К мирским благам в свою эпоху 25 страница



 

 


Богобоязненность воспитала в Зейн-аль-'Абидине многие достойные качества, благородство и кротость.

Сборники жизнеописаний полны историй о его благородных поступках и достойном поведении.

Аль-Хасан ибн аль-Хасан рассказывает такую историю: «Как-то раз мы с моим двоюродным братом Зейн-аль-'Абидином поссорились и я пришёл к нему разъярённый. А он в это время сидел в мечети вместе со своими товарищами. Я высказал ему всё, что у меня накопилось. Он сидел молча, ничего не говоря. Потом я ушёл.

Когда настала ночь, кто-то постучал в дверь. Я встал, чтобы посмотреть, кто пришёл.

Оказалось, что это Зейн-аль-'Абилин. Я не сомневался, что он пришёл для того, чтобы отплатить мне за обиду, которую я нанёс ему. Однако он сказал: «Брат мой, если то, что ты сказал мне, правда, то да простит Аллах меня. А если ты сказал неправду, то да простит Аллах тебя».

Сказав это, он попрощался и ушёл. Тогда я догнал его и сказал: «Клянусь, я никогда больше не сделаю ничего из того, что неприятно тебе!» Он смягчился и сказал: «Можешь забыть о том, что ты сказал мне».

 

260               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Один  из  жителей  Медины  рассказывает: «Когда Зейн-аль-'Абидин вышел из мечети, я последовал за ним и стал поносить его, не имея никаких причин для этого. Люди бросились ко мне, желая проучить меня, и если бы им удалось схватить меня, они бы непременно переломали мне кости, прежде чем отпустить. Зейн-аль-'Абидин повернулся к людям и сказал: "Оставьте человека в покое". И они оставили меня в покое. Увидев, как я испуган, он повернулся ко мне с приветливым выражением лица и успокоил меня, после чего сказал: "Ты поносил нас, упоминая о том, что тебе известно, а то, чего ты о нас не знаешь, ещё хуже". Потом он спросил меня: "Есть ли у тебя какая-нибудь потребность, в удовлетворении которой мы могли бы помочь тебе?" Мне стало стыдно перед ним, и я ничего не ответил. Увидев, что мне стыдно, он набросил на меня плащ, который был на нём, и велел дать мне тысячу дирхемов. И после этого каждый раз, встречая его, я непременно говорил: "Я свидетельствую, что ты один из потомков Посланника Аллаха !"»

Один из слуг Зейн-аль-'Абидина рассказывает: «Я был рабом 'Али  ибн  аль-Хусейна  и  как-то  раз  он  отправил  меня   куда-то   с поручением. Я задержался, а когда я вернулся, он ударил меня кнутом. Я заплакал и сильно разозлился на него, потому что до этого он никогда никого не бил. И я сказал ему: "Побойся Аллаха, о 'Али ибн аль-Хусейн. Ты отправляешь меня с поручением, а когда я выполняю его для тебя, ты бьешь меня?!" Он заплакал и сказал: "Иди в мечеть Посланника , соверши молитву в два рак'ата, а потом скажи: <О Аллах, прости 'Али ибн аль-Хусейну >. А когда сходишь и сделаешь это, ты свободен ради Лика Аллаха". И я пошёл в мечеть, совершил молитву и обратился к Аллаху с мольбой... Домой я вернулся уже свободным».

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин)                                               261

 


Всевышний Аллах дал Зейн-аль-'Абидину щедрый удел. У него была очень прибыльная торговля и прекрасные пашни. За имуществом следили его слуги. Земледелие и торговля приносили ему большие доходы, однако богатство не сделало его высокомерным, и от обилия благ он не стал надменным и горделивым. Он использовал имущество в мире этом, чтобы преуспеть в мире вечном, и его богатство было прекрасным богатством праведного человека. Больше всего из дел благочестия он любил подаваемую тайно милостыню. Когда на землю опускалась ночная мгла, он взваливал на свою слабую и худую спину мешки с мукой и выходил из дома, пока другие люди спали. И он ходил по кварталам Медины, подавая милостыню тем нуждающимся, которые стыдились досаждать людям своими просьбами.

