История специальной городской библиотеки искусств



Им. А.С. Пушкина

Основана 1 февраля 1959 г. как специальная музыкально - театральная библиотека с фонотекой (специальным фондом аудиозаписей и залом индивидуального прослушивания имеющихся записей). Основателем библиотеки была Шмакова Алевтина Алексеевна.

В то время в 2-х небольших комнатах размещались два отдела – нотный и фонотека. Там и организовали просмотры экранизированных опер и балетов по абонементам. Каждый сеанс предваряла интересная вводная лекция.

Летом 1964 г. библиотека получила новое помещение большой зал размером 140 кв.м, который был перегорожен стеллажами, с помощью которых было выделено место для абонемента, читального зала, фонотеки и хранилища.

В 70-е годы фонды росли, читателей становилось всё больше, не хватало мест для работы с литературой и аудиозаписями. Администрации библиотеки удалось добиться разрешения на строительство нового помещения. Специально для библиотеки был  разработан проект помещения с концертным залом, отдельным залом для индивидуального прослушивания записей и читальным залом. В конце 1978 г. библиотека переехала в новое здание и в апреле 1979 г. вновь открылась для своих читателей. В этом же году был организован отдел комплектования и обработки фондов. В 2003 г. в библиотеке создан отдел организационной, массово-просветительской и методической работы.

В январе 1993 года библиотека была переименована в библиотеку искусств. В апреле 1998 г. учреждение получило статус Специальной городской библиотеки искусств, а в феврале 1999 г. ей присвоено имя А.С.Пушкина.

Сегодня библиотека имеет 4 отдела: отдел книг и нот (абонемент и читальный зал); фонотеку, работающую по типу читального зала (со студией платных услуг по фонокопированию); отдел организационной, массово-просветительской и методической работы; отдел комплектования, обработки фонда и организации справочного аппарата. Студия платных услуг производит записи из фондов обширной фонотеки СГБИ.

Фонд библиотеки насчитывает более 150 тыс. документов (нотные материалы, книги по различным видам искусства, аудиоматериалы).

Основная масса пользователей библиотеки – специалисты по разным видам искусства (композиторы, музыканты, актеры, художники, поэты и т.д.), преподаватели, будущие профессионалы – учащиеся специальных образовательных организаций, а также любители искусства.

Созданная как библиотека для специалистов и учащихся специальных учебных заведений, активно привлекает в ряды своих пользователей широкие слои любителей искусства.[18]

Современная деятельность библиотеки искусств.

В нынешней деятельности библиотека как обладатель ценных, исторически значимых коллекций ориентируется на две главные задачи: сохранять и приумножать свои специализированные фонды. Очевидные для всех специалистов новации, привнесенные особенностями книжного и информационного дела начала XXI в., потребовали и от библиотекарей-комплектаторов определенного обновления механизмов работы. С целью поддержания выработанных нашими предшественниками традиций требуется тщательно выверенная концепция пополнения фондов в настоящее время.

Специализированная библиотека искусствоведческого профиля пополняет свои фонды современной литературой в соответствии с четко сформулированной спецификой и руководствуясь обязательными для каждой библиотеки документами. Соблюдаются следующие принципы комплектования фондов: полнота комплектования типов и видов документов в соответствии с потребностями основных групп пользователей, обеспечение преемственности коллекций, систематичность комплектования, разнообразие источников (пополнение за счет покупок и даров).

В разработанном РГБИ «Профиле комплектования» определено стратегическое назначение документа: управление развитием библиотечного фонда как ядра всех ресурсов библиотеки. «Профиль» формулирует и принципы отбора изданий: оперативность комплектования актуальной литературой на основе регулярного анализа запросов читателей; научная значимость и актуальность приобретаемых документов; оптимальная экземплярность документов по профилю библиотеки, определяемая путем изучения читательского спроса и книжного рынка; высокая научная, информационная, культурно-историческая ценность приобретаемых документов; уникальность изданий с точки зрения полиграфического искусства. Для всех специализированных фондов (иконографического, справочного, киновидео, абонемента) разработаны соответствующие документы как методического, так и нормативного характера.

Эти базовые документы создают механизм для реализации комплектования в условиях, когда полемику вызывает Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», когда библиотеки попали в «неровности» экономической ситуации, когда старые финансовые механизмы полностью заменены, а новые не отработаны.

Библиотека стремится реализовать следующие задачи: обеспечение пропорционального развития всех частей фонда; планомерность и преемственность комплектования; устранение/сокращение субъективного подхода в ходе комплектования. Поэтому возрастает роль специалиста-комплектатора при поиске, отборе, приобретении изданий и ресурсов.

