Краткое содержание Картина     первая.       Усадьба



Лариных. Из дома доносится пение

сестер — Татьяны и Ольги. В саду Ларина и няня Филиппьевна варят варенье и вспоминают свою молодость. С разукрашенным снопом приходят крестьяне поздравить барыню с окончанием жатвы.

Приезжают гости. Владимир Ленский, юный поэт, влюбленный в Ольгу, представляет своего соседа и


друга Онегина. Татьяна глубоко взволнована новым знакомством, она видит в Онегине воплощение своих мечтаний о счастье и любви.

Картина вторая. Комната Татьяны. Взволнованная встречей с Онегиным, она не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Няня начинает бесхитростный рассказ, но Татьяна не слушает ее, поглощенная своими мыслями. Оставшись одна, она пишет письмо Онегину, в котором признается ему в любви.

Наступает утро. Вдали слышится наигрыш пастушеской свирели. Татьяна просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду девушки собирают ягоды. Вбегает Татьяна. Она взволнована в ожидании встречи с Онегиным. Появляется Онегин. На признание Татьяны он отвечает с холодной откровенностью: он не склонен к семейной жизни, его речь сдержанна, учтива и завершается нравоучением, которое                           потрясенная          девушка          выслушивает          молча.

М.Н.Клементьева-Муромцева – первая

исполнительнмца роли Татьяны (1879 г.)

Картина четвертая. Зима. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Гости от души веселятся; француз Трике посвящает Татьяне поздравительные куплеты собственного сочинения. Онегин, которого привез на бал Ленский, раздражен провинциальными лицами, нарядами, сплетнями и пересудами. Он сердится на Ленского и, решая ему отомстить, начинает ухаживать за Ольгой, приглашая на вальс, а затем и на мазурку. Ленский оскорблен: он вызывает Онегина на дуэль. Гости безуспешно пытаются их помирить.

 

Картина пятая. Зимнее утро. У мельницы назначена дуэль. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Мысли Ленского проникнуты тяжелыми предчувствиями.

Появляется Онегин со своим слугой-секундантом. Бывшие друзья, понимая нелепость ссоры, полны нерешительности, но, ни один из них не делает первого шага к примирению. Противники становятся к барьеру и по знаку секундантов начинают сходиться. Раздается выстрел: Ленский убит. Онегин в ужасе охватывает голову руками.

 

Картина шестая. Блестящий бал в Петербурге. Среди гостей — вернувшийся из дальних странствий Онегин, так и не сумевший рассеять свою скуку. В зале появляется князь Гремин, дальний родственник Онегина, с супругой. В величавой великосветской даме Евгений с изумлением узнает Татьяну. Князь рассказывает ему о своем счастье и представляет Онегина жене. Татьяна, научившись «властвовать собой», с честью выдерживает испытание, искусно скрывая свое волнение, а затем под предлогом усталости покидает бал. В сердце Онегина вспыхивает страстная любовь к Татьяне.


 

Картина седьмая. Дом Греминых. Татьяна в смятении читает письмо Онегина. Неожиданно входит Онегин. Он умоляет Татьяну ответить на его чувство. С глубокой болью она вспоминает их первую встречу, когда «счастье было так возможно, так близко», и признается, что по-прежнему любит его. Но мольбы Онегина напрасны: Татьяна остается верна своему супружескому долгу и покидает Онегина, навек простясь со своей любовью.

 

Картина первая. Опера начинается с небольшого оркестрового вступления. Его задумчивая нежная тема, изложенная в виде нисходящей секвенции, является первой музыкальной характеристикой Татьяны, темой ее девичьих грез. Она будет иметь большое значение в музыкальном развитии первой и второй картин,  а также появится в заключительной сцене:

Продолжая элегическое настроение вступления, дуэт Татьяны (сопрано) и Ольги (контральто) «Слыхали ль вы» передает обаяние пушкинской эпохи и написан в характере бытового романса начала XIX века. Его музыка полна задушевной мечтательности:


Затем дуэт переходит в квартет: к голосам девушек присоединяются Ларина и няня, вспоминающие «давно про- шедшие года». Ярким контрастом звучат сочиненные в народной манере песни и пляска крестьян. Сначала крестьяне поют медленную, печальную, в характере протяжной «Болят мои скоры ноженьки» (начинается за сценой); она сменяется веселой, удалой плясовой «Уж как по мосту, мосточку»:

Б Весьма умеренно

Различны и характеры сестер: если Татьяна любит мечтать под звуки песен (в оркестре появляется ее тема из вступления), то Ольга от души веселится, повторяя плясовой напев.

Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» — музыкальный портрет, полный детской радости, простодушия и шаловливости, с которой она подшучивает над задумчивостью Татьяны и ее романтическими вздохами:



светского человека, надменно-учтивого и равнодушного. Первая картина завершается взволнованно звучащей в ор- кестре темой Татьяны.

