Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 16 страница



Признанием воздействия рэггей на музыкальную культуру африканских стран стало вручение Бобу Марли Сенегалом "Третьемирской медали мира".

Появилась в Африке и своя инфраструктура рэггей. Например, нигерийскую рэггей обслуживает созданная правоверным растаманом с полученным в США Дипломом искусствоведа Тони Нзе "Дрэд энд Форс про-дакшн", расположенная в г. Онича, штат Анамбра. Но чаще африканские группы запиываются за границей. Так, в CША на африканских группах рэггей специализируется независимая компания "РАС Рекод".

Для африканской рэггей характерно стремление "расшифровать" заимствованные из растафари понятия применительно к африканской реальности. Обычно после "культового" термина в заглавии идёт скобках пояснение. Например, в альбоме нигерийского дуэта "Мандэйторз" "Кризис" (1987 г.) значится: "Возвысимся до небес (Нигерия)", "Избавление (от апартхейда)" и т.д. Другие песни с того же альбома дают представление о круге тем африканской рэггей - он не отличается от ямайского и британского: "Инфляция", "Я люблю тебя (Но Джа любит больше)", "Политики разбежались", "Сойдитесь все вместе и любите друг друга)". Африканская музыка рэггей более политизирована. Вот характерный текст - песня "африканского Боба Марли" (кстати, "преемственность" формально была признана тем, что после смерти Марли он записал альбом с группой Марли "Стенающие") Альфа Блонди "Сверхдержавы": "Сверхдержавы //Вон из Африки ко всем чертям!// Больше не надо никаких автоматов,// Никаких бомб,// Никакого политического давления,// Экономического шантажа.// Сверхдержавы!// Вон из Африки ко всем чертям!// Мы не хотим,// Нам не нужны// Автоматы и ракеты,// Мы не хотим// Ваши атомные бомбы.// Я говорю: Нет! Нет! Нет!// Дети Джа не хотят,// Чтобы ваша биотехнология разрушила нашу милую землю,// Чтобы ваша электроника разрушила нашу милую землю,// А потому – вон, вы и ваше ЦРУ (3 раза).// Сверхдержавы!// Нам в Африке нужны// Хлеб и мир.// Мы в Африке хотим// Могущественного братства. // Мы не хотим видеть// Вас и ваше КГБ,// Мы не хотим иметь дело// С вами и вашей Красной Армией. // Поэтому я говорю: // Власть - народу, // Отдайте власть народу Джа, // Могучую власть - моему народу,// В Южной Африке - тоже! // Отдайте власть чёрному народу".

Культовая сторона растафари осталась на Африканском континенте менее известной, растафаристские заклинания используются музыкантами скорее как "память жанра", элемент канона. Зато с восторгом воспринимаются политические и антирасистские лозунги растафари, а также призыв к культурной независимости. Лакки Дьюб (ЮАР), ставший, по словам французского исследователя, символом африканского растамана, в своих альбомах "Раста никогда не умрёт" (1985 г.), "Подумайте о детях, скажите им правду" (1986 г.) и "Раб" (1987 г.) "поет на темы Джа, растамана и его корней, но что касается курения марихуаны - отвечает иронично: Если бы Джа хотел, чтобы мы курили, он бы снабдил нас трубою".[251]

Многие растаманы, вернее, африканцы, считающие себя растаманами. вообще полагают, что растафари - это "антирасистское молодежное движение, созданное Бобом Марли".

Ортодоксальные растаманы встречаются в Африке в двух случаях; среди студенчества (здесь это скорее игра, эпатаж) и городских люмпенов.

Главным в растафари, не считая притягательного для африканцев видения мира и политических лозунгов панафриканизма, молодые африканцы сочли возможность развязаться с властью традиций, косной опекой старшего поколения, одновременно оставшись –и даже подчёркнуто оставшись - африканцами в культурном отношении, но уже "современными африканцами". Очевидно, следует ожидать появления уже местных явлений, подобных растафари (в ипостаси молодёжной субкультуры), радикально решающих проблему выбора между "традиционным", "самобытным" и "современным" в пользу "современной самобытности".

