Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 32 страница
Итак, попробуем более тщательно проследить экономические, социа льные, религиозные и психологические последствия этого процесса. Ос новополагающими экономическими факторами нового общества были
— как мы отметили выше — усилившееся разделение труда, превраще ние прибыли в капитал, а также потребность в централизованном учете готовой продукции. Первым следствием стало возникновение классов. Привилегированные классы, сосредоточившие в своих руках руководст во и организацию, получали значительно большую часть продукции; таким образом, им удавалось обеспечить себе такой уровень жизни, какой был для большинства населения недоступен. Ниже стояли классы крестьян и ремесленников. Еще ниже находились рабы и военнопленные.
|
|
Привилегированные классы имели свою иерархическую пирамиду, на вершине которой поначалу располагался постоянный вождь, а затем его заменили титулованным наместником Бога на земле — королем или царем.
|
|
Курсив сделан Фроммом только в немецком издании. — Примеч. ред.
144
Следующим следствием нового типа производства надо считать такой феномен, как захватничество, которое было весьма важной пред посылкой для накопления общинного капитала, столь необходимого для проведения городской революции. Но была еще более важная причина для институционализации войн, — противоречие между хозяйственной системой, интересы которой требовали единства и централизации, и по литической и династической раздробленностью, которая шла вразрез
|
|
потребностями экономики. Таким образом, институт войн можно считать открытием эпохи 3 тыс. лет до н. э. Ровесниками этого открытия были такие институты, как королевская власть и бюрократия. Тогда, как
|
|
сегодня, в основе войн не могли лежать никакие психологические факторы, в том числе и такой фактор, как человеческая агрессивность. Абстрагируясь от стремления королей и их челяди к власти и славе, следует признать, что войны были вызваны объективными причинами, которые делали необходимым сам этот институт, а уж деструктивность
жестокость выступали вторичными факторами, которые война только усиливала*.
Социальные и политические перемены жизни сопровождались глубо чайшей трансформацией роли женщины в обществе и фигуры матери в религии. Отныне плодородие почвы перестало быть главным источни ком жизни и всякого творчества; это место теперь занял разум, абст рактное мышление, сделавшие возможными разнообразные изобрете
ния, технические открытия, да и само государство с его законами
нормами жизни. Не материнское лоно, а разумное мышление (дух) стало символом творческого начала — и тем самым господствующее положение в обществе перешло к мужчине.
поэтической форме эта трансформация выразилась в вавилонском гимне о сотворении мира. Этот гимн рассказывает о победоносном восстании богов (мужчин) против ’’Великой Матери” Тиамет, Прави тельницы Вселенной. Мужчины объединяются, вступив в сговор, и выби рают себе в лидеры Мардука. Они затевают жестокую войну, в которой совместнъ1ми усилиями одерживают победу, а тело Великой Матери они расчленяют и создают из него Небо и Землю. С тех пор Мардук властвует как Верховный Бог.
Но прежде чем выбрать его в вожди, его подвергают испытанию, которое современному человеку может показаться либо незначитель ным, либо загадочным. Однако в нем-то и кроется ключ к расшифровке мифа.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!