Нарративные латинские и греческие источники II-IV вв. н.э.



После Тацита крупнейшее имя – Аммиан Марцеллин в латинской историографии, но их разделяет большой промежуток времени. Аммиан Марцеллин переведен на русский до революции, есть в Алетейе 1994. Его произведение называется «История» / «Res gestae» / «Деяния». Сведения о нем очень скудные, он родился в 330-х гг. и умер в 390-х гг. Родился он греком в Антиохии, был их знатного рода, был другом Либания и военным, занимал в армии высокие посты, участвовал в персидском походе Юлиана Апосттата (это его любимый герой), после его гибели в 363 г. он оставил службу, осел в Риме и начал писать свое произведение, считается, что он закончил писать около 390 г., потому что крупные события 391 г. – разрушение Серапеума христианами, у него не отражено. Будучи греком и осознавая это, сам называя себя греком, он тем не менее, писал по-латыни и проявлял настоящий культурный и имперский патриотизм Рима (это довольно необычно, потому что всегда существовало незримое разделение на грекоязычный Восток и латиноязычный Запад). В своем труде он, очевидно, ориентировался на Тацита, он начинает там, где остановился Тацит – на 96 г., с начала династии Антонинов. Его рассказ доведен до 378 г., до битвы при Адрианополе, где погибла целая римская армия и император Валент. Как и У Тацита, изложение у него погодное, как и Тацит, он декларирует приверженность к истине и точно излагает факты. Его стиль немного слабее, чем у Тацита, но в целом литературная форма его труда оценивается высоко. Его произведение содержит XXXI книгу (схоже с Тацитом, у которого в сумме было примерно столько же). Сохранилась только вторая половина его труда, с XIV по XXXI книгу, в 11 из них на первом плане стоит его любимый герой – Юлиан Апостат. Его интереснейшая черта как историка – он равнодушен к религиозным спорам своего времени, сам он язычник, но он нигде не проявляет отрицательного отношения к христианам, и к религиозным проблемам равнодушен. Его «Res gestae» - величайшее историческое произведение Поздней Античности.

В эпоху Августа была целая Дионисий Галикарнасский, Николай Дамасский, Диодор Сицилийский. От эпохи императора Адриана и после нее сохранилось крупное произведение на греческом языке, созданное Аппианом – «Римская история». О нем немного известно, он происходил из богатой семьи в Александрии, карьеру делал в Риме, начав при Траяне, умер около 170-х гг. При Траяне он получил всадническое достоинство и переселился в Рим, вершиной его карьеры стала должность прокуратора фиска в Египте. Его «Римская история» состоит из 24 книг. По своему плану его сочинение прямо противоположно Полибию, если Полибий открыто порицает тех историков, которые пишут об только отдельных государствах и провинциях, то Аппиан намеренно пишет только о некоторых провинциях под властью Рима и до того. В нескольких местах он отступает от этого правила, когда говорит об очень крупных событиях, которые важны для всех провинций. Его первые три книги царский Рим, Италия, Самний, потом книга о галлах, потом о Сицилии и островах, потом об Испании, VII книга отдельно о Ганнибаловой войне, VIII – карфагенская, девятая – македонская и иллирийская, десятая эллинская и ионийская, одиннадцатая – сирийская, двенадцатая  митридатова, с тринадцатая и четырнадцатая – описание гражданских войн (у нас сначала отдельно печатались в ВДИ и была потом изданы отдельной книгой), 18-21 книги – египетские, затем книга о войнах от Августа до Траяна, и последние две книги о дакийских и аравийских войнах Траяна. Последние книги после гражданских войн утрачены целиком, до нас дошли книги о Второй Пунической войне и о событиях до 146 г. до н.э., о гражданских войнах, о Сирии, и только отрывки отдельных книг, начиная с XVIII книги не сохранилось ничего, итого – завоевание Средиземноморья Римом и гражданские войны. Его труд не отличается особенными литературными достоинствами, он, как и труд Аммиана Марцеллина, относится к жанру прагматической истории. Не очень понятно, на чем он основывался, считается, что на младших анналистов. По своим убеждениям он сторонник монархии, демократию он считает дурной формой правления.

