Виды универсальных учебных действий



УУД Характеристика
Личностные универсальные учебные действия. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения).
Познавательные универсальные учебные действия. Включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия.   Включают: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - разрешение конфликтов - управление поведением партнёра - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные универсальные учебные действия. Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: 

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; 

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; 

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из

оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; 

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. [7]

Реализация регулятивных универсальных действий четко прослеживается на уроках изобразительного искусства.

Приведем примеры из учебников изобразительного искусства по программе «Перспектива» автор Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова

    2 класс. Урок 12 «В мастерской художника гжели» (Русская керамика: форма изделия и декор. Кистевой мазок). Урок начинается со стихотворения С. Есенина о зиме, краски зимы сопоставимы с росписью гжель. В учебнике на фотографиях представлены варианты посуды с росписью гжель. Учащиеся рассказывают о том, какие чувства, какие ассоциации у них вызывает роспись. Затем дети зачитывают и сравнивают свое представление с точкой зрения, данной в учебнике. Автор учебника обращает внимание на то, как соотносится форма посуды и узоры росписи. В параграфе дана цитата художницы Н. Т. Бидак, она говорит о том, что главный цветок гжели – синяя роза и потом раскрывает секрет ее написания. В учебнике последовательное изображение написания цветка гжельской росписью. В конце урока даетсяпрактическое заданиеизобразить цветок в стиле гжель. С помощью учебника достигаются цели планирования: последовательность действий, промежуточные цели, понимание какого результата дети должны достигнуть.

    3 класс. Урок 2 «В жостовском подносе все цветы России» (Русские лаки: традиции мастерства). Урок начинается с выявления отличий жостовских подносов от картин. Учащимся предлагается рассмотреть поднос с росписью. Затем их внимание обращается на три подноса, которые различаются не только по цвету фона, но и по самой росписи. В помощь детям в тексте параграфа даны формулировки ответов. Ученики отвечают на вопросы, связанные с тем, что изображается, с палитрой композиций, с особенностью фонов подносов. Далее в учебнике последовательно описываются этапы росписи подноса. Все это красочно иллюстрировано, интересно и понятно детям. В конце параграфа описываются приемы создания росписи, эта работа выполняется в три этапа через планирование и прогнозирование. Затем происходить контроль, коррекция и оценка детских работ. Таким образом осуществляются элементы регулятивных универсальных учебных действий.

    4 класс. Урок 7 «Связь поколений в традициях Городца» (Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика). Урок начинается с актуализации знаний по уже пройдённому материалу. Во время работы по учебнику, учащиеся наглядно сопоставляют общие и отличительные черты старинного и современного Городца. Этой цели служит серия вопросов и произведение Л. Беспаловой «Городецкие мастера». Так образом формируется саморегуляция: учащиеся переходят к творческой работе, самостоятельно выбирают тему для декоративного панно: сказка, праздники, песни, народные мастера за работой, родной дом. Происходит выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодоления препятствия. Выполнением творческой работы завершается урок.

В наше время наблюдается тяготение общественности к «корням», к поиску и обретению «утраченной идентичности».

Народное искусство характеризуется как одна из форм этнического сознания. В художественных формах предметов и их украшениях народное искусство материализует мировосприятие народа, образно отображая окружающую действительность, взаимоотношения общества и природы.

Необходимость использования средств народного декоративно-прикладного искусства в системе образования была доказана группой ученых-педагогов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой и другими. Ученые доказали, что народное искусство отвечает интересам детей, дает богатую пищу их художественному восприятию, воздействует на эмоционально-чувственную сферу и т.д. Наметились тенденции к расширению сферы знаний о народном искусстве в системе образования.

В 2004 г. учеными-педагогами Т. Я. Шпикаловой, Т. И. Баклановой,   Л. В. Ершовой разработана «Концепция этнокультурного образования Российской Федерации», которая раскрывает роль этнокультурного образования в современном российском обществе, предлагает стратегические направления государственной политики в этой сфере, намечает перспективы развития этнокультурного образования в единстве его целей, задач, содержания, принципов, организационных форм и условий развития.

Гжель. Старинный, известный с XVI века центр русского керамического производства Гжель находится в Подмосковье. Фарфор гжели – нарядная посуда и декоративная скульптура, украшенная кистевой росписью, выполняемой в свободной манере. [15; 11]

Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент: полевые цветы и травы, птицы и звери, дома с дымящимися трубами, башни с флагами – все это находило художественные выражения в обобщенно-условных образах. [14]

В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс".

Фаянсовая посуда расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской. Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) дает узор на посуде серый, почти черный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да еще раз в печь для закалки поставят - так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Технология производства Гжели.

Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы. Затем изделия глазируют. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную. Есть разные приемы росписи. В первом приеме росписи мазок образует плотную поверхность синего цвета. Соотношение белого и синего очень важно. Фон становится вторым цветом, он активен, как и сама роспись. [20]

Второй прием — это роспись одной кистью, где каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Насыщенность цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть. Первые мазки получаются яркими, сочными, а последующие постепенно ослабевают. [15; 12]

"Мазок на одну сторону" Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность

сосуда. Получаются переходы от светлого к темному.

"Растяжка"."Мазок- пятно". Этот прием дополняется тонкой линией-прямой волнистой, округлой. После нанесения рисунка изделие окунают в

глазурь и отправляют в каменную печь на окончательный обжиг при t - 1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.[21]

Традиционная роспись.

Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и

геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.

исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

Растительная роспись — это травка, злаки, ягоды, выточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки.

Орнаментная роспись - шашечки (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику), сетки -"гребенка", "капельки", "жемчужинки", "усики" поясок-отводка вдоль бортика.[22]

Сюжеты - природа и времена года, сценки городской жизни, деревенские пейзажи, персонажи русских сказок.

В настоящее время, изделия из гжельской керамики производят на шести современных производствах в Объединении Гжель, где работают полторы тысячи человек.[19]


 

Практическая работа.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!