Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии (440 г)



Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками. Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско-эллинистической мозаичной традиции, хотя происхождение самих мастеров остаётся спорным (в числе возможных версий называются Рим, Медиолан, Константинополь, Сирия, Африка). Здесь римское художественное наследие с его тщательно выполненными деталями и пластичными фигурами слилось с христианским стремлением к абсолютности и трансцендентности, что создало неповторимый мозаичный ансамбль.

Русский искусствовед Павел Муратов писал о мавзолее Галлы Плацидии в начале XX века: “Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии. В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно прекрасно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками. На этот фон положено знаменитое изображение юного Доброго пастыря, сидящего среди белоснежных овец. Полукруги у окон украшает крупный орнамент с оленями, пьющими из источника. Гирлянды листьев и плодов вьются по низеньким аркам. При виде их великолепия невольно думается, что человечество никогда не создавало лучшего художественного средства для убранства церковных стен. И здесь благодаря крохотным размерам надгробной часовни мозаика не кажется делом суетной и холодной пышности”.

В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности. Крест и звёзды помещены на индиго-синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром. Христос символически показан как Солнце правды (Мал. 4:2), окружённое Его верными, просвещёнными им и сияющими в мире Его светом (Мф. 5:16). Мозаика указывает на Христа как на невечерний свет (Зах. 14:6-7), который не может объять тьма (Ин. 1:4-5). Христос по мысли мозаичиста является смыслом и центром существования вселенной, готовым и желающим объединить вокруг себя всё человечество. .

В хоровод звёзд, окружающих крест, включаются находящиеся в углах свода евангелисты, представленные их золотыми символическими изображениями: львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей)[9].

Потолок в «ветвях» мавзолея покрыт сложным мозаичным орнаментом, символизирующим райский сад. На тёмно-синем фоне разбросаны окружности, звёзды и цветы. Такой орнамент является необычным для западной части Римской империи

1 Внешний вид мавзолея.

2. Голуби, пьющие из источника воды живой

3 Мозаика «Христос — Добрый Пастырь»

4 «Райский сад» — мозаика на потолке

5 Внутренний вид мавзолея

6 Крест и звёздное небо — мозаика в куполе

7 Олень, пьющий из источника

 

Убранство Баптистерия православных (середина V века )

Богатое внутреннее убранство баптистерия имело целью подчеркнуть особую значимость для верующих таинства крещения. Помещение украшено мозаикой, ионическими колоннами (они обрамляют оконные проёмы) и горельефами с изображением пророков. С 13 в. в центре была расположена восьмиугольная купель из греческого мрамора и порфира. Она была значительно переделана в XVI веке, но сохранила ряд оригинальных деталей; одна из них — высеченный из цельного куска мрамора амвон V в., стоя на котором, священник совершал таинство крещения. В одной из арок сохранился типичный престол VI века, в другой установлен снятый в 1963 году с крыши баптистерия старинный бронзовый крест.

Византийские мозаики баптистерия продолжают традиции искусства предыдущих веков. Они разделяются на три цикла: над арками первого яруса (растительный орнамент на синем фоне, фигуры пророков), между арками второго яруса (канделябры, престолы, епископские седалища) и подкупольная мозаика.

Общая мозаичная композиция связана с тематикой Небесного Иерусалима. Это подчеркивают венцы в руках апостолов на подкупольной мозаике (они символизируют, что апостолы согласно евангелию от Иоанна, сядут на двенадцать престолов судить двенадцать колен Израилевых), четыре алтаря и четыре изображения престола уготованного. Сюжетом подкупольной мозаики является крещение Иисуса Христа. В центре расположен медальон со сценой крещения. Кроме изображённого нагим Иисуса и Иоанна Крестителя, в нём присутствует Иордан в образе мужчины с полотенцем в руках. Вокруг медальона — фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, представленная радиальными лучами. Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда напоминает хитоны римских патрициев. В ней использованы всего два цвета: белый (символизирует свет земной) и золотой (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!