История развития Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ).



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

 

Факультет документных коммуникаций

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

 

Курсовая работа

 

По дисциплине библиотековедение

На тему библиотеки по искусству: история и современность

 

Выполнила

Жукова Екатерина

Александровна______________,

обучающаяся 13-13 группы

По направлению подготовки: (51.03.06) Библиотечно - информационная деятельность.

Профиль: Менеджмент библиотечно - информационной деятельности.

Проверила

Свергунова Наталья Мирославовна,

Кандидат педагогических наук.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О БИБЛИОТЕКАХ ПО ИСКУССТВУ.

1.1 Теоретический аспект……………………………………………………..5

1.2 Библиотеки по искусству…………………………………………………7

1.3 Современная деятельность библиотеки искусств……………………...12

ГЛАВА 2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИБЛИОТЕКИ ПО ИСКУССТВУ И ИХ ЗАПРОСЫ.

2.1 Специальная библиотека и её читатели и информационные ресурсы………………………………………………………………………...…17

2.2 Анализ тематических запросов………………………………..……..…24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….33


 

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе будет рассмотрен аспект исторического развития специальной библиотеки по искусству в России. Библиотеки Искусств вошли в историю культурного прошлого и продолжают играть значительную роль в гуманитарных процессах нашей страны.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в постоянно меняющихся условиях специальная библиотека является достаточно прогрессивной системой. Несмотря на то, что специальная библиотека на протяжении всей своей истории сталкивается с рядом проблем социального, коммуникационного и технологического характера, она осваивается в современной социально-культурной ситуации. Библиотека на каждом этапе своего исторического развития выполняет множество различных функций направленных на развитие полноценной, духовной личности.

Специальная библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей, карт, нот, журналов, газет, диссертаций, плакатов, микрофильмов, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов.

Цель исследования – изучить  исторический процесс становления и развития Библиотеки Искусств как  специального учреждения культуры.

Задачи исследования:

1) изучить теоритический аспект

2) рассмотреть исторический процесс развития Библиотек Искусств (РГБИ, СГБИ им. А. С. Пушкина);

3) изучить вопрос «Кто является пользователем библиотеки по искусству?»;

4) ознакомиться с анализом тематических запросов пользователей библиотеки.

Объект исследования – Библиотеки Искусств.

Предмет исследования – исторические этапы развития специальной библиотек по искусству в России.

Метод исследования:

1) Теоретический анализ и синтез литературы подобранной по теме исследования курсовой работы;

Теоретическая значимость работы состоит в том, что входе проделанной курсовой работы была изучена теоретические аспекты. История РГБИ от центральной театральной библиотеки до библиотеки федерального значения, история развития СГБИ им. А. С. Пушкина. Изучены особенности комплектования фонда РГБИ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О БИБЛИОТЕКАХ ПО ИСКУССТВУ.

Теоретический аспект.

Библиотеки в условиях социального расслоения, сложной политической и экономической ситуации общества превратились в единственный источник бесплатного получения знаний и информации и являются гарантами защиты духовных интересов населения. Федеральный закон "О библиотечном деле" предоставил библиотекам право самостоятельно определять направления и конкретные формы своей деятельности, не сужая при этом универсальные функции библиотеки, а, наоборот, расширяя их, по-прежнему оказывая всему населению максимум необходимых услуг.

Идея специализации библиотечного обслуживания не нова. В 1960-1970 гг. образовывались специализированные структуры в крупных универсальных библиотеках, специализированные отделы и секторы в массовых библиотеках (музыкально-нотные, отделы искусств), специализированные фонды (краеведческие, фонотеки). [2]

Специализация библиотек означает переход от всеохватного характера её деятельности к более конкретным, целенаправленным формам работы, созданию нового, "фирменного лица" библиотеки, означающего обслуживание на качественно новом уровне, предоставление специфических и нетрадиционных услуг. [4]

Специализированная библиотека - это библиотека, специфика деятельности которой выражается в обслуживании определенного контингента пользователей, принципах формирования фондов документов, особенностях информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовки кадров. Социальное назначение специальных библиотек — организация профессионального чтения. Оно определяет профиль комплектования их фондов, контингент читателей, совокупность форм и методов работы.

