Основные информационные и методические источники



1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.: АСТ, 2006

2. Грушевицкая Т.Г.,Садохин А.П. Концепции современного естествознания -М, Юнити, 2003.

3 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.- Новосибирск, 2005

4. Зимин А.И. Концепции современного естествознания: вопросы и ответы.- М, «Юриспруденция», 2007

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.- М., 1997.

6.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М.,Гардарики, 2001.

7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания.- М.: Юнити, 2007.

8. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. - Ростов н\Д Феникс, 2005.

9.Голубинцев В.О.,Данцев А.А.,Любченко В.С. Философия науки. Р-на-Д. ,    

Феникс, 2007.

10.Кохановский В.П. и др. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Р-на-Д. , 2004.

11.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 2006.

12.Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

13.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.

14.Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. Р-на-Д. Феникс.2009.

15.Философия науки. Учебник для вузов. / Под. ред. Лебедева С.А. М., 2004.

                        Дополнительные

16 Кун Томас. Структура научных революций – М.: Изд. АСТ, 2002

17.Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.- М., 1994

18. Лем Станислав. Сумма технологий – М. Изд. АСТ, 2002

19. Поппер Карл. Предположения и опровержения. – М.: Изд. АСТ.; 2004

20. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М., 1986

21. Уайтхед А.Наука и современный мир//Избранные работы по философии.- М.1990.

22. Фукуяма Фрэнсис. Великий разрыв. – М.: Изд. АСТ, 2003

23/http://nrc.edu.ru/est/pos/index.html Учебное пособие по КСЕ

    

Темы докладов или рефератов

1.Особенности доклассического периода развития науки  (Древний Восток,   

античность, средневековье).

2.Классический период развития науки.

3.Неклассический период развития науки.

4.Специфика постнеклассический науки.

5.Проблема исторического возраста науки.

6.Периодизация истории науки как смены типов научной рациональности. 7.Исторические типы научной  рациональности.

8.Классический рационализм.

9.Неклассический рационализм.

10.Постнеклассическая рациональность.

 

Глоссарий

Идеалы и нормы научного исследования – множество внутринаучных ценностей, организующих, направляющих и оценивающих как сам ход научного исследования, так и его результаты – научное знание. К их числу относятся категории «научная истина», «научное доказательство», «научная эффективность», критерии научности знания», «критерии истинности знания», «научная теория», «научное объяснение», «научная этика», «научная честность» и т.д. Содержание этих ценностей исторически изменчиво и образует аксиологический фундамент того или иного типа науки (древняя наука, античная наука и далее). Различно понимание идеалов и норм науки в зависимости от класса наук и уровня научного исследования они разные, в например, логико-математическом, инженерно-технологическом, социально-гуманитарном знании, или на уровне эмпирического и уровне теоретического исследования. (См. ценности, наука, этика науки).

Интерсубъективность - общезначимость, консенсуальное (явное или неявное) согласие среди субъектов познания относительно принятия различных когнитивных решений (понимания значения и смысла конкретных терминов и понятий, истинностного значения конкретных высказываний и теорий, принятие оснований и логики обоснования конкретных истин, их возможной и реальной полезности и практической эффективности и т. п.). Интерсубъективность является операциональной интерпретацией метафизического понятия «объективность». Понимание «объективности» как интерсубъективности прочно закрепилось в философии и методологии науки с начала XX в., времени кризиса классической науки и ее философии и становления новой неклассической парадигмы научного познания.

Интуиция (в науке) — использование в процессе познания, при решении научных проблем огромного массива неструктурированной заранее в языке (дискурсе) информации, как подсознательной, так и бессознательной. При четко поставленной проблеме и сильной мотивации в ее решении в сознании ученого на уровне интуиции происходит огромная работа по извлечению из недр сознания и отбору важной для решения поставленной проблемы информации. В сознании эти решения появляются внезапно, при самых различных внешних обстоятельствах, и обозначаются словом «инсайт». Однако «инсайт» бывает только у хорошо подготовленных профессионалов. Интуиция в науке выполняет функции фиксации и удостоверения определенного (элементарного) содержания знания (интеллектуальная интуиция). Огромную роль интеллектуальной интуиции в процессе научного (и особенно — математического) познания отводили Р. Декарт, Г. Галилей, А. Пуанкаре, А. Рейтинг, А. Эйнштейн, Ж. Адамар и др.). (См. интуиционизм (философский, научное творчество).

