К мирским благам в свою эпоху 30 страница



 

 

310               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


победа подобно тому, как появляется на ночном небе слабый свет наступающего утра.

Но в это время часть вражеского войска напала на палатки с трофеями мусульман. И многие мусульмане, увидев, что враги вот-вот захватят их богатства, повернули к лагерю. Ряды их расстроились, и ранее действовавшее очень слаженно войско разом лишилось своей организованности и сил. Великий полководец делал всё возможное, чтобы заставить своих воинов вернуться на свои позиции и отбить атаки нападавших, а также заткнуть бреши, образовавшиеся в его рядах.

И пока герой ислама 'Абд-ар-Рахман аль-Гафики бесстрашно летел по полю брани на своём сером жеребце, его поразила стрела, и он упал со своего коня подобно тому, как орёл срывается с горной вершины, и тело мученика осталось лежать на поле битвы.

Когда мусульмане увидели это, их охватил страх, а решимость пошла на убыль. Им пришлось трудно. Враг стал наступать увереннее, и только наступление ночи избавило мусульман от напора вражеского войска.

 

 


Когда  наступило утро, Карл Мартелл обнаружил, что мусульмане покинули  Пуатье. Враги не решились преследовать их, а если бы они  всё-таки пошли за ними, то могли бы истребить их. Карл не двинулся  за  ними лишь потому, что опасался, что отход мусульман может оказаться уловкой, военной хитростью, целью которой  было  заманить его  в  засаду. И  он  предпочёл  остаться на месте,  ограничившись  одержанной  победой,  которая  и так была великой. День «площади мучеников» был одним из поворотных дней в истории  человечества.  Мусульманам не удалось осуществить  одну  из  важнейших  своих  надежд,  и при этом они лишились одного из своих величайших

 

 

'Абд-ар-Рахман аль-Гафики. Герой битвы Балят аш-шухада                     311

 


героев. Повторилась трагедия битвы при Ухуде. Таков обычай Аллаха в отношении Его творений, и обычай этот не подлежит изменению...

 

 


Весть о трагедии, которая произошла в день «площади мучеников», глубоко потрясла мусульман во всех уголках исламского государства. Сердца содрогнулись из-за этих внушающих ужас событий.

Печаль и скорбь вошли в каждый город, каждое селение, каждый дом.

Это была рана, которая кровоточит до сих пор и будет кровоточить до тех пор, пока на земле остаётся хотя бы один мусульманин.

 

 


Но не стоит думать, что это была рана только для сердец мусульман. Известие о поражении мусульман стало поводом для скорби некоторых разумных немусульман. Они считали, что победа их предков над мусульманами при Пуатье, — трагедия для человечества и огромная потеря для всей Европы, более того, они считали это катастрофой, самым губительным образом повлиявшей на развитие цивилизации в Европе.

Если желаете, можете ознакомиться с высказываниями некоторых из этих людей касательно трагедии «площади мучеников». Послушайте, например, слова Генри де Шамбона, главного редактора французского журнала «La Revue Parlementaire»: «Если бы не победа варвара Карла Мартелла над мусульманами во Франции, наши страны не знали бы тёмного Средневековья, и не было бы тех ужасных трагедий, которые оно принесло с собой, и не было бы кровавых гражданских войн, к которым привёл религиозный фанатизм.

 

312               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Да... Если бы не эта варварская победа над мусульманами при Пуатье, Испания продолжала бы наслаждаться снисходительностью ислама и избежала бы клейма инквизиции, и развитие материальной культуры в ней не задержалось бы на восемь веков, и какими бы разными ни были чувства и мнения, связанные с этой нашей победой, мы в долгу перед мусульманами за всё, чем гордится наша цивилизация в науке, искусстве и промышленности. И мы должны признать, что они являли собой образец человеческого совершенства, тогда как мы были образцом варварства. И мы лжём, утверждая, что сегодня всё встало на свои места и что мусульмане в наше время только дошли до того, что было у нас в средние века...»

