Анализ тематических запросов.



Для выявления основных направлений формирования информационных ресурсов РГБИ, специалистами библиотеки проводятся анализы запросов читателей. Анализ справок (1077 шт.), проходивший в апреле - мае 2016 г. (самые активные месяцы по посещаемости), показал, что наиболее популярными являются следующие:

I. Запросы по искусству: 945 запросов - 87, 8 % , из них:

1. Изобразительное искусство и архитектура - 474 запроса - 44,0%

ИЗО (ИЗО в целом, живопись, графика, ДПИ, кроме костюма) : 366 запросов - 34, 0 %

Архитектура – 70 запросов - 6,5 %

Костюм – 28 запросов - 2,6 %

Фотография - 10 запросов - 0,9 %

2.Зрелищные искусства и драматургия – 228 запросов – 21,2 %

Театр, танец – 167 запросов – 15,5 %

Сценография – 4 запросов – 0,4 %

Цирк, эстрада – 2 запросов – 0,2 %

Драматургия – 55 запросов – 5,1 %

3. Справки о работе РГБИ – 97 запросов – 9,0%

4. Искусство и культура в целом, культурология – 58 запросов – 5,4 %

5. Киноискусство и телевидение – 49 запросов - 4,6 %

Киноискусство – 46 запросов – 4,2 %

Телевидение – 3 запроса – 0,3 %

6. Музыка – 39 запросов – 3,6 %

II. Запросы по другим гуманитарным дисциплинам – 132 запроса – 12,2%  

1. Литература, литературоведение (кроме драматургии) – 81 запрос – 7,5 %

2. Наличие справочников и периодических изданий универсального содержания – 21 запрос – 1,9 %

3.История – 15 запросов – 1,4 %

4. Религия – 7 запросов – 0,6 %

5. Философия – 4 запроса – 0,4 %

6. Библиотечное дело, история книги – 4 запроса – 0,4 %

На протяжении десятков лет типичными для библиотеки являются такие запросы, как: "понятие «стиль» в разных сферах искусства", "пьесы о школе", "театральное образование в России", репертуарные запросы и т.д.

Однако современное развитие общества способствует появлению новой тематики в запросах. Так, например, с развитием коммерческой деятельности, частного предпринимательства возрастает интерес к товарным знакам, экономическим и правовым вопросам в сфере искусства. Появляются запросы "экономика дизайна", "товарные знаки в России".

С увеличением интереса к истории города, развитием туристических маршрутов стали чаще появляться запросы "из истории московских домов", "внутреннее убранство храмов" и т.д.

Последние годы стало популярно направление ландшафтного дизайна, дизайн интерьера дома, возрождаются народные промыслы. Это не могло не отразиться на тематических запросах. Примеры: "материалы по жостовской росписи", "роспись по эмали", "городецкая роспись", "роспись по дереву", "ландшафтная архитектура", "история садовопаркового искусства".

С развитием информационных технологий изменяется система обслуживания читателей. Претерпевает существенные изменения технология выполнения отдельных услуг для пользователей. Это отмечают многие специалисты библиотечной отрасли. С внедрением электронных каталогов и проблемно-ориентированных баз данных читатель может Культурология самостоятельно найти сведения о документе и получить его электронную версию. [5]

Тенденция развития информационных служб РГБИ показывает, что за последние годы изменился сам характер справочного обслуживания. Библиотеки стала активно внедрять в консультационное обслуживание интернет-технологии. Так, РГБИ для удовлетворения читательских запросов организовала на сайте раздел "Спроси библиографа". Применяя методику обслуживания читателей в библиотеке, отработанную за многие годы, и для облегчения ориентирования в большом количестве запросов, решено было их разделить на четыре основные группы: тематические, о наличии изданий, о работе библиотеки и другие вопросы, не попадающие в эти группы. Для удобства дальнейшей работы читателя, наряду с перечнем источников, в ответе на запрос чаще всего присутствует схема (путь) построения поиска.

Анализ мониторинга и анкетирования запросов читателей и ответов специалистов библиотеки, показывает, что с развитием информатизации меняется разноплановость использования информационных ресурсов, их многоаспектность.

И.А. Ваганова подчеркивает, что в специализированных библиотеках доля тематических справок всегда выше, чем в универсальных библиотеках, что связано с тематической направленностью фондов и ресурсов библиотеки. Пользователь легче осваивает самостоятельное выполнение адресной справки в электронной среде, тогда как в тематическом поиске необходима консультация библиографа.