Специальные библиотеки комплектуют свои фонды в соответствии с профилем. Специальная библиотека за основу формирования фонда берет не форму документа, а его информационную ценность. Фонды специальных библиотек являются динамичными. По мере изменения информационных запросов и появления новых форм документов, информационных материалов на новых носителях специальные библиотеки пополняют ими свои фонды.[3]

Активная роль библиотеки проявляется в накоплении, хранении, переработке, поиске и предоставлении документов. При этом, комплектуя и организуя фонд, библиотека обеспечивает;

1) концентрацию информации, рассредоточенной в потоке документов;

2) предоставление читателям наиболее значимой литературы;

3) расширение профессионального кругозора обслуживаемых специалистов за счет комплектования и библиографирования документов по перспективным направлениям научно-технического прогресса;

4) передачу информации во времени и благодаря этому преемственность в развитии идей и концепций;

5) возможность повторного обращения к прочитанному, что способствует лучшему восприятию и усвоению знания.

Можно выделить три основные группы специальных библиотек: общественно-научного (гуманитарного), естественнонаучного и прикладного профиля. Дальнейшая детализация — по отраслям науки и промышленности — конкретизирует фондовую ориентацию специальных библиотек (исторические, по искусству, юридические, медицинские технические и др.). Внутри этих групп может быть проведена дальнейшая дифференциация библиотек по более узким отраслям знания. [10]

Краеведческая библиотека со специализированным многоотраслевым фондом, справочным аппаратом, фондом диапозитивов и документальных видеофильмов. Модификация этого типа — библиотека-музей - либо заменяет музей в районе (селе), либо собирает материалы, отсутствующие в фондах музея и связанные с различными направлениями - этнографическими, национальными, литературными и др. Подобная библиотека была организована в с.Казакевичево Хабаровского района на базе сельской библиотеки. [4]

Пользователи библиотек по искусству – это, в основном, специалисты творческих профессий: актеры, режиссеры, художники, заведующие литературной частью театров, гримеры, костюмеры, сценографы, исследователи, архитекторы, дизайнеры, мастера прикладных искусств, преподаватели, студенты творческих вузов, журналисты. Специализация библиотек влияет на основные категории читателей. [7]

Библиотеки по искусству.

История развития Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ).

Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) - хранилище ценностей отечественной культуры и искусства, ведущее научно-информационное учреждение. В свое время К.С.Станиславский оценил эту библиотеку как единственную в своем роде, назвав её - "драгоценным источником". РГБИ является главной библиотекой, собирающей фонды литературы по вопросам искусства и театра. РГБИ – сокровищница культуры и искусства, она вошла в историю культурного прошлого и продолжает играть значительную роль в гуманитарных процессах нашего времени.

Рассмотрим историю и формирование фондов Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) как библиотеки специальной, главной  задачей которой является библиотечное и информационное обслуживание по проблемам искусства и культуры. Основное внимание уделено театральным коллекциям, так как идея создания РГБИ при Академическом Малом театре заключалась в то что, она носила учебный характер и долгие годы функционировала в качестве центральной театральной библиотеки страны.[14]

В 1921 г. РГБИ была создана дирекцией Государственного Малого театра для содействия театральному процессу и обучению актеров. В основе её деятельности лежит концепция профессоров Драматической школы при театре о специализированной театральной библиотеке. В то время закладывались основы библиотеки, которая не просто обеспечивала студентов литературой, но и становилась творческой площадкой. Основной задачей библиотеки была консультация и советы режиссерам, актерам, художникам всех жанров по широкому кругу вопросов историко-литературного и художественного характера. В первую очередь этим целям служил фонд, созданный: директором Малого театра А.И.Сумбатовым-Южиным, профессорами и академиками А.А.Грушкой, В.К. Моллером, К.В. Сивковым, Д.Н. Кардовским, Н.А.Поповым. Они передавали библиотеке свои книги и целые коллекции. Многообразие источников пополнения фондов отличало библиотеку уже в первые годы её существования. Основой книжного собрания послужили личные коллекции основателей библиотеки, глубоко знавших и книгу, и искусство. Свою коллекцию передал основатель и первый директор А.А.Фомин, его дары составили начальную книгу учета поступлений. Ученые с мировым именем создавали специализированные собрания: П.П.Пашков — иконографическую коллекцию, Н.И. Пожарский — библиографический фонд. Большую помощь, особенно зарубежными изданиями, оказал нарком просвещения А.В. Луначарский.

