Политическое лидерство имеет свои характерные признаки, через которые оно проявляется в политическом процессе и которые обуславливают политическое поведение лидера. 5 страница



Моска считал, что нормальное функционирование демократии требует наличия хорошо организованного руководящего слоя, демократической элиты, которая является открытой группой политиков (в отличие от закрытой элиты аристократов) и формируется путем проведения выборов из широких масс за счет лучших представителей народа. Выборы, по его мнению, — это путь к обновлению элиты в условиях демократии.

Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923 гг.), который выдвинул и обосновал концепцию «циркуляции (смены) элит». Свои взгляды он изложил в четырехтомном труде «Трактат по общей социологии», опубликованном в 1915–1919 годах. Теория элит у него связана с концепцией национальной деятельности, из которой следует, что принадлежность к элите зависит, в первую очередь, от врожденных психологических черт. Но поскольку социальные условия разные и не позволяют всем элитарным личностям добиться руководящего положения, то те, кто не вошел в руководящую элиту, составляют контрэлиту.Социальное равновесие требует кооптации в руководящую элиту личностей с элитарными качествами неэлитарного происхождения и устранение из нее личностей неэлитарных. Но это тормозит правящая элита. Тогда приходит в действие контрэлита, которая, опираясь на народ, свергает власть прежней правящей элиты и устанавливает свою власть.

Теория элит послужила основой для анализа действий руководящих групп в различных политических системах и государствах, оценки их руководителей, политических лидеров.

Следующая важная проблема политологии — анализ организации и функционирования политических партий в обществе. Основоположником здесь считается русский ученый М.Я. Острогорский (1854–1910 гг.). Он изучал организацию и деятельность политических партий, их место и роль в условиях функционирования западных демократий. Свой анализ, идеи и взгляды на эту проблему он изложил в трехтомном труде «Демократия и организация политических партий», опубликованном в 1898 г. на французском языке, а в 1902 г. на английском языке в Лондоне и Нью-Йорке.

М.Я. Острогорский считал, что возникновение и деятельность политических партий в Европе связаны с реализацией демократических тенденций в развитии общества и государства. Но в любой массовой политической партии власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей («кокуса»), что неизбежно ведет к бюрократизации всей партийной жизни. Постоянство состава и профессионализм руководства партии ведут к унификации мышления, превращают его в стереотипное, лишенное индивидуальных черт. Недемократические тенденции внутри политических партий создают угрозу не только для деятельности самой партии, но и для функционирования демократических политических институтов (парламента, выборов и др.). Выход из этой ситуации — замена постоянно действующей партии свободными объединениями граждан.

Эти идеи и положения о политических партиях развил дальше и конкретизировал немецкий политолог и социолог Роберт Михельс (1876–1936 гг.).В своей работе «Социология политических отношений» (1911 г.) он утверждал, что любая организация, в т. ч. политическая партия, неизбежно ведут к олигархизации, под которой следует понимать формирование бюрократии как платного назначаемого аппарата управления, появление профессионального руководства и его статическое закрепление, централизацию власти в партии, усиление идеологического фактора, а, следовательно, снижение доли рядовых членов партии в принятии решений. Олигархизация, по его мнению, это следствие как организационных требований в партийной жизни, так и психологических качеств личности. Вначале он рассматривал олигархические тенденции в политической партии как негативные, угрожающие демократии, но затем пересмотрел свою позицию.

Огромное влияние на развитие политической мысли Новейшего времени оказали труды и взгляды крупного немецкого социолога и экономиста Макса Вебера (1864–1920 гг.). Его основной труд «Экономика и общество» опубликован в 1922 г., где изложены основные идеи и взгляды.

Центральное понятие в системе Вебера — «господство», которое он, однако, отличает от власти, основанной на экономической силе. Господство, по его мнению, есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю второму путем обязывающих приказов. Признавая роль насилия как основы государства, Вебер заявляет, что одного насилия недостаточно для возникновения и длительного функционирования системы господства. Для этого необходимо наличие и существование определенных ценностей, традиций, убеждений, норм и правил, на которых основывается послушание людей в обществе.