Миссия библиотеки по искусству определяется ее лидирующей ролью в содействии творческим процессам в отрасли культуры, равно, как и их исследовании, в определении законов развития. Сложившаяся в РГБИ система анализа информационных потребностей пользователей, выявления основной проблематики, в создании проектов по развитию информационных ресурсов отрасли, генерирования ресурсов и их использования, выдвигает РГБИ в своей сфере на ведущие роли в определении векторов развития, не только в информационно-библиотечной деятельности, но и в целом среди социальных институтов сферы искусств.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Специальная библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека.

 В ходе курсовой работы в первой главе было рассмотрено теоретическое историческое развитие библиотек по искусству в России. Мы познакомились с главной библиотекой по искусству в России РГБИ.  Познакомились с история РГБИ от центральной театральной библиотеки до библиотеки федерального значения, историей развития СГБИ им.А.С.Пушкина. Изучены особенности комплектования фонда РГБИ. Её  смело можно назвать главной сокровищницей культуры и искусства. РГБИ - является ведущей в сфере искусства.

Так же в данной работе была рассмотрена современная деятельность библиотек по искусству. Можно сделать вывод, что в нынешней деятельности библиотека как обладатель ценных, исторически значимых коллекций ориентируется на две главные задачи: сохранять и приумножать свои специализированные фонды.

Во второй главе курсовой работы мы знакомимся с пользователями библиотек по искусству. Так как специализация библиотеки влияет на категории читателей. То пользователи библиотек по искусству в основном специалисты творческих профессий. Актёры, режиссёры, художники, заведующие литературной частью, гримёры, костюмеры, сценографы, архитекторы, дизайнеры, мастера прикладных искусств, преподаватели и студенты творческих вузов, журналисты и другие. Среди читателей и посетителей РГБИ 65% составляют студенты институтов искусств. Взаимоотношения студентов вузов и специальной библиотеки обусловлены переходом на качественно новый этап развития мировой цивилизации, где оба социальных института должны отвечать императивам формирующегося «общества, основанного на знании». В условиях информационной насыщенности, расширяющейся системы знаний ключевыми способностями индивида становятся умение ориентироваться в едином информационном пространстве, извлекать нужные знания, уметь их использовать и вырабатывать полезные профессиональные компетенции.

Библиотеки Искусств вошли в историю культурного прошлого и продолжают играть значительную роль в гуманитарных процессах нашей страны.

Цель курсовой работы – изучить исторический процесс становления и развития Библиотеки Искусств как специального учреждения культуры. Данная цель была достигнута путём решения следующих задач:

1) изучить теоритический аспект

2) рассмотреть исторический процесс развития Библиотек Искусств (РГБИ, СГБИ им. А. С. Пушкина);

3) изучить вопрос «Кто является пользователем библиотеки по искусству?»;

4) ознакомиться с анализом тематических запросов пользователей библиотеки.

Первая и вторая задачи достигались в первой главе курсовой работы. Задачи под номером три и четыре были достигнуты в следующей главе под номером два. Таким образом, цель работы была достигнута, задачи решены.

 

 


Список Литературы.

1) Белых Л.В.. Российская государственная библиотека искусств для студентов творческих Вузов: новые форматы информационного обслуживания.

2) Ваганова И.А.. Пользователи библиотек по искусству в контексте развития науки Научные и технические библиотеки. 2017;(12):73-80.

3) Ваганова И.А..Специальная библиотека: её читатели и информационные ресурсы / И. А. Ваганова // Научные и технические библиотеки. - 2015. - № 2. - С. 60-70. - (Информационные потребности и обслуживание пользователей). - Библиогр.: с. 70

4) Дворкина МЛ. Библиотечное обслуживание: Теоретический аспект: (Моногр.) - М., Изд-во МГИК, 1993. - С. 44-54.

5) Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание : новая реальность : лекции / М. Я. Дворкина. – Москва : Издательство МГУКИ : Профиздат, 2000. – 46 с. – (Серия «Современная библиотека» ; вып. 2).

6) Из истории РГБИ: [Сайт]. URL: http://liart.ru/ru/pages/index/history/

7) Карташов Н. С., Скворцов В. В.. ОБЩЕЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ. Учебник: В 2 ч. — М.: Издательство Московского государственного университета культуры. Общая теория библиотечного дела. — 256 с.. 1997

8) Касторнова А.А. Развитие становления понятия образовательного пространства, базирующегося на информационно- образовательной среде // Теория и практика общественного развития. – 2012. – С.107 – 111.

