Римские историки Ранней империи



Это историки времени двух династий, правившие после Августа – Юлии-Клавдии и Флавии, до начала II в. н.э., но у нас речь идти будет и о Таците. Римские историки эпохи Августа - Помпей Трог и Тит Ливий. Помпей Трог получил такое имя (рабы-вольноотпущенники, ставшие клиентами и чужеземцы, получившие от римского магистрата право гражданства) по происхождению галл из Массилии в Нарбоннской Галлии. Его отец получил право римского гражданства от Помпея во время войны с Серторием в Испании в 70-е годы I в. до н.э. Его дядя был начальником конницы у Помпея во время Митридатовых войн, а отец был переводчиком на кельтский и секретарем у Цезаря. Свое произведение – «Филиппова история», Помпей Трог закончил незадолго до конца I в. до н.э., оно состоит из 44 книг. Если грек и ранний стоик Полибий считал становление мирового государства неизбежным и отсюда нормальным установление римского господства, то были и те, кто рассматривал этот процесс с противоположной стороны, например, римский историк Тимоген во времена Августа писал что-то в таком стиле, но публиковать не мог и был вынужден покинуть Италию. Такие же настроения разделял средний стоик Помпей Трог, по его мысли, мировые государства и империи – явления злые и нехорошие, он начал отписывать македонскую державу времени Филиппа в дурных красках, тем самым опосредованно критикуя римское господство над миром. Как средний стоик, Помпей Трог разделял концепцию истории, по которой люди двигались от маленьких обществ с добрыми нравами к все большим со все более дурными нравами. Ядро его сочинения – Македония времен Филиппа II и Александра, а также довольно много материала по эпохе диадохов. Он довольно подробно описывает в т.н. «origines» несколько десятков юных варварских народов, включенных в македонскую империю, они у него служат примерами первоначальных добрых нравов, тогда как огромная македонская держава управляется двумя тиранами – «яростным тираном» Филиппом II и «холодным тираном» Александром, сам термин «империя» у него звучит как особый период в развитии государства, которое слишком разрослось и теперь переживает эпоху дурных нравов, крови и насилия. В рамках «origines» Помпей Трог кое что говорит и о ранней римской истории, а в некоторых книгах также о войнах Рима в Восточном Средиземноморье во II в. до н.э., в речах его персонажей приводится критика римской власти.

До нас дошло только сокращение труда Помпея Трога, сделанное во II в. н.э. неким Юстином, и оглавление всех книг, что позволяет составить представление о содержании первоначального труда. На русском языке его труд издан в «Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога» М., 2005 со статьей Зельина – крупнейшего советского антиковеда, который занимался эпохой эллинизма. В 2005 же г. вышла в Рязани «Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога» с приложением книги Диодора Сицилийского с историей Александра. До того перевод сокращения Юстина из Помпея Трога издавался в ВДИ.

Велей Патеркул. Издан на русском «Римская история Велея Патеркула» пер. и коммент. Немировского с приложением перевода «Res gestae divi Augusti» Дашкова. Велей Патеркул жил при Тиберии, происходил из всаднической семьи, которая дослужилась до сенатского ранга незадолго до принципата Августа, со стороны матери он - знатный кампанец из рода Декиев Магиев, который всегда был верным союзником Рима, даже в Союзническую войну. Сам Велей Патеркул начал службу военным трибуном, дослужился до претора, был введен в сенат как кандидат Цезаря, потом пользовался расположением Тиберия, а его непосредственным военным командиром был некий Виниций, чьему сыну он посвятил свое сочинение. Несмотря на название «Римская история», его сочинение – всеобщая история в кратком изложении, в двух книгах Корнелий Непот до того тоже выпустил всемирную историю в трех книгах). Его сочинение посвящено Марку Виницию консулу 30 г. н.э., это последняя дата, в которую можно заметить Велея Патеркула, возможно, он был убит во время расправ над участниками заговора временщика Сеяна (в сочинении есть похвалы в его адрес). Его сочинение начинается с вступления о Троянской войне, хотя до нас это вступление не дошло. В I книге, очевидно, излагалась история Греции до 146 г. до н.э., II книга – римская история и немного восточного материала после 146 г. до н.э., от I книги сохранилось 18 глав, от II 131 глава. От такого сочинения и судя по отрывкам, подробности от этого сочинения ждать не приходится, но с другой стороны, у него есть по некоторым эпизодам ценные уникальные сведения, например, в первой книге история упразднения царской власти в Афинах и архоната. Римскую историю от делит от 146 г. дон .э. до союзнической войны, потом до консулата Цицерона, потом до принципата августа, потом век Августа, потом век Тиберия. У Велея особенный интерес к культуре и литературе Греции и римлян, он подробно пишет о Гомере, о римских анналистах. Эпоха Юлиев-Клавдиев была богата многочисленными литературными произведениями, на которых потом опирался Тацит, но от них дошли только имена с похвалами, а Велей Патеркул дошел в значительной части, в этом его уникальность. Другие историки его времени: Арунций, влиятельный сенатор, который написал историю Пунических войн в жанре исторической монографии, подражая Саллюстию, он вскрыл вены по приказу Тиберия; Кремуций Корт тоже вскрыл себе вены при Тиберии, он написал историю Цезаря и Августа с республиканским уклоном, с похвалами Бруту и Кассию, его книга была публично сожжена, но дочь его сохранила рукопись, и после смерти Тиберия, при Калигуле, который многое дело назло предшественнику, она была опубликована; Ауфидий Басс (видимо, написавший монографию от гражданских войн до принципата Клавдия, от конца его сочинения начал свое Плиний Старший, Ауфидий Басс написал также сочинение о войнах Рима с германцами, такое же сочинение написал Плиний Старший) и Сервилий Наниан, они оба жили при Тиберии, пережили его и погибли при Нероне, их Квинтилиан ставил в один ряд с Саллюстием и Ливием; Сенека Старший, отец философа, умерший в 39 г . н.э., написал историю Рима от гражданских войн до своей смерти; какие-то исторические сочинения писал император Клавдий, например, историю этрусков; Клувий Руф – знатный богатый человек, приближенный Нерона, писал, видимо, о временах Нерона и после, им пользовался Тацит; Фабий Рустик ставился Тацитом наряду с Ливием, назывался им самым красноречивым историком нового времени, писал он о временах Нерона.

