К мирским благам в свою эпоху 24 страница



 

 


— Мне известно об этом.

Потом он повернулся ко мне и сказал:

— Подойди сюда, Дукайн.

Когда я подошёл к нему, он наклонился ко мне и сказал:

— Помнишь, как я сказал тебе в Медине, что душа моя такова, что, обретя что-то, она непременно начинает стремиться к тому, что ещё выше обретённого?

Я ответил:

— Да, о повелитель верующих.

Он сказал:

— Теперь я обрёл предел того, что есть в этом мире, став правителем. И теперь душа моя стремится к пределу того, что есть в мире вечном, — к Раю. Она стремится преуспеть, обретя довольство Всевышнего Аллаха. И если некоторые правители используют свою власть для достижения величия в этом мире, то я непременно буду использовать её, чтобы снискать величие в мире вечном.

Затем он сказал:

— О Дукайн, поистине, я, клянусь Аллахом, никогда не брал из имущества мусульман ни дирхема, ни динара с тех пор, как стал халифом. И поистине, у меня есть из личного имущества только тысяча дирхемов. Возьми половину, а другую половину оставь мне.

И я взял у него деньги, которые он отдал мне и, клянусь Аллахом, никогда не случалось мне видеть столь благодатное имущество».

 

 


Вторую историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза передал судья Мосула Яхья ибн Яхья аль-Гассани.

«Однажды 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз ходил по рынкам Хомса, чтобы понаблюдать за продавцами и узнать цены. К нему подошёл человек, одетый в две красные одежды, и сказал:

 

250               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


— О повелитель верующих, я слышал, как ты велел тем, кого притеснили, приходить к тебе.

'Умар ответил:

— Да, это так.

Он сказал:

— Вот, к тебе подошёл притеснённый и к тому же живущий далеко отсюда.

'Умар спросил:

— А где твоя семья?

— В Адене, — ответил он.

'Умар сказал:

— Клянусь Аллахом, поистине, место, в котором ты живёшь, далеко от места, в котором живёт 'Умар.

Спешившись, 'Умар встал перед ним и спросил:

— Какому же притеснению ты подвергся?

Тот человек ответил:

— Один из тех, кто прикрывается тобой, прибрал к рукам принадлежащую мне землю, отняв её у меня.

'Умар написал 'Урве ибн Мухаммеду, своему наместнику в Адене, письмо следующего содержания: «Когда получишь это моё письмо, выслушай доводы и доказательства того, кто принесёт тебе это письмо, и если выяснится, что правда на его стороне, то отдай ему то, что принадлежит ему по праву».

Он запечатал письмо и отдал тому человеку.

Когда тот собрался уйти, 'Умар сказал ему:

— Постой...  Ты ведь  прибыл к нам издалека. И ты, несомненно, потратил немало средств, чтобы добраться сюда. Ты, верно,  износил  новую  одежду  и  изнурил своё верховое животное.

Он подсчитал убытки, понесённые этим человеком. Получилось одиннадцать динаров. 'Умар отдал ему эти деньги и сказал:

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни                                       251

 

 


— Расскажи об этом людям*, чтобы ничто не мешало им приезжать  ко  мне  для  подачи жалобы из самых отдалённых мест».

 

 


Третью историю из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза рассказал много поклонявшийся Аллаху и равнодушный к мирским благам человек по имени Зияд ибн Майсара, относившийся к племени Махэум, но не бывший махзумитом по крови.

«Мой хозяин 'Абдаллах ибн Айяш как-то раз послал меня из Медины в Дамаск, потому что у него было некое дело к повелителю верующих 'Умару ибн Абд-аль-Азизу.

Между мной и 'Умаром существовала давняя связь — ещё с тех времён, когда он был правителем Медины. Я вошёл к нему и увидел, что у него сидит писец, который пишет для него что-то.

Остановившись на пороге комнаты, я сказал:

— Мир вам.