 

Картина вторая наиболее полно раскрывает образ главной героини. Картина имеет трехчастную композицию: диалоги с няней обрамляют центральный раздел — сцену письма. Оркестровое вступление начинается с выразительного мотива —

«вздоха» Татьяны, предсказывающего ее печальную судьбу:

 


 


Приезд Ленского и Онегина продолжает экспозицию главных действующих лиц оперы. Квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина на мгновение останавливает развитие событий и передает душевное состояние каждого из героев, несходство их взглядов и характеров.

Образ юного поэта ярче всего раскрывается в ариозо Ленского (тенор) «Я люблю вас». Его гибкая взволнованная мелодия — тема любви Ленского — звучит светло и восторженно, она полна счастливых надежд:

Ариозо имеет трехчастную форму с динамической репризой. Тональность ми мажор (а затем в следующих картинах ми минор) является в опере постоянной тональной характеристикой героя. Музыка средней части ариозо («Я отрок был, тобой плененный») предвосхищает не только тему его арии из пятой картины, но и тему Татьяны из второй картины («Кто ты: мой ангел ли хранитель»), тем самым подчеркивая родство образов Татьяны и Ленского.

Ариозо Онегина «Мой дядя самых честных правил» выдержано в ритме менуэта и создает облик скучающего


Умеренно

Далее звучит тема-секвенция (из вступления к первой картине), которая пронизывает весь диалог с няней; она появится также в сцене письма. Неторопливый рассказ няни строится на выразительных речевых интонациях и близок народным песням. В сцене с няней рождается страстная, порывистая тема любви Татьяны, играющая важную роль во второй картине («Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую»).

Сцена письма, с которой Чайковский начал сочинять оперу, раскрывает всю глубину переживаний героини, тайники ее души. Сцена представляет собой монолог, состоящий из четырех эпизодов с кодой, и начинается с оркестрового вступления, построенного на теме любви:

Оживленно


Первый раздел — небольшое ариозо «Пускай погибну (ре-бемоль мажор) выражает страстную решимость Татьяны:


Его порывистой мелодии «отвечают» столь же взволнованные фразы оркестра (Эта мелодия появится в шестой картине в партии Онегина). Появившаяся тема-секвенция приводит ко второму разделу сцены (ре минор), где переплетаются проникновенная лирическая тема письма у солирующего гобоя и трогательные декламационные интонации вокальной партии:


Третий раздел (до мажор), исполненный уверенности в выборе избранника, звучит пылко и устремленно:

 

 

В его среднем эпизоде на смену приходит светлая мечтательная мелодия:


Завершает вторую картину широкое и властное звучание темы любви.

Начиная с третьей картины драматическое развитие сюжета оперы строится на столкновении, «жизненном поединке» (по определению Б. Асафьева) Татьяны, Ленского и Онегина. Как и вторая картина, она имеет трехчастное строение.

Сцена свидания Татьяны и Онегина обрамлена хором

«Девицы, красавицы». Нежная пасторальная музыка, ее изящная вальсовость оттеняют глубину переживаний Татьяны:

 

127 Умеренно скоро


Она интонационно близка как темам Ленского («Я отрок был, тобой плененный» и «Что день грядущий мне готовит»), так и теме следующего, четвертого раздела сцены письма — восторженного обращения к Онегину:


Появление Татьяны сопровождается стремительным и тревожным звучанием оркестра, выражающим ее душевное смятение. Вокальная партия Татьяны в этой сцене лаконична; она строится на нисходящих секундовых интонациях, которые передают ее душевное состояние.

Музыкальный портрет Онегина представлен в оркестре, по выражению Б. В. Асафьева, «одной из его мелодий-поз, в которых холодная сдержанность сочетается с приветливым достоинством». Ария Онегина (баритон) «Когда бы жизнь домашним кругом» — учтивое наставление Татьяне — звучит уверенно и неторопливо, в ровном размерен- ном ритме:


 

 


Он является одновременно тональной репризой сцены (ре- бемоль мажор) и ее ликующей кульминацией, которая подчеркивается в оркестре мощным тутти (с трубой соло).

Оркестровая картина рассвета, безыскусный наигрыш пастушьего рожка (соло гобоя) своим покойным, безмятежным характером подчеркивает драматизм предыдущей сцены.


Картина четвертая начинается с оркестрового вступле- ния, напоминающего о драме Татьяны: нежная мелодия «Кто ты, мой ангел ли хранитель» сменяется тревожным звучанием отрывистых аккордов. Бал открывает веселый беззаботный вальс, на фоне которого слышится хор гостей, радующихся празднику:

Темп вальса

Вальс не только рисует пеструю картину собравшегося у Лариных общества; постепенно его музыка драматизируется, отражая переживания героев и первое столкновение Ленского и Онегина.


