Политическое лидерство имеет свои характерные признаки, через которые оно проявляется в политическом процессе и которые обуславливают политическое поведение лидера. 9 страница



2. Порядок, способы и механизмы формирования политической власти, прежде всего представительной, а также степень участия в ней народных масс.

3. Характеристика реальных механизмов осуществления политической власти и степень контроля за ней со стороны общества.

4. Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между её центральными и местными органами.

5. Роль и значение политической идеологии в жизни общества.

6. Мера политического плюрализма, наличие многопартийности. Положение, влияние и условия деятельности политических партий. Учет интересов меньшинства при принятии политических решений, наличие оппозиции.

7. Место и роль неполитических и негосударственных организаций и структур в политической системе общества.

8. Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства.

9. Состояние и гарантии прав и свобод личности, степень реализации ее правового статуса.

10.Политический и юридический статус органов подавления, т. е. силовых структур государства (армии, полиции, госбезопасности).

11.Положение средств массовой информации, уровень гласности в обществе, «прозрачность» деятельности госаппарата.

12.Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни, наличие реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц, включая высших.

Таким образом, политический режим непосредственно связан с тем или иным соотношением диктатуры и демократии, включает такой показатель, как уровень и фактическая реализация прав и свобод граждан.

Поэтому политические режимы условно делят на демократические и недемократические, а последние на авторитарные и тоталитарные. Все они в «чистом» виде бывают довольно редко, чаще всего сочетают в себе черты нескольких из них, в основном, смежных.

Для определения политического режима в какой-либо стране необходимо сопоставить её конституционные, официальные нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели — с действительной практикой.

Известно, что различные типы политических режимов стихийно не возникают в тех или иных странах. Они зависят от множества слагаемых, как объективных, так и субъективных:

a) от целей и задач, какие ставят перед собой господствующие в обществе социальные силы и их политические партии;

б) от идеологической направленности господствующих социальных сил и их организаций;

в) от соотношения и остроты борьбы в обществе между различными социальными слоями;

г) от экономического положения страны, уровня её развития (Германия 30-х гг., Россия 20-х гг. ХХ ст.);

д) от политического сознания граждан, их политической культуры, исторических традиций;

е) от географического размещения стран, её международного положения, целей и задач проводимой внешней политики и др.

Значительное воздействие на установление того или иного режима оказывает тип, форма правления государства, особенности её функционирования, сложившаяся в нём партийная система. Однако в политической практике есть немало примеров несовпадения режима и формы правления. Так, Куба, Северная Корея, Ирак при Хусейне, являясь республиками по форме правления, где высшие органы власти выборные, по содержанию политического режима — авторитарные. И наоборот, такие государства, как Бельгия Голландия, Дания и др., по форме — типичные, парламентские монархии, а по режиму правления — демократические.

II.Наиболее распространенная типология политических режимов — их деление по степени увеличения прав и свобод личности: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) — это государственно-политическое устройство, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над личностью и обществом во всех сферах жизнедеятельности.

До настоящего времени среди политологов отсутствует единое мнение о том, когда возник тоталитаризм. Одни считают историческим прототипом тоталитарных режимов восточные и европейские деспотии, другие — проявлением индустриальной эпохи, третьи — социально-историческим феноменом исключительно ХХ века, возникшего на почве т.н. массового общества в определённых кризисных ситуациях, вызванных войной, революцией или иными потрясениями.

Политической реальностью, на наш взгляд, тоталитаризм становится именно в ХХ веке — с появлением новых средств массовой информации, пропаганды и коммуникаций, создающих дополнительные возможности для системы всеобъемлющего контроля за жизнью общества. Впервые понятие «тоталитаризм» было введено Муссолини в середине 20-х годов ХХ ст. Для обозначения зарождавшегося в Италии фашизма (от итал. fascismo — связка, объединение), названного «тотальной концепцией жизни». Его идеологи считали, что цель их политики — обеспечение единства личности, партии и государства во имя достижения высшей, национальной идеи. Но среди антифашистов термин «тоталитарный режим» сразу же приобрёл негативный смысл, став синонимом понятий «репрессивный», «антидемократический».