Он ответил:

— И тебе мир и милость Аллаха, Зияд.

Потом я подошёл к нему. При этом мне было стыдно, что я, обращаясь к нему с приветствием, не назвал его повелителем верующих. Приблизившись, я сказал:

— Мир тебе, о повелитель верующих, милость Аллаха и Его благословения.

Он сказал:

— Зияд, мы ведь не порицали тебя за первое приветствие. Так зачем нужно было второе?

 


* То есть сообщи им о том, что я покрою дорожные расходы тем, кто будет приезжать ко мне со своими жалобами, чтобы они смело пускались в путь, не опасаясь остаться без средств.

 

 

252               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


А в это время его писец зачитывал ему жалобы, которые гонец привёз из Басры. 'Умар сказал мне:

— Зияд, посиди, пока я не освобожусь,

Я уселся на деревянный порог. Писец читал. А 'Умар горестно вздыхал.

Когда писец закончил зачитывать письма и отправился восвояси, 'Умар поднялся со своего места, подошёл ко мне, сел напротив меня у двери и, положив руки мне на колени, сказал:

— Добро пожаловать, Зияд... Я согрелся о твою шерстяную одежду и сейчас отдыхаю от того, что у нас тут происходит...

А на мне была шерстяная одежда.

Потом он стал расспрашивать меня о праведных жителях Медины, мужчинах и женщинах, называя их имена одно за другим. Он спросил о каждом, никого не забыв.

Потом он спросил меня о том, исполнены ли веления, которые он отдавал, ещё будучи правителем Медины.

Я ответил на все его вопросы.

Потом он тяжело вздохнул и сказал:

— Видишь, Зияд, в каком положении оказался 'Умар...

Я сказал:

— Поистине,  я  надеюсь,  что в этом благо для тебя и на града...

Он сказал:

— Увы...

Потом  он заплакал так, что мне даже стало жаль его, и я сказал:

— Побереги себя, о повелитель верующих. Поистине, я надеюсь на благо для тебя.

Он сказал:

— Как далеко то, на что ты надеешься, Зияд... Теперь я обрёл такую власть, что могу ругать кого угодно, но никто не осмелится ругать меня. И я могу ударить кого угодно, но никто

 

 

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Три эпизода из его жизни                                       253

 

 


не осмелится ударить меня, и я могу обижать людей, но никто не осмелится обидеть меня.

Сказав это, он снова заплакал так, что я почувствовал острую жалость к нему.

Я пробыл у него три дня, пока он выполнял просьбу моего хозяина, которую я передал ему. Когда я собрался в обратный путь, он вручил мне письмо для моего хозяина, в котором просил его продать меня ему. Потом он вытащил из-под своей постели двадцать динаров и сказал:

— Возьми эти деньги, потрать их на свои мирские нужды. Если бы ты имел право на поступающее в казну имущество, я дал бы тебе то, что тебе причитается.

Я отказался брать у него эти деньги, но он сказал:

— Возьми их. Они не из имущества мусульман, а из моих личных средств.

Я отказывался. Но он просил так настойчиво, что в конце концов я взял эти деньги и отправился в обратный путь.

Приехав в Медину, я отдал письмо повелителя верующих своему хозяину. Он сломал печать и прочитал письмо, после чего сказал:

— Поистине, он просит меня продать тебя ему для того, чтобы освободить тебя... А почему бы мне самому не отпустить тебя на волю?

И он освободил меня».

 

'АЛИ ИБН АЛЬ-ХУСЕЙН ИБН 'АЛИ

(ЗЕЙН-АЛЬ-'АБИДИН)

 

Мне никогда не случалось видеть курайшита лучшего, чем 'Али ибн аль-Хусейн.

Аз-Зухри

 

В этот особенный год была перевёрнута последняя страница в истории персидских царей. Йездигерд, последний персидский царь, погиб бездомным и гонимым. Его полководцы, стража и члены его семьи попали в плен к мусульманам. Их отвезли в пресветлую Медину. Пленников было много, и ценность их была велика. Медина никогда не видела такое огромное количество пленных, причём столь важных. Среди пленных были и три дочери Йездигерда.

