Влияние эллинистической эстетики в скульптурных композициях и памятниках, посвященных первым императорам.



Реферат на тему Монументальное искусство ранней Византии.

Студентка Нежид Ю.

Магистратура

Курс

Преподаватель Шамардина Н.В.

  1. Возникновение византийского искусства, периодизация

 

Первые столетия существования Византийского государства это важнейший этап в формировании всего мировоззрения византийского общества, которое еще опирается на традиции языческого эллинизма, но при этом активно усваивает принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы - это сложный и длительный процесс, в течении которого христианство впитывает в себя различные философские и религиозные учения того времени. На христианскую догматику оказывают влияние ближневосточные религиозные учения, в первую очередь, иудаизм, а также античные философские учения. На смену доктринальной непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы начинают использовать языческую культуру в формировании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Вместе с этой новой системой ценностей рождается новая эстетика, которая находит свое отражение в различных видах ранневизантийского искусства. Главенствующие значение в этот период развития византийской культуры приобретает монументальное искусство.

 

Прежде чем рассматривать жанры монументального искусства молодого христианского государства, остановимся на периодизации искусства Византии в целом:

● раннехристианский период (так называемой пред-византийской культуры, I—III века);

ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I (527—565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (IV—VII века);

● иконоборческий период (VIII — начало IX века), когда император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон; т.н. «темное время» — по аналогии со сходным этапом христианизации Западной Европы;

● период Македонского возрождения (867—1056). Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век - высшая точка расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации;

● Комниновское возрождение при императорах династии Комнинов (1081—1185);

● Палеологовское возрождение, возрождение эллинистических традиций (1261—1453).

 В центре внимания этой презентации находится второй период, который является колыбелью всего искусства Византии - самобытного, мощного и влиятельного.

Главными жанрами ранневизантийского искусства являются монументальные формы. Для этого есть несколько причин. Во-первых, монументальное искусство, как одна из древнейших форм художественного творчества, было великолепно развито в эллинистическом мире, с которым так тесно связана ранневизантийская эстетика. Достаточно вспомнить, какого размаха и мастерства достигали римские мозаики, унаследованные, в свою очередь, от греков. Во-вторых, монументальное искусство неразрывно связано с архитектурой, а в этот ранний период становления христианской идеологии, начинается активное строительство храмов. Не последнее значение имеет и тот факт, что монументальные произведения - скульптурные композиции, мозаики, памятники - одни из самых долговечных, а ведь раннехристианские авторы, вдохновленные учением воскресшего Христа, были устремлены в вечность, и строили, что называется, на века. И, наконец, чрезвычайно важно, что монументальное искусство всегда несет в себе мощный идеологический заряд, выражая систему социальных, моральных ценностей эпохи, обращенных сразу к большому числу людей. а ведь именно в этом так остро нуждалась новая мировая религия, которая только начинала свой поход за умами и сердцами людей. 

 

  1. Жанры монументального искусства в ранний период Византии.

Влияние эллинистической эстетики в скульптурных композициях и памятниках, посвященных первым императорам.

Ваяние некоторое время употребилось в ранней Византии, но по мере развития христианской идеологии и формирования канона религиозного искусства скульптурные композиции, барельефы и памятники отходили на второй план, а затем и вовсе были удалены из арсенала работы христианских художников. Восточная церковь не благосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством. Круглые формы были терпимы в византийских храмах еще до IX, но постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены. Немногочисленные дошедшие до нас скульптурные композиции представляют тем больший интерес, как “неразвитая ветвь” византийской эстетики, и свидетельствуют о попытках приспособить для нужд новой идеологии лучшие образцы и передовые технологии римского искусства.

Отдельно стоит отметить многочисленные колонны, посвященные первым императором Восточно-римского государства и установленные в Константинополе. Их конструкция и оформление явно свидетельствуют о римском генезис молодого византийского искусства, о попытках примирить, сплавить в камне римские традиции прославления верховного лица империи с еще неловкими реверансами в сторону нового главного Императора - Иисуса Христа.

 

“Четыре тетрарха”, первая половина IV века

Скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона, построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).

