Равенна, последняя столица Западной-римской империи



После разделения Римской империи на Западную и Восточную (в 395 году) первым императором Западной империи со столицей в Медиолане стал Гонорий. В 402 году, после осады Медиолана вождём вестготов Аларихом, Гонорий перенёс столицу Западной Римской империи в Равенну, что превратило город в экономический, политический и культурный центра империи. В 450—470-е годы в ходе борьбы за римский трон в Равенне сменились девять императоров. 2 сентября 476 года при Равенне превосходящие силы германских наёмников разгромили римский гарнизон, после чего шестнадцатилетний император Ромул Августул, последний римский император, был вынужден отречься от престола. Этой датой (формально) завершается история древнего Рима.

В 540 году армия Велизария осадила и завоевала Равенну, включив её в состав Византии. После смерти Юстиниана до 1-й половины VIII века Равенна оставалась византийской провинцией, столицей так называемого Равеннского экзархата.

Хотя политическое значение города угасло, именно Равенна наиболее богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры - прежде всего, монументально-декоративной живописи.

В 1996 году в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены следующие объекты:

● Мавзолей Галлы Плацидии (около 440 года)

● Баптистерий православных (середина V века)

● Базилика Сан-Витале (526—547 годы)

● Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (549 год, вне городских стен)

Построенные при короле Теодорихе (т.е. в 493-526 годах)

● Арианский баптистерий

● Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

● Архиепископский музей и капелла апостола Андрея (домовая церковь равеннских епископов)

● Мавзолей Теодориха (вне городских стен)

 Интерьеры этих зданий (всех кроме Мавзолея Теодориха) украшают мозаики, сочетающие в себе византийскую и античную традиции, с некоторыми стилистическими особенностями, присущими арианам. Сохранились руины так называемого дворца Теодориха (начало VI века).

 

Столичный блеск Равенны поддержала деятельность короля Теодориха. Теодорих был чужаком-остготом, «варваром», которого пленил красотой и роскошью Античный мир. Поэтому он пригласил в Равенну мастеров из Рима. Епископ Аньело, который был врагом варваров-еретиков, стал проводником культурных и идеологических воздействий Византии. Это нашло отражение в мозаиках дев и мучеников Базилики Св. Аполлинария, схожих с образцами придворного искусства византийцев. Ещё больше византийского в Базилике Св. Виталия, потому что византийский чиновник Юлиан Аргентарий (императорский казначей и наместник) настоял на постройке по образцу церкви Св. Сергия и Вакха в Константинополе. На мозаиках апсиды — Христос на земной сфере в окружении ангелов-воинов, Св. Виталий и епископ Экклезий. Здесь и две мозаики с императором Юстинианом и Феодорой. Суровые лица земных богов, одежды, шокирующие невиданной роскошью и жемчугом — олицетворение божьей по происхождению власти и сверхчеловеческого величия. Императорская чета в окружении многочисленных царедворцев несут хлеб и вино для причастия. Аналогов этим мозаикам в настоящее время просто не существует.

 

  1. Художественные особенности византийский мозаик

Мозаичное искусство интенсивно развивалось в Византии и испытало расцвет в VI—VII веках («золотой век»), в период после окончания иконоборчества — IX—XV века, «македонского возрождения» и «палеологовского ренессанса».

Развитие стеклоделия в Сирии и Византии способствовало совершенствованию искусства мозаики из смальты — окрашенного и глушёного (непрозрачного) стекла при помощи добавления окислов различных металлов. Ближний Восток и восточное побережье Средиземного моря, эллинистический Египет — место возникновения и интенсивного развития технологии стекла. Преобладание синего и тёмно-зелёного цвета на первых этапах развития стеклоделия объясняется примесями окислов железа в песке (основном компоненте стекла) и добавками окислов меди (руды, которую привозили с Синайского полуострова). Примеси ртути, окислов железа, цинка и меди в разных пропорциях придавали стеклу различные оттенки. Олово давало непрозрачность и, следовательно, усиливало отражающую способность и насыщенность цвета.

В полутёмных интерьерах раннехристианских храмов светосила фресок оказывалась недостаточной и росписи постепенно уступали место мозаикам. Ни одна из техник живописи: темперная, акварельная и даже масляная, а тем более фреска, не могут дать такой насыщенности цвета, какое даёт цветное стекло. Для усиления отражающей способности византийцы придумали подкладывать под тессеры (кубики) прозрачного стекла с оборотной стороны золотую фольгу. Так появились знаменитые «золотофонные» византийские мозаики. Кроме того мастера научились укладывать тессеры на цемент слегка меняя наклон, создавая мерцание, переливы цвета. Это оказалось особенно эффективным в мозаичных картинах на криволинейных поверхностях куполов и сводов. Мастера использовали прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются оборотной стороной на основу.

Смальтовые композиции отличаются разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности. Наряду с золотым фоном мастера активно использовали яркие синий, зелёный, красный и белый цвета. Фигуры обводили красным и синим контурами, иногда двойными разных цветов. Это делали для того, чтобы усилить цветовой контраст изображения и фона.

Византийские мастера работали на территории Италии, в городах, имевших тесные политические и экономические отношения с Константинополем. Поэтому наиболее выдающиеся в художественном отношении образцы сохранились в базилике Св. Марка в Венеции и в храмах Равенны: в церкви Сан-Витале (около 547 г.), Сан-Аполлинаре и Сан-Аполлинаре Нуово (580-е гг.), а также частично сохранившиеся мозаике в храме Св. Софии в Константинополе (867 г.).

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!