К эпохи Северов относятся два греческих историка: Дион Кассий Кокейян (его сейчас переводит Махлаюк, уже вышли его переводы в 2011 и 2014 гг.). Он уроженец Никеи в Вифинии, уроженец сенатской семьи. В Рим он прибыл при Марке Аврелии, при тиране Коммоде стал сенатором, потом при Септимии Севере стал претором и при Александре Севере стал консулом. Не известно, когда, но в течение десяти лет он писал свое произведение, писать которое его побудил вещий сон, он вообще человек своего времени – очень суеверный. Его труд охватывает историю Рима от царской эпохи до 229 г. н.э., оно выполнено в жанре анналов. Начальные книги не сохранились, сохранились книги от 68 г. до н.э. до времени правления Клавдия – кризис Республики и начало Принципата, у него есть ярко описанная сцена мнимого отречения Октавиана от власти 13 января 27 г. до н.э., когда он установил Принципат. Он первых книг сохранились фрагменты в энциклопедии Константина Багрянородного, есть большие извлечения его у историка XII в. Зонары, в XI в. структуру его труда изложил Сифилин. В стилистическом плане и по глубине изложения Дион Кассий похож на отца прагматической истории Фукидида. Он использовал массу не дошедших до нас источников, в частности, множество римских историков начала Империи, которыми пользовался Тацит, но которые до нас совсем не дошли, последние книги он писал как очевидец событий. Как и Аппиан, он по убеждениям страстный монархизм, почитатель Цезаря и ненавистник Цицерона за его республиканские убеждения, в его сочинении монархическая программа вложена в уста Мецената, который произносит ее перед Августом. Дион Кассий родился в середине II в., а умер после Александра Севера.

Его Младший современник – Геродиан (переведен Доватуром 1996 г.). Он предположительно уроженец Антиохии, какое-то время жил в Риме, чем занимался, неизвестно. Известно, что родившись во II в., он доводил до Гордиана III, до 238 г. Твердого названия его сочинения нет «Ab excessu divi Marci» девять книги – от тирана Коммода до воцарения Гордиана III, это современная ему история. Его сочинение имеет биографический уклон, он описывает правление отдельных императоров: Марка Аврелия и Коммода, Пертинакса, Дидия Юлиана и начало правления Септимия Севера, Геты и Каракаллы, Макрина и Элагабала, Александра Севера, Максимина Фракийца, двух Гордианов, Максима и Бальбина, наконец начало правления Гордиана III. По жанру его произведение – «история», но с элементами биографического сочинения. Не известно, пользовался ли он документальными источниками, историческими – вряд ли, потому что он пишет современную ему историю. На Диона Кассия он, скорее всего, не опирался. Как историка, который не только описывает, но и осмысляет события, он гораздо слабее Тацита, Аммиана Марцеллина и даже Диона Кассия. Он пропускает очень важные эпизоды, например, эдикт Каракаллы 212 г., но есть у него и полезные сведения.