М. Вебер выделил три «идеальных чистых типа господства»: традиционное, харизматическое и рациональное. Традиционное господство основано на вере в то, что власть является законной, поскольку она всегда существовала, опираясь на традицию, закрепленные в ней нормы и правила. Например, правители, господа издавна обладают правами и привилегированным положением над слугами.

Харизматическое господство (харизма — греч.) — необыкновенное божественное качество, дар, которым наделены некоторые люди, что придает им магическую силу, во что верят окружающие люди. Оно выступает основой политического лидерства в ряде современных государств.

Рациональное господство — это господство права. Существование власти в государстве и сфера ее деятельности зависят от установленных людьми законов, которые надо соблюдать.

Много внимания М. Вебер уделил в своих работах проблеме лидерства, тесно увязав его с системой господства. Он дал классификацию политических лидеров, показал роль и назначение бюрократии в обществе. Эти идеи лежат в основе современной политологии.

В ХХ веке политология как наука получает существенное развитие в США. Американские политологи рассматривали и изучали проблемы политической власти, механизмы ее формирования, влияния и распространения в обществе. Анализировали поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательных кампаний, процесс формирования политических установок и общественного мнения. Изучали социальную деятельность государства, граждан, проблемы бюрократии, формирования политической культуры, национальных интересов, разрабатывали методику политических исследований.

Начало анализу политического поведения отдельных личностей и групп с помощью эмпирических методов положили работы Артура Бентли (1870–
1957 гг.). В своей книге «Процесс управления» (1908 г.) он разработал и изложил теорию «заинтересованных групп», в основе которой лежит положение о том, что деятельность людей осуществляется не индивидуально, а посредством групп, в которые они объединены на основе своих интересов. В ходе политического процесса происходит давление «заинтересованных групп»и олицетворяемых ими общественных сил на правительство с целью принуждения его подчиняться их воле, их интересам. В обществе всегда доминируют сильные группы, которые подчиняют и повелевают подчиняться их воле слабые группы, а само государственное управление состоит в урегулировании конфликтов и достижении равновесия между соперничающими группами. Поэтому необходимо изучать институты и звенья государственного управления, деятельность политических режимов власти, их лидеров, отражающих в политических решениях различные способы представительства групповых интересов, их регулирование. Такой реалистический подход к процессу управления (через борьбу различных групп, и государства как регулятора в этой борьбе) оказал большое влияние на бихевиористское (поведение) направление исследований в американской политологии.

Бихевиористское направление — группа ученых-политологов Чикагского университета США во главе с Ч. Мерриамом (1874–1953 гг.) предприняла попытку вывести структуру политических отношений из «естественной» сущности человека, положив в основу изучение его психологии и поведения. Среди них его ученик и коллега — Г. Лассуэл, а в 60-е годы — видные теоретики Д. Истон, Р. Даль и др. По мнению сторонников бихевиоризма, в результате изучения фактического поведения людей можно установить лежащие в его основе намерения и мотивы действий как отдельных индивидов, так и целых групп населения. А это имеет важное значение для осуществления власти и управления в обществе, регулирования социально-политических конфликтов.

Особенно известным американским политологом является Гарольд Лассуэл (1902–1978 гг.). Он уделил большое внимание методологическим исследованиям политики. Лассуэл, в частности, сформулировал теорию «политического психоанализа», в котором важнейший фактор, обуславливающий отношение индивида к политике, — психологический механизм его личности. Опираясь на эту теорию, он разработал типологию политических личностей, выделил три типа политиков: администратор, агитатор, теоретик. Это обогатило концепцию политического лидерства.

Видное место в работах Г. Лассуэла занимает анализ проблемы политической власти и ее распределение в обществе. По его мнению, главной фигурой распределения власти и ценностей в обществе выступает политическая личность, осуществляющая властные полномочия.

В начале 60-х годов в американской политологии была сформулирована концепция «политической культуры». Ее авторами были Г. Алмонд и С. Верба. В своей работе «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах» на основе сравнительного анализа политических культур, сложившихся в США, Англии, Италии, ФРГ и Мексике, они разработали типологию политических культур, выделив три типа культуры (патриархальная, подданническая и активистская), а из их сочетания вывели еще три смешанных типа. Авторы заявляли, что в каждой общественно-политической системе и в каждой стране существует своя особая политическая культура, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление в политической жизни. Одновременно они утверждали, что смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская, а также гражданская культура, которая выступает как их смешивание на базе активистской культуры, всегда преобладают в истории. Эти идеи получили свое развитие и конкретизацию в Западной Европе, Польше (Ежи Вятр) и др.