В политической литературе Запада это понятие появилось в 30-е годы
ХХ в. — сначала для характеристики итальянского фашизма и германского нацизма, а затем и сталинского коммунизма в России.

Научной же концепцией этот термин был назван в 1952 г. на политологическом симпозиуме в США. Здесь тоталитаризм был определён как закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра.

Значительный вклад в научное понимание тоталитарного режима внесли такие политологи, как Р. Арон, Х. Арендт, З. Бжезинский, Дж. Талтон,
К. Фридрих, Ф. Хайек и др.

Тоталитарный режим достаточно сложен для понимания, для описания его характеристик — не только политического, но и психологического перерождения общества. В бывших социалистических странах, в т. ч. и в Республике Беларусь, эта проблема до начала 90-х годов не изучалась вообще. Определение понятия этого режима в политологических словарях различных стран мира до сих пор не является общепринятым, как это имеет место в отношении авторитаризма и демократии.

Так, немецкий энциклопедический словарь даёт определение тоталитаризма, как крайней формы возвышения тенденции к централизации, унификации и одностороннего регламентирования всей политической, общественной и духовной жизни.

Английская энциклопедия (Британика) пишет: тоталитарное государство — выражение, используемое по отношению к нацистскому правительству в Германии, к фашистскому в Италии и к коммунистическому в России, в которых существует полная централизация контроля. В тоталитарных государствах политические партии уничтожены или «координированы» в составе одной из них, а конфликт между классами скрывается подчёркиванием органического единства в государстве.

Понятие тоталитаризма употреблялось и в СССР, но только применительно к западным странам. «Тоталитарное государство, — сказано в Большой советской энциклопедии, — разновидность буржуазного государства с открытой террористической диктатурой наиболее реакционных империалистических элементов. Тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия».

Таким образом, тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабами централизации, унификации и односторонней регламентации всей жизни общества.

Несмотря на значительное разнообразие тоталитарных режимов (фашизм, нацизм, сталинизм и др.), им присущи общие, универсальные характеристики, предложенные рядом вышеназванных ученых.

1. Монополия на власть единственной политической партии, возглавляемой лидером — вождем. Эта партия поглощает гражданское общество, и, как правило, её высшие органы либо подчиняют себе госаппарат, либо полностью сливаются с ним. Она организована по иерархическому, олигархическому принципу: от лидера — к массам, а не наоборот. Оппозиционные партии и объединения запрещены, полное отчуждение граждан от политического процесса (при некотором использовании псевдодемократических форм).

2. Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. Как правило, в основе такой идеологии лежат утопические теории, олицетворяющие собой извечную мечту человека о лучшей жизни, о более совершенном и благополучном общественном устройстве.

Монополия на идеологию пронизывает всю систему властных отношений сверху до низу: от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. Идеология фактически превращается в своего рода государственную религию (национал-социализм, марксизм, маоизм, чучхеизм и др.) со своим «священным писанием» («Майн кампф» Гитлера, «Краткий курс ВКП (б)» Сталина), со своими пророками (вождями, дуче, фюрерами), возникает культ личности. Малейшее инакомыслие подавляется. «Тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить, — писал Дж. Оруэлл по этому поводу. — ...Его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать, даже допускать определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать» ... «Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки».

3. Исключительное право государства и руководящей партии на средства массовой информации и пропаганды своей идеологии, на убеждения, а также на силовое воздействие, полный контроль над вооруженными силами, попирание законов и конституции. С помощью СМИ и разветвленного аппарата репрессий, используя тотальный террор и запугивание населения, власть осуществляет идеологическую обработку народа, манипулирует массовым сознанием в своих целях.

4. Монопольный контроль партгосаппарата над экономикой и большинством видов профессиональной деятельности, их централизованное управление. Высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни, но, прежде всего, производства. Ликвидация почти всех форм негосударственной собственности.

Известно, что свобода политическая, свобода личности вообще, невозможна без свободы экономической, без права на частную собственность. Там, где единственный собственник — государство или ряд подконтрольных ему частных предприятий — не может быть и речи о свободном политическом, духовном или каком-либо ином волеизъявлении людей.

5. Осуществление тотального контроля над личной жизнью человека. Кроме контроля государства над политикой, экономикой, наукой, искусством, моралью и т. д., имеет место вмешательство в частную жизнь, подавление прав и свобод личности.