Появление Трике с поздравительными куплетами (Для куплетов Трике Чайковский использовал популярную песенку модного в 30-е годы XIX века в России французского композитора А. де Боплана) прерывает начавшуюся было ссору. Бал продолжает блестящая, по-провинциальному «размашистая» мазурка. Но затем она сменяется печальной лирической мелодией (ми минор), предвосхищающей тему арии Ленского из пятой картины; на ее фоне вновь вспыхивает ссора Ленского и Онегина.

Финал четвертой картины начинается с ариозо Ленского «В вашем доме»; как светлое воспоминание о невозвратно ушедшем счастье, звучат начальные фразы, построенные на измененной теме любви Ленского:



 


Чистота и искренность чувства сменяются настроением горького упрека. Ариозо переходит в ансамбль и хор; в квинтете мелодически различные вокальные партии передают тревожное состояние всех участников. Вызов на дуэль и все- общее смятение завершают картину.

 

Л.В.Собинов в роли Ленского

 

Картина пятая

— первая кульминация оперы и трагическая развязка драмы Ленского. Оркестровое                                   вступление               открывается мрачными,напряженными аккордами, предвосхищающими исход поединка. С пронзительной обреченностью у виолончелей в ми миноре звучит тема арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?» Наиболее полно раскрываются здесь красота душевного мира юного поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепетная любовь к Ольге и


предчувствие         гибели.       Ария       Ленского       начинается выразительным речитативным вступлением:

Главная тема арии — изумительная по красоте лирическая мелодия — интонационно родственна темам Татьян ы. Особенную выразительность придает ей широкое ниспадающее движение от III к V ступени лада, опеваемой секундами:


Вокальные фразы постоянно «допеваются» в оркестре, что способствует непрерывности музыкального развития. Средний раздел трехчастной формы (соль мажор) «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по характеру, мелодически связан с ариозо «В вашем  доме». В динамической репризе страстный порыв любви сменяется прежним печальным настроением. Эта ария — одна из ли- рических вершин оперы.

Сцена поединка начинается с дуэта «Враги», который построен в форме канона: мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход:

Мерно повторяющиеся на доминанте до-диез минора при- глушенные удары литавр придают музыке характер мрачного оцепенения. Далее в оркестре, как воспоминание, проходит преображенная тема любви Ленского; стремительно ускоря- ющееся движение музыки обрывается выстрелом, который передается с помощью уменьшенного септаккорда и тремоло


литавр. Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.

 

Картина шестая начинается блестящим парадным по- лонезом. Монолог Онегина «И здесь мне скучно» вводит в дальнейшее развитие событий.

Появление Татьяны на балу сопровождается спокойной и благородной лирической темой вальса ре-бемоль мажор, который создает новый облик героини — приветливо-сдер- жанной и величаво-прекрасной княгини Греминой:

Ария Гремина (бас) дополняет эту характеристику Татьяны и вместе в тем обрисовывает благородный облик князя:

В момент представления Онегина Татьяне в оркестре горячо и взволнованно звучит тема любви Татьяны.


В ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» решительно изменяется его образ; в его сердце вспыхивает страстная любовь к Татьяне. Его музыкальная речь становится горячей, порывистой и строится на теме Татьяны «Пускай погибну я»:

 

Картина седьмая — вторая драматическая кульминац ия оперы. В оркестровом вступлении печальная элегиче ская тема выражает скорбные мысли Татьяны. Во время монолога Татьяны, читающей письмо Онегина, в

оркестре, как воспоминание о юности, звучит тема ее девичьих грез.     Размышления     Татьяны прерывает бурное появление Онеги- на. Их сцена-диалог — последнее объяснение                                            героев,              полное эмоциональных контрастов; оно передает сложную борьбу их чувств, стремление     к         счастью       и невозможность его достижения. Ариозные эпизоды — высказывания Татьяны и Онегина — сменяют друг друга. В музыкальном развитии сцены краткой выразительной               остановкой становится дуэт - элегия « Счастье было так возможно, так близко», лирическая мелодия которого близка темам Татьяны и Ленского.

Последнее обращение Онегина к Татьяне «О, не гони! меня ты любишь!», полное мольбы и

страсти, звучит в ми мино ре —                       П.А.Хохлов в роли Онегина


тональности Ленского, которая, завершая оперу, подчеркивает трагическую обреченность чувств и судеб героев.

О вечной жизни и красоте музыки Чайковского замеча - тельно сказал уже в XX веке Д. Д. Шостакович: «Нет ни одного русского композитора конца XIX или первой половины XX столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества Петру Ильичу Чайковскому... Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопро - вождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творче ского подъема русского национального духа...»