 

 


Люди подошли к пленникам и за несколько часов раскупили всех. Вырученные деньги были отправлены в казну мусульман. Остались только дочери царя Йездигерда. Они отличались красотой и свежестью и были юными девушками. Когда их выставили на продажу, они стояли, потупив взоры — такое это было унижение для них. Опечаленные, они тихо плакали. 'Али ибн Абу Талиб почувствовал жалость к ним и пожелал, чтобы их купил тот, кто относился бы к ним хорошо и заботился бы о них.

И это неудивительно. Ведь Посланник Аллаха . говорил: «Проявляйте милосердие к знатному представителю народа, когда тот унижен».

Он подошёл к 'Умару ибн аль-Хаттабу и сказал:

— О повелитель верующих... Поистине, к дочерям царей требуется особое отношение — не такое, как к остальным.

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин)                                               255

 

 


'Умар сказал:

— Ты прав... Но что же с ними делать?

'Али сказал:

— Нужно назначить высокую цену за них, а потом предоставить им самим выбрать одного из тех, кто готов заплатить за них такую цену.

'Умар согласился с предложением 'Али.

Одна из царских дочерей выбрала 'Абдаллаха, сына 'Умара ибн аль-Хаттаба. Вторая выбрала Мухаммада, сына Абу Бакра ас-Сыддика. А третья, по имени Шах-Зинан, выбрала аль-Хусейна, сына 'Али ибн Абу Талиба, внука Посланника Аллаха .

 

 


Шах-Зинан приняла ислам, став искренней мусульманкой. Она обрела религию истины, освободилась из рабства. Она стала женой после того, как была невольницей, и обрела свободу.

Она решила порвать все связи со своим языческим прошлым. Она отказалась от своего прежнего имени Шах-Зинан, и её стали называть Газаля. Девушке достался прекрасный муж, человек, достойный царской дочери. Только одна мечта оставалась неисполненной — мечта о ребёнке.

И Аллах почтил её, и она родила аль-Хусейну красивого мальчика. Она назвала его 'Али в честь 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным).

Однако радость Газали продлилась недолго. У нее началась послеродовая горячка, и она покинула этот мир, не успев насладиться общением со своим ребёнком...

 

 


Заботы о младенце взяла на себя невольница аль-Хусейна, которая полюбила мальчика больше, чем любит мать собственного

 

256               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


ребёнка, и заботилась о нём больше, чем заботится мать о единственном сыне. Мальчик рос, не зная иной матери, кроме неё.

 

 


Стоило 'Али ибн аль-Хусейну достигнуть того возраста, с которого человек уже способен приобретать полезное знание, как он прикипел душой к этому достойному занятию. Первой его школой стал его дом. Ах, что это был за дом!..

Его первым учителем стал его отец — аль-Хусейн ибн 'Али. Ах, какой это был учитель!..

Второй школой 'Али ибн аль-Хусейна стала мечеть Посланника Аллаха . в Медине. В те дни в мечети Посланника Аллаха  ещё можно было встретить немало доживших до того времени сподвижников. Также она была наполнена старейшими последователями сподвижников.

И те, и другие открывали свои сердца для множества сыновей благородных сподвижников и учили их правильно читать Книгу Всевышнего Аллаха, пересказывали им хадисы Посланника Аллаха  и разъясняли им их смысл, а также рассказывали им о жизни Посланника Аллаха  и его военных походах. Кроме того, они читали им стихи арабов и учили их понимать красоту этой поэзии. Они наполняли юные сердца своих учеников любовью к Всевышнему Аллаху, страхом перед Ним и богобоязненностью. И они становились деятельными учёными и людьми, которые следовали прямым путём сами и указывали этот путь другим.