 

НЕГУС (АСХАМА ИБН АБДЖАР)

 

Когда умер негус, нам говорили, что на его могиле постоянно видят свет.

Мать верующих 'Аиша

Его можно назвать и последователем сподвижников, и сподвижником. Он вёл переписку с Пророком . Когда он скончался, Посланник Аллаха  совершил по нему погребальную молитву, хотя тело негуса находилось в его стране. Пророк  не совершал такую молитву ни по кому, кроме негуса.

Это Асхама ибн Абджар, известный как негус.

Давайте же посвятим следующую главу этому выдающемуся мусульманину.

 

 


Отец Асхамы был предводителем эфиопов, и у него не было других сыновей. И эфиопская знать сказала:

— Поистине, у нашего царя нет детей, кроме этого мальчика. Он ослабит его при жизни и уничтожит его царство, когда он умрёт, и приведёт нас к тому, чему мы не обрадуемся. Было бы хорошо, если бы мы убили его и возвели на престол его брата, у которого двенадцать сыновей, способных поддержать его при жизни и наследовать ему после его смерти.

Шайтан наущал их и подстрекал до тех пор, пока они не убили своего царя и не присягнули его брату.

 

 


Асхама воспитывался под присмотром дяди. Очень скоро проявился его блестящий ум, удивительная решимость.

 

 

314               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


поразительное красноречие. Всем стало ясно, что перед ними — выдающаяся личность.

Дядя был приятно удивлён его способностями и талантами. Он ценил его по достоинству и относился к нему даже лучше, чем к собственным сыновьям.

Потом шайтан снова стал наущать эфиопскую знать, и они сказали друг другу:

— Ей-богу, мы боимся, что он может передать власть этому юноше, и если это произойдёт, он жестоко отомстит нам и казнит нас всех за то, что мы убили его отца!

Потом они пошли к царю и сказали:

— О царь! Мы не удовольствуемся, пока ты не казнишь Асхаму или не изгонишь его! Поистине, он уже вырос, и мы боимся, что он казнит нас за убийство его отца.

Царь сказал им:

— Скверные вы люди... Ранее вы убили его отца, а теперь хотите, чтобы я казнил и его?! Ей-богу, не стану я этого делать!

Знать сказала:

— Тогда мы заберем его и изгоним за пределы наших земель.

Царю пришлось согласиться, хотя он и не желал этого.

 

 


Спустя всего один день и ещё часть дня после изгнания Асхамы случилось нечто неожиданное. Собрались чёрные тучи и засверкали молнии, и одна из них попала прямо в дядю Асхамы, опечаленного разлукой с ним, и убила его.

Эфиопы бросились к детям погибшего царя, чтобы короновать одного из них. Но в них они не нашли блага. Положение стало очень трудным, и знать не знала, что делать.

Ещё больше осложняло ситуацию то, что соседние народы решили воспользоваться представившейся возможностью и напасть на Эфиопию.

 

Негус (Асхама ибн Абжар)                                                                           315

 

 


И вельможи сказали друг другу:

— Ей-богу, не сможет исправить положение и сохранить ваше царство никто, кроме этого юноши, которого вы изгнали! И если вам нужна Эфиопия, то найдите его и верните сюда.

Потом они отправились на его поиски и возвратили его на родину. Они возложили на его голову корону, присягнули ему и стали называть его негусом.

Асхама правил мудро и умело. Он сумел покончить с хаосом и волнениями и восстановить порядок и стабильность, наполнив Эфиопию справедливостью и благом после того, как она наполнилась несправедливостью и злом.

 

 


Стоило негусу оказаться на троне, как Аллах послал своего Пророка Мухаммада  с религией прямого пути и истины, и люди, ведомые прямым путём, стали принимать ислам один за другим. Курайшиты преследовали их, нанося им обиды и причиняя вред. Когда жизнь в Мекке стала для верующих почти невыносимой из-за мучений и страданий, которые причиняли им язычники, Посланник Аллаха  сказал им: «Поистине, Эфиопией правит царь, у которого никто не подвергается притеснению. Отправляйтесь же в его земли и пользуйтесь его покровительством до тех пор, пока Аллах не пошлёт вам избавление и не устроит вам выход из вашего трудного положения».