История науки — изложение в хронологической последовательности динамики научных изменений: зарождение науки в целом и различных областей научного знания, открытие новых эмпирических явлений, фактов, законов, объясняющих их гипотез и теоретических моделей, практических приложений, социокультурного значения.

Классическая философия науки - один из логически возможных типов философии науки, рассматривавшийся с наибольшей полнотой в самопознании классического естествознания (XVII — XIX вв.). Необходимо различать понятия «философские основания классической науки», «философия классической науки» и «классическая философия науки». Философские основания классической науки — это реальные философские предпосылки различных дисциплин и теорий классической науки. Философия классической науки — это одна из интерпретаций ее философских оснований. Наконец, классическая философия науки — одна из логически возможных конструкций философии науки в рамках теоретической философии. Хотя все указанные выше понятия тесно связаны между собой, категориальный кластер «классической философии науки» как возможного образа науки составляют: трансцендентальная субъективность, имманентизм (интернализм), всеобщность, однозначная детерминация содержания научного знания объектом, теоретический монизм (один объект — одна истинная теория), дедуктивная организация научных теорий, объективная истинность научного знания, корреспондентская концепция научной истины, социально-ценностная нейтральность научного знания, фундаментализм научного обоснования, доказательность научного знания, эксплицитный характер всех научных утверждений, абсолютная определенность (однозначность) языка науки, сциентизм. Ее логически возможные варианты: эмпиризм — теоретизм, индуктивизм — дедуктивизм и др. (См.: философ -ия науки, неклассическая философия науки).

Мышление - одна из сфер сознания, состоящая в понятийном моделировании любых проблем, предметов и процессов. Тремя основными способами образования понятий (идей) являются: абстрагирование, идеализация и конструирование. Мышление всегда огрубляет, схематизирует и конструктивизирует объективный предмет познания, как правило, непрерывно изменяющийся. Платой за достижение мышлением определенности в моделировании реальности является плюрализм в видении одного и того же объекта. Мышление существует в двух основных формах: интуитивное и дискурсное (закрепляемое с помощью языка, терминов и высказываний). В науке основной формой мышления является его дискурсная репрезентация. (См. сознание, рассудок, разум, рациональность).

Научная рациональность - специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается от общей рациональности более строгой (точной) экспликацией всех основных свойств рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности рационального знания. Научная рациональность всегда имеет исторический и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного исследования представлениях об идеале научного знания и способах его достижения. (См. рациональность, критерии научности).

Научное сознание - часть, аспект сознания, содержанием которого является научное знание и деятельность которого регулируется ценностями, нормами и методами получения такого знания. Научное сознание опирается как на чувственную ступень познания (данные научного наблюдения и эксперимента), так и на рациональную (рассудок, логически организующий понятийную, дискурсную информацию, и разум, творящее и конструирующее мышление). При этом научное сознание активно использует ресурсы и возможности не только когнитивной подсистемы сознания, но и его ценностной сферы (конструируя определенные стандарты и критерии научности знания, идеалы и нормы научного исследования, нормы научного этоса и др.). (См. сознание, наука).

Научное творчество - процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуиция).

Неклассическая философия науки - бинарная оппозиция «классической философии науки». Категориальный кластер «неклассической философии науки» как одного из теоретически возможных философских конструктов: социальная (эмпирическая) субъектность, релятивность, партикулярность, субъект-объектность научного знания, конструктивно-творческий характер научно-познавательной деятельности, методологический и теоретический плюрализм, качественное многообразие типов научного знания, уровней научного знания, видов научной деятельности; социокультурная обусловленность научного познания и знания (экстернализм), коммуникативность, когерентность, комлементарность, общезначимость, констектуальность, частичная имплицитность, антифундаментализм, условность, аксиологичность, проблематизм, антропоморфность, финальность, критицизм, открытость к фундаментальным изменениям, антисциентизм. Исторически реализованные версии неклассической философии науки: эмпириокритизм, конвенционализм, неомарксизм, франкфуртская школа, постпозитивизм, когнитивная социология науки. (См. : философия науки, классическая философия науки, методологический кластер).

