Базилика Сан-Витале, убранство 546 — 547



Basilica di San Vitale) — раннехристианская базилика в Равенне, важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют равных за пределами Константинополя. Заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (Серебряника), который финансировал также строительство базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546 — 547 годы.

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа. Наружные стены не имеют каких-либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкие кирпичи, трапециевидные капители, пульван и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол украшен геометрическим орнаментом.

Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха), стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии. Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

 

Сант-Аполлинаре-Нуово, конец 5 века

Sant'Apollinare Nuovo Построена в конце V — начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария (отсюда название). Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая — Юстиниана, когда Равенна стала византийским экзархатом. Базилика, посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля.

Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей. На мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное. Количество действующих лиц на мозаиках этого цикла сведено к минимуму (47 персонажей на 13 мозаик)[15]. Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они упоминаются в порядке пасхальных чтений в Равеннской церкви.

Мозаики южной (правой) стены значительно контрастируют с «северным» циклом: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь в 2 раза больше (99 фигур на 13 мозаиках)[17]. На южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия) и Его Воскресения.

Невзирая на стилевые различия между мозаиками северной и южной стен, большинство исследователей считают, что работы выполнялись в одно и то же время, хоть и разными мастерами. Временем создания этих мозаик считается эпоха Теодориха, что подтверждается примитивностью изображений, ориентированностью на переднюю плоскость, то есть иконография библейских сцен находится на стадии становления. Архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем.

 

Сравнение образа Христа

Мавзолей Галлы Плацидии
Изображение Христа – рафинированный эллинистический вариант «Добрый пастырь в райском саду». На фоне вполне земного пейзажа, под сверкающим голубым небом Христос, юный, безбородый пастух, напоминающий кроткого Орфея античных мифов, но в золотых одеждах, сидит на пригорке, его скрещенные ноги касаются земли и хорошо видна тень от его ступней, обутых в сандалии. Вокруг него по зеленой траве гуляют овцы (символы душ праведников), к одной из них он простирает руку. Над головой Христа нимб, но античная прическа, явно парик, обобщенные, довольно мелкие черты лица – все элементы явно унаследованы из античности. Важна живость сложной позы – Христос изображен не анфас, а вполоборота, часть его внимания обращена не к зрителям, а к «овцам» - духовной пастве. Опирается Христос не на пастушеский посох, а на крест – знак триумфального распространения христианства в мире.

Иной образ Доброго Пастыря в церкви Сан-Аполлинаре Нуово: Христа окружают белые овцы, но его руки подняты в благословляющем жесте, а взгляд устремлен вдаль. Другая мозаика «Чудо с хлебами и рыбами» из той же церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. На ней тоже изображен молодой Иисус Христос, безбородый, еще человек (до распятия), что подтверждает цвет нимба вокруг его головы – нимб зеленого с золотым цвета. Христос в фиолетовых с золотыми полосами одеждах. В соответствии с каноном, симметрично по обе стороны от Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере: Иаков с Иоанном и Петр с Андреем (поэтому иногда эту мозаику называют «Чудесный улов»). Христос изображен анфас, его руки раскинуты, в одной хлебы, в другой – рыбы, дары он передает своим последователям; их фигуры изображены в четверть и пол-оборота, но лица обращены к зрителям. Глаза всех изображенных увеличены и устремлены прямо на зрителей. Все образы представлены в рамках схематизированного, но земного пейзажа

 

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией

Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Во времена Византийской империи Софийский собор находился рядом с императорским дворцом. В 1453 году после захвата Константинополя османами собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 2020 году он снова стал мечетью[3].

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты).

Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.

Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе, нефах, галереях и главной арке. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век.

 

https://sengeoculture.livejournal.com/11274.html

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%94%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F

http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/8fa25f5b-6e7b-47ba-9b73-5ea70ff7649e/Monumentalnoe_iskusstvo.htm

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!