Тоталитаризм даже медицину поставил себе на службу. В созданных Гитлером концентрационных лагерях (Дахау, Равенсбрюк и др.) фашистские врачи проводили бесчеловечные «медицинские опыты» над живыми людьми. Советский режим создал карательную медицину для расправы с инакомыслящими. Еще в 1920 году в психиатрическую больницу была помещена левоэсерка
М. Спиридонова. Сумасшествием назвал Ленин предложение своего соратника Г. Чичерина в 1922 г. о включении в Советы всех слоев населения, в том числе и мелких предпринимателей. И предложил Молотову тотчас «насильно сослать его в санаторий». Но всего год спустя больной Ленин сам оказался под домашним арестом. На заседании Политбюро Зиновьев сказал, что «Владимир Ильич, кажется, сошел с ума...». Позже через домашний арест и психиатрические больницы прошли тысячи диссидентов. Услужливая советская психиатрия стала неотъемлемой частью всех политических процессов. Всесоюзное общество психиатров СССР было изгнано из Всемирной психиатрической ассоциации за профессиональные злоупотребления, за объявление душевнобольными инакомыслящих, правозащитников.

Тоталитарная власть нуждается в постоянной демонстрации своих успехов, а поскольку провалов зачастую больше, то неуспехи сводятся к проискам «врагов народа». Здесь действует давно известный принцип: кто не с нами, значит, тот против нас. Сфера допустимого для человека: запрещено всё, кроме того, что приказано.

Известно, что никакая идеология не способна укорениться в сознании людей, если для этого не созрели соответствующие условия. Для появления тоталитаризма такими условиями становятся мировые войны, социально-экономические и политические кризисы, а также отсутствие демократических традиций в отдельных странах. Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции, — справедливо отмечал немецкий историк Ф. Боркенау, — точно так же мировой экономический кризис способствовал немецкой революции, приходу нацистов к власти.

Социальная опора тоталитарного режима — люмпенизированные слои населения, выброшенные из своей среды маргиналы, увеличение численности которых и вызвано этими серьёзными общественными потрясениями. В результате происходит объединение маргинальных слоёв вокруг политических сил экстремистской ориентации, призывающих к скорому и радикальному разрешению накопившихся в обществе противоречий, к улучшению жизни народа. Значительная часть населения верит в основные идеалы власти, оказывает ей поддержку. Имеет место совпадение устремлений и ожиданий «низов» с устремлениями элиты, партгосаппарата.

Власть спекулирует на низменных чувствах людей, зависти к тем, кто живет лучше. К началу октябрьской революции огромные массы рабочих и разорившихся крестьян жили в нищете, подавляющее большинство населения было неграмотным. Всё это привело к тому, что заманчивые утопические идеи большевиков были поддержаны народом. Ко времени установления тоталитарного режима народные массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ, всеобщего равенства, социальной уравниловки, выдвижения во властные структуры. В результате всё это переросло в диктат социальной исключительности по принципу пролетарского происхождения. «Зря сажать не будут», — часто можно было слышать в бедняцкой среде по поводу арестов и репрессий 30-х гг. прошлого столетия.

Низы во многом определяли фигуры вождей и их мышление. Политическую арену покидали представители старой гвардии, а их место занимали лидеры из низов: малообразованные, отчаянные, жестокие политики, прошедшие школу каторги и ссылок. И ещё. Ненависть большевиков к богатству и богатым никогда не завершилась бы массовым обнищанием народа и жестокостью власти, если бы не были живучи в России исторические традиции уравнительно-распределительных представлений среди крестьян и даже интеллигенции, а также культа сильного государства и абсолютной централизации.

Национал-социализм в Германии также имел бы значительно меньше шансов на успех, если бы не развитые в сознании народных масс и интеллигенции представления о необходимости формирования сильного государства и сознательного подчинения ему. Они ведут свой отсчет от рассуждений Гегеля о прусской монархии, как о совершенном государстве. К тому же прибавились тяжелейшие последствия мирового экономического кризиса конца 20-х — начала 30-х годов ХХ столетия.