Плутарх родился в Херонее около 46 г. н.э. и умер около 130 г. н.э. Он – яркая фигура «греческого возрождения» II в.н.э. Его переводов очень много, но многие в сокращении, лучшее издание – в литпамятниках (полный перевод в трех томах, под редакцией Маркиша, Соболевского, Граберь-Пассека). Плутарх происходил из знатной семьи и получил универсальное образование. Он был крупным общественным деятелем в Херонее, исполнял посольские дела в своем городе и часто ездил в Рим. Была даже легенда о том, что он воспитывал Траяна. Траян возвел Плутарха в ранг консуляра и приказал прокуратору провинции Ахайя советоваться с ним. Он получил пожизненное жречество в Дельфийском храме, поэтому у него очень много сведений, попытка систематического изложения дельфийского культа. позднее он сам был назначен прокуратором Ахайи. Он был настолько благочестив и имел такие возвышенные принципы и цели, что позднее христиане считали его полухристианином. На первое место он ставил свой город, свой дом и свою семью, у него было четыре сына и дочь, он сам их обучал, как и других молодых людей. После себя он оставил обширное литературное наследство в двух частях: его бессмертные «Сравнительные жизнеописания» и все остальное – «Моралии» в 104 произведениях. В «Сравнительных жизнеописаниях» 23 пары римлянин-грек или 46 биографий + четыре непарные биографии: основатель Ахейского союза Арат, персидский царь Артаксеркс, императоры Оттон и Гальба – видимо, это только то, что сохранилось, возможно, у этих биографий были пары, и были еще пары. Утерянной считается биография Леонида, Эпаминонда, Сципиона Младшего (все они похожи по характеру, а пары Плутарх подбирал именно по сходству характеров, а не по времени). Гайгер считал, что Плутарх не сам изобрел этот жанр, а опирался в жанровом плане на Корнелия Непота (греческие полководцы и римские полководцы, римские выдающиеся женщины и греческие выдающиеся женщины, римские историки и греческие историки и т.д.), только он писал парами римлянин-грек. У Корнелия Непота он мог позаимствовать характерный прием греческих жизнеописаний - писать не столько о полководцах и политиках, сколько о деятелях культуры. Плутарх хорошо знал латинский язык, активно пользовался римскими библиотеками и римскими авторами, он часто упоминает прямо в биографиях свои источники, из которых он умел выбирать лучшие – в этом смысле он именно прекрасный историк, а не только литературный писатель (НН отдает ему предпочтение перед Дионисием Галикарнасским). Его «Сравнительные жизнеописания» прекрасны по своей литературной форме, их читают вплоть до сегодняшнего дня. Исторические события в них даны очень точно, притом не в русле преходящей политической или мировоззренческой концепции, а пронизаны светом объективной непреходящей божественной мудрости (именно поэтому он очень нравился потом христианам).

Крупнейшим римским биографом был Гай Светоний Транквилл, его «Жизнь двенадцати цезарей» читают любители сильных историй. Его лучший перевод в литпамятниках (перевод Штаерман и Гаспарова). Светоний – младший современник Тацита и Плиния, очень их литературного кружка. Пик его карьеры приходится на Адриана, он был крупным чиновником в ведомстве ab epistulis – императорской канцелярии по делам провинций, он лично докладывал императору о поступающих документах, хорошо разбирался в государственных делах и имел доступ в государственные архивы. По своим интересам Светоний – антиквар, ему принадлежит целый ряд антикварных сочинений, которые либо не дошли, либо дошли частично: «De viris illustribus», от которых сохранился фрагмент о величайших литераторах - Терренции, Вергилии, Горации, Персии и Лукане (их прикладывают обычно к переводу «Жизни двенадцати цезарей»). Герои «Жизни двенадцати цезарей» - императоры, практически те же, что у Тацита, только Светоний начинает еще с Цезаря, т.е. у него целиком династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев. От Тацита Светоний отличается тем, что для Тацита прошлое было школой будущего, размышляя над трагическими событиями прошлого, он мучительно всматривался в будущее, «история – это неоконченная трагедия», то для Светония история – завершенная реальность, предмет «музейного» любопытства. Такой подход не предполагает глубокого осмысления исторических процессов, отсюда как автор он более поверхностный, чем Плутарх. Но в силу своей информированности он дает множество интересных подробностей. Материал он излагает не в хронологическом порядке, а по рубрикам: жизнь императора до прихода к власти, его правление, его частная жизнь, его смерть и погребение. Эту рубрикацию заимствовали и более поздние авторы биографического жанра – Марий Максим и Эйнхард.