 

 


Первые переселенцы отправились в Эфиопию.  Их было около восьмидесяти.  Среди  них  были  и  мужчины  и  женщины. В первый раз за  долгое  время  они  почувствовали себя в безопасности. Теперь  они  могли  наслаждаться  сладостью богобоязненности и поклонения в полной мере, не боясь,

 

316               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


что что-то может омрачить их поклонение или привнести горечь в сладость их веры.

Однако курайшиты, едва узнав о том, что восемьдесят верующих сумели ускользнуть от них и найти убежище в Эфиопии, стали думать, как им вернуть беглецов в Мекку или вовсе покончить с ними.

Курайшиты послали к негусу двух человек из числа самых умных и опытных своих представителей. Это 'Амр ибн аль-'Ас и 'Абдаллах ибн Абу Раби'а. Они привезли с собой щедрые дары для негуса и его окружения. Среди этих даров было то, что эфиопам нравилось больше всего, а также разные диковинки.

Прибыв в Эфиопию, посланцы курайшитов встретились со знатью, прежде чем идти к негусу. Вручая дары каждому представителю эфиопской знати, они говорили:

— На вашей земле поселились юнцы из числа наших недалёких соплеменников. Они отступили от религии своих отцов и дедов и внесли раскол в среду своих соплеменников. Когда мы будем говорить о них с негусом, посоветуйте ему выдать их нам, не спрашивая их об их религии, потому что благородные представители их народа больше знают о них и о том, что за религию они исповедуют.

 

 


'Амр ибн аль-'Ас и 'Абдаллах ибн Абу Раби'а зашли к негусу и пали ниц пред ним, как поступали все его соплеменники.

Негус тепло поприветствовал их и оказал им радушный приём, поскольку они с 'Амром ибн аль-'Асом хорошо знали друг друга. Посланцы преподнесли негусу дары, передавая приветствия от самых влиятельных мекканцев, в том числе Абу Суфьяна, одного из лидеров курайшитов.

Негусу понравились их дары.

 

 

Негус (Асхама ибн Абжар)                                                                           317

 

 


Потом посланцы обратились к нему со словами:

— О царь! Поистине, в твоём царстве нашли прибежище наихудшие  из  наших  юнцов. Они отреклись от нашей религии и не приняли  вашу  религию. Они принесли религию, которую не знаем ни мы, ни вы.  Знатные представители нашего народа послали нас сюда,  чтобы  попросить  тебя  вернуть их им, ибо они больше знают о том, что за религию они измыслили и какую смуту посеяли.

Негус посмотрел на своё окружение, и те сказали:

— Они правы, о царь... Мы не знаем, что это за религия, которую они придумали, и их соплеменники лучше знают о них и о том, что они выдумали.

Негус сказал:

— Ей-богу, я не выдам вам никого до тех пор, пока не выслушаю их и не узнаю, каковы их убеждения. Если они придерживаются дурного, то я выдам их соплеменникам. А если они придерживаются блага, то я буду покровительствовать им и буду хорошим соседом для них до тех пор, пока они на моей земле.

Потом он сказал:

— Ей-богу, я не забуду о Его милости ко мне... Он вернул меня в мою землю, защитил меня от строивших козни и оберёг меня от тех, кто покушался на меня.

 

 


Негус предложил сподвижникам встретиться со своими соплеменниками-курайшитами в его присутствии. Они заподозрили неладное и стали спрашивать друг друга:

— Что вы скажете, если он спросит вас о вашей религии?

Те, кого они собирались послать к негусу, ответили:

— Скажем то, что сказал Всевышний Аллах в Своей Книге, и обнародуем то, что принёс нам Пророк  от своего Господа.

