Николай Андреевич Римский-Корсаков



1844 - 1908

Творческий путь Римского- Корсакова — композитора, дирижера, педагога, музыкально- общественного деятеля — был длительным и плодотворным. Самый младший из  членов

«Могучей кучки», он через всю жизнь пронес верность идеалам балакиревского кружка, по- рыцарски служа                                русскому искусству. В его творчестве соединились    традиции   как

русской, так и мировой музыкальной культуры, но особенно был ему близок Глинка — верой в торжество добра и справедливости, благородным артистизмом и тонким вкусом. Римский-Корсаков был очень требователен в вопросах профессионализма и мастерства, постоянно стремился к красоте и совершенству своих сочинений.

Многообразны темы и сюжеты произведений композитора: это русская история и бытовая драма с психологически тонкими характерами, картины русской народной жизни и образы Востока, сказочность и старинные языческие обряды. Римский- Корсаков был великим «поэтом природы», воспевавшим ее неувядающую красоту. Преклоняясь перед вечностью народного искусства, он часто вводил в свои сочинения подлинные народные мелодии и сочинял собственные темы в народном духе. Строгие и ясные гармонии у него сочетаются с новыми сложными ладами, которые он использовал для сказочных образов. Особым мастерством и совершенством славится оркестровка Римского-Корсакова, соединившая в себе как глинкинские традиции, так и особенности инструментовки европейских композиторов.

Основным жанром в творчестве Римского-Корсакова была опера — сказочная и историко-бытовая, эпическая и лирико- психологическая драма. Композитор обогатил программную симфоническую музыку, создав жанр симфонической сказки.


Поэтична его вокальная лирика, которой присущи светлая созерцательность и элегическая задумчивость. Настоящей сокровищницей народно-песенного творчества стали сборники обработок русских народных песен.

Римский-Корсаков явился создателем композиторской школы, воспитав таких мастеров, как Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Черепнин, Гречанинов, Стравинский, и многих других. Выдающееся значение имела его работа над завершением и редактированием произведений Дарго- мыжского, Бородина, Мусоргского.

 

Биография

Детство. Годы учения. Кругосветное плавание. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине — небольшом живописном городке Новгородской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Ранние музыкальные впечатления были связаны с домашним музицированием: отец по слуху неплохо играл на фортепиано, а мать и дядя пели народные песни; запомнилась ему и духовная музыка, услышанная в Тихвинском мужском монастыре. Музыкальные способности ребенка проявились очень рано; впоследствии в своей книге воспоминаний

«Летопись моей музыкальной жизни» он писал:

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано».

 

Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моряком, и в 1856 году его определили в петербургский Морской корпус. Здесь он провел шесть лет.

Царившая в корпусе обстановка с ее духом казенной муштры не привлекала юношу. Постепенно морская профессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. По воскресеньям он берет уроки


фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты, внимательно изучает клавиры опер; его любимым композитором становится Глинка. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Ф. А. Канилле (также поклонник музыки Глинки), который поддержал его живой интерес к музыке и начал заниматься с ним композицией.

В 1861 году Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым, а затем с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Ба- лакирев одобрил композиторские опыты Римского-Корсакова и предложил ему продолжить работу над симфонией, начатой под руководством Канилле. Сочинение музыки и обучение композиции происходили на занятиях у Балакирева одновременно. Римский-Корсаков вспоминал, что Балакирев был удивительным «техническим критиком», «мгновенно схватывал все недостатки формы, модуляции и, т. п. и тотчас, садясь за фортепиано, импровизировал, показывая, как следует исправить или переделать сочинение», «Познакомившись с Балакиревым, — продолжал Римский-Корсаков, — я впервые услыхал от него, что следует читать,; заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой».

Вскоре, однако, работа над симфонией была прервана. Семья резко воспротивилась желанию Римского-Корсакова стать профессиональным музыкантом и нарушить семейную традицию. Старший брат Воин Андреевич настоял на необходимости завершить морское образование. Осенью 1862 года гардемарин Римский-Корсаков на клипере (Гардемарин — звание, которое присваивалось выпускникам Морского корпуса. Клипер

— быстроходное морское парусное судно). «Алмаз» отправился в заграничное плавание, которое продолжалось почти три года. Во время путешествия он мало занимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величественной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.

Весной 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину.

Путь к мастерству. Получив назначение в береговую службу, молодой офицер поселился в Петербурге. Он начал снова посещать Балакирева, постепенно втягиваться в музыку. За время его отсутствия в музыкальной жизни Петербурга произошли большие изменения: открылась первая русская


консерватория, Балакирев и Ломакин создали Бесплатную музыкальную школу, а в кружке Балакирева появился

«подающий надежды» Бородин.

Римский-Корсаков возвращается к творчеству и быстро заканчивает Первую симфонию, которая с успехом была ис- полнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы. Затем появились другие оркестровые произведения  —

«Увертюра на темы трех русских песен», «Сербская фантазия», музыкальная картина «Садко», а также симфоническая сюита

«Антар» по арабской сказке писателя О. Сенковского. В музыке «Садко» и «Антара» воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначились любимые темы композитора — образы русского народного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока.

Одновременно композитор создает ряд романсов: «Из слез моих» (слова Г. Гейне), «Восточный романс» (слова А. Кольцова),

«На холмах Грузии» и «Я верю, я любим» (слова А. Пушкина) и другие. Зимой 1868 года балакиревцы начинают посещать музыкальные вечера Даргомыжского, на которых исполнялись сцены из «Каменного гостя», новые сочинения молодых композиторов. Тогда же Римский-Корсаков познакомился с сестрами Пургольд — талантливыми музыкантшами — певицей и пианисткой, постоянными исполнительницами произведений Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». После кончины Даргомыжского Римский-Корсаков, согласно его завещанию, делает оркестровку оперы «Каменный гость».