Нормальная наука. Понятие, обозначающее деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой парадигмой, сущность которой состоит в постановке и решении концептуальных, инструментальных и математических задач-головоломок. Парадигма регламентирует как выбор проблемы, так и характер принимаемых решений, поэтому творческий потенциал нормальной науки ограничен расширением области применения и повышением точности парадигмы. Поскольку концептуальные основы парадигмы не меняются, то изменения знания, его рост возможны только кумулятивно, в результате нормальная наука оказывается невосприимчивой к качественно новому опыту, называемому Т. Куном, предложившим это понятие, "аморальным фактором". Именно они подрывают устойчивость парадигм, приводят к их кризису.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Нелинейное мышление - термин, введенный Л.И. Мандельштамом. Нелинейное мышление при описании поведения любых объектов исходит из следующих их параметров, которые во многих случаях оказываются существенными: пороговость, насыщение, наличие обратных связей. С позиций нелинейного мышления все реальные системы — нелинейны и могут считаться линейными лишь приближенно. С этой точки зрения не только механика Ньютона, но и теория относительности и даже квантовая механика являются линейными теориями. Первыми нелинейными и по-настоящему постнеклассическими теориями явились теория колебаний, развитая Л.И. Мандельштамом и его школой, но, прежде всего, синергетика (И. Пригожий, Г. Хакен, С. Курдюмов и др.), ставшая парадигмой нелинейного мышления в современной постнеклассической науке. (См. нелинейность, нелинейная наука, синергетика).

Основания научной теории - совокупность принципов и допущений теоретического и эмпирического характера, которые определяют содержание научной теории. Прежде всего, это следующие три вида ее теоретических оснований: 1) ее собственная аксиоматика, 2) общенаучная или заимствованная у других фундаментальных наук совокупность законов и принципов, 3) философские основания (онтологические, гносеологические, методологические, логические и аксиологические понятия и принципы философии) . Все указанные виды оснований образуют общий базис научной теории, ограничивая и регулируя ее содержание, так сказать, «сверху». Кроме того, важнейшим видом оснований научной теории, определяющим и ограничивающим ее содержание «снизу», является множество утверждений ее эмпирического базиса, аккумулирующих в себе соответствующие результаты наблюдений и экспериментов. (См. метатеоретическое знание, основания науки, структура науки).

Познание - чувственная и мыслительная деятельность по сбору, обработке, переработке, конструированию, наращиванию и хранению информации. (См. деятельность, сознание, информация).

Понимание - нахождение или приписывание смысла элементам любой (материальной или идеальной) реальности (См. смысл, научное понимание, герменевтика).

Продуктивное воображение - категория гносеологии и философии науки, обозначающая способность сознания к когнитивному творчеству, то есть к свободному (и в своей основе — случайному) комбинированию различных образов, как чувственных (восприятий и представлений), так и мысленных (идей разного рода). Впервые продуктивное воображение как самостоятельную и важнейшую познавательную операцию ввел в гносеологию И. Кант. (См. сознание, познание, синтез, новизна).

Рациональность – тип мышления (и соответствующего ему продукта – рационального знания), обладающего следующими необходимыми свойствами: 1) языковая выразительность (дискурсивность), 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3) системность; 4) обоснованность; 5) открытость для внешней и внутренней критики оснований, средств и результатов мышления; 6) рефлексивность (самоуправляемость процесса мышления); 7) способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая и его результат.(См. наука, мышление, язык).

Релятивизм - философская позиция, основу которой составляет абсолютизация релятивного в действительности и познании (Гераклит, Кратил, Соломон, иррационалистические и субъективистские концепцепции). Суть релятивизма как мировоззренческой установки выражается формулой: «Все относительно». Различают онтологический, гносеологический, моральный, эстетический, политический и экзистенциальный релятивизм («Все едино»). Пафос релятивизма — борьба с догматизмом, авторитаризмом, тоталитаризмом путем акцентирования самоценности уникального, неповторимого, единичного, индивидуального, равноценности всех моментов и проекций бытия. Однако, позиция релятивизма уязвима и в целом, и в частностях. Несостоятельность релятивизма, в частности, состоит в ссылках его представителей на современную науку (теорию относительности, квантовую механику, альтернативные теорий в различных науках и др.). Это можно отнести прежде всего за счет некомпетентности авторов таких ссылок, ибо в любой научной теории нечто является относительным всегда только по отношению к чему-то, принятому за абсолютное. (См. абсолют, инварианты, релятивность, иррационализм).