Марий Максим в III в. продолжил Светония, у него тоже биография 12 цезарей от Нервы до Элагабала – династии Антонинов и частично Северов. Он активно интересовался личной жизнью императоров, пользовался римской газетой Acta diurna, где было много сплетен. До нас он сам не дошел, но дошли опиравшиеся на него «Scriptores historiae augustae» (SHA) – от Адриана до предшественника Диолектетиана Нумериана. Этот сборник создали шесть писателей: Элий Спартиан, Вулкаций Галликан, Элий Лампридий, Юлий Капитолин, Требеллий Поллион и Флавий Вописк. Всего здесь двадцать девять биографий плюс тридцать галльских тиранов, пропали биографии Филиппа Аравитянина, Деция и племянника Константина Великого Галла. Считается, что все авторы жили в эпоху Диоклетиана и Константина и от них поучили приказ написать такие биографии в занимательном жанре. Немецкие ученые подметили, что у них очень общий стиль, как будто писал один человек, также были предложения относить их не к началу IV в., а к 390-м годам. Вполне возможно, что это один поздний автор составил эти биографии, придумав шесть. По-русски они печатались в ВДИ по отдельности, вместе он изданы под названием «Властелины Рима» в 1992 г. Это очень информативный источник, но относиться к нему нужно осторожно, в частности, автор(ы) часто ссылается на выдуманных же авторов, выдуманные генеалогии и т.д.

В биографиях представил римскую историю Секст Аврелий Виктор Африканец. Выходец из бедной семьи в Африке, он родился в самом начале IV в. в бедной семье, он дожил до конца века. Он сам сделал блестящую карьеру, он Юлинаа он получил за литературные достоинства ранг консуляра, в 369 г. он был консулом, а в 399 г. был префектом Рима. Ему принадлежат «de vita populi Romani» - от времен Януса и Сатурна до основания Рима; сочинение «De viris illustribus Urbis Romae», биографии от альбанских царей до конца Республики, до Антония и Клеопатры, есть у него там и биографии иностранцев – Пирра и Ганнибала. Его третье сочинение «О цезарях», от Августа до Юлинаа Апостата, это самое уверенно приписываемое ем сочинение; четвертое сочинение «Извлечения о жизни и нравах римских императоров» от Августа до Феодосия, оно очень расходится в стиле, датировке и некоторых фактах, так что принадлежит, видимо, не ему. Какой-то поздний автор однажды включал все четыре сочинения в одну рукопись, с тех пор их стали переписывать вместе и все приписывать Аврелию Виктору. У него есть своя концепция – рост и усиление Римского государства от начала времен до Каракаллы, с Каракаллы из-за недостойных правителей, страдающих дурными нравами и недостатком образования, римское государство начало приходить в упадок. Его полный перевод всех четырех сочинений есть в «Римские историки IV в.» Алетейи 1996 г.

Еще один жанр – бревиарии. В эпоху Поздней Империи происходил упадок культуры, читатели стали ленивы и стали не любить толстые книжки, которые стали предпочитать легкие жанры и не толстые книги, так возник спрос на бревиарии – краткое изложения истории. Автор самого раннего бревиария – Луций Анней Флор (возможно, происходивший из семьи Сенеки). Ему принадлежит исторчиеское сочинение – сокращение Тита Ливия, которое называется «Epitoma Titi Livii librorum omnium» - хронологическая история от Ромула до Августа. Большего всего его интересовала история войн, правление семи царей, гражданские войны и правление Августа, заканчивается «Эпитома» эпизодом закрытия ворот храма Януса при Августа. Как и у Катона Старшего, Анней Флор не любит писать о конкретных личностях, его герой – римский народ, который имеет четыре возраста: детство - эпоха царей, юность – Республика до конца завоевания Италии; зрелость – до завоеваний Августа; старость – Империя после Августа. Отношение к римскому народу у него панегирическое, все войны римского народа у него belli iusti – «справедливый войны». Сочинение Аннея Флора больше риторическое. Он писал, опираясь на Ливия и некоторые другие источники. Анней Флор был очень популярен до XVII-XVIII вв. (тогда национальные истории тоже называли «французский Флор», «английский Флор», «датский Флор», о нем говорили «никто короче, никто вернее, никто красивее»). Он переведен в Воронеже Немировский и Дашковой «Луций Анней Флор. История Древнего Рима» в 1986 г.