 

 

318               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Потом они пошли к негусу и обнаружили у него ' Амра ибн аль-'Аса и 'Абдаллаха ибн Абу Раби'а.

Приближённые царя сидели справа и слева от него в своих чалмах с приготовленными свитками.

Они поприветствовали его приветствием ислама и сели там, где было свободное место.

'Амр ибн аль-'Ас посмотрел на них и сказал:

—Что с вами, почему вы не падаете ниц перед царём?

—Мы не совершаем земных поклонов никому, кроме Аллаха, — ответили они.

Негус покачал головой — так его изумили их слова. Посмотрев на них, он мягко спросил:

— Что это за религия, которую вы для себя придумали и из-за которой отреклись от религии своего народа и не приняли нашу религию?

Джа'фар ибн Абу Талиб попросил позволения ответить и сказал:

— О  царь!  Поистине,  мы  не  придумывали  для  себя религию.  Мухаммад ибн 'Абдаллах принёс нам от Господа религию  прямого  пути и истины и вывел нас из мрака к свету... Мы были народом язычников, поклонялись идолам, ели мертвечину, совершали непристойности, порывали отношения с родственниками, причиняли зло соседям и сильный из нас притеснял  слабого.  Мы  жили  так,  пока Аллах  не направил к нам  Посланника  из нашей  среды, — мы знали его происхождение, его правдивость, честность и скромность. Он призвал нас уверовать в Аллаха и  поклоняться  Ему одному. И он побуждал нас совершать молитву,  выплачивать  закят,  поститься в рамадан и отступиться от камней и идолов, которым мы поклонялись прежде. Он велел  нам быть правдивыми в разговоре, держать данное слово, поддерживать родственные связи, быть хорошими

 

Негус (Асхама ибн Абжар)                                                                           319

 

 


соседями и прекратить совершать запретное и проливать кровь. Он запретил нам совершать мерзость, порочить целомудренных женщин и присваивать имущество сирот. Мы поверили ему, уверовали в его послание и последовали за ним в том, что он принёс от Аллаха. Мы стали поклоняться только Аллаху и не приобщали к Нему никого и ничего. Мы отвергли то, что он запретил нам, и стали считать разрешённым то, что он разрешил нам. И наш народ стал враждовать с нами: нас мучили, пытаясь отвратить нас от нашей религии, вернуть нас к идолопоклонству и заставить нас отказаться от поклонения Всевышнему Аллаху. Когда они стали нас обижать, притеснять, сделали нашу жизнь среди них невыносимой и отправление наших религиозных обрядов невозможным, мы ушли в твою страну, избрали тебя среди других и захотели жить под твоим покровительством, надеясь на то, что при тебе мы не будем подвергаться притеснению.

Негус спросил:

— Есть ли у тебя с собой что-нибудь из того, что ваш пророк принёс от Господа?

Джа'фар ответил:

—Да

Негус сказал:

— Прочитай же мне это.

И он прочитал  ему  начало  суры «Марьям», и среди прочего он  прочитал  ему слова Всевышнего: «Помяни в Писании Марьям [Марию]. Вот она ушла от своей семьи на восток   и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа [Джибриля],  и  он  предстал  перед  ней  в  облике прекрасно  сложённого   человека.     Она  сказала: "Я   прошу  у  Милостивого  защиты  от  тебя,  если только ты богобоязнен".  Он сказал: "Поистине, я послан твоим

 

320               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика".  Она сказала: "Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина и я не была блудницей?"  Он сказал: "Вот так! Господь твой сказал: <Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено!>"  Она понесла его [забеременела] и отправилась с ним в отдалённое место.  Родовые схватки привели её к стволу пальмы, и она сказала: "Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!"  Тогда он ['Иса или Джибриль] воззвал к ней из-под неё: "Не печалься! Господь твой создал ниже тебя родник"» (19:16—24).


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!