Самоорганизация - фундаментальное понятие синергетики, означающее упорядочивание системы, т. е. переход от хаоса к структурированному состоянию, происходящее спонтанно в открытых нелинейных системах. Именно свойства открытости и нелинейности являются причиной этого процесса. Открытость — это свойство систем, проявляющееся в их способности к обмену веществом, энергией и информацией с окружающей сферой, а нелинейность — многовариантность путей эволюции. Процесс, альтернативный самоорганизации, — автодезорганизация, или диссипация. Диссипация — это процессы рассеяния энергии, ее превращение в менее организованные формы — в конечном счете, в тепло. Эти процессы деструкции могут иметь разную форму: диффузия, вязкость, трение, теплопроводность и т. д. Самоорганизация может вести к переходу системы в устойчивое состояние — аттрактор. Отличительное свойство аттрактора состоит в том, что он как бы притягивает к себе все прочие траектории эволюции системы, определяемые различными начальными условиями. Если система попадает в конус аттрактора, она неизбежно эволюционирует к этому состоянию, а все прочие промежуточные состояния автоматически диссипируют, затухают. (См. синергетика, структура, система).

Синергетика - одна из фундаментальных теорий современной постнеклассической науки, изучающая поведение сложных нелинейных систем. Создателями синергетики являются И. Пригожий, Г. Хакен, С. Курдюмов и др. Синергетику часто определяют как науку о самоорганизации в системах, далеких от равновесия. Системы, рассматриваемые в синергетике, должны отвечать следующим условиям: 1) нелинейность, 2) открытость (именно благодаря ей возможно внешнее воздействие, удерживающее систему вне состояния термодинамического равновесия), 3) диссипативность (при наличии диссипативности, рассеивании энергии, нам задано общее направление эволюции системы, позволяющей ей выйти на аттрактор — относительно устойчивое состояние). Для синергетических систем Пригожиным был сформулирован универсальный принцип эволюции: в неравновесных процессах термодинамические силы всегда изменяются так, что энтропия стремится к уменьшению. При удалении системы от состояния равновесия, ее прежний аттрактор может стать неустойчивым, а в системе может появиться аттрактор с новыми свойствами, причем не один. В этом предельно неустойчивом состоянии системы происходит бифуркация — качественное изменение свойств системы при малых изменениях ее параметров. Характерной особенностью нелинейных систем является возможность множественных состояний, множественность путей развития, выбор которых в точке бифуркации неравновесных (неустойчивых) систем не зависит от ее начальных состояний и прошлого опыта, а зависит от случайности (внешней или внутренней). Благодаря случайности система выходит на новый аттрактор, новую относительно устойчивую траекторию своего развития.

Случайность- тип отношения между объектами и высказываниями, характеризуемый тем, что при наличии одного другое «может быть, а может и не быть». Второе называют случайным по отношению к первому. Таким образом, никакое событие не является случайным (равно и необходимым) само по себе (в силу своей природы), а только лишь по отношению к другому, вполне определенному типу событий или высказываний. Случайность как отношение может иметь числовое значение в интервале от 0 (невозможность) до 1 (необходимость), исключая крайние значения как характеристики качественно иных типов отношений между объектами и высказываниями. При реализации большого числа однородных случайных событий величина (степень) их случайности определяется с помощью частоты их появления при повторении одних и тех же начальных условий. Общие модели случайных отношений и количественные методы определения их степени исследуются в математической статистике и теории вероятностей. В современной науке случайность рассматривается не только как проявление необходимости, но и как равноправный с ней и даже более массовый и фундаментальный по сравнению с необходимостью тип отношений между объектами и высказываниями (и шире — информационными единицами). Можно утверждать, что современная наука – «не враг, а друг случайности».

