ГЛАВА 2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИБЛИОТЕКИ ПО ИСКУССТВУ И ИХ ЗАПРОСЫ.



Специальная библиотека и её читатели и информационные ресурсы.

Специальные библиотеки предоставляют широкие возможности информационно-библиографического обслуживания, значительно отличающиеся от тех, которые могут обеспечить универсальные библиотеки. Они выстраивают собственные системы информационного обеспечения пользователей и собственный справочно-библиографический аппарат. В традиционном виде - это предметные каталоги, тематические картотеки. Для выполнения проблемно-ориентированных запросов создаются специализированные базы данных, библиографические указатели, тематические коллекции оцифрованных книг и электронные библиотеки. Информационные услуги интегрируют традиционное библиотечно-библиографическое обслуживание на основе карточных картотек и инновационное на основе электронных ресурсов.

Для удовлетворения читательских запросов необходимо глубокое изучение пользовательской аудитории. Пользователи библиотек по искусству в основном специалисты творческих профессий. (Актёры, режиссёры, художники, заведующие литературной частью, гримёры, костюмеры, сценографы, архитекторы, дизайнеры, мастера прикладных искусств, преподаватели и студенты творческих вузов, журналисты и другие). Специализация библиотеки влияет на категории читателей.

Первостепенное значение имеет опыт библиотек-лидеров. Одна из них Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) - федеральная специализированная библиотека в сфере искусства. Специфика библиотек диктует специфику обслуживания читателей. На примере РГБИ можно проследить, как менялась читательская среда специализированной библиотеки.

Ранее я уже упоминала, что первоначально (1922 г.) РГБИ была организована как театральная библиотека для помощи в подготовке спектаклей Малого театра. С 1925 г. она стала обслуживать все московские театры. Здесь работали ведущие режиссёры, художники-сценографы, актёры.

Изменившиеся запросы времени активизировали развитие разнообразия фондов библиотеки, которая собирала в своих коллекциях не только литературу, относящуюся к театру, но и множество документов по широкому кругу гуманитарных отраслей знаний это все виды изобразительных и зрелищных искусств, музыка, история культуры, этнография, религия и другие. Культурный потенциал библиотечных собраний и справочных ресурсов значительно превосходил искусствоведческие нужды. В коллекциях, первоначально ориентированных на театрально-постановочные задачи, постепенно накопились материалы, выходящие за границы театральной сферы.

Универсальное с точки зрения видов и жанров искусства наполнение фондов, многообразие форм, расширение читательской аудитории, инновационные процессы - всё это объективные предпосылки трансформации главной театральной библиотеки страны в библиотеку для всей сферы искусства. Организация библиотеки по искусству федерального масштаба - это ответ на запрос времени. Эволюция РГБИ привела к формированию специализированных фондов, не только значимых для развития библиотечного дела, но и заметных на фоне всей отечественной культуры. В соответствии с общепринятой классификацией, РГБИ принадлежит к самостоятельной разновидности ­специального типа библиотек». [15]

Соединение в фондах документов по видам искусства, наличие коллекций изобразительных материалов, изданий по философии, эстетике, религии, обогащение собраний за счёт новых видов носителей - всё это позволяет говорить о формировании особого вида библиотеки. В 2009 г. РГБИ становится общедоступной и начала обслуживать широкие слои населения.

Анализ состава пользователей РГБИ показывает, что с изменением статуса библиотеки наметился рост числа непрофильных читателей. Так, если в 2007 г. их доля к общему количеству читателей составляла 7,6%, то в 2009 г. она увеличилась до 11%, а в 2013 г. - 12,8%.

Показательно, что специалисты составляют около 35% всего контингента читателей РГБИ. В то же время специалисты делятся на две основные группы: представители творческих профессий и исследователи. Актёры, режиссёры, художники, музыканты - около 40% от общего числа специалистов; исследователи - 60%.

Взаимоотношения художественных вузов и специальной библиотеки обусловлены переходом на качественно новый этап развития мировой цивилизации, где оба социальных института должны отвечать императивам формирующегося «общества, основанного на знании». В условиях информационной насыщенности, расширяющейся системы знаний ключевыми способностями индивида становятся умение ориентироваться в едином информационном пространстве, извлекать нужные знания, уметь их использовать и вырабатывать полезные профессиональные компетенции. [17]

 Роль специальной библиотеки, как участника информационно-образовательной среды заключается не только в том, чтобы агрегировать контент по определенной области знания и предоставить возможность получить необходимую профессиональную информацию, но и выработать умение ее обработать и синтезировать полученные знания в полезные навыки.

Для Российской государственной библиотеки по искусству профильными считаются вузы, осуществляющие подготовку по различным творческим специальностям. Исторически так сложилось, что этот список начинают вузы художественные, с направлениями: театр, кино, анимация, фотография. С недавнего времени добавились направления дизайн и архитектура. Большой, но пока нереализованный потенциал есть у направлений: живопись, скульптура, графика. Российская государственная библиотека искусств ставит целью создание информационно-образовательной среды и активное участие в обеспечении образовательного процесса. В основе этой идеи - дополнение и расширение информационно-ресурсных и информационно-технологических, учебно-методические возможности творческого вуза и его библиотеки.

Среди читателей и посетителей РГБИ 65% составляют студенты. Библиотека в 2017 г. продолжила многолетний опыт участия в учебном процессе художественных вузов. Оригинальной частью работы библиотеки со студентами и характерной лишь для РГБИ являются целевые тематические занятия, входящие в обязательный учебный процесс, построенные с учетом фондовых ресурсов библиотеки и проводимые в соответствии с расписанием учебного заведения специалистами РГБИ.