К "настоящим" же растаманам относятся скорее как к чудакам, но политическая и культурная стороны "движения" принимаются безоговорочно, особенно призыв к духовной деколонизации и гордости за свою расу. Африканская раста разделилась на малочисленную религиозную и влиятельную "культурно-политическую", в форме музыкального увлечения и моды сделавшую культурный национализм фактом массового сознания. Поэтому представители одной и той же страны заявляют в опросах: "У нас растаманов почти нет" и "У нас вся молодёжь - растаманы". Это разное - "узкое" и "широкое" понимание "культуры растафари". Примечательно, что профессора из университета Хараре убеждали меня, что растафари - это вредное поветрие, портящее молодёжь, но зато одновременно (и не видя в этом противоречия) высоко ценят Томаса Мапфумо как воспитателя у молодёжи достоинства и культурной идентичности. Противоречие зимбабвийские учёные снимают, заявив, что Мапфумо де и не растаман вовсе (тем более, что Мапфумо, хотя и охотно обыгрывает некоторые черты раста-рэггей, сам этот вопрос обходит молчанием либо подчеркивает свою укорененность именно в культуре машона), а так - кое-что из растафари использует, но не всё подряд, а лишь то, под видом чего в доступной юношеству форме можно пропагандировать национальную культуру. Да и музыка Мапфумо, дескать, не столько рэггей, сколько напоминающая рэггей традиционная музыка машона. Иными словами, старшее поколение согласно с "идейным" содержанием расты, но не приемлет "субкультурное". Вот лишь три мнения о растафари из опроса, проведённого ивуарийским журналом, l6-летний учащийся колледжа целиком за растафари: "Одно нельзя отрицать: сегодня рэггей - лучшая музыка, какая только есть на свете". Он готов слушать рэггей часами. Другой абиджанец, постарше, любит рэггей в основном за темы песен, так как они "в основном посвящены социальным нуждам угнетённых народов, но феномен рэггей иногда внушает опасения - это когда некоторые, к несчастью, ещё не понявшие истинный смысл рэггей. делают её синонимом распущенности и наркомании". И, наконец, 40-летний Жан Сека: "Рэггей - это поистине не что иное, как наркотики и бандитизм". Он требует запретить продажу в Кот д'Ивуар пластинок рэггей, радуется, что не состоялись гастроли Боба Марли в стране.[252]

Джон Нанли (США), автор исследования по городской культуре Западной Африки, показывает, в каком виде "культура растафари" внедрилась в Африку, указывая при этом на первостепенную роль музыки рэггей (собственно, не будь рэггей, растафари никогда бы не выйти за пределы Ямайки). Нанли цитирует сьерра-леонского журналиста: "Медленно, но непрестанно веет над Фритауном ветерок растафари, и последствия этого идут далеко." Осуждая увлечение марихуаной, "грязными дрэдлокс", пренебрежение к труду, журналист сомневается в искренности принятия молодёжью доктрин "религиозной расты". Одновременно он считает, что "повышая престиж Африки и мирового чернокожего сообщества в целом, артисты стиля раста-рэггей делают для чернокожих столь же важное дело. что и соратники Стива Бико".[253] Сам Нанли, изучая молодёжные маскарадные ассоциации "Одэ" - такой вид приняли в городских условиях традиционные общества охотников йоруба - замечает, что "стиль жизни обществ Одэ сложился под влиянием... растафаристской философии, выраженной в музыке рэггей и её текстах", однако, как поясняют члены общества "Кровавая Мэри", "фритаунская раста лучше всего описывается образом вольнодумца, который рассудительнее своего ямайского собрата. Вольнодумец одет в небрежной манере расты, но не носит причёски "дада" или дрэдлокс... В отличие от растамана, вольнодумец работает…, он выступает против легализации марихуаны". "Движение рэггей-раста, - пишет Дж. Нанли, - определило настрой жизненного стиля обществ Одэ, к большому раздражению старшего поколения горожан. Если стиль расты и не копируют в мелочах, то её клич "Равные права!" <название песни П.Тоша. -Н.С.> вошёл в сознание всех членов общества".[254]