В  Медине было немало  людей,  которые жили, не зная, откуда  и  каким  путём приходит к ним их обильный удел. И только когда 'Али  ибн аль-Хусейн Зейн-аль-'Абидин скончался и удел этот перестал  появляться  у  них,  они  поняли,  кто  приносил  им  его.

Когда тело покойного Зейн-аль-'Абидина положили на стол для омывания покойных, омывавшие его обнаружили на его спине тёмные следы и спросили:

— Что это?

Люди ответили им:

— Это следы от мешков с мукой, которые он приносил в сотню мединских домов. Эти дома лишились своего кормильца с его смертью.

 

 


Также известно множество случаев освобождения рабов Зейн-аль-'Абидином — так много, что в это даже трудно поверить.

 

 

262               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он отпускал раба на свободу, если тот совершал какой-нибудь хороший поступок, — в награду за это благое дело. И он освобождал раба, если тот совершал какой-нибудь скверный поступок, а потом раскаивался, — в награду за его покаяние. Утверждали даже, что он отпустил на свободу тысячу рабов и что он не держал у себя в услужении рабов и рабынь больше одного года. Больше всего рабов Зейн-аль-'Абидин освобождал в ночь на праздник разговения ('ид аль-фитр). В эту благословенную ночь он старался освободить так много рабов, как только мог. Он просил их повернуться в сторону киблы и сказать: «О Аллах! Прости 'Али ибн аль-Хусейну». А потом он щедро одаривал — так щедро, что праздник получался радостным вдвойне.

 

 


Зейн-аль-'Абидин занимал в сердцах людей такое место, какого не удостоился никто из его современников. Люди искренне любили и почитали его. Они были очень привязаны к нему и постоянно искали встречи с ним, стремясь увидеть его, когда он выходил из дома или входил в него, шёл в мечеть или возвращался оттуда.

 

 


Рассказывают,  что  однажды  Хишам  ибн  'Абд-аль-Малик  прибыл в Мекку для совершения хаджа. В то время он был наследником халифа. Он отправился совершать обход вокруг Каабы,  собираясь  прикоснуться к Чёрному камню. Окружавшая его стража принялась окрикивать людей, чтобы они разошлись и освободили Хишаму путь. Но никто не подвинулся и не отреагировал на крики солдат, потому что это был Дом Аллаха, и все люди — Его рабы. В это время послышались слова «Нет божества, кроме Аллаха» и такбиры, доносящиеся изда-

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин)                                               263

 

 


лека. И люди повернулись в ту сторону, откуда слышался голос. Появился человек в окружении небольшой группы людей. Он был красивым и худым. На нём был изар и накидка. Между глаз у него виднелся след от земных поклонов.

И люди разом расступились перед ним, выстроившись в два ряда. Исполненные искренней симпатии и любви взоры встретили его и проводили до самого Чёрного камня, к которому он подошёл и припал.

Один из приближённых Хишама ибн 'Абд-аль-Малика спросил Хишама:

— Что это за человек, к которому люди отнеслись с таким почтением и которому выказали такое уважение?

Хишам сказал:

— Я не знаю его.

А поэт аль-Фараздак присутствовал при этом. Он сказал:

— Если Хишам его не знает, то я-то точно его знаю... И весь мир его знает. Это 'Али ибн аль-Хусейн, да будет доволен Всевышний Аллах им, его отцом и его дедом.

Потом он продекламировал:

 

Он тот, чьи шаги знает Батха,

И Дом, и простая, и святая земля...

Потомок лучшего из всех рабов Аллаха,

Он сердцем чист и пред Аллахом преисполнен страха.