Соблюдая традиции, заложенные предшественниками, РГБИ комплектуется и типовыми, массовыми изданиями, и раритетными. В числе более поздних поступлений уникальные экземпляры, например подлинный «Альбом образцов шерстяной ткани для обмундирования маршалов и генералов Советской Армии» с подписью маршала Г.К. Жукова от 1 июня 1954 года.

У авторов приобретались объекты музейного значения: эскизы костюмов народного художника России Э.П. Маклаковой к фильму «Петр Великий». За костюмы к этому фильму она была удостоена американской телевизионной премии «Эмми» и награждена главным призом дизайнеров Калифорнии. Эскизы  Э.П. Маклаковой имеются в Синематеке Парижа, в музее-усадьбе «Ясная поляна», в Музее А.С. Пушкина и частных коллекциях. Персональные выставки костюмов проходили в Москве, Лос-Анджелесе, Кёльне.

Художественно-историческую ценность представляют работы художника по костюму Л.Ю. Нови. Среди них — эскизы к фильму «Андрей Рублёв». Богатый материал представляют и эскизы костюмов к фильму «Борис Годунов» (реж. С. Ф. Бондарчук. СССР—ЧССР—Западный Берлин). Костюмы были представлены на художественных выставках в Берлине (1988), МКФ в Канне (1989), равно как и эскизы костюмов к фильму «Тегеран-43» (СССР—Франция—Швейцария— Испания, 1981).

Особые усилия прилагают в наши дни библиотекари для приобретения целых коллекций. Уникальным поступлением стало собрание художника и исследователя мирового уровня В.Н. Куликова (1930—2003). В составе этой коллекции: эскизы, рукописи, книги, открытки и журналы. Самым ценным являются цветные и черно-белые рисунки В.Н. Куликова, которые посвящены форме одежды, знакам отличия и снаряжению Вооруженных сил СССР периода 1918—1945 годов. В коллекцию входят тетради (рукопись книги) «Русская армия». Этот труд представляет собой восемь томов (на русском и французском языках), содержанием которых являются описание и рисунки (около 10 тыс. изображений) обмундирования и снаряжения русской армии (1700—1914 гг.).

Уникальные приобретения делаются сегодня на торгах, аукционах, у антикваров. Например, листы из серии «Шекспировская галерея» Джона Бойделла (конец XVIII — начало XIX в.), книга «Бердслей» (Санкт-Петербург: Шиповник, 1906). Важно собрать не только арт-объекты и книги по искусству, но и показать развитие книжного дела и типографского мастерства.

РГБИ активно развивает работу по сохранности и доступности книжных памятников, используя возможности, предоставляемые участием в «Национальной программе сохранения библиотечных фондов РФ», создавая собственные проекты. Так, по проекту «Обеспечение сохранности листового изобразительного материала» создаются пользовательские электронные копии уникальных арт-объектов.

Раскрытие фондов библиотеки, гарантию сохранности редкого архивного фонда и изданий повышенного спроса обеспечивают проекты «Электронная коллекция РГБИ»; БД «Военный мундир. Красная Армия 1918—1945 гг.»; «Русский военный мундир»; проект «Создание электронной коллекции “Книжные памятники по искусству”», «Виртуальные консультации по сценографии студентам творческих вузов» (в этой БД собран постановочный материал к пьесам отечественного репертуара XIX в.). Уникальная коллекция газетных вырезок легла в основу проекта «Создание страхового фонда газетных материалов (Театры)».

Пример эволюции библиотеки позволяет проследить один из возможных путей формирования специализированных фондов, значимых не только для библиотечного дела, но и для культуры в целом. Ни одно сколько-нибудь серьезное исследование по русской драматургии, истории театра невозможно без обращения к этим собраниям. Но с первых десятилетий существования центральной театральной библиотеки она представляла в своих фондах не только литературу, относящуюся к зрелищным искусствам.

Назначение РГБИ — обслуживать потребности работников различных отраслей культуры. Основная читательская аудитория РГБИ — художники, исследователи, студенты художественных учебных заведений, специалисты гуманитарного профиля.

Многие годы ушли на то, чтобы сформировать принципы информатизации и специализированного обслуживания. В 2009 г. библиотека изменила статус и стала общедоступной специальной библиотекой искусств. Здесь отработана модель специализированной общедоступной библиотеки федерального масштаба.[10]


 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!