ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ



 

 Для сферы педагогического общения актуальна проблема достижения эффективности речевого общения, в свою очередь, ее решение зависит от владения педагогами конкретными речевыми жанрами, от стратегии внутрижанрового поведения говорящего и учета особенностей аудитории (личности собеседника). Особый интерес в профессионально-педагогической деятельности вызывает изучение речевой культуры педагога, установление позитивной и негативной коннотации общения между педагогом и обучаемым, проверка гармонизации педагогического общения как устойчивой тенденции. Именно общение является основой профессионального мастерства педагога. Исследование речи педагога позволяет определить наиболее часто употребляемые номинации, речевые конструкции, классифицировать их и выявить тенденции их употребления [2].

Перспективы подготовки современного педагога-музыканта связаны с формированием личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, умений, навыков, нацелена на саморазвитие, самообразование в течение всей жизни. Это требует от студентов способности осмысливать, прогнозировать и регулировать свое профессиональное развитие и профессиональную деятельность, включающих речевое и музыкальное интонирование [3].

Публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания [5].

Владеющий культурой устной речи лектор, менеджер, педагог строит свои отношения с собеседниками, с аудиторией как живое взаимодействие, по принципу отношений не я и они, а мы. И тогда не только содержание речи, но и чувства, убежденность, эмоциональное состояние говорящего передается слушателям. Проявляется еще одна способность живого общения благодаря устной речи – возможности личного воздействия говорящего на партнеров по общению.

Отсутствие специальной подготовки к профессиональному речевому поведению не позволяет учителю в полной мере реализовать на уроке даже хорошо продуманную, методически грамотно спланированную деятельность. Особенно очевидна роль коммуникативной подготовки педагога в общении с младшими школьниками. [6]

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимает техника речи учителя.

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его.

Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции.

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц.

Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками.

Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.

Большое внимание должно уделяться ощущению резонаторов, так как являются усилителями звуков. Для этого необходим комплекс различных упражнений, например: Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!