Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 256 страница
виду. Было бы чудовищно сказать, что субъект суждения есть метафизи ческая субстанция. Этот печальной памяти философский термин был употреблен автором, как прямо указано (на стр. 58), лишь для обозначения того обстоятельства, что субъект в суждении часто представляет вещь или предмет, которого свойства не исчерпываются никаким конечным рядом предикатов, т. е. что всегда могут оказаться при новых условиях и новые предикаты. Но, конечно, это отнюдь не значит, чтобы предмет не был лишь суммой качеств, хотя и неопределенно большою, и в этом смысле автор и назвал субъект величиной иного порядка, чем предикаты (стр. 58), а вели чины высшего порядка суть все же величины. Первая ступень ощущения — простой «толчок в сознании» — обладает именно таковым же свойством, сравнительно со следующими ступенями: он есть «нечто» еще не опреде лившееся, могущее еще получить любой предикат, и все таковые предика ты все-таки не исчерпают возможности иных (при новых условиях). — Этим объяснением устраняется и второе возражение оппонента. Если бы психо логический субъект суждения был метафизической субстанцией, то было бы действительно непонятно, как возможно какие-нибудь ступени ощу щения считать за субъекты, ибо все эти ступени в таком толковании были бы равно предикатами. Но если субъект, качественно, есть то же самое, что его предикаты, различие же их состоит в объеме, то понятно, что неопределен ность первых ступеней ощущения и большая дифференцированность следую щих ступеней, действительно, находятся в отношении субъекта и предиката, и притом так, что, например, вторая ступень ощущения, являющаяся преди катом для первой, в свою очередь, становится субъектом для третьей, в соот ветствии с изложенным (на стр. 55-56 диссертации) взглядом Габеленца на природу психологического субъекта и предиката. Наконец, третье возраже ние оппонента, именно, что суждения, выражающие разные ступени ощуще ния, являются противоречащими друг другу, неосновательно потому, что суж дения эти никогда не бывают отрицательными: так, например, вторая ступень зрительного ощущения выразится не суждением: я вижу нечто, что не есть красное (как предполагает оппонент), а суждением: я вижу нечто, имеющее
|
|
|
|
|
|
|
|
известную световую интенсивность, а третья ступень — суждением: эта световая интенсивность имеет красный цвет. Никакого противоречия между этими суждениями нет — так же, как нет противоречия в суждении: я слы шу громкий звук, и этот звук есть тон do.
497
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
7 Биологическое значение закона перцепции. Значение главы IV, трактующей о биологическом происхождении ступеней перцепции, состоит, конечно, не в приложении термина «перцепция», который употребляется автором в ином, чем общепринятое, значении (что и оговорено в книге, стр. 35-36), а в попытке выяснить параллелизм ступеней перцепции чело века со ступенями филогенетического развития ощущений (для чего при веден ряд фактов из области зоопсихологии, стр. 36-37), и таким образом объяснить происхождение ступеней перцепции у человека. Этому объяс нению сам автор придает лишь гипотетическое значение (см. стр. 35), но гипотеза эта не только не лишняя в исследовании, а, напротив, дает ключ
объяснению или пониманию того фактического материала, который со бран в предыдущих главах.
Связь между двумя исследованиями: о законе перцепции и о воле вом внимании. Роль внимания принята в соображение в исследовании озаконе перцепции, как то видно из стр. 13, 30 и др.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!