Крупный американский политолог-теоретик — Толкотт Парсонс (1902–1979 гг.). Он главный представитель структурно-функционального анализа, автор оригинальных теорий: «социального действия», «социальной системы» и др. Президент Американской социологической ассоциации. В своих работах «Структура социального действия» (1937 г.), «Социальная система» (1951 г.), «В направлении генеральной теории действия» (1951 г.), «Общество: эволюционирование и сравнительные перспективы» (1966 г.), «Системы современных обществ» (1971 г.) и др. рассматривал человеческие действия как самоорганизующую систему, а общество как результат этих действий. Создал общую теорию действия, в которой исходными понятиями выступают «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Она лежит в основе практической способности деятеля ставить перед собой цели и стремиться их достичь.

Большое место в американской политологии уделяется изучению внешней политики и международных отношений. Крупнейшим представителем этого направления является Ганс Моргентау (1904–1980 гг.). В своей трехтомной книге «Политика в ХХ веке» (1962 г.), он, немец по происхождению, выступил как убежденный защитник США на международной арене. В центре его внимания — проблема национальных интересов США. Он считал, что высший критерий национальных интересов любой крупной державы — достижение региональной или мировой гегемонии. Концепция «национальных интересов», обоснованная Моргентау, служила и служит идеологическим оправданием внешней политики США на международной арене, при этом упор делается на военную силу.

Подобные мысли нашли свое отражение и в работах крупного американского политика Збигнева Бжезинского, написанных в 1960–1990-х годах. Центральным элементом его концепции мировой политики являются США, которые выступают главным источником технологических и культурных инноваций в современном мире, единственным претендентом на мировое лидерство.

ІІІ.Значительное развитие общественно-политическая мысль получила и в Беларуси.Беларусь, как основа Великого княжества Литовского, вплоть до поглощения его в конце XVIII века Российской империей, была европейской страной с вполне сложившейся европейской культурой. Поэтому общественно-политическая мысль на протяжении всей истории страны и ее народа в основном параллельно отражала главные направления и суть идейных и политических тенденций, рождаемых эпохами европейской цивилизации. В то же время, белорусские мыслители по-своему подходили к пониманию и решению нравственных и политических проблем по совершенствованию общества и государства.

В эпоху средневековья было принято рассматривать и строить все многообразие общественно-политической жизни по канонам христианской религии. Следовательно, общественная мысль Беларуси работала на укрепление христианской церкви, на пропаганду религиозных ценностей, развитие культуры и просвещение народа. Этим занимались выдающиеся предки белорусов: Ефросинья Полоцкая (1104–1167 гг.), Кирилла Туровский (1140–1182 гг.), Клим Смолятич и др.

Эпоха Возрождения существенно изменяет положение. Это — время оформления и централизации государственной власти в ВКЛ, начала и расширения книгопечатания, грамотности, культуры, появления законодательных актов и светской литературы. Они дали мощный толчок появлению неординарных мыслителей, высказавших интересные социально-политические идеи и взгляды.

Среди них — Франциск Скорина (1490–1541 гг.)крупнейший гуманист Эпохи Возрождения и первопечатник на Беларуси. В 1517 году он поселился в Праге и начал активную книгоиздательскую деятельность. В своих предисловиях и комментариях, в переведенных на белорусский язык религиозных книгах (Библия, Апостол и др.) Скорина сформулировал свои гуманистические взгляды. Он доказывал, что человек — высшая ценность, и тем самым объявил право человека на земные радости, призывая его к совершенству, активной деятельности на пользу народа и государства. Закон, по его мнению, — основа общества. Он должен базироваться на морали, которая включает человеколюбие, справедливость, отрицание деспотизма.

Политические взгляда Скорины были направлены на утверждение в народе правового сознания, а в государстве — правосудия, справедливости. «Тое не рабі другім, чаго сам не жадаеш, каб рабілі табе», — писал он. В центре политических взглядов — монархия во главе с просвещенным монархом.
Идеал — правитель, который поощряет науку, литературу, искусство. По мнению Скорины, правитель должен осуществлять власть в государстве в строгом соответствии с законами. Есть мнение, что Скорина участвовал в работе по составлению Статута ВКЛ 1529 г. Он одним из первых заговорил о патриотизме, как естественно необходимом качестве каждого гражданина.