Третий мир- Понятие, используемое для объяснения объективного содержания знания и его роста. Знание охватывает три мира:1.Мир физических объектов или их состояний.2.Мир состояний сознания, мыслительных состояний и диспозиций к действию.3.Мир объективного содержания научных идей, поэзии, произведений искусства.  Основная характеристика третьего мира объективность, автономность существования от второго мира, от индивидуального сознания. Это понятие позволяет обосновать тезис о несводимости, нередуцируемости мыслительных структур науки, научных теорий к ее эмпирическаму базису. Рост знания представляется как объективный процесс, выражающий выдвижение проблем и нахождение их проблемных решений .

Феноменология - философская концепция (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Брентано, Э. Гуссерль и др.), согласно которой предметом философии является не мир объектов (природных или социальных), а мир сознания, его элементарных структурных единиц и актов (феноменов), имманентных сознанию априорных (внеопытных, внесоциальных и внеисторических) форм и условий функционирования сознания в любом из его основных измерений (структурном, когнитивном, коммуникационном, рефлексивном). Феномены (явления сознания как элементы, непосредственно представляющие само сознание, а не нечто вне его) имеют следующие характеристики: языковые оболочки, психические переживания, мыслимый предмет, смысл. Феноменология занимается анализом только двух последних характеристик феноменов. Феноменология, с одной стороны, аргументативно отказывается от натуралистической трактовки содержания сознания, в том числе и научного познания, как отражения реальности, а с другой — не приемлет субъективно-конструктивистскую интерпретацию сознания и познания, так как обе они ведут с точки зрения феноменологов к релятивизму и скептицизму в вопросах возможности достижения сознанием объективной, абсолютной истины. Последняя достижима только в том случае, если исходить из ее трактовки как объективной, априорной идеи «чистого сознания», или априорной структуры человеческого существования. Феноменологическое направление анализа сознания показало свою большую плодотворность в гуманитарных науках (искусствознании, культурологии, праве, психиатрии, социологии, педагогике). Однако попытки его применения в естествознании и технико-технологическом знании оказались непродуктивными.

Эпистема- понятие, которое характеризует типичные для определенной эпохи коды культуры, управляющие ее языком, схемами восприятия мира, мировоззренческими установками, системой ценностей, структурой практических действий. В научный оборот это понятие ввел М. Фуко для обозначения самых общих правил и предпосылок научного познания, идентичных в разных областях знания и культурной жизни.

 

                      Тесты текущего контроля

 1. Какое из используемых в современной философии и науке понятий из античной культуры?

а) «бессознательное»; б) «ментальность»; в) «космос»; г) «кварк» .

2. Естественнонаучный характер знаний о природе в концентрированном виде формируется в понятии: а) естественнонаучная картина мира;

б) материя; в) атом; г) вещество.

3.Научная революция в естествознании это: а) превращение науки в элемент производительных сил общества; б) смена парадигм, качественное изменение научных картин мира; в) важное научное открытие в одной из дисциплин.

 4.Научная революция в физике в конце Х1Х – начале ХХ вв. была связана с открытием: а) интерференции; б) электромагнетизма; в) делимости атома; г )законов термодинамики.

5. Научная революция в биологии середины Х1Х века связана с: а) созданием эволюционного учения Ч.Дарвина; б) открытием микробов; в) изобретением микроскопа.

6. Интеграция знания ведет к созданию предпосылок для открытия:    

 а) фундаментальных законов; б) границ демаркации между науками; в) путей перехода эмпирического знания в теоретическое знание.

7.К методологическим установкам неклассической физики не относится принцип: а)принцип дополнительности; б)принцип неопределенности;

 в) принцип качественной однородности физических объектов; г )нелинейность причинно-следственных связей.

8. Какие методологические принципы не относятся к типу классической рациональности?

 а) возможность однозначного, точного предсказания поведения системы через фиксированный промежуток времени;

б) основой познания и критерием его истинности является эксперимент;

в) отсутствие в содержании научного знания ссылок на субъект познания;

г) описание в научных теориях объектов  зависит от условий их познания.

9. Какие новые представления о ценностно - нейтральном характере научного знания характерны для постнеклассической науки?

а) научное описание объектов не допускает введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа их описания;

б) научное описание объектов предполагает введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа их описание;

в) допущение принципиальной обратимости любого изучаемого процесса;

г) однозначное соответствие свойствуправляемых и саморегулируемых систем.