В отношении того, кого изображает скульптура существует две версии:

● наиболее распространённая версия, давшая название композиции — императоры-соправители периода тетрархии: Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор;

● наследники Константина Великого: сыновья Константин II, Констанций II, Констант и племянник Далмаций.

Императоры-тетрархи изображены попарно: двое августов и двое цезарей, обнимающих друг друга. Это расположение должно было продемонстрировать идею единства Римской империи. Лица фигур лишены индивидуальных черт, а сам материал (порфир, широко распространенный в искусстве Древнего Египта) и аналогичные работы (например, тетрархи из музеев Ватикана) позволяют предположить, что произведение относится к восточной школе римского искусства.

“Диптих Барберини”, первая половина VI века

Размеры дошедшего фрагмента не позволяют формально отнести его к монументальной форме, но, по версии специалистов, это только один фрагмент из числа пяти прямоугольных пластин, соединенных вместе.

Произведение сочетает, с одной стороны, классическую тему всемогущества победоносного императора, коронованного Победой, чья ойкуменическая власть эквивалентна всеобщему миру и процветанию и, с другой стороны, тему победы христианства, достигаемой покровительством Христа и благословением императора. Это привносит новую космическую иерархию в идею триумфа Римской империи и потому делает произведение высоко политизированным, призванным служить имперской пропаганде. Качество изготовления позволяет предположить, что изделие вышло из императорских мастерских Константинополя.

Замена креста в короне бюстом Христа на диптихе Барберини отмечает ещё один шаг в христианизации этого предмета ранневизантийского искусства, которое должно быть датировано периодом более поздним, чем правление Анастасия, и хорошо соответствует идеологическим установкам начала правления Юстиниана. Возможно, это была последняя конная статуя в Византии, после чего этот иконографический тип исчезает как в монументальной форме, так и в нумизматике.

В ранних диптихах отчетливо видно влияние античных традиций. Это проявляется как в стилистике изображения, так и в подборе сцен. Консульские диптихи VI века показывают появление византийского стиля на фоне греко-восточной художественной традиции. Это отражает «стремления к стильной манере, выработке форм, особенно драпировок, и трудно было бы не связывать этих черт с потребностями столичных кругов, правительственных заказов, и отрицать участие старых мастерских Италии и новых в Константинополе».

Изготовление консульских диптихов предусмотрено в кодексе императора Феодосия (438 год), но известны и более ранние экземпляры (самый старый из известных датирован 406 годом). Диптихи прекратили своё существование при Юстиниане I (последний диптих датирован 541 годом).

 

“Саркофаг Юния Басса”, 359 год

Раннехристианские саркофаги, часто происходящие из катакомб и датируемые II—V вв., делались в тех же мастерских, что и языческие. Изготовление таких изделий, намного больше, чем росписи, требовало от автора профессиональной квалификации. Поэтому скульптура дольше, чем живопись остается связанной с темами традиционного искусства. Но и тут наделение скульптуры христианской символикой приводит к глубокому изменению характера изображений. Историко-мифологический сюжет утрачивает своё значение и несет только идеологическое содержание. Христианский художник стремится не к изображению, а к «представлению» чего-то более значительного, чем сам образ. Структурно-синтаксическое построение сменяется несвязным повествованием, композиция часто подчиняется только орнаментальному замыслу.

В саркофаге Юния Басса (ум. 359) повествование разделено на множество мелких эпизодов, вписанных в эдикулы. Единство изображаемой истории нарушается, рассказ теряет связность, живое действие сменено на череду образов. Техника упрощается и стремится к сильному воздействию на зрение, обобщенной моделировке фигур, резким светотеневым контрастам. Скульптор использует эффектную технику бурава.