Тацит

Корнелий Тацит жил в конце эпохи Флавиев и в начале эпохи Антонинов. Он издан в литпамятниках в двух томах в 1969 г. в пер. и с коммент. М.Е. Сергеенко (ученица Ростовцева и помощница Вавилова, от него она заразилась интересом к сельскому хозяйству) и Г.С. Кнабе (автор отдельной книги о Таците, который в конце своей жизни отошел от академической строгости и стал отождествлять римскую историю, о которой писал, с современной ему советской, отсюда его отдельная книга о Таците неакадемична и противоречит его собственным комментариям к переводу 1969 г.). По мнению Кнабе, Тацит плохо настроен в отношении староримской аристократии, которая была обращена лицом в прошлое, а значит, к смерти, все ее моральные устои – ничто, интересны же Тациту, по мнению Кнабе, активные люди, которые устраивались при дворах принцепсов, например, вороватые, но полные жизни и энергии друзья Нерона, которые, по мнению Кнабе, не так уж плохо справлялись со своими делами, а вообще больше всего, якобы, Тацит симпатизировал формирующейся имперской бюрократии (это про советскую историю, не про римскую). Тацит родился примерно в 50-х гг. I в. н.э., умер, видимо, при Траяне или Адриане. Не очень ясно, где он родился, особенно любит он долину Рейна и Мозеля, почему иногда считают, что родился он в Галлии, тем более такую же фамилию носил прокуратор провинции Бельгики. Будучи молодым, Тацит женился на дочери славного полководца завоевателя Британии Юлия Агриколы, проделал хорошую карьеру при Веспасиана, вступил в сенат, вступил в жреческую коллегию хранителей Сивиллиных книг, был претором, легатом с преторскими правами и управлял провинцией и квестором августа – личным секретарем Домициана, жил при дворе и очень хорошо знал придворную жизнь, наконец, уже при Траяне он получил достоинство консула и как проконсул управлял провинцией Малой Азией. Особенное впечатление на него произвело время «лысого Нерона» - Домициана, оно особенным образом сказалось на психологии Тацита, он видел не только общее безумства императора, но и унижение знатных людей, чувствовал, как и все поколение после Домициана, коллективный стыд за сопричастность к его злодеяниям. Большое впечатление на него произвела гражданская война после смерти Нерона в «год четырех принцепсов» - ужасы гражданских войн вновь повторились после Августа, римские армии сражаются с римскими армиями, разрушаются целые города (например, Остия). Исходя из этого, Тацит считал, что мира не будет и дальше, в любой момент снова может начаться гражданская война. Тацит дружил и переписывался со своим младшим современником Плинием Младшим, сохранилась их переписка, они обменивались сочинениями, дружески критиковали друг друга и были для своего времени ведущей литературной парой. По словам Плиния Младшего, однажды богатый всадник спросил его в Колизее, Плиний он или Тацит. Пережив эпоху всеобщего страха и молчания при деспоте Домициане, Тацит начала писать при «добром императоре» Траяне. Раньше считалось, что его первое сочинение – «диалог об ораторах», но сейчас его отодвигают сильно дальше, и первым считается его сочинение в жанре жизнеописания или исторической монографии «о жизни и нравах Агриколы», о его тесте, созданное около 98 г. н.э. (возможно, тестя он ценил больше, чем его дочь и свою жену и выбирал в первую очередь тестя). В этом сочинении Тацит проявляет большой интерес к британцам, с которыми воевал Агрикола, к природе северных стран. Этот интерес найдет себе обширное применение в его следующем сочинении, исторической монографии «Германия». Она делится на общую часть о положении страны, происхождении всех германцах, их религии и нравах, потом другая часть об отдельных племенах германцев. Далее был им написан «Диалог об ораторах», где он рассуждает о причинах упадка красноречия в свое время, там он пишет, что великих ораторов не стало во-первых от того, что не стало свободы, а во-вторых от школьной системы, которая насаждает навыки искусственного красноречия, тогда как при Республике ученики слушались своих учителей в живых настоящих процессах, все это делает современное ему красноречие схоластическими (такие школы в начале I в. до н.э. пытался запретить оратор и цензор Луций Лициний Красс).