С 1868 по 1872 год композитор работает над своей первой оперой «Псковитянка» на сюжет исторической драмы Л. Мея из времен борьбы Ивана Грозного за подчинение «вольного города» Пскова Москве. В те же годы, как уже говорилось, Мусоргский сочинял «Бориса Годунова», причем одно время друзья жили вместе. Они обменивались творческими мыслями, их объединяли общие художественные интересы, что не могло не сказаться на некоторой близости обеих народных музыкальных драм в идее, драматургии, некоторых чертах стиля. Успешная премьера «Псковитянки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре.

Окончание оперы совпало с важной и счастливой переменой в жизни композитора — женитьбой на замечательной пианистке


Надежде Николаевне Пургольд, которая стала его нежно любящим и преданным другом.

Летом 1871 года Римский-Корсаков принял предложение вступить в должность профессора Петербургской кон- серватории по классам сочинения, инструментовки, а также руководителя оркестра. Но, начав обучать молодых музы- кантов, он понял, что его теоретические познания имеют гро- мадные пробелы, сказывающиеся и на его собственном твор- честве. И Римский-Корсаков сам начинает учиться, овладевать гармонической и полифонической техникой, сочиняя бесчисленное множество упражнений и фуг, изучая произ- ведения старых мастеров. Большую помощь в составлении программы занятий оказал ему Чайковский, преподававший в то время в Московской консерватории.

Другой, не менее важной стороной творческой работы Римского-Корсакова в 1870-е годы стало глубокое изучение, запись и обработка русских народных песен, причем более всего его привлекали самые древние песни — обрядовые и игровые. Итогом этой работы было создание двух сборников обработок: «40 народных песен», записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и «100 русских народных песен», которые разыскал сам композитор. Одновременно Римский-Корсаков вместе с Балакиревым и Лядовым редактирует для нового издания оперные партитуры Глинки, что явилось для композитора, по его словам, «благотворной школой».

В эти же годы композитор становится инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства и в течение одиннадцати лет ведет большую работу по расширению ре- пертуара и повышению качества исполнения, заботится о музыкантах. Он делает многочисленные переложения раз- личных сочинений русских и европейских композиторов для духовых оркестров, изучает технику игры на духовых инструментах и сам дирижирует концертами. В 1874 году Римский-Корсаков принимает на себя руководство Бесплатной музыкальной школой (вместо отказавшегося от должности Балакирева).

Творческая зрелость. После периода позднего ученичества в творчестве композитора наступает новый этап — высокий расцвет его таланта. В 1879 году была закончена опера «Майская ночь» по повести Гоголя, а в 1881-м — «Снегурочка». Эти светлые


весенние сказки, полные нежной поэзии, радости любовного чувства и чудесного волшебства, дали композитору повод связать с их содержанием «обрядовую сторону народного быта, которая выражает собою остатки древнего язычества».

В 80-е годы Римский-Корсаков создает свои лучшие сим- фонические произведения — «Сказку», «Симфониетту на русские темы», фортепианный концерт, «Испанское каприччио», концертную увертюру «Светлый праздник», сюиту

«Шехеразада». Много времени он отдает завершению и ре- дактированию сочинений своих скончавшихся друзей — Мусоргского и Бородина, что свидетельствует о его высочайшей нравственности как человека и художника, верности истинной дружбе и чувству долга.

В 1883 году, параллельно с работой в консерватории, Римский-Корсаков начинает преподавать в Придворной певческой капелле, где прослужил более десяти лет. Он с увлечением занялся реорганизацией капеллы, которая ста- новится одним из центров музыкального образования. Один из творческих результатов преподавания в капелле — учебник гармонии, который вместе с подобным учебником Чайковского стал классическим теоретическим и педагогическим трудом.

Одновременно продолжалась дирижерская деятельность Римского-Корсакова: он все чаще выступает с концертами в России и за границей (на Парижской всемирной выставке и в Брюсселе).

Еще летом 1882 года произошло знакомство Римского-Корсакова с известным меценатом М. П. Беляевым, которого он потом назовет

«замечательным человеком, имевшим впоследствии такое огромное значение для русской музыки».

Митрофан Петрович Беляев — богатый лесопромышленник и любитель-альтист — был беззаветным и страстным поклонником русской музыки. В его доме по пятницам устраивались квартетные вечера. Эти беляевские «пятницы» зимой 1883/84 года стали посещать как «старые» кучкисты Бородин, Римский-Корсаков и их верный друг Стасов, так и молодые петербургские композиторы, ученики Римского-Корсакова — Лядов и Глазунов. Так зарождался беляевский кружок.

Для пропаганды новой русской музыки Беляев основал «Русские симфонические концерты» и «Русские квартетные вечера»; поддержкой концертного дела стало создание музыкального издательства в Лейпциге, ставшего затем крупнейшей русской издательской фирмой. Для поощрения русских композиторов Беляев учредил ежегодно присуждавшиеся Глинкинские премии и устраивал конкурсы на лучшее камерное произведение.


По просьбе Беляева музыкальное       руководство концертным и издательским делом взял на себя Римский- Корсаков, который фактически стал «музыкальным главою беляевского кружка».

Беляевский кружок во многом продолжил традиции балакиревского кружка, но, как писал       Римский-Корсаков, подчеркивая различие между ними и между поколениями композиторов,                         «кружок Балакирева        соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперед; балакиревский—                                             был революционный, беляевский же

— прогрессивный... Все пятеро членов первого были признаны впоследствии за крупных представителей русского музыкального творчества; второй — по составу был разнообразен: тут были и крупные композиторские таланты, и ме- нее значительные дарования, и даже вовсе не сочинители, а дирижеры, как, например, Дютш, или исполнители — Н. С. Лавров...».