 

“Милий”

Греч. Μίλ(λ)ιον — мильный камень), Милиа́рий (лат. Milliarium) — древнее сооружение, находившееся в центре Константинополя. Мраморная колонна в центре квадратного здания с пирамидальной крышей (тетрапилона). Выполненная из мрамора колонна выполняла ту же функцию, что и Milliarium Aureum в Риме: от неё отсчитывалась протяженность всех дорог империи. Само здание изначально было украшено многочисленными скульптурами и картинами. Построенный в IV веке при основании города, Милий просуществовал вплоть до начала XVI столетия, когда его снесли захватившие Константинополь турки-османы. В 1960-х годах, в ходе раскопок недалеко от собора Святой Софии, были обнаружены остатки одной из несущих конструкций тетрапилона. Ныне этот фрагмент выставлен в северном дворе собора в стамбульском районе Фатих, недалеко от Большой цистерны.

Драматичная история этого памятника очень ярко отражает эстетические метания ранневизантийских правителей. Когда император Константин I Великий перестраивал город Византий, чтобы основать на его месте «Новый Рим», он много чего позаимствовал из городского устройства «Старого Рима». В центре города было возведено это сооружение, бывшее идентичным по своему предназначению римскому Milliarium Aureum: в его центре стояла колонна, от которой отсчитывалась протяженность всех дорог империи. Однако константинопольский «мильный камень» был устроен куда более сложно. Он представлял из себя тетрапилон (двойная триумфальная арка) с пирамидальной крышей, стоявший на четырёх арках. Под крышей рядом с колонной находились обращённые на восток статуи императора Константина и его матери Елены с крестом в руках, а также изображение богини Тюхе позади них (!). По описанию историка-византиниста Джона Норвича, милий выглядел следующим образом:

«Центральным местом нового города Константина стал Милион, или Первый Мильный Камень. Он состоял из четырех триумфальных арок, образующих площадь, которую венчал купол, на нем была установлена самая почитаемая христианская реликвия – Честной Крест Господень, привезенный императрицей Еленой из Иерусалима за год или два до этого». Тетрапилон Милий находился в сердце Константинополя, в западной части центральной площади Августеон, недалеко от стен древнего Византия.

 

“Колонна Константина”, 328 год

Римская триумфальная колонна, расположенная на площади Чемберлиташ в Стамбуле, Турция. Установлена в 328 году на форуме Константина и торжественно открыта в день основания Константинополя в 330 году. Высота — 34.8 м, материал — порфир. Торжественное открытие представляло собой смешение христианских и языческих традиций: во время церемонии освящения новой столицы император в присутствии христианских церковных иерархов и высших представителей языческих жрецов собственноручно замуровал под основание колонны топорище от топора Ноя, кресало Моисея и остатки хлебов Иисусовых, а также палладиум — деревянную статуэтку Афины Паллады из Трои, одно время хранившуюся в Риме. На вершину колонны была установлена золотая статуя Константина. Колонна воздвигнута в центре овального форума Константина (ныне площадь Чемберлиташ), сразу же за городскими стенами древнего Византия. Ствол колонны высотой 25 м состоял из семи порфировых блоков диаметром 2.9 м. Они были охвачены железными обручами и бронзовыми позолоченными венками из лавровых листьев. Восьмой верхний барабан был мраморным. Далее шла мраморная капитель, на абаке которой стояла золотая статуя императора Константина в образе бога Аполлона в венце из семи лучей, в венец был вплавлен гвоздь от Животворящего Креста, на котором был распят Христос, поэтому жители города одно время называли этот памятник «колонной гвоздя». В правой руке императора находился шар-держава, в левой — вероятно, лабарум с христианской символикой. Колонна стояла на пятиметровом основании, которое было украшено барельефом и надписью, где император Константин обращался к Иисусу с просьбой оберегать его город.

“Колонна Маркиана”, 450—452 г.
      
Римская триумфальная колонна в Стамбуле (район Фатих), один из старейших памятников в городе. Воздвигнута в середине V века по приказу префекта Константинополя во время его правления в 450—452 годах в честь византийского императора Маркиана (пр. 450—457). Выполнена из египетского гранита, нынешняя высота — 17 м. Находится к западу от акведука Валента. Об истории памятника практически ничего не известно, так как он не упоминается ни в одном позднеримском или византийском источнике. Колонна была вырезана из красно-серого египетского гранита. Четырёхугольный пьедестал колонны облицован мраморными плитами: с трёх сторон высечены христограммы внутри медальонов, а на четвёртой стороне изображены два крылатых гения (ангела), держащих земной шар. Над ними на цоколе находится посвятительная надпись на латыни: «Взгляни на эту статую и форум Маркиана, построенные префектом Татианом».