9) Кудряшова Г.Ю. Управление знаниями как вызовы будущего //Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч. -практ. сб. //ЗНБ УрФУ; отв. ред. Г.Ю. Кудряшова, науч. ред. Г.С. Щербинина. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. - Вып. 14.- С.

10) Колганова А.А.. Из истории фондов Российской государственной библиотеки искусств. Библиотековедение. 2014;(2):48-53.

11) Лескова И.А. Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лескова Инна Александровна;[Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т]. - Волгоград, 2010. - 26 с.

12) Матвеева Т.А., Специализация и профилирование – актуальные формы библиотечного обслуживания населения.

13) Модельное положение о библиотеке музея: [Сайт]. URL: http://liart.ru/ru/pages/section/section_zased/11/

14) Общая информация: [Сайт]. URL: http://liart.ru/ru/pages/index/info/

15) Радоманова Г. Н. Специальные библиотеки в системе Министерства культуры РСФСР // Организационные основы деятельности библиотек в новых условиях : Вып. 1. - Сб. науч. трудов. - Л., 1991. - С. 74.

16) Российская государственная библиотека искусств : публичный отчет : 2017. – М., 2018. – 120 с.

17)Соломатина Е.О. "Общество знания": новые тенденции в стратегии образования: социальнофилософский анализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 – Москва, 2011

18) Специальная городская библиотека искусств им. А. С. Пушкина| О библиотеке: [Сайт]. URL: https://art-library.vrn.muzkult.ru/o_nas

19) Урюпина А.Ю. Развитие эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – С.179-184.


 

Приложение №1

История комплектования фондов РГБИ и ценные документы. (Фонд гравюрного искусства, фонд фотографий, фонд открытых писем – открыток, фонд эскизов).

В наши дни продолжаются традиции комплектования, заложенные при создании библиотеки. Собирались документы и источники, относящиеся к смежным видам искусства. В настоящее время комплектование РГБИ ведется по широкому спектру гуманитарных наук, связанных с театром, драматургией, кино, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, историей и теорией литературы, культурологией, социологией искусства, историей России и зарубежных стран, этнографией, религией и т. д. РГБИ возросла в одну из важнейших гуманитарных библиотек глобального значения.

Значимая роль отводится специализированным иконографическим фондам (это собрание арт-объектов). Специализированный фонд включает в себя: альбомы, отечественные и европейские гравюры, открытки, репродукции, фотографии и другие изобразительные документы, начиная с XVIII века. Часть образцов несет историческую и культурную ценность. Значение этих коллекций обусловлено их музейным характером. В основе организации лежит специальная методология, отличающаяся от общих подходов к формированию книжных фондов. Документы собираются не по виду печатной продукции, а по иконографическому принципу.

Фонд гравюрного искусства.

Гравюрное искусство представлено материалами из частных собраний С. Зимина, Н. Волкова, А. Фомина и других. В 1927—1928 гг. библиотеке были переданы листовые издания из Ленинградского книжного (коллекция английских гравюр принца П.Г. Ольденбургского, уникальные гравированные портреты, Э.Ф. Зиверта (1913), с карандашными заметками автора об истории гравюр). Обычные информационные, методические документы по развитию фондов не анализируют исторические линии комплектования. Именно в ходе исторического развития специальных библиотечных собраний и закладывались традиции, обеспечившие уникальность и разнообразие содержательной составляющей фондов РГБИ. Многое приобреталось в букинистических магазинах (в комиссионных магазинах книг особенно активно покупались издания в 1960—1970-е гг.), но большая часть документов по традиции была передана в дар библиотеке. Например, пробные списки гравюр И.А. Фомина (1912) с пометками автора. Теперь в этом фонде сосредоточены издания XVI—XX вв.; представлены русская, итальянская, немецкая, французская, голландская, польская школы, японские и китайские издания.

Библиотека сотрудничает со многими букинистическими магазинами, антикварами, галереями, через которые продолжается пополнение фондов. В 2007 г. были приобретены листы, относящиеся к первым образцам русской литографии (способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня, на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение).

Фонд фотографий.