Власти также относятся к молодёжному увлечению двойственно. С одной стороны, приветствуется тяга к самобытности и панафриканскому единству, с другой - вызывают опасение бунтарские и неприязнь - богемные стороны растафари, чувство личной независимости и враждебность любым политическим структурам. Парадоксально, что настоящим гонениям растаманы подвергаются в странах с официальной идеологией, основанной на аутентичности: в Заире, Малави, Того. В Нигерии правительством было запрещено студенческое университетское "движение рэггей". Во многих странах государственные радиостанции передают "антиимпериалистические" и "африканско-патриотические"песни рэггей, но гимны марихуане почти повсюду запрещены, как и критика "крысиных гонок" политиков. Одновременно власти не прочь использовать влияние рэггей на молодёжь в целях политической мобилизации. Так, в Нигерии правительственная организация "МАМСЕР" для разъяснения экономической и социально программы властей организовала турне по стране нигерийский певцов рэггей Маджека Фашека и Сонни Окосуна. перемежавших песни "разъяснительной работой". Правда, если на Юге их ожидал триумф, то на мусульманском Севере, в Сокото и Кацине, местная администрация запретила выступления, ссылаясь на неприемлемость рэггей в исламских районах. "Местная элита опасается революционного и религиозного содержания лозунгов рэггей, таких, как "Алилуя", которое постоянно восклицают звёзды", - комментирует нигерийский журнал.[255]

Пример непростых отношений богемного растафари с политической элитой, которая не прочь использовать рэггей для насаждения почвенничества и традиционализма, но удручена субкультурной стороной расты, - это двусмысленные взаимоотношения Феликса Уфуэ-Буаньи и "нового Боба Марли" Альфа Блонди. Сам Альфа Блонди (Сеиду Коне), поющий на диула, французском и английском, вернул молодёжи вкус к отечественной культуре и языку, сделав их модными. С другой стороны, будучи явно психически нездоровым человеком и убедив поклонников в собственном профетизме ("Джа велик, и Альфа - пророк его", - с лёгкой руки жены Блонди, французского музыковеда, специалиста по африканской городской музыке Элен Ли пошла гулять эта фраза), Блонди обличал власти и вообще всё на свете, воспевал мир сомнительных антисоциальных элементов, сам покуривал марихуану и другим советовал. Однако, пройдя курс соответствующего лечения, Блонди записал ряд песен, воспевавших героев Африки и разоблачавших её врагов, а также разъяснявших, что раста бывает хорошей (верность корням) и ложной (наркоманы и бездельники). За песню "Раста разумная и раста безумная" Блонди удостоился похвалы президента. С тех пор между ними установились отношения, напоминающие отношения Евг. Евтушенко с советскими руководителями: Уфуэ-Буаньи то отечески журил Блонди за выходки, то давал взбучки, то лично вручал ему правительственные награды. В свою очередь, Блонди записал скандально известную песню "Джа Уфуэ", в которой воздавал должное лидеру страны, намекая, что Буаньи - того: тоже, хоть немножечко, а Джа, тем более, что эфиопский Джа к тому времени уже почил. Песня вызвала обвинения в пресмыкательстве - от левой интеллигенции континента до советского журнала "Азия и Африка сегодня", но Блонди в ней явно искренен, тем более, что на фоне других долговременных и бессменных правителей континента ивуарийский лидер действительно выглядит мудрым и человечным, да и всею своей непутёвой жизнью Блонди доказал неспособность к заискиванию. Вот текст нашумевшей песни: "Уфуэ, Джа Растаман! // Уфуэ - это растаман! // Он добр, как растаман. // Он привержен своей стране, // Как раста. // Он отдал себя без остатка нам, своим малым детям, // Он посвятил свою жизнь нам, своим малышам... // Уфуэ - Джа! // Он - главная опора ОАЕ. // Он - главная опора РДА <Африканско-го демократического объединения, массовой политической организации французских колоний, созданного при участии Буаньи в 1946 г. - Н.С.>.//Уфуэ бывал там - // Вперед, вперед к Аддис-Абебе. // Джа-Джа Уфуэ - йе! // Всегда готов к борьбе за мир, как раста,// Посвятил свою жизнь делу мира, как раста, // Как растаман,// Джа-Джа Уфуэ! // Да здравствует папа Буаньи. // Мы следуем за тобой, папа Буаньи." Как комментирует песню ивуарийский философ, "кто из ивуарийских артистов не воспевал Уфуэ-Буаньи…? Но растафаризм - это не только волосы косичками или застиранные голубые джинсы. Это также глубоко мистическая и националистическая духовность, это состояние духа".[256] Это следует понимать так, что Блонди не подличает, а побуждает Уфуэ-Буаньи поступать как растаман, и в контексте ивуарийской жизни это смелый поступок - по крайней мере, никто из отечественных "шестидесятников" не осмелился сказать, что Никита Сергеевич – гуманист, абстракционист, концептуалист и экзистенциалист, хотя он-то как раз таковым и был.