В отчетном году проведено 150 занятий со студентами Школы-студии МХАТ, художественного факультета ВГИКа, факультета сценографии Российского института театрального искусства – ГИТИС. На занятиях оказана информационная поддержка по 209 учебным темам (967 посещений). Результатом длительной и кропотливой работы библиотеки со студентами кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ стала выставка курсовых работ «И снова „Тартюф“…». Студенты 2-го курса предложили оригинальные сценографические решения известной пьесы. Кроме студенческих работ, отразивших эпоху барокко в авторских версиях, в экспозиции были представлены раритеты из фондов РГБИ, которыми пользовались студенты. Среди них парижское издание 1679 г. “Relation de la feste de Versailles du 18e juillet 1668” Андре Фелибьена и иллюстрированное издание 1934 г. Мориса Лелуара “Histoire du costume, de l` antiquite a 1914. Epoque Louis XIV”. Состав учебных заведений и формат взаимодействия библиотеки и вузов из года в год обогащается. Библиотека реализовала новую форму обслуживания студентов в удаленном режиме. На договорной основе продолжена работа с Екатеринбургским государственным театральным институтом (ЕГТИ).

Всего поступило 96 запросов, из которых большая часть относится к поиску репертуара. Среди тематических запросов значительными стали: «История создания пьесы А. Камю „Калигула“», «Журнал сюрреалистов „Минотавр“», «Костюм служанки, Россия, начало XX века». В рамках проекта «Информационный практикум для студентов художественных и творческих вузов» проведены занятия для 203 студентов и преподавателей. Впервые участниками обучающего практикума стали студенты Текстильного института РГУ им. А.Н. Косыгина, Института театрального искусства (ИТИ), Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ). Продолжили в 2017 г. занятия по программе практикума Театральный институт им. Б. Щукина, Московский государственный университет (факультет журналистики), Московский государственный лингвистический университет. Библиотека впервые провела выездные занятия на территории учебного заведения (ИТИ и ЕГТИ). Это потребовало адаптации учебно-практического материала для работы через сайт библиотеки. Студентам ЕГТИ был предложен блок примеров по поиску информации в библиотеках Екатеринбурга. В рамках договора о сотрудничестве между РГБИ и Московским государственным лингвистическим институтом пять студентов 3-го курса на базе библиотеки прошли учебно-производственную практику. [16]

Эффективность художественного образования зависит от многих факторов. Особо значимым является формирование опыта творческого мышления. В его основе лежат такие важные для личности качества как субъектная культурная позиция, оригинальность, образность и креативность. [11]

Деятельность библиотеки направлена на то, чтобы в фокус образовательного процесса попали источники, лучше всего отражающие историко-художественный процесс, культуроформирующий опыт мастеров искусства прошлого и современной эпохи. Однако еще более важная функция библиотеки лежит в плоскости содействия главной задаче художественных вузов по развитию творческих способностей и эстетического вкуса студентов. [1]

Творческая деятельность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового. Способность сформулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, чтобы в результате создать иной оригинальный продукт. Проблема развития творческих способностей имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта, будь то научное открытие или художественный проект. Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества, генерирующего состояние вдохновения и творческой догадки. Кроме того, творческий мыслительный процесс тесно связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется творческим подъемом.

Анализ множества существующих в педагогической литературе определений информационнообразовательной среды (ИОС), позволяет сделать вывод, что это – совокупность информационной, технической, учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Среда предполагает погруженность в нее, сиюминутное или частое использование потока информации из нее для целей изменения и совершенствования личностного «Я». [8]

Информационная образовательная среда складывается из следующих главных компонентов: – интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации; – организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ИОС в ходе образовательного процесса; закономерности формирования и развития информационнообразовательной среды при непосредственном участии субъектов образовательного процесса; – коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам ИОС на основе соответствующих коммуникационных технологий. [19]

 Для того чтобы информационная образовательная среда активно влияла на развитие творческих способностей студентов, необходимо создать определенные условия.

РГБИ как специальная библиотека является уникальной площадкой. С одной стороны, при наличии необходимой учебной литературы, представлено многообразие постоянно обновляющихся иконографических материалов и иных информационных ресурсов, включая электронные и мультимедийные средства, которые дают идеи для развития студенческих креативных проектов. С другой стороны, смена стандартной обстановки учебной аудитории на библиотечную, где в сетку занятий включены, кроме лекций: практикумы, творческие встречи с профессионалами, кинопоказы и другие мероприятия, все это позволяет создать иной эмоциональный фон, так необходимый для самореализации творческой натуры.

Сопровождение образовательного процесса является механизмом обеспечения информационнообразовательной среды и представляет собой специализированное обслуживание студентов и преподавателей с информационным обеспечением теоретических и практических занятий в рамках определенных дисциплин.

В данном случае мы имеем дело с развитием аналитической составляющей информационного обслуживания – от процессов информирования и поиска информации к поиску знаний с использованием контекста в логической цепочке: информация – знания – понимание – мудрость. [9]

Важнейшие компетенции, которые должен приобрести студент - это умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно добывать знания, способность извлекать, обрабатывать, синтезировать полученные знания в полезные навыки и развить свои творческие способности. Это гораздо важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время стремительно устаревают. Информационно-образовательная среда, создаваемая совместными усилиями специальной библиотеки и вузами, способствует развитию этих компетенций.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!