Фонд фотографий первоначально был основан только на личных коллекциях А.А. Фомина, П.П. Пашкова и других сотрудников библиотеки, а также актеров, режиссеров и художников, которые были ее читателями. Библиотека имеет несколько редчайших дагерротипов (Первая в мире работоспособная технология фотографии, основанная на светочувствительности йодистого серебра). Ценными стали экземпляры с автографами. Значительную часть коллекции составляют театральные фотографии, на которых запечатлены в жизни и в ролях выдающиеся деятели сцены: Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Обухова, М. Ермолова, А. Южин, И. Смоктуновский, А. Павлова, Т. Карсавина, Г. Уланова и др.

Большой информационный потенциал заключен в собрании фото - спектаклей, которое формировалось в 1920-е годы. Здесь есть и материалы о спектаклях, которые создавались при непосредственном участии библиотеки. В коллекции представлены не только действующие театры и студии, но и ушедшие в историю. Эти свидетельства чрезвычайно важны как документальные источники.

Пополнение коллекций шло разными путями: фотографии приобретались у театральных фотографов, а также специально заказывались в театрах.

Сформированный в 1920-е гг. на основе частных собраний фотографический фонд начал дополняться в 1950-е гг. новыми поступлениями. Собрание обогатилось снимками иностранных актеров в ролях — из отдела иконографии Литературного музея. Это редкий способ комплектования, когда музеи передают непрофильный для них материал.

Велик удельный вес даров внутри этой коллекции. Источниковедческий интерес представляет коллекция активного читателя, фотографа С. Лисевицкого, которую он передал библиотеке в 1960-е годы. Фотографии запечатлели летопись Москвы и других городов России, историю домов, улиц, памятников. Поистине уникальны снимки иерархов РПЦ, сделанные в ходе церковной службы.

 В 1970-е гг. библиотека получила в дар уникальное собрание фотографий М. Шерлинга. Оно включает серию снимков знаменитых актеров, художников, писателей. Например, в различных образах представлены Ф. Шаляпин и М. Горький; художники И. Репин, И. Бродский; балерины Т. Карсавина, Г. Уланова и многие другие.

В 1980 г. известный среди театральных деятелей библиограф Е.С. Куликова подарила библиотеке фотоархив семьи Мариуса Петипа. В том же году поступил дар — фотография П.И. Чайковского с автографом. Театральный фотограф В. Петрусова, кроме своих работ, передала фотографии мужа, знаменитого военного фотокорреспондента Г. Петрусова. Эта коллекция очень важна, так как представляет документальные свидетельства о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Изобразительные сюжеты из нее стали известны во всем мире.

С 2002 г. фонд театральных фотографий начал свою новую жизнь. На просьбу библиотеки о пополнении этой коллекции откликнулись театры Москвы, равно как и фотохудожники, работающие в театрах. Благодаря фотографу И.А. Александрову библиотека получила последние прижизненные фотографии выдающегося режиссера и актера О.Н. Ефремова. Сегодня фонд фотографий насчитывает 30 тыс. ед. хранения.

Фонд открытых писем - открыток.

Продолжает пополняться фонд открытых писем. Собрание открыток необычайно интересно и разнообразно по своей тематике и содержит не только отечественные, но и иностранные объекты. Этот фонд складывался на основе частных собраний. В 1974 г. библиотека получила в дар 23 тыс. открыток (владелец Г.В. Осипов). Сегодня в собрании РГБИ широко представлены художественная открытка, советские и немецкие открытки 1940-х гг., карикатура, лубок (вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа).

Фонд эскизов.

Постепенно определились другие важные направления комплектования. Так, в начале XXI в. библиотека расширила комплектование иконографических фондов, имеющих музейное значение, в первую очередь коллекцией оригинальных работ. Начало было положено театральными эскизами из собрания Императорского Московского Малого театра. Постепенно фонд был пополнен произведениями театральных художников, образцами орнаментов, мебели, тканей и т. п. Собирал П.П. Пашков данную коллекцию в течение многих лет в научных экспедициях и затем передал ее библиотеке. В собрании отдела хранятся эскизы Н. Акимова, В. Ходасевич, Т. Бруни, А. Тышлера и других знаменитых мастеров. Сохранение традиции комплектовать театральные эскизы концептуально значимо для библиотекарей РГБИ. Сегодня в фонде представлены эскизы таких театральных художников, как С. Бархин, М. Китаев, Э. Капелюш, Э. Кочергин, М. Азизян, О. Шейнцис, Н. Шнайдер, Д. Боровский, А. Аксельрод и др. В последние годы фонд активно пополняется и работами художников кино. Эскизы покупаются в художественных галереях, непосредственно у самих авторов или их родственников, и по традиции часть поступлений составляют дары.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!