Вероятно, поможет прояснить отношение африканской молодёжи к растафари проведенный мною опрос, в котором среди прочих вопросов около 300 молодых африканцев из 31 страны должны были ответить, положительно или отрицательно они оценивают растафари, что это такое и что означает само слово.

Выяснилось, что лишь один юноша не знает, что такое растафари, да и тот - араб из Мавритании. Кстати, из Мавритании же, но уже с Югa страны (пёль по этнической, принадлежности) оказался и самый горячий сторонник растафари, для которого рэггей - главный из интересов, обладатель большой фонотеки и знаток текстов. Остальные североафрикацы (в опрос они не включались) знают кое-что через музыку, но никакого интереса ни рэггей, ни растафари у них не вызывает.[257] В Судане же якобы очень много певцов рэггей на Юге. Рэггей же популярна и на мусульманском Севере, даже есть якобы исполнитель - Шанханел Ахмед,- поющий рэггей по-арабски, но рэггей в Судане - это музыка и не более (кроме ответов респондентов, никаких сведений об интересе к рэггей в Судане я никогда не встречал).

Для стран же Чёрной Африки рэггей - массовое увлечение молодёжи. Почти никто не смог объяснить происхождение слова "растафари", хотя все знают, что оно как-то связано с Эфиопией, те же, кто знает этимологию, почему-то связывают это с битвой при Адуа, полагают, что растафари зародилось в Эфиопии и лишь затем попадает на Ямайку. Очень туманны и знания о культовой стороне растафари. Это тем более удивительно, что все очень любят рэггей, но воспринимают из текстов лишь то, что им близко, и как-то совершенно пропускают мимо ушей тонкости и подробности культа. Типичны следующие суждения: "Растафари - это музыка, освобождающая чёрного человека" (Гвинея), "Это отрицание европейской культуры, потому что она дестабилизирует нашу культуру и противоречит нашему образу жизни" (Нигерия). "Это молодёжная мода, пропагандирующая гордость и достоинство" (Конго). "Это искатели приключений" (Ангола), "Это культура африканской молодёжи" (Танзания). При этом многие заявляют, что в 70-е годы в их стране было много ортодоксальных растаманов, сейчас же их почти не стало, хотя как мода растафари сохраняется. Якобы большая община растаманов-ортодоксов перебралась из Сенегала в Гвинею, где существует и поныне (дата опроса - 1987 г.), а в Гане есть будто бы церкви ортодоксальных растаманов. В литературе или от более надежных собеседников никаких подтверждений этому я не встречал.

Заирский юноша рассказывает: "Растаманов у нас очень много, но старики их порицают, потому что они ненормальные, а правительство преследует, потому что они - за борьбу и конфронтацию, а у нас - братство и солидарность нации".

