Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 33 страница



 

Тогда они в середине круга

Какую-то одежду положили —

Накидку ИЛИ плащ...

 

своему избраннику, Мардуку, сказали: О, Господин, для нас ты выше всех Богов!

Ты можешь словом лишь одним предмет разрушить

 

*Чайлд считает, что когда возникла потребность в расширении земель, то завоеватели либо сгоняли аборигенов с насиженных мест, либо подчиняли их

 

заставляли работать на себя. Отсюда делается предположение, что в какой-то форме война имела место еще до городской революции. Чайлд признает, что эта гипотеза не имеет археологических доказательств. И все же Чайлд относит войну к эпохе, предшествующей городской революции (после 6 тыс. лет до н. э.), но считает, что тогда их масштаб был незначительным, по сравнению с кровавыми захватническими войнами эпохи городов-государств (59, 1936, с. 150).


 

145


словом же — заставить возродиться вновь! Так пусть твои уста — вот эту вещь разрушат,

 

А коль прикажешь — вещь должна быть целой вновь! Он приказал — и ткань вдруг на глазах распалась; Он снова приказал — и вещь восстановилась вновь...

И, увидав, какою силой слова Мардука обладают. Возрадовались Боги, возликовали И объявили Мардука своим царем (125, 1942, с. 37).

 

Смысл этого испытания состоит в том, чтобы показать, что мужчина преодолевает свою неспособность к естественному творчеству (которой обладает только женщина-мать и мать-земля), изобретая иной вид творчества, а именно сотворение с помощью слова (или мысли). Мар-дук, который этим способом сумел сотворить нечто, преодолел естест­ венное превосходство Матери и смог занять ее место.

Конец вавилонского гимна является началом библейской истории:

Бог-отец создает мир с помощью Слова (101, 1951а).

Одной из важнейших черт общественной жизни города является опора на патриархальное (мужское) господство. Сущностным признаком господства является принцип контроля — контроль над природой, над рабами, над женщинами и детьми. Новый человек патриархального общества в буквальном смысле слова ’’делает” землю. Его технические средства не только представляют собой некую разновидность естествен­ ных (природных) процессов, но и означают овладение природой и конт­ роль человека над всеми силами природы и, наконец, производство таких продуктов, которые в природных условиях не встречаются. И сами люди также оказались жертвой контроля, они попали под власть организато­ ров производства, которые превратились в лидеров и власть имущих.

 

Для достижения целей нового общества (строя) все и вся должно быть управляемо — и человек и природа — и каждый имеет отношение

 

власти: одни ее осуществляют, другие — боятся. Чтобы управление было эффективным, люди должны были научиться послушанию (подчи­ няться). А чтобы подчиняться, они должны были поверить в превосход­ ство своих правителей, каким бы оно ни было — физическим или магическим. Если в неолитической деревне и у первобытных охотников

лидеры направляли ’’массу” словом и делом, советом и примером,

люди добровольно принимали это руководство, то можно говорить, что доисторический авторитет относится к разряду ’’рациональных” авторитетов, опирающихся на компетентность. Новая система (патриар­ хат) с самого начала была эксплуататорской, а власть опиралась ис­ ключительно на силу, страх и подчинение. Это был ’’иррациональный авторитет”.

Новый принцип жизни города отлично описан у Льюиса Мэмфорда: ’’Сущность цивилизации проявляется в механизмах власти. В городе существовали десятки способов для нападения, развязывания борьбы, завоевания и порабощения”. Мэмфорд подчеркивает, что новые горо­ дские методы отличались ’’жесткостью, строгостью и даже садизмом”,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!