 

 


Но сердце 'Али ибн аль-Хусейна ни к чему не было привязано так, как привязалось оно к Книге Всевышнего Аллаха, и ничто так не потрясало его чувства, как благие обещания и угрозы, содержащиеся в Коране. Когда он читал аят,

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин)                                               257

 

 


в котором упоминался Рай, сердце его готово было выскочить из груди — так оно стремилось в Рай. А когда ему доводилось слышать аят, в котором упоминался Адский огонь, он вздыхал так тяжко, словно пламя Геенны полыхало у него внутри.

 

 


Когда 'Али достиг расцвета молодости и приобрёл много знания, праведное мединское общество обрело а его лице одного из самых усердно поклоняющихся Аллаху и богобоязненных представителей бану Хашим. Он был одним из самых достойных н благонравных, добродетельным и благочестивым и обладал глубокими знаниями.

Он с таким усердием поклонялся Всевышнему и был настолько богобоязненным, что в период между омовением и началом молитвы его нередко охватывала дрожь. Он дрожал так, что окружающие замечали это. Когда с ним заговорили об этом, он сказал:

— Горе вам! Как будто вы не знаете, перед кем мне предстоит сейчас стоять, и как будто вам неведомо, с кем я собираюсь вести тайную беседу.

 

 


Юноша-хашимит так поклонялся Аллаху и столь тщательно совершал каждое предписанное Им действие, что люди даже прозвали его Зейн-аль-'Абидин — «украшение поклоняющихся». Они забыли или почти забыли его настоящее имя и заменили его этим прозвищем.

Он подолгу и с упоением совершал земные поклоны, так что жители Медины стали называть его Саджжад — «совершающий много земных поклонов». И его душа и сердце были так чисты, что его прозвали также Закий — «чистый».

 

 

258               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Зейн-аль-'Абидин был убеждён в том, что духом поклонения и величайшим его видом является мольба. И он любил обращаться к Аллаху с мольбами, взявшись за покров Каабы. Он часто приходил к древнему Дому и говорил:

— Господи, Ты дал мне вкусить милость Твою и пролил на меня блага Твои, и я стал взывать к Тебе, чувствуя себя в безопасности и не испытывая страха, и просить Тебя, ощущая близость Твою и не опасаясь... Господи, поистине, я прошу Тебя так, как просит тот, кто бесконечно нуждается в милости Твоей и чьих сил не хватит, чтобы соблюдать права Твои в полной мере... Прими же от меня мольбу утопающего странника, который не может найти иного спасителя, кроме Тебя, о Щедрейший!

 

 


Однажды Тавус ибн Кейсан увидел, как Зейн-аль-'Абидин стоял в тени Каабы, бормотал что-то, словно погибающий, и плакал, как плачет тяжело больной, и обращался к Аллаху с такой мольбой, с которой обычно обращается попавший в беду. Тавус подождал, пока он перестанет плакать и завершит свою мольбу, после чего подошёл к нему и сказал:

— О потомок Посланника Аллаха , я видел твоё состояние сейчас. Ты обладаешь тремя достоинствами, которые, как я надеюсь, спасут тебя от страха (в Судный день).

Зейн-аль-'Абидин спросил:

— Какие же, о Тавус?

Тот ответил:

— Одно из них заключается в том, что ты — потомок Посланника Аллаха . Второе — заступничество твоего прадеда за тебя. А третье — милость Аллаха.

Зейн - аль-' Абидин сказал:

 

 

'Али ибн аль-Хусейн ибн 'Али (Зейн-аль-'Абидин)                                               259

 

 


— О Тавус, поистине, моё родство с Посланником М не может гарантировать мне спасение, после того как я слышал слова Всевышнего Аллаха: «А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей» (23:101). Что же до заступничества моего прадеда за меня, то ведь Аллах — возвышенны слова Его! — говорит: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (21:28). Что же до милости Аллаха, то Всевышний Аллах сказал: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим добро» (7:56).


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!