Крупным мыслителем был Сымон Будный (1530–1590 гг.) — книгоиздатель, историк, философ, переводчик, крупнейший представитель философской и общественно-политической мысли Беларуси 2-й половины XVI века. Его идеи и взгляды были хорошо известны в Польше и странах Западной Европы. Будный издал «Катехизис», в котором считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Критиковал абсолютизм. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Войны считал большим бедствием для людей. Он впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые. Был против несправедливых войн и поддерживал войны справедливые, в оборону своего Отечества. Он являлся также одним из известных и активных деятелей Реформации на Беларуси, сторонником протестантизма.

Велика роль в становлении политической мысли Льва Сапеги (1557–1633 гг.). Он был канцлером ВКЛ, подготовил 3-й Статут ВКЛ 1588 года, фактически первую в Европе Конституцию. Статут ВКЛ действовал до 1840 года, т. е. свыше 250 лет. Лев Сапега добился узаконения: сословно-монархического режима власти в ВКЛ, ограниченного Соймом и Статутом, введения ряда новых демократических норм и правил. В частности, необходимости религиозной толерантности (веротерпимости) в обществе, закрепления как государственного — языка коренной нации, т. е. белорусского языка, запрещения смертной казни без суда, узаконения семейных правил, новых норм и правил по охране природы. Но, главное — Сапега сформулировал и ввел в законодательство ВКЛ зачатки правового государства: разделение властей, систему сдержек и противовесов, презумпцию невиновности.

Особое место занимает Казимир Лыщинский (1634–1689 гг.) — ученый-атеист, брестский судья, один из борцов против засилия поляков и католической церкви на Беларуси. Его политический идеал — сильное государство во главе с просвещенным монархом. Просвещение в таком государстве должно помочь искоренить социальные беды. В своем трактате «О несуществовании Бога» белорусский мыслитель признавал единой реальностью природу и отрицал существование Бога. За свой еретизм и атеизм Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре в Варшаве.

Интересные мысли оставил Симеон Полоцкий (Петровский–Ситнианович) (1629–1680 гг.)белорусско-российский общественный и церковный деятель, педагог, писатель и публицист — первый российский интеллигент. Учился в Виленской иезуитской академии, затем в Полоцке преподавал в православной братской школе. В 1664 г. переехал в Москву, воспитывал царских детей. Здесь организовал типографию, где напечатал несколько своих книг — «Букварь», «Часословец» и др. Собор 1690 г. осудил и запретил его сочинения как еретические, предал их огню.

И это не случайно. С. Полоцкий резко осуждал монархов-тиранов. По его мнению, во главе государства должен стоять «просвещенный монарх», который в своей деятельности руководствуется разумом и справедливостью. Как сторонник просвещения, он утверждал, что все зло в обществе от необразованности и невежества. Поэтому расширение просвещения спасет общество от всех бед и утвердит полную гармонию и мир. Он, как и Вольтер, предлагал программу прогрессивной деятельности царя и придворных деятелей. Полоцкий был инициатором создания в России первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии (1687 г.), которую впоследствии окончил М.В. Ломоносов.

Яркой страницей в истории развития белорусской политической мысли Нового времени явились размышления, идеи и деятельность Кастуся Калиновского (Константин Викентий Семенович) (1838–1864 гг.) — белорусского революционера-демократа, мыслителя, руководителя восстания 1863–1864 г. в Беларуси и Литве. Характерная черта его мировоззрения — ненависть и осуждение самодержавно-крепостнического режима власти, борьбе с которым он посвятил всю свою жизнь. Резко критиковал реформу 1861 г. об отмене крепостного права как очередной обман со стороны самодержавия и помещиков. В Вильне издавал газету на белорусском языке «Мужыцкая праўда», где пропагандировал свои революционно-демократические идеи и взгляды, требовал предоставления реальной свободы, образования и народного самоуправления. Публицистика К. Калиновского — яркая страница белорусской революционно-демократической печати и литературы ХІХ столетия.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!