Потомок Фатымы, коль ты его не знаешь,

И дед его сделан Всевышним печатью пророков.

Вопрос твой: «Кто он?» не вредит ему. Не знаешь?

И пусть... Арабам, неарабам — всем известен он.

Руки его благодатны, щедры и всем пользу приносят.

Люди идут к нему, и руки его не бывают пустыми.

Открыт и радушен, бояться его нет причины.

Украшают его благой нрав и благие деяния.

 

 

264               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Он «нет» не сказал никому — разве что в ташаххуде*,

И если б не это, он всем только «да» говорил бы...

Добром окружил он людей, им помог, и рассеялся

Мрак вокруг них, и бедность ушла и лишения.

И завидев его, курайшиты уверенно скажут:

Великодушия предел — его великодушие.

Стыдливо он взор опускает, и люди тоже — почтение!

С ним говорят, только если ои улыбается.

И палка в руках его такой аромат источает,

Благоухает, и нос его столь благороден

Он от Посланника Аллаха род ведёт свой.

Прекрасны корни, качества, деянья...

 

 


Да будет доволен Аллах правнуком Посланника Аллаха  и да сделает Он его довольным!

Это был уникальный образец человека, который боится Аллаха тайно и явно и до самозабвения страшится Его наказания и стремится к Его награде.

 


* Подразумеваются слова свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, произносимые во время ташаххуда.

 

 

'АБДАЛЛАХ ИБН СУВАБ

(АБУ МУСЛИМ АЛЬ-ХАУЛЯНИ)

 

Абу Муслим поклонялся Аллаху с таким усердием, что в конце концов сам стал говорить: «Если бы я даже увидел воочию Рай или Ад, я не смог бы делать больше».

'Усман ибн Абу 'Атика

Аравийский полуостров облетела весть о том, что после возвращения из хаджа, который потом получил название прощального, Посланник Аллаха  заболел и слёг. И шайтан стал наущать аль-Асвада аль-'Анси, побуждая его вернуться к неверию, после того как он уверовал, и возвести ложь на Аллаха. И он объявил своим соплеменникам, что он пророк, посланный Всевышним Аллахом.

 

 


Аль-Асвад аль-'Анси был человеком очень сильным, с могучим телом и чёрной душой. Он просто излучал зло. Во времена невежества он занимался предсказаниями и умело обманывал людей. При этом он был красноречивым, умел произносить цветистые речи и изъясняться так, что ему без труда удавалось играть умами простых людей, умело преподнося им свою ложь.

В то же время он склонял на свою сторону и влиятельных и знатных людей с помощью подарков и подношений.

Перед людьми он появлялся только в чёрном, закрыв лицо чёрной тканью, намеренно окружая себя ореолом мрачной таинственности и внушая людям благоговейный страх.

 

 


Призыв аль-Асвада аль-'Анси распространился в Йемене молниеносно. Ему помогли в этом его последователи из числа его

 

266               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


соплеменников из бану Мазхидж. В те времена это племя было самым многочисленным, влиятельным и сильным в Йемене.

Помогла ему и его способность самостоятельно придумывать ложь, которую далеко не все могли распознать. В этом ему помогали самые умные и хитрые из его последователей.

Аль-Асвад утверждал, что к нему приходит ангел небесный, который приносит ему Откровение и сокровенное знание. Для того чтобы люди поверили ему, он использовал несколько путей.

Например, он рассылал повсюду своих шпионов, которые следили за людьми и вызнавали их секреты, раскрывая тайные, никому не известные стороны их жизни. И они старались узнать о людях всё, что можно, включая их боль и надежды. Одновременно они побуждали людей обращаться к аль-Асваду за помощью. Стоило человеку прийти к аль-Асваду, как тот уже сообщал ему о том, зачем тот пришёл и какие трудности и беды привели его к нему. Он демонстрировал людям, что знает все их секреты и ему хорошо известно то, что они скрывают в своих душах.