 

Вопросы и задания

1. . Почему опера стала излюбленным жанром для Чайковского?

Какие сюжеты привлекали к себе композитора?

2. Расскажите историю создания оперы «Евгений Онегин».

3. В каком жанре написана опера? Какова ее тема?

4. Изложите содержание оперы по картинам.

5. Расскажите о главных героях; как они охарактеризованы в музыке?

6. В чем состоят особенности музыкального языка оперы? Расскажите об интонационных связях музыкальных образов произведения.

 

 

Основные произведения

10 опер: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула» (позже переработана в «Черевички»), «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа»,

«Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»

3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Симфонические произведения: 6 симфоний, симфония «Манфред», фантазии

«Фатум», «Буря», «Франческа да Римини»; увертюры-фантазии «Ромео и  Джульетта» и «Гамлет», Итальянское каприччио, Торжественная увертюра «1812 год», 4 симфонические сюиты, Серенада для струнного оркестра, 3 концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

Камерно-инструментальные произведения: 3 струнных квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» и другие

Фортепианные произведения: 2 сонаты, Тема с вариациями, циклы «Времена года» и «Детский альбом», отдельные пьесы

Вокальные произведения: более 100 романсов; «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и другие произведения


Русская музыка в 80 – 90-е годы XIX века

После реформ и общественного подъема 60—70-х годов в России наступают сложные времена. Убийство народовольцами Александра II, усилившиеся гонения против инакомыслия, упразднение ряда реформ не заглушили, однако, развития русской науки и искусства.

Широкую известность приобретают писатели Короленко, Мамин-Сибиряк, Чехов; расширяется деятельность ху- дожников-«передвижников», свои лучшие произведения со- здают скульпторы Опекушин и Антокольский. В сфере му- зыкального театра увеличивается количество частных ан- треприз; среди них самой выдающейся стала Частная опера С. И. Мамонтова в Москве, на сцене которой выдвинулся великий певец и артист Ф. И. Шаляпин. В балете выдающийся хореограф М. И. Петипа создает такие шедевры, как «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, «Раймонда» Глазунова. Расширяет свою концертную деятельность ИРМО. Большой вклад в развитие национального исполнительского искусства вносят пианисты Танеев, Есипова, Сафонов, Зилоти, Блуменфельд, виолончелист Брандуков, певцы Хохлов и Фигнер.

В 80-е и 90-е годы продолжился творческий путь многих русских композиторов — Бородина, Балакирева, А. Ру- бинштейна, Римского-Корсакова, Чайковского. По-прежнему страстно выступает Стасов, а также и другие критики — Ларош, Кашкин, Кругликов. В это же время появляется плеяда молодых талантливых композиторов. Среди них сразу выделились выпускники Петербургской консерватории, ученики Римского-Корсакова — Лядов, Глазунов, Аренский — и московские композиторы — ученик Чайковского Танеев, Калинников; у Танеева и Аренского в свою очередь учились крупнейшие русские композиторы рубежа XIX—XX веков Скрябин и Рахманинов. Так осуществлялась связь времен и поколений, так русская музыка входила в XX век.


 Содержание

 Русская музыка с древних времён по XVIII век.................................................................... 2

 Русская музыка первой половины XIX века....................................................................... 9

Романс и песня........................................................................................................ 10

А.А. Алябьев….......................................................................................................... 11

А.Е.Варламов........................................................................................................... 12

А.Л. Гурилёв............................................................................................................. 13

 Михаил Иванович Глинка.......................................................................................... 15

Биография................................................................................................................ 15

«Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»................................................................ 19

Симфонические  произведения...................................................................... 26

Романсы и песни................................................................................................ 28

 Александр Сергеевич Даргомыжский......................................................................... 31

Биография................................................................................................................ 31

Романсы и песни.................................................................................................. 34

 Русская музыка в 60-е – 70-е годы XIX века...................................................................... 37

 А л е к с а н д р  П о р ф и р ь е в и ч  Б о р о д и н.......................................... 40

Биография................................................................................ 41

«Князь Игорь».......................................................................................................... 44

Вторая симфония............................................................................................ 51

 Модест Петрович Мусоргский.................................................................................. 53

Биография............................................................................................................ 54

«Борис Годунов»................................................................................................ 58

Песни и романсы.................................................................................................... 65

 Николай Андреевич Римский-Корсаков....................................................................... 67

Биография........................................................................................................... 68

«Снегурочка»..................................................................................................... 72

«Шехеразада».................................................................................................... 79

 Пётр Ильич Чайковский........................................................................................... 84

Биография........................................................................................................... 84

Первая симфония «Зимние грезы"......................................................... 87

«Евгений Онегин»............................................................................................ 90

 Русская музыка в 80 – 90-е годы XIX века......................................................................... 100


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!