Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 250 страница



 

Смысл этого закона изложен вами подробно: соответственно ему, первая ступень перцепции дает простой толчок в сознании без всяких ука­ заний на разряд ощущений, вторая ступень дает известный род ощуще­ ний (например, мы сознаем ощущение как зрительное, а не слуховое или осязательное), третья ступень доставляет определенное качество ощу­ щений, — положим, красного цвета, в отличие от всех других цветов. Яв­ ляется крайне интересным и важным вопрос: что такое этот толчок в со­ знании, или что значит иметь зрительное или осязательное ощущение — вообще, без всякой их качественной характеристики? Вы решительно на­стаиваете, что выведенный вами закон перцепции никак не есть только закон постепенной автоматической классификации или оценки уже дан­ ных нам ощущений, но закон самих ощущений, поскольку они действи­ тельно лишь в известной постепенности определяются в нашем сознании. Воспринимая, положим, красный цвет, мы сначала имеем лишь толчок в сознании и ничего больше, потом, хотя видим цвет, но не видим, какой он,

 

уже после этого видим цвет, как красный. И по вашему мнению, для того, чтобы, например; экспериментально уловить вторую ступень пер­ цепции, мы должны умственно сосредоточиться на представлении зри­ тельного ощущения вообще и лишь под этим условием можем оказаться в состоянии реагировать на цвет, поскольку он еще никак для нас не окра­ сился . Но что значит видеть красное и не видеть его красноты? Как мож­ но представлять цвет и в то же время совсем не представлять никакого определенного цвета? На все эти недоумения мы не находим у вас ответа. Вы только даете довольно подробное и живое описание того, что следует считать толчком в сознании. Но и это описание вы целиком берете у Гер­ берта Спенсера, который, однако, смотрит на закон перцепции совсем другими глазами, нежели вы.

 

Благодаря такому отсутствию качественного описания процессов перцепции у вас остается совершенно нерешенным вопрос, чем же по-средствуется переход от одних ступеней перцепции к другим? Есть ли этот переход чисто пассивный процесс в сознании, которое лишь вос­ принимает то, что ему непосредственно и прямо дано, но от себя ничего

 

нему не прибавляет, или этот переход обусловлен совершаемыми са­ мим сознанием актами различения, сопоставления, усмотрения сходств и т. д.? С одной стороны, на целом ряде страниц вы утверждаете, что акты различения являются необходимым посредствующим звеном меж­ ду низшими ступенями перцепции и высшими, но, с другой стороны, вы

 

рассматриваете сознание сходства и различия как дальнейший факт познания сравнительно с перцепцией, обладающий большею длитель-


 

489


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

ностью, а кончаете полным отрицанием специфического сознания раз­ личия , сводя его к простому отсутствию чувства сходства, хотя тут же признаете существование самостоятельного ощущения несоответ­ ствия, которое вы характеризуете как "нечто вроде чувства различия".По вашему мнению, когда я различаю синий цвет от красного, то един­ ственное, что я нахожу в себе, это именно красный цвет и синий и отсут­ ствие их сходства. При этом вы как будто забываете, что иметь разные идеи и ощущения и понимать их различие — далеко не одно и то же: мы можем вовсе не думать об их различии, раз нам не приходилось их срав­ нивать между собою раньше.

 

Казалось бы, для подтверждения вашего оригинального взгляда на чув­ ство различия, вам следовало обратить особое внимание на многочисленные


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!