистических взгля­ дов, чем его последователи. В известном письме Альберту Эйнштейну он не утверждал, что война обусловлена человеческой деструктивностью, а видел причину войн в реальных конфликтах между группами. Он утверждал, что эти конфликты с давних пор стали решать насильствен­ ным путем потому, что нет такого обязательного международного закона, который бы предписывал (подобно гражданскому праву) мирное разрешение конфликтов (100, 1933Ь). Что касается деструктивности че­ ловека, то Фрейд считал ее сопутствующим явлением, которое делает людей более готовыми к вступлению в войну, когда правительство уже

объявило.

Любому человеку, хоть мало-мальски знакомому с историей, идея

 

причинной связи между войной и врожденной деструктивностью чело­ века кажется просто абсурдной. От вавилонских царей и греческих правителей до государственных деятелей современности — все и всегда планировали свои войны, исходя из самых реальных оснований, тщате­ льно взвешивая все за и против. Причем мотивы (цели) могли быть самые разные: земли и полезные ископаемые, богатства и рабы, рынки сырья и сбыта, экспансия и самооборона. К числу исключительных, нетипичных факторов, способных спровоцировать военные действия, можно отнести жажду мести или разрушительную ярость малого наро­ да. Но это большая редкость.

Утверждение, что причины войн следует искать в человеческой агрес­ сивности, не только не соответствует действительности, но и является

 

‘Зато некоторые исследователи, напротив, очень ловко доказывают, что в человеческих отношениях мирное сотрудничество является столь же естествен­ ной и фундаментальной тенденцией, как и борьба, а войну рассматривают

основном как психологическую проблему (см. 259, 1957; 78, 1939).

Когда я закончил эту часть рукописи, я получил материалы 21-то Конгресса международного психоаналитического общества, проходившего в Вене (1971), где


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!