Как свидетельствует опыт мировой истории, любые разновидности тоталитарной власти основываются на определенных формах нетерпимости — классовой, этнической, национальной, расовой. Для гитлеризма характерна национальная нетерпимость, проявление которой означало физическое уничтожение многих этносов, прежде всего, евреев и цыган. Сталинизм, в основном, характеризовался классовой борьбой, хотя имела место и национальная нетерпимость (массовые репрессии в БССР т.н. «национальных демократов»). В результате всеобщей национализации, принудительной коллективизации сельского хозяйства, огосударствления всех форм собственности были физически уничтожены целые социальные сословия: дворянство, купечество, интеллигенция, казачество, духовенство, лучшая часть крестьянства, самого трудоспособного и зажиточного (остались только беднейшие слои — батраки).

В результате установления жёсткого контроля государства над экономикой, политикой, культурой, духовной и социальной сферами была сформирована командно-административная система управления. Государственная власть подменялась партийным руководством ВКП(б), отчуждённым от народа. Записанные в конституции права и свободы не осуществлялись, выборы носили псевдодемократический характер. Велась тотальная идеологическая и политическая борьба с малейшими проявлениями инакомыслия, отрицалось культурное наследие, национальные традиции. Под видом поиска «врагов народа» имел место массовый террор на государственном уровне, жертвами которого стали миллионы невинных граждан и членов их семей. Великая страна превратилась в «Архипелаг ГУЛАГ» с так необходимой бесплатной рабочей силой. Уже в 1935 г. сектор принудительного труда в СССР охватывал свыше 2-х миллионов человек. В начале 1940 г. система ГУЛАГа включала 52 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних (цит. по:
В.А. Божанов. Политическая система общества. Мн., БГУ, 2001, с. 38–39).

Но, как показывает исторический опыт, тоталитаризм не имеет перспективы, он со временем разлагается изнутри, ибо не способен к эффективному хозяйствованию, к своевременному качественному обновлению. Человек лишается внутренних побудительных мотивов к качественному труду, отсутствие которых власть компенсирует либо попытками разжечь массовый энтузиазм, либо применением насилия.

Террор, страх и насилие вынуждают человека делать вид, что он следует официальным предписаниям, лоялен к власти, а в личной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Это порождает двойной стандарт в поведении тоталитарного человека, жизнь и сознание его как бы раздваиваются. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются узкие группировки диссидентов, часто из политической элиты, затем интеллигенция, широкие слои населения. Важным является отход от жёсткого контроля в экономической сфере. Таким образом, на смену тоталитарному режиму приходит авторитаризм.

Авторитарный режим (от лат. autoritas — власть, влияние) — это государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная диктатура одной личности или узкой группы лиц, не допускающая политическую оппозицию к власти, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах.

Такое определение авторитаризма оставляет широкий простор для его классификации. Сюда можно отнести известные в истории античные тирании, древневосточные деспотии, абсолютистские монархии позднего Средневековья и Нового времени, режимы бонапартистского типа и западноевропейские империи ХІХ века, военные режимы прошлого столетия и многие иные смешанные формы, часто с трудом поддающиеся определению. Авторитарные режимы и ныне — одни из самых распространённых в мире.

Каковы же основы их стабильности и перспективы развития, отличительные особенности? Чем привлекателен мир авторитаризма?

По соотношению прав и свобод личности он относится к недемократическим режимам и занимает как бы промежуточное положение между тоталитарным и либерально-демократическим. С тоталитаризмом его роднит автократическая, не ограниченная законами власть, опора на полицейско-силовые структуры, а с либерализмом — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономической и частной жизни, сохранение ряда элементов гражданского общества. Авторитарный режим может носить характер переходного: как к тоталитаризму, что имело место в России с конца 20-х гг., в Германии после 1933 г., на Кубе с начала 60-х гг., так и к постепенной трансформации в сторону либерально-демократического (Бразилия, Аргентина, Чили, Турция и др.).

По сравнению с тоталитаризмом и демократией, авторитарные режимы более разнообразны по содержанию, имеют довольно много различий между собой: в каждой стране свои особенности. Тем не менее, исследования многих известных политологов (Х. Линц, В. Пугачев, А. Соловьев, С. Хантингтон и др.) позволили выделить наиболее отличительные черты, присущие авторитаризму.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!