Самыми известными стали два исторических произведения Тацита – «История» и «Анналы». В них он излагает современную ему историю, в «Истории» - наиболее близкую ему самому, в «Анналах» - чуть более отдаленную, примерно на поколение, по жанру же оба эти сочинения стоит отнести к «деяниям». Сначала Тацит написал о тех временах, которые видел сам, в «Истории», видимо, в 14 книгах, писал он, видимо, в 108-110 гг. н.э., чуть позже, но тоже при Траяне, он написал «Анналы» в 16 книгах. В «Истории» рассказывалось о «годе четырех принцепсов» и эпохе Флавиев, сохранилось первые четыре книги и часть пятой книги – о гражданской войне после смерти Нерона, потом о Веспасиане, о восстании батавов и об осаде Титом Иерусалима. В начале «Истории» он говорит, что собирается рассказать о страшных временах внешних и гражданских войн, природных катастроф, преследования добрых людей и возвышения доносчиков, страшной порчи нравов. Корни этого времени он стремится найти в книге «Анналы» или «Ab excessu divi Augusti» - где он говорит об эпохе чудовищных императоров-деспотов, к которым Август им не причисляется. Из «Анналов» сохранились первые четыре книги, от седьмой по десятую потеряны совсем, от остальных дошли отрывки. Т.е. в целом изложены начало и конец Тиберия, все правление Калигулы, начало правления Клавдия и большая часть правления Нерона. Не сохранилась та часть, где должна было быть повествование о заговоре Сеяна, зато сохранился большой отрывок о пожаре 64 г.и преследованиях христиан. Завершаются анналы рассказом о самоубийстве стоика Тразии Пета, о временах Антонинов речь у Тацита уже не идет, поскольку его интересует страшный I в. н.э., становление и происхождение имперских порядков.

Тацит называет в своих «Анналах» многих историков I в. н.э., чьи сочинения до нас не дошли, но он на них опирался. Он опирался также на публично издававшиеся сенатские акты и издававшуюся со времена Цезаря газету Acta diurna. Тацит был прагматическим историком, стремился писать «sine ira et studio», писать объективно, он не ругает открыто и не изображает только в негативных тонах императоров-деспотов, приводит многие их положительные качества. Тем не менее, для описания конкретной эпохи, он как правило, выбирал в целом положительного и в целом отрицательного героя – Тиберий и Германик (которого римляне желали видеть императором, и которого Тиберий отравил); Гальба (образец древней сдержанности и доблести) и Оттон (нероновский тип прожигателя жизни). Н часто приводит в своем повествовании анонимные высказывания разных лиц о своих героях, т.е. использует драматургические приемы, придающее особенный блеск его повествованию, так он превращается в «Шекспира римских историков». По стилю он больше всего напоминает Саллюстия. Очень сложен вопрос о его взглядах и предпочтениях (концепция Кнабе о нем как идеологе формирующейся бюрократии здесь совершенно не годится, в том числе и по академическим соображениям), Михаэль фон Альбрехт наоброт считал, что Тацит – певец римских сенаторов. Возможно, у него вообще не было особенных предпочтений, он действительно стремился писать беспристрастно. Он действительно симпатизировал строгим нравам древней Республики и римской virtus, которую он неожиданно придает молодым варварским народам, с которыми воевал Рим (как и Помпей Трог). Тем не менее, римское государство он считает лучшей формой всемирного устройства, римское господство над миром ему представляется совершенно безальтернативным и правильным, его можно утверждать любыми способами, мягких наместников он как правило, не одобряет. Он же в своих сочинениях ясно показывает, что источником императорской власти в его время является армия, по его словам, эта опора на армию, может привести к столкновению интересов и гражданским войнам. Тацит первым из римских историков действительно понимал значение провинций для Римской империи, проявлял особенный очень большой интерес к племенам кельтов и германцев. Как не понятно, идеологом какого социального слоя был Тацит, так же практически не ясна его общая историческая концепция, не факт, что она вообще есть. Тацит был очень знаменит вплоть до конца Античности, его тезка-император Тацит, правивший после Аврелиана всего год, приказал каждый год десять раз переписывать его сочинение во всех библиотеках. Тацит оказал из всех римских историков наибольшее влияние на последующую европейскую культуру и историографию.

Лекция XXXI (НН)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!