В сборнике же «Римские историки IV в.» есть «Бревиарий римской истории» Евутропия в десяти книгах от Ромула до смерти императора Иовиана в 364 г. Евтропий был чиновником императорской канцелярии, как Светоний, книгу свою посвятил императору Валенту, до того он лично участвовал в походе Юлиана Апостата на персов. Он в основном тоже излагает историю войн и мятежей, его сочинение – явно биографическое, когда он доходит до императоров, их он любит разбирать по достоинствам, он осуждает императоров-деспотов и императоров-мечтателей (Марк Аврелий и Юлиан). «Бревиарий» Евтропия великолепен по своему языку, он так нравился европейским читателем, что его использовали как учебник римской истории, а еще в имперские времена перевели на греческий язык, Павел Диакон писал свою «Историю лангобардов» на основе Евтропия.

Еще один «Бревиарий» принадлежит другому царедворец Валента Сексту Руфу, которые, как Аппиан, описывает только завоевание и историю отдельных провинций. Его сочинение называется «Бревиарий деяний римского народа».

На рубеже IV-V вв., в страшное трагическое время, жил христианский автор Павел Орозий. Он написал «Историю против язычников» от Адама до страшной катастрофы 410 г., когда готы сожгли Рим. Как ни странно, именно Орозий дал много сведений по далеким от себя эпохам, например, он дал единственный точную датировку восстания Спартака. Он был издан с параллельным латинским текстом в Алетейе в начале 2000-х.

Секст Юлий Фронтин, куратор водопроводов, наместник Британии, военный, живший во второй половине I - начале II в. н.э. оставил специальные сочинения: «Стратегемы» и трактат «О водопроводах». «Стратегемы» в восьми книгах написал также автор Полиен.

Антикварные сочинения

Величайший антиквар Терренций Варрон жил при Поздней Республике и в начале Августа. Воспитателем внуков Августа был знаменитый грамматик и Антиквар Велий Флакк, от него дошел маленький трактат «О значении слов», во II в. его сократил Фест, а того в VIII в. уже его сократил Павел Диакон. Его сочинение содержит ценнейший материал, особенно по истории раннего Рима. При Тиберии жил Валерий Максим, написавший пособие для ораторов – «Замечательные слова и дела в девяти книгах», там были краткие исторические примеры для ораторов на разные случаи жизни (всего их 95), у него есть ценнейший материал, несмотря на то, что это собрание исторических анекдотов. При Нероне жил Асконий Падиан, который сделал исторический комментарий на речи Цицерона против Пизона, в защиту Милона, в защиту Скавра, в защиту Корнелия и «В кандидатской тоге», ему приписывают комментарий к «Виринам» Цицерона. В IV в. н.э. жил комментарий Вергилия Сервий, его комментарий очень важнее для истории раннего Рима. Плиний Старший составил «Естественную историю» в 37 книгах. Там в связи с той или иной природной проблемой он переходит на исторические сюжеты, у него есть масса материала об искусстве и материала чисто исторического. Из него есть гениальное извлечение – «Естествознание Плиния» в переводе и с комментарием Тараяна М.1994 г. – там подборка сведений об искусстве с замечательным комментарием, который не менее интересен, чем сам материал Плиния. Авл Геллий составил «Аттические ночи» в двадцати книги, это выписки из латинских и греческих авторов (всего их около 400) на разные темы. Начал он писать это сочинение, когда был студентов в Афинах, и писал по ночам в свободное время, поэтому сочинение так названо. В СПБ в 2007-2008 гг. в двух томах, Маяк издала книгу «Авл Геллий. Аттические ночи. Политика, право».

 

Вопросы:

1. Произведения анналистического жанра (в нашем понимании этого слова)

2. Анналистика до Тита Ливия

3. Великие историки Рима (Ливий, Тацит, Аммиан Марцеллин)

4. Всеобщие истории

5. Греческие историки эпохи Августа

6. Греческие историки II-III вв. н.э.

7. Историки биографического жанра

8. Историки-антиквары

9. Историки-авторы бревиариев

10.  «Истории», «Анналы» и исторические монографии – с примерами и объяснением, как их различают.

 + обязательно нужно прочитать биографию Аттика у Корнелия Непота

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!