10. Итогом исторического развития естествознания будет создание:

 а) единой науки о природе; б) материалистического мировоззрения; в) учения о первоначале бытия; г) созданием единой теории взаимодействий.

 

1.3.1.4. Семинар 4.Сциентизм и антисциентизм. Этические проблемы современной науки

1. Кризис научного рационализма, его причины и пути выхода.

2. Наука и культура, наука и цивилизация.

3. Сциентизм и антисциентизм.

4. Наука, научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности.

5. Этические проблемы современной науки.

              Основные информационные и методические источники

                        

  1.Голубинцев В.О.,Данцев А.А.,Любченко В.С. Философия  науки. Р-на-

Д. Феникс.2007.

2.Кохановский В.П. и др. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Р-на-Д. , 2004.

3.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 2006.

4.Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

5.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.

6.Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. Р-на-Д. , Феникс.2009.

7.Философия науки. Учебник для вузов. / Под. ред. Лебедева С.А. М., 2004.

                     Дополнительные

8. Бессонов Б. Русская идея. Мифы и реальность. - М.,1993.

9.3еньковский В.В. Русские мыслители и Европа-Л. 1997.

10.Зеньковский В.В. История русской философии - М.,2001

11.Куракин О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.,1993.

12.Кузнецов М.А.. В.И. Вернадский о ноосфере.- М., 1989.

13.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М., 1990.

14. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.

15.Лымарь А.Т Философия России в вопросах и комментариях. - Маг.2000.

16.Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. - М.. 1989.

17.Русская идея. - М.,1992.

18.Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. - М.,1990.

                Темы докладов и рефератов

1. Научная рациональность как философская проблема.

2.Рациональное и иррациональное. Многообразие их форм.

 3. Кризис научной рациональности и пути выхода из него.

  4. Глобальные революции и смена  типа научной рациональности.

 5.Синергетика и коэволюция как новые формы мировидения и типы рациональности.

 6.Сциентизм и антисциентизм.

 7.Наука, научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности.

 8.Этические проблемы современной науки.

Глоссарий

 Антисциентизм— оппозиция сциентизму в мировоззренческой оценке познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества. Существует в двух формах: радикальной и умеренной. Радикальная форма сциентизма делает упор на отрицательных последствиях использования результатов науки в динамике общества: совершенствование военного оружия, техногенные катастрофы, непомерно возросшее экологическое давление на природу и др. Антисциентисты подчеркивают также, что от имени «науки» всегда выступают все тоталитарные режимы, предлагая и осуществляя различные научные по форме, но антигуманные по сути программы социального переустройства мира (коммунизм, национализм, расизм, моноглобализм). Идеология антисциентизма используется в качестве одного из оснований ряда оппозиционных современной цивилизации социально-протестных движений (хиппи, антиглобализм, зеленые, духовно-религиозные практики Древнего Востока — буддизм, зороастризм и т. п.). Умеренная форма антисциентизма, выступая против сциентистской абсолютизации и гипертрофирования познавательных, социальных и практических возможностей науки, подчеркивает вместе с тем необходимую и незаменимую роль науки в обеспечении дальнейшего познавательного и социального прогресса, особенно в решении глобальных проблем современного человечества. (См.: сциентизм).

Антиномизм (от.греч.аntinomia - противоречие в законе) - термин, обозначающий метод и стиль философствования, в основе которого лежит антиномия, диалектическое соединение и противопоставление взаимодействующих сторон одного и того же явления, события, состояния. По мнению русских философов П.А.Флоренского, С. Н.Булгакова, С. Л.Франка и др. только этот метод позволяет рационально объяснить случайное, иррациональное, индивидуальное, прерывное. Истина, как жизнь человека, должна быть антиномией, не замазывающей трещин бытия, а наоборот, высвечивающей более отчетливо, контрастно ее внутреннюю греховность, враждебность и в тоже время единство и гармонию. Библия, как Истина, построенная на идее антиномичности, составляет сущностную характеристику христианской веры. В ней человек и личностен и всечеловечен.

Любовь к "Я" ведет к самоотчуждению, а к «не –Я» к богоподобию. Современная философия по существу своему предстает как антиномия системы и бесконечности, рациональности и иррациональности, единства и прерывности.

От абсолютизации антиномизма предостерегали П.А.Флоренский, В. С.Соловьев, Н. О.