В собраниях представлены издания XVI в. (самая ранняя иностранная книга датируется 1519 г.), отечественные старопечатные издания. Особую гордость библиотеки составляют рабочие экземпляры пьес с пометами и автографами. Здесь находится около двух с половиной тысяч рукописных пьес, в том числе с инскриптами (краткая дарственная, посвятительная надпись). Важность такого собрания для истории культуры трудно переоценить, так как большая часть текстов русской драматургии существовала в рукописной форме (оригиналы и списки). С библиотекой связаны как классические, так и современные страницы отечественной культуры. [6]

В 1927 г. Библиотека получает статус государственной, соответственно  её задачи и возможности значительно расширились. Постепенно богатство фонда, многообразие форм, расширение круга пользователей, инновационные процессы привели к тому, что московская театральная библиотека стала библиотекой для разных видов искусства, а далее — и для гуманитарной сферы в целом.

В годы Великой Отечественной войны библиотека не закрывалась. Хотя помещение не отапливалось, работники библиотеки продолжали интенсивную работу, обслуживание фронтовых театров, агитбригад и ансамблей, корреспондентов Совинформбюро, военнослужащих.

После войны, в 1948 году, библиотека переехала в дом, являющийся архитектурным памятником. Здание построено по проекту М.Ф.Казакова в 1793 г., с тех пор сохраняло свой внешний облик. Библиотека бережно сохраняет памятник, отреставрировала Голубой зал. Театральная история здания насчитывает более двухсот лет. Хозяином особняка во времена М.Ф.Казакова был московский вице-губернатор Н.Е.Мясоедов. Известно, что в доме Мясоедова существовал крепостной театр. В 1829 г. дом на Большой Дмитровке покупает казна для театрального училища. Позже здесь разместилась Дирекция Императорских театров.

Фонды библиотеки составляет более 2 млн. ед. хранения: книг, журналов, газет, газетных вырезок, театральных программ, изобразительного листового материала: гравюр, эскизов, акварелей, репродукций, открыток, фотографий, вырезок. Они отражают специальный характер библиотеки и являются уникальной базой не только для искусствоведческих исследователей, но и для широкой гуманитарной деятельности. Особенно активно они используются в творческих профессиях.

В наши дни продолжаются традиции комплектования, заложенные при создании библиотеки. Собирались документы и источники, относящиеся к смежным видам искусства. В настоящее время комплектование РГБИ ведется по широкому спектру гуманитарных наук, связанных с театром, драматургией, кино, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, историей и теорией литературы, культурологией, социологией искусства, историей России и зарубежных стран, этнографией, религией и  т.д. РГБИ возросла в одну из важнейших гуманитарных библиотек глобального значения.

Значимая роль отводится специализированным иконографическим фондам (это собрание арт-объектов).  Специализированный фонд включает в себя: альбомы, отечественные и европейские гравюры, открытки, репродукции, фотографии и другие изобразительные документы, начиная с XVIII века. Часть образцов несёт историческую и культурную ценность. Значение этих коллекций обусловлено их музейным характером. В основе организации лежит специальная методология, отличающаяся от общих подходов к формированию книжных фондов. Документы собираются не по виду печатной продукции, а по иконографическому принципу. [10] (Подробнее о фондах РГБИ в приложении №1).

Библиотека стала своеобразной научно-художественной лабораторией. Её помощью пользуются творческие коллективы, деятели искусства при создании фильмов, спектаклей, телепрограмм, художественных проектов.

С течением времени обогащались формы деятельности театральной библиотеки, расширялись возможности обслуживания читателей. Библиотека стала информационным, научным, консультативным центром по проблемам искусства.[14]


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!