Кабовердианский юноша более других знает о происхождении растафари, считает расту религией марунов. По его словам, в Кабо Верде "ортодоксальных растаманов нет, потому что растафари запрещает пить вино и много всего другого", но рэггей и идеи освобождения от рабства в сознании очень популярны среди молодёжи, поэтому официальная молодёжная организация использует рэггей в работе с молодёжью.

В 70-е годы, - говорит угандийский юноша, - молодёжь сплошь была растаманами, сейчас уже нет, но растафари помнят и симпатизируют антирасизму растафари.

Анголец считает, что в растафари есть злоупотребления, но это уже вина конкретных людей, а в целом это дело хорошее.

В ответ на просьбу оценить растафари положительно или отрицательно 90% нашли и положительные, и отрицательные черты, как правило. с оговоркой: "Но всё-таки, больше положительного". Отрицательно оценили всего несколько человек, оговорившись, что любят рэггей и высоко ценят Боба Марли. Однозначно положительную оценку дали 8% опрошенных.

Среди юношей отношение к растафари более одобрительное, чем среди девушек.

Примечательно, что игрок любительской футбольной команды "Раста" из Мапуту рассказывает, что их команда носила дрэдлокс, красно-зелёно-золотые футболки и т.д., сам он себя считает растаманом, без ума от рэггей, но объяснить происхождение растафари не может, о культовой стороне и о какой бы то ни было связи с Хайле Селассие I он не знает ничего, а расту считает "антиколониальной молодёжной идеологией, созданной Бобом Марли".

Насчёт определения того, что же такое раста, мнения округленно разделились так: мода – 45%, идеология – 40%, политическое течение – 10%, музыка – 4%, религкозный культ – 1%. При всём своеобразии мышления, опрашиваемого контингента бросается в глаза единогласное непризнание африканского варианта раста-рэггей религиозным культом и осознание его как явления, выходящего за чисто музыкальные рамки.

 

§6. "Нация Ислама (Черные мусульмане): североамериканский аналог растафари

Параллели между "Нацией ислама" и растафари стали общим местом во всех работах, посвященных тому или другому культу, а также гарвеистскому движению. Не только сходные социальные и психологические истоки, но и генетическая связь через гарвеизм - причина разительных совпадений в представлениях "Нации ислама" и "культуры растафари". Как отозвался о "Нации ислама" Л.Н. Митрохин, "одним словом. это чисто мифологическая концепция, как бы рационализирующая и проецирующая "вовне" (и в прошлое) определённые нравственно-психологические состояния, а всякого рода ссылки на "науку", "факты" служат лишь способом "организации", обоснования сложившейся социальной и нравственной ориентации".[258] Оба культа питались одними и теми же "научными" источниками - популярной почвеннической историографией. Как и растафари, "Нация ислама" оказала огромное воздействие на афро-американскую молодёжную субкультуру, но, в отличие от "культуры растафари", не сформировалась в особую отчётливо артикулированную субкультуру, а лишь отразилась в ряде последовательно чередовавшихся субкультур 50-х - 80-х гг.

Из отличий между двумя "движениями" наиболее заметное - это строгая организация и централизация "Нации ислама", ритуализованная и даже бюрократизированная церемония приёма в члены Нации, беспрекословный авторитет Илайджа Мухаммада и его преемников, строго догматическая обрядность, жёсткая дисциплина. Неофит писал на адрес И. Мухаммада в Чикаго заявление по специальной форме на имя Аллаха: "Дорогой Спаситель Аллах! Я дважды или трижды посещал проповедь ислама, проведённую одним из твоих служителей. Я уверовал в Это, и я стал свидетелем того, что нет Бога. кроме Тебя, и что Мухаммад - твой Слуга и Апостол. Я желаю вновь обрести себя. Пожалуйста, дай мне моё настоящее имя. Моё рабское имя нижеследующее: <имя, адрес>".[259]


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!