И он проделывал на их глазах разные удивительные трюки, которые приводили их в изумление и казались им чудесами, чем-то сверхъестественным.

Очень быстро влияние его усилилось, и он приобрёл известность. У него появилось множество последователей. Собрав их, он пошёл сначала на Сану, а потом и на другие области Йемена и подмял их под себя. Аль-Асваду удалось подчинить себе все земли, лежащие между Хадрамаутом и Та-ифом и между Бахрейном и Аденом.

 

 


Итак,  аль-Асваду аль-'Анси покорилось множество людей и под его властью оказалась обширная территория. Он жестоко преследовал всех, кто осмеливался сказать ему слово по-

 

 

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни)                                                     267

 


перёк. Он расправлялся с теми, кому Аллах даровал твёрдую веру и приверженность Его истинной религии, убеждённость в правдивости благородного Пророка  и искреннюю преданность Аллаху и Его Посланнику. Это были люди, которые открыто, не таясь, произносили слово истины и противостояли ложному. Аль-Асвад жестоко преследовал их, подвергал страшным мучениям и безжалостно уничтожал.

Среди тех, кому довелось испытать это на себе, был и 'Аб-даллах ибк Суваб, известный как Абу Муслим аль-Хауляни.

 

 


Абу Муслим аль-Хауляни был человеком, беззаветно преданным своей религии, обладателем непоколебимой веры. С редкостным упорством открыто говорил он правду. Он был всей душой предан Аллаху, отвернулся от мира этого с его украшениями и был равнодушен к мирским благам. Он посвятил свою жизнь покорности Аллаху и призыву к Его религии, со спокойным сердцем обменяв тленное на вечное. И люди отвели этому человеку почётное место в своих душах, видя в нём чистого и богобоязненного человека, мольбы которого обычно не оставались без ответа.

 

 


Аль-Асвад аль-'Анси хотел уничтожить Абу Муслима, чтобы внушить страх всем тем, кто втайне или открыто противостоял его призыву, и нанести им сокрушительный удар.

Он велел сложить кучу дров на одной из площадей Саны и развести огромное пламя. Он велел людям собраться, чтобы посмотреть на то, как он будет «призывать к покаянию» фа-киха Йемена — усердно поклонявшегося Аллаху Абу Муслима аль-Хауляни, и побуждать его признать, что он, аль-Асвад, является пророком.

 

268               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


В назначенное время аль-Асвад пришёл на площадь, где уже полыхал огонь. Его окружала стража и командующие его войсками. Он сел на огромный трон, который поставили специально для него напротив огня. На глазах у собравшихся к нему привели Абу Муслима аль-Хауляни. Когда он предстал перед аль-Асвадом, лживый тиран  бросил на него надменный взгляд, потом посмотрел на бушующее прямо перед ним пламя, после чего снова посмотрел на Абу Муслима и сказал:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?

— Да. Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что он — господин посланников и последний из пророков, — ответил он.

Аль-Асвад нахмурился и сказал:

—А ты свидетельствуешь, что я — посланник Аллаха?

Абу Муслим сказал:

—Поистине, я глуховат и не слышу того, что ты говоришь...

Аль-Асвад сказал:

—Тогда я брошу тебя в этот огонь!

Абу Муслим сказал:

— Если ты сделаешь это, то с помощью этого огня, растопкой для которого служат дрова, я уберегусь от Огня, растопкой для которого являются люди и камни, а над ним — ангелы, грубые, сильные, они не ослушиваются Аллаха в том, что Он повелел им, и делают то, что им велено...

Аль-Асвад сказал:

— Я не стану спешить и дам тебе ещё одну возможность хорошенько подумать.

И он снова спросил Абу Муслима:

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?

 

 

'Абдуллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни)                                                     269

 

 


Он ответил:

— Да, я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что Аллах послал его с религией верного руководства и истины и запечатал его посланием все предыдущие послания.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!