 

“Колонна Юстиниана”, 543 год

Римская триумфальная колонна, возведённая в Константинополе по приказу византийского императора Юстиниана I в честь побед его армий в 543 году. Она стояла в западной части площади Августейон, между собором святой Софии и Большим дворцом, пока не была разрушена в начале XVI века османами. Колонна представляла собой грандиозное сооружение, производившее сильнейшее впечатление на зрителей. В своём трактате “О постройках” Прокопий Кесарийский описывает её второй, сразу после рассказа о соборе святой Софии. Согласно его описанию, колонна была установлена на вершине ступенчатой пирамиды, на семи каменных ступенях которой могли сидеть жители города. Сама колонна была составлена из огромных прямоугольных монолитов, связанных раствором и бронзовыми картинами и венками. На верху колонны была установлена обращённая на восток конная статуя Юстиниана. Конь изображён в движении, его левая нога «поднята в воздух, как будто он собирается ступить на находящуюся перед ним землю, другая твердо опирается на камень, на котором стоит конь, с тем чтобы сделать следующий шаг; задние же ноги у него так напряжены, что, когда им придется двинуться, они тотчас же готовы». Император одет как Ахиллес — на нём высокие башмаки, а нога от лодыжки без поножей, грудь закрыта панцирем, на голове шлем, увенчанный плюмажем (туфа). В руках его нет оружия, только шар, увенчанный крестом, символизирующий власть императора над всей землей, достигнутую не силой оружия, а верой. Правая рука статуи вытянута к востоку.

Существуют многочисленные описания колонны, сделанные русскими паломниками: самое раннее приводится в «Беседах о святынях и других достопамятностях Царьграда» (вероятно, автор - Василий Калика), который отметил присутствие перед колонной группы из трёх коленопреклонённых «цари погани». Известно, что по просьбе Епифания Премудрого колонну нарисовал Феофан Грек, однако это изображение до нас не дошло. Колонна неоднократно воспроизводилась на памятниках русского искусства, наиболее известны изображения на иконах, хранящихся в Государственном Русском Музее и Третьяковской галерее.

 

Официальное признание христианства потребовало строительства зданий. Главной пространственно-объемной формой и самым монументальным      визуальным манифестом новой религии становится византийский храм, а вместе с ним и такие важнейшие храмовые жанры, как фрески и мозаики. Именно они приобретают все более доминирующее значение в искусстве Византии раннего периода и достигают своей вершины в 6-7 веках нашей эры.

 

  1. Главные сооружения ранневизантийского искусства.

Византийское зодчество, как главная движущая сила новой эстетической системы, формировалось постепенно. Первые проявления византийского архитектурного стиля мы видим в некоторых храмах Равенны, а именно в соборной крестильнице, выстроенной приблизительно в 430 г. по несложному плану правильного восьмиугольника; затем — в усыпальнице Галлы Плацидии (ныне ц. св. Назария и Кельсия), первом примере храма с крестообразным планом и с куполом над средним пространством (сооруж. около 450 г.), и в церкви св. Виталия (528—547 гг.), в которой прекрасно разрешена задача сооружения по восьмиугольному плану. Эти архитектурные памятники не представляют ещё настоящих элементов центрально-купольной системы.

Впервые черты собственно византийской архитектуры отчетливо видны в константинопольской церкви святых Сергия и Вакха (527—565), представляющей переход от вышеупомянутых зданий к главному, великолепнейшему памятнику византийской архитектуры — Храму Святой Софии, сооружённому Юстинианом в 532—537 гг. в память об усмирении бунта, во время которого этот государь чуть было не лишился престола.

Церковь Святой Ирины своим планом и внутренностью сильно напоминает Святую Софию в малом виде; но купол её не плоский, а представляет углубление в 1 1/3 своего радиуса; она любопытна также потому, что в ней, кроме главного купола, есть ещё другой, лежащий над трапезной частью и имеющий редкую в византийском искусстве форму эллипса.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!