 

Последним сочинением этого периода стала волшебная опера- балет «Млада», увлекшая композитора своим древнес лавянским сюжетом и возможностью воспроизвести как старинные обычаи и обряды, так и фантастические картины.

Путь в XX век. Поздний период творчества. Начало 90-х годов стало тяжелым временем для Римского-Корсакова. Семейные несчастья — смерть матери и двух младших детей, тяжелая болезнь жены и сына Андрея совпали с душевным и творческим кризисом. Неудовлетворенность собой, сомнения и глубокие переживания, сложность отношений с Балакиревым — все это привело к творческому молчанию. В это трудное время Римский-Корсаков много размышляет о смысле творчества, о развитии новых путей в искусстве, изучает проблемы


музыкальной эстетики и философии. Однако постепенно композитор начинает остро ощущать «душевный голод» без своего главного дела — сочинения музыки. Он возвращается к творчеству и создает новую гоголевскую оперу — «быль-колядку»

«Ночь перед Рождеством».

Наступает новый расцвет творчества Римского-Корсакова. С этого времени оперный жанр становится ведущим для композитора — до конца жизни им было написано еще десять опер. Вслед за «Ночью перед Рождеством» появилось одно из его лучших эпических сочинений — опера-былина «Садко». В то же время композитора начинает привлекать иная тема. Раскрытию сложного внутреннего мира человека посвящены одноактные оперы «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога», а также давно задуманная «Царская невеста» (на историко-бытовой сюжет), в которых композитор создал глубокие лирико-психологические и драматические образы.

Одновременно, увлекшись лирической темой, он сочиняет свои лучшие романсы — «Редеет облаков летучая гряда»,

«Ненастный день потух», «Медлительно влекутся дни мои» (все на слова А. Пушкина), «Когда волнуется желтеющая нива» (слова М. Лермонтова), «О чем в тиши ночей» и «Октава» (слова А. Майкова), «Шепот, робкое дыханье» (слова А. Фета), «Звонче жаворонка пенье» и «Не ветер, вея с высоты» (слова А. Толстого). Вокальная лирика Римского-Корсакова отличается спокойно-созерцательным характером, строгостью и сдержанностью чувства. В то же время монологи-ариозо для баса «Анчар» и «Пророк» (слова Пушкина) выдержаны в мужественно-приподнятом, сурово-драматическом характере.

Много лет театральная судьба опер композитора была связана со сценой Мариинского Императорского театра. Но эти постановки часто не удовлетворяли автора как в музыкальном, так и в сценическом  отношении. После отказа в постановке

«Садко» композитор связывает судьбу своих следующих опер с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова (Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник, театральный и музыкальный деятель, меценат; несколько лет жил в Италии, изучал живопись и скульптуру, учился пению. Мамонтов способствовал развитию русского изобразительного искусства, музыкального театра. В 1885 году основал Московскую частную русскую оперу). В театре Мамонтова пели такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Н. Забела-Врубель, Н. Салина, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский; в оформлении спек-


таклей принимали участие художники А. Головин, М. Врубель, братья Васнецовы, К. Коровин, В. Поленов, И. Левитан, В. Серов. В репертуаре Частной оперы уже были «Снегурочка» и

«Псковитянка»; в последующие годы на ее сцене были поставлены — начиная с «Садко» — следующие шесть новых опер Римского-Корсакова.

XIX век композитор завершает оперой «Сказка о царе Салтане», а в начале XX века сочиняет «Сервилию» на сюжет драмы Л. Мея из древнеримской истории, аллегорическую «осеннюю сказочку» «Кащей бессмертный», а также оперу на польский сюжет «Пан-воевода», посвященную памяти Шопена.

В 1904 году Римский-Корсаков закончил оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ней повествуется о далеких временах монголо-татарского нашествия и чудесном преображении града Китежа, который опустился на дно озера и стал недосягаемым для врага.

Во время революционных событий 1905 года Римский- Корсаков, по-прежнему преподававший в Петербургской консерватории, поддержал требования студентов о временном закрытии консерватории в знак протеста против действий правительства 9 января и выступил с открытым письмом в адрес дирекции. В результате этих действий композитора уволили из консерватории, что вызвало среди общественности небывалый взрыв негодования. В знак протеста консерваторию покинули ее профессора — Глазунов, Лядов, Есипова, Блуменфельд и другие. Многочисленные обращения к Римскому-Корсакову со стороны общественности,                                    студенческая      постановка «Кащея бессмертного», которая вылилась в политическую демонстрацию, вызвали учреждение над Римским-Корсаковым полицейского надзора, а его сочинения запретили к исполнению. Но дальнейшее развитие событий привело к серьезным изменениям в консерватории: ректором был избран Глазунов и по приглашению нового руководства Римский- Корсаков вернулся к педагогической деятельности.

Последним большим произведением композитора стала опера «Золотой петушок» — сатирическая сказка по Пушкину. Художественной целью автора было «окончательное осрамление» Додона, образ которого олицетворял само- державную власть. Цензурный запрет не позволил Римскому- Корсакову увидеть свое сочинение на сцене. Во время работы


над партитурой оперы, весной 1907 года, композитор получил приглашение от известного русского театрального деятеля С. П. Дягилева (Сергей Павлович Дягилев — русский театральный деятель, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», орга- низатор и руководитель ежегодных (начиная с 1907 года) выступлений русских артистов в Париже — так называемых «Русских сезонов», включавших оперные, а затем балетные спектакли. В 1911 году создал балетную труппу «Русский балет С. П. Дягилева»; благодаря ему появились выдающиеся балетные произведения Стравинского, Прокофьева, Дебюсси, Равеля и других.) принять участие в качестве автора и дирижера в Русских исторических концертах, организованных в Париже.  Эти концерты положили начало знаменитым Русским сезонам и стали настоящим триумфом русской музыки и творчества Римского-Корсакова.

8 июня 1908 года композитор скончался от болезни сердца.

 

Вопросы и задания

1. . Охарактеризуйте различные стороны   творческой деятельности Римского-Корсакова.

2. Какой музыкальный жанр был основным в творчестве компо- зитора?

3. Каковы ведущие темы и образы сочинений Римского-Корсакова?

4. Расскажите об основных событиях жизни и творчества композитора. Составьте письменно подробный план-конспект.

5. Какие события в жизни композитора происходили в 1865, 1871,1882, 1905, 1907 годах?

6. С какими русскими меценатами была связана жизнь Римского- Корсакова?

7. Назовите поэтов, чьи стихи он использовал в своем творчестве.

 

«Снегурочка»

Опера «Снегурочка», любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А. Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблен в поэтическую красоту

«весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму (Пантеизм —


одушевление, одухотворение явлений природы, связанное с языческими верованиями) вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле- Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика:

«земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделенные и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием великой силы любви, ведущей ее, однако, к гибели. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.

Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народного быта; с ними связаны многочисленные хоровые эпизоды, передающие особенности народного пения. Часто композитор использует и подлинные народные мелодии.

Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Корсаков использует также и лейттембры — постоянные инструментальные характеристики героев.

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре и имела успех. Но постановка не удовлетворила автора, так как в ней были сделаны значительные сокращения, на которых настоял дирижер Э. Направник, посчитавший оперу слишком растянутой. Полностью «Снегурочка» была поставлена лишь в 1893 году в Большом театре в Москве под управлением И. К. Альтани. Композитор был тронут любовным и бережным отношением к своей музыке и ее прекрасным исполнением.


Опера имеет пролог и четыре действия.

Краткое содержание

Пролог. Сказочная страна берендеев. Здесь царят мир и доброта. Но с появлением Снегурочки — дочери Мороза и Весны — спокойное течение жизни нарушается. Враг и соперник Мороза Ярило-Солнце рассердился на страну берендеев: в ее лесах Дед-Мороз прячет Снегурочку от его гневных лучей. В стране стало холодно, природа перестала щедро наделять берендеев своими дарами. Так продолжалось пятнадцать лет Ночь. Леший возвещает

o конце зимы. Окруженная свитой птиц, на землю опускается Весна-Красна. Чтобы согреться, птицы пляшут вокруг нее. Появляется Дед-Мороз; он обещает Весне покинуть страну берендеев. Обсуждая судьбу дочери, родители решают поселить ее в берендеевой слободке. Приходит Снегурочка; ее давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Лешему оберегать дочку.

Наступает утро. Приближаются берендеи; они везут чучело Масленицы и радостно встречают Весну. Из лесной чащи выходит Снегурочка — она просит Бобыля и Бобылиху взять ее в дочки.

Действие первое. Вечер. Слободка берендеев. По просьбе Снегурочки Лель поет свои песни. Но ему скучно с прекрасной, но холодной девушкой, и, бросив подаренный ею цветок, он уходит к своим подружкам — веселым берендейкам. Снегурочка начинает понимать, что она отличается от людей, ибо обделена сердечным теплом.

Появляется красавица Купава: она делится со Снегурочкой своим счастьем

— девушка любит и любима, скоро будет ее свадьба с Мизгирем. Приходит жених с богатыми дарами: по обычаю он должен выкупить невесту у ее подруг. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь влюбляется в нее без памяти и отказывается от Купавы. Берендеи возмущены изменой Мизгиря и советуют потрясенной невесте просить защиты у царя Берендея.

Действие второе. Дворец царя Берендея. Царь, тонкий ценитель прекрасного, расписывает лазоревый цветок. Гусляры славят его мудрость и доброту. Царь решает наутро, в день великого праздника — Ярилина дня, соединить всех невест и женихов. Вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Царь сзывает народ на суд над Мизгирем и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь просит царя взглянуть на Снегурочку. Берендей, восхищенный ее красотой, поражен, что сердце девушки не знает любви. Он объявляет свою волю: юноша, которого до рассвета полюбит Снегурочка, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь любовь в сердце Снегурочки.

Действие третье. Вечер накануне Ярилина дня. Заповедный лес.  Берендеи

празднуют канун лета. Парни и девушки водят хороводы, пляшут скоморохи.


За песню царь награждает Леля правом поцелуя самой красивой девушки. Снегурочка надеется на внимание Леля, но тот выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Ее находит Мизгирь, он умоляет ее о любви, предлагая за это все свои богатства. Снегурочка пугается, не понимая пылкости Мизгиря; на помощь ей приходит Леший. Он преграждает путь Мизгирю и целую ночь водит его по заколдованному лесу, маня волшебным призраком Снегурочки.

Наступает утро. На поляну выходят полюбившие друг друга Лель и Купава. Страдающая от ревности Снегурочка просит мать-Весну наделить ее чувством любви.

Действие четвертое. Ярилина долина. Раннее утро. Из озера поднимается Весна, окруженная цветами. Уступая просьбе дочери, она надевает на голову Снегурочки волшебный венок, который дарит ей талант любви. Вновь появляется Мизгирь, и теперь Снегурочка радостно встречает его.

В долине собираются берендеи для встречи великого праздника — Ярилина дня. Женихи и невесты подходят к царю за благословением. Среди пар — Мизгирь и Снегурочка, которая говорит царю о своем горячем чувстве. Но ее счастье недолговечно: познав «огонь любви», она стала беззащитной перед гневом Ярилы. Божество направляет свой луч на девушку, и она, тая, исчезает. Гибнет и Мизгирь, в отчаянии бросившись в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей объясняет смысл происшедшего: появление Снегурочки нарушило законы природы, Ярило отомстил Деду-Морозу и перестал гневаться на страну берендеев. Теперь в ней восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь. По знаку царя Лель, а за ним весь народ запевают величественный гимн Солнцу.

Пролог начинается с оркестрового вступления, рисующего красочный зимний пейзаж. Звучит «суровый и ско вывающий» (по определению автора) лейтмотив Деда-Мороза — тихо, но властно в нижнем регистре оркестра у виолончелей и контрабасов:

 



 

Леший обрисован нисходящей угловатой интонацией тритона, на котором строится его лейтмотив — «дикий, ленивый, потягивающийся»:

 

С этими темами контрастирует лейтмотив Весны — теплая спокойная мелодия у виолончелей, альтов и валторн:


Песни и пляски птиц начинаются со вступления, в котором Римский-Корсаков мастерски воспроизвел подлинные птичьи напевы. В основу хора птиц положены две темы народно- песенного склада, причем вторая («Орел воевода») подлинная, заимствованная автором из собственного сборника.

Легкая и светлая звучность создается благодаря преоб- ладанию верхнего и среднего регистров хора (сопрано и альтов), нежному и прозрачному тембру струнных и деревянных духовых инструментов.



 

 

Е.К.Катульская       в       роли       Снегурочки (1910-е годы)

 

 


Ария Снегурочки создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема            арии            (лейтмотив Снегурочки)    —                                            изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью                             колоратур лирического сопрано:

Важную роль в музыкальной характеристике Снегурочки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегурочки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «теплые» краски кларнета. Ария имеет трехчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:


 

Продолжением  музыкальной  характеристики Снегурочки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены ее мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, непрерывно развивающаяся       мелодия      строится      на     напряженных полутоновых интонациях и сопровождается «мерцающими» аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых:


 

В четвертом действии тема ариетты станет основой сцены таяния Снегурочки.

Проводы Масленицы — народно-обрядовая сцена, в которой сопоставляются разнохарактерные эпизоды. В начале и конце сцены звучит хор «Прощай, Масленица». Его энергичная тема использует мелодические обороты старинных обрядовых песен:


единственный персонаж, охарактеризованный только песнями. В оркестре образ Леля создает его лейтмотив — пастушеский наигрыш, звучащий у солирующих деревянных духовых инструментов. Первая и вторая песни Леля — медленная, в стиле протяжной («Земляничка-ягодка») и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают контраст, типичный для народного музицирования:

Е.И.Збруева в роли Леля (1894 год)

 


 

 

 


В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; ли- рическая тема ариетты наполнена проникновенной заду- шевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерывность и широта мелодической линии:

 

 

Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам  автора,

«вечное искусство музыки».  Он


возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строени- ем фраз, и опорой на неустойчивые ступени:

 

 

Л.В.Собинов в роли царя Берендея (1911 год)

 


 

 

 


Сцена свадебного обряда (выкуп невесты женихом) строится на двух подлинных народных свадебных песнях: пер вая — «Как за речкою» (проходит в оркестровом вступлении) — характеризует жениха, вторая — «Как не пава-свет по двору ходит» — невесту. Обе темы обработаны композитором в народной подголосочной манере и развиваются вариационно.

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берендея, открывающее сцену,

— сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно- шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и


 

 

солирующей виолончели:


Каватина Берендея (тенор) звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту.  Поэтичность высказывания                 Берендея,

сравнивающего                 нежное очарование Снегурочки с весенней          прелестью

серебристого                  ландыша, передается         задумчиво-

мечтательной              вокальной мелодией,                           которую поддерживает  непрерывная

«колыбельная»                     линия


Неторопливо

Действие третье начинается большой обрядовой сценой народного праздника в заповедном лесу. Здесь сменяют друг друга хоровые и сольные эпизоды, симфонические номера и речитативы. Ее открывает хор «Аи, во поле липенька», основанный на светлой и плавной мелодии народной хороводной песни, обработанной в подголосочной манере:

89 Умеренно скоро


Песня построена в куплетно-вариационной форме. Каждый куплет начинается речитативным запевом:

 

Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проигрыш кларнета:

Ариозо Мизгиря (баритон) напоминает баркаролу благодаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся аккомпанементу (Баркарола («песня на воде») — песня венецианских гондольеров). Нежная мелодия с изящными синкопами имеет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении:


 

 

 


Пляска скоморохов — симфоническое скерцо, построенное на удалых размашистых темах народного склада.

Третья песня                 Леля                 начинается                 пастушеским                 наигрышем солирующего кларнета:


 

Действие четвертое. Сцена таяния Снегурочки — кульминация в развитии ее образа. Сцена состоит из нескольких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармониями и насыщенной теплой инструментовкой. Для сцены характерно также тональное единство — она начинается в до-диез миноре, а заканчивается  в ре-бемоль мажоре.


Заключительный хор — Песнь Яриле-Солнцу — запевает Лель. Хор написан в стиле древних эпических гимнов. Его тема строится на лейтмотиве Ярилы и имеет необычный размер 11 / 4 . Хор имеет торжественный величественный характер и основан на постепенном нарастании силы и яркости звучания.

 

Вопросы и задания

1. . На чей сюжет написана опера «Снегурочка»?

2. Как создавалась опера? Дайте ее общую характеристику.

3. Изложите содержание оперы по действиям.

4. Каковы музыкальные характеристики главных действующих лиц? Расскажите о роли оркестра в создании их «портретов». Что такое лейтмотив и лейттембр?

5. Назовите народно-обрядовые сцены; какую роль в них играют народные песни?

6. Проследите за развитием образа Снегурочки на протяжении всего произведения.

7. Каким певческим голосам поручены вокальные партии главных героев?


«Шехеразада»

Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. Однако в дальнейшем он предпочитал сочинять программные одночастные и циклические произведения, а также произведения на народные темы. Программность была ближе его музыкальному мышлению, чем традиционный симфонический цикл. Она определила и основные жанры симфонического творчества композитора: увертюра, фантазия,


картина, сюита. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы и народного быта, что определило картинный, эпический характер симфонизма Римского- Корсакова. Большинство сочинений написано в 60-е и 80-е годы XIX века. В русской музыке композитор создал новый жанр

— симфоническую сказку.

Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами.

Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.

Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль». Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно:

Широко, величественно


Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент:

Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединя- ющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие вол- шебные превращения.

За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки. Главная партия (ми мажор), построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей:


98 Не слишком быстро

 

Побочная партия состоит их двух тем: первая (до мажор) создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых.

Безмятежно


Вторая тема побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря:

Не слишком быстро

Постепенно звучность усиливается, и в момент кульминации начинается реприза. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть

«уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича» (Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в мо- нашескую одежду). Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке. Тему Календера (си минор)


исполняет   солирующий  фагот; она звучит  неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.

Вторая часть сюиты написана в сложной трехчастной форме: ее крайние разделы представляют собой симфонические вариации на тему Календера, а средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя, причем его фанфарная и маршевая темы интонационно связаны с темой Шахриара.

Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Она, как и первая часть, написана в сонатной форме без разработки. Главная партия (соль мажор)


— тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками:

102 Подвижно

Побочная партия (си-бемоль мажор) — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струнных пиццикато и ударных инструментов напоминает по тембру народный восточный ансамбль:

Чуть живее


 


В репризе главная партия дважды прерывается появлением темы Шехеразады.

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.

Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника, и выполняет роль рефрена:

Быстро

Важное значение имеет тема Царевны (из третьей части), ставшая побочной партией четвертой части. В насыщенной музыкальной ткани разработки и репризы постоянно возникают знакомые темы и интонации. В коде стихия народного праздника внезапно сменяется образами бу- шующего моря и кораблекрушения: это кульминация всего произведения. Постепенно буря стихает и море успокаивается.

В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появляются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шахриара и


завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады.

Римского-Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра. В предисловии к «Основам оркестровки» он писал, что «инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения». Следуя глинкинским традициям, композитор предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» тембры, часто использует солирующие инструменты. В блестящей партитуре

«Шехеразады» гармонично сочетаются изысканность и яркость многочисленных сольных эпизодов, раскрывающих тембровые и технические возможности инструментов, с мощью и полнотой звучания тутти.

Новаторство оркестрового стиля Римского-Корсакова, находки его тембровой звукописи оказали большое влияние на симфоническое творчество Лядова, Глазунова, Стравинского, Дебюсси, Равеля и многих других композиторов.

 

 

Вопросы и задания

1. . Какой        вид симфонических произведений преобладает в творчестве Римского-Корсакова?

2. Назовите жанры симфонических произведений композитора. Приведите примеры.

3. В какой период жизни и творчества появились основные симфонические произведения Римского-Корсакова?

4. По       какому       литературному произведению написана «Шехеразада»? Каков жанр произведения? Как оно строится? Назовите особенности его композиции.

5. Расскажите о каждой части сюиты, особенностях ее формы и музыкального развития, о тембровых характеристиках героев и событий.

6. Какие характерные черты присущи оркестровке Римского-Кор- сакова?


Основные произведения

15 опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и другие

Симфонические произведения: сюиты «Антар», «Испанское каприччио»,

«Шехеразада»; музыкальная картина «Садко», симфоническая пьеса «Сказка»; увертюра «Светлый праздник»; 3 симфонии, симфониетта, концерт для фортепиано с оркестром; сюиты из опер «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» и другие

Вокальные сочинения: около 80 романсов, хоры, сборники обработок русских народных песен (40 и 100 песен)

Литературные сочинения: «Практический учебник гармонии», «Основы оркестровки», «Летопись моей музыкальной жизни»

 

Пётр Ильич Чайковский

1840 – 1893

Музыка Чайковского занимает особое место в отечественной и мировой культуре. Его искусство стало близким и любимым для людей разных стран и народов благодаря тому, что в центре творчества композитора всегда был человек с его горем и радостями, тревогами и сомнениями, любовью и ненавистью, размышлениями о смерти и стремлением к счастью. Вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни — все это находится в центре внимания великого художника.

Почти в каждом музыкальном жанре композитор сумел сказать новое слово. Однако главными для него всегда оставались опера и симфония.

Неповторимый и глубоко национальный творческий стиль Чайковского сложился под воздействием традиций русской музыки первой половины XIX века — Глинки и его современников — и народно-песенного искусства. В то же время, будучи истинно русским художником, он чутко


воспринял достижения западноевропейской музыкальной культуры — творчество Моцарта, Бетховена, Шумана, Шуберта, Берлиоза, Листа и других мастеров.

Одной из главнейших особенностей музыки Чайковского является ее редкой красоты мелодичность, тесно связанная с интонациями народной песни и городского романса и присущая как вокальным, так и инструментальным произведениям композитора.

 

Биография

Детство и отрочество. Годы учения. Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в небольшом заводском поселке Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором Камско-Воткинского завода. В большой и дружной семье Чайковских царила атмосфера всеобщей любви и доброты, нежной заботы и сердечности. Среди братьев и сестер маленький Петр выделялся своей одаренностью и чуткой эмоциональностью, застенчивостью и душевной отзывчивостью. Его любимая гувернантка, француженка Фанни Дюрбах, вспоминала:

«В классе нельзя было быть старательнее и понятливее; во время рекреаций же никто не выдумывал более веселых забав; во время общих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумерках под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее... Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок».

Первые музыкальные впечатления маленького Пети были связаны с домашним музицированием матери, которая играла на фортепиано и пела любимые романсы, в числе которых был  и

«Соловей» Алябьева. Мальчик обожал оркестрину (Окрестрина

— самоиграющий механический музыкальный инструмент, воспроизводивший звучание оркестра), игравшую музыку итальянских, немецких и австрийских композиторов, в том числе Беллини, Россини, Доницетти и Моцарта, ставшего на всю жизнь его кумиром. В живописных окрестностях Воткинска мальчик часто слышал народные песни: «...Я вырос в глуши, с детства, самого раннего,                    проникся                             неизъяснимой       красотой


характеристических черт русской народной музыки...» — писал впоследствии композитор.

Игре на рояле Чайковского, как и других детей в семье, стали учить в раннем детстве: «Получив от матери элементарные понятия о музыке, он, уже пяти лет, совершенно верно подбирал на фортепиано то, с чем его познакомила оркестрина, и обнаруживал такую любовь к игре, что, когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку», — вспоминал младший брат композитора и его первый биограф Модест Ильич.

Детство закончилось, когда десятилетнего мальчика отдали учиться в высшее юридическое учебное заведение Петербурга — Училище правоведения. В годы учения он продолжал брать уроки фортепианной игры и пения, участвовал в хоре училища под управлением Г. Ломакина, музицировал с товарищами, часто посещал симфонические концерты и оперу. Именно тогда незабываемое впечатление на него произвели

«Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта:

«...Музыка „Дон-Жуана" была первой музыкой, произведшей на меня потрясающее впечатление. Она возбудила во мне святой восторг, принесший впоследствии плоды. Через нее я проник в тот мир художественной красоты, где витают только величайшие гении. До тех пор я знал только итальянскую оперу. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете», — писал позднее композитор.

В 1859 году, по окончании училища, Чайковский в чине титулярного советника поступил на государственную службу в департамент Министерства юстиции. Служба сразу же стала тяготить его. Постепенно он начинает ощущать свое истинное призвание и поступает сначала в Музыкальные классы РМО, а затем, в 1862 году, в Петербургскую консерваторию.

В консерватории Чайковский занимается под руководством Н. И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А. Г. Рубинштейна (композиция и инструментовка); также он учится играть на флейте и органе, участвует в консерваторском оркестре. Вскоре,


несмотря на сложное материальное положение (Отец Чайковского, Илья Петрович, жил с младшими сыновьями на небольшую пенсию; мать композитора Александра Андреевна скончалась в 1854 году), он оставляет службу, чтобы полностью посвятить себя музыкальному образованию, и зарабатывает на жизнь частными уроками, используя любую возможность для приработка.

За годы учения в консерватории Чайковский сочинил несколько камерных и симфонических произведений, в том числе увертюру «Гроза», струнный квартет, сонату для фортепиано, «Характерные танцы» для симфонического оркестра и другие произведения.

В 1865 году Чайковский окончил консерваторию. За экзаменационное сочинение — кантату «К радости» на текст оды Шиллера — ему была присуждена серебряная медаль. В январе 1866 года он переехал в Москву, приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна преподавать в Московской консерватории.

Московский период жизни и творчества. Поселившегося в Москве молодого профессора сразу окружила радушная творческая атмосфера гостеприимного города. Настоящая дружба связала Чайковского с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который много лет был первым исполнителем многих сочинений композитора. Рубинштейн ввел Чайковского в Артистический кружок, бывший художественным центром Москвы. Петр Ильич познакомился с драматургом А. Н. Островским, музыкальным писателем В. Ф. Одоевским, поэтом А. Н. Плещеевым, артистами Малого театра, критиком Н. Д. Кашкиным, музыкальным издателем П. И. Юргенсоном, университетскими преподавателями. Большое впечатление на композитора произвели встречи с Л. Н. Толстым, знакомство с которым произошло в 1876 году. Истинную радость ему доставил переезд в Москву его

петербургского                            друга, музыкального критика Г. А. Лароша.

В эти годы происходит сближение Чайковского с композиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым; он пишет рецензии и статьи, посвященные их творчеству.


Московский период стал временем необычайно стреми- тельного роста его дарования, временем создания выда- ющихся произведений. С 1866 по 1877 год композитор сочиняет оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Ва-кула», три симфонии, балет «Лебединое озеро», одночастные симфонические произведения «Буря», «Франческа да  Рими-ни»,

«Фатум», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, фор- тепианный цикл «Времена года», музыку к сказке Островского

«Снегурочка», романсы «Не верь, мой друг» и «Слеза дрожит» (слова А. Толстого), «Ни слова, о друг мой» (слова А. Плещеева),

«Отчего» и «Нет, только тот, кто знал» (слова Л. Мея соответственно из Гейне и Гёте), «Хотел бы в единое слово» (слова Г. Гейне в переводе Л. Мея). В Москве же были начаты

«Евгений Онегин» и Четвертая симфония.

Постепенно музыка Чайковского становится известной и за границей, его сочинения исполняются в Англии, Австрии, Америке. Все это время композитор продолжал педагогическую деятельность в Московской консерватории — вел в ней курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения, а также создал первый в России учебник гармонии для студентов консерватории. Многие ученики стали его друзьями, среди которых самым близким был выдающийся композитор и пианист С. И. Танеев. Однако педагогическая работа, отнимавшая время у творчества, тяготила Чайковского, но он был вынужден заниматься ею ради постоянного заработка.

В конце 1876 года Петр Ильич получил письмо от незнакомой корреспондентки, в котором выражалась глубокая любовь к его музыке. Автором письма была московская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк — владелица большого состояния, страстная любительница музыки и поклонница творчества Чайковского. Между композитором и фон Мекк завязалась переписка, длившаяся тринадцать лет и положившая начало необыкновенной дружбе двух людей, так ни разу и не встретившихся друг с другом. Чайковский высоко ценил душевную чуткость Надежды Филаретовны, был бесконечно признателен за трогательную заботу о нем, называл ее своим «лучшим другом». Зная о денежных затруднениях Чайковского и его горячем желании посвятить себя только


творчеству, она необычайно деликатно предложила композитору помощь

— значительную ежегодную субсидию,

Н.Ф. фон Мекк

которая дала ему возможность целиком заняться сочинением. В письмах к фон Мекк Чайковский рассказывал о своей повседневной жизни, делился сокровенными воспоминаниями и планами, тайнами своего творческого процесса. Музыка была для него всегда

«исповедью души», но в ней он был великим тружеником, ежедневная творческая работа была формой его существования. Композитор писал: «Вдохновенье — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые призывают ее».

1877 год стал переломным в судьбе Чайковского. Давно желая изменить свой неустроенный жизненный уклад        и             создать благоприятную обстановку для      творчества,                    он неожиданно женился на бывшей                                              ученице Московской консерватории Антонине               Ивановне Милюковой, поверив в ее страстное        чувство.              К несчастью, брак оказался

неудачным. Композитор болезненно пережил это испытание. По настоянию врачей осенью 1877 года Чайковский уезжает за границу, сначала в Швейцарию, а затем в Италию.

Годы странствий. Модест Ильич Чайковский назвал этот период

«самым светлым и отрадным» во всей жизни композитора. Он возвращается к творчеству, завершает в Италии «Евгения Онегина» и Четвертую симфонию, которую посвящает своему «лучшему другу» — Н. Ф. фон Мекк. Эти годы Чайковский подолгу живет за границей, часто гостит на Украине в Каменке — имении своей сестры А. И. Давыдовой, изредка наезжает в Петербург и Москву.

Наступившая творческая свобода вызывает к жизни много новых сочинений. Это оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», «Итальянское каприччио», Серенада для струнного оркестра, Торжественная увертюра

«1812 год», Большая соната для фортепиано, «Детский альбом», концерт для скрипки с оркестром, замечательные  духовные


произведения «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бде- ние», трио «Памяти великого художника» (Посвящено памяти Н. Г. Рубинштейна), а также многочисленные романсы, среди которых такие шедевры, как «То было раннею весной», «Средь шумного бала»,

«Благословляю вас, леса» (слова А. Толстого), «День ли царит» (слова А. Апухтина).

Романсы Чайковского (их у композитора более ста) глубоко и разнообразно раскрывают лирические темы и образы; в них соседствуют интимная нежность и напряженное драматическое высказывание, восторженный порыв и глубокое философское размышление. Полны очарования его детские песни и вокальные миниатюры в танцевальных ритмах. Наиболее близкими ему были стихотворения русских поэтов-лириков второй половины XIX века — Фета, А. Толстого, Полонского, Майкова, Плещеева, Апухтина и других. В своих романсах композитор всегда стремился раскрыть основной поэтический образ стихотворения и использовал для этого красивую, широко развивающуюся кантилену.

Велика роль фортепианной партии, которая является равноправным партнером вокальной мелодии; чрезвычайно выразительны фортепианные вступления и заключения, часто «досказывающие» главную мысль произведения. По динамичности развития душевных состояний, яркости драматических кульминаций некоторые романсы по своему стилю приближаются к оперным номерам.

На вершине славы и мастерства. В середине 80-х годов Чайковский принимает решение обосноваться на родине и подолгу живет в Подмосковье — Майданове, Фроловском, Клину. Его интенсивная творческая жизнь сочетается с ис- полнительской и музыкально-общественной деятельностью. Как оперный и симфонический дирижер Чайковский выступает в разных городах России, Германии, Чехии, Франции, Англии, Америки, исполняя как собственные сочинения, так и произведения других композиторов. Громадный успех, всеобщая любовь и восхищение окружают Чайковского, а его музыка завоевывает всемирную славу. В знак признания его заслуг в развитии мирового музыкального искусства в 1893 году ему была присуждена почетная степень доктора Кембриджского университета.

Во время гастрольных поездок непрерывно расширялся круг общения Чайковского с выдающимися музыкантами — Брамсом, Григом, Массне, Сен-Сансом, Рихардом Штраусом, Малером, Дворжаком, Гуно и другими.

Тогда же начинается его активная работа в качестве одного из директоров и дирижеров Московского отделения РМО,


которая продолжалась до конца его жизни и способствовала повышению уровня российской музыкальной культуры.

Во второй половине 80-х — начале 90-х годов Чайковский создает  такие  великие  творения,  как  оперы  «Чародейка»,

«Пиковая  дама»  и  «Иоланта»,  балеты  «Спящая  красавица»  и

«Щелкунчик»,    симфония   «Манфред»,    струнный   секстет

«Воспоминание о Флоренции», Пятую и Шестую симфонии, а также другие произведения. Основными чертами его поздних сочинений стали резкий контраст между светлыми и мрачными образами, драматическая борьба сил добра и зла, неразрешимое противоречие между страстным стремлением к счастью и невозможностью его достижения.

Последним сочинением композитора стала Шестая («Па- тетическая») симфония — одно из самых трагических про- изведений в мировой музыке, раскрывающее сложную фи- лософскую проблему смысла человеческой жизни и смерти.

16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением Шестой симфонии. 25 октября композитор скоропостижно скончался.

 

Вопросы и задания

1. . Какие темы были центральными в творчестве Чайковского?

2. Что нового внес композитор в различные жанры русской музыки? Назовите главные жанры его творчества.

3. Каковы истоки его музыки? Какие традиции он продолжает в своих сочинениях?

4. Расскажите о каждом периоде жизни и творчества Чайковского, составьте краткий план его биографии.

5. Перечислите основные произведения композитора.

6. Каков был круг общения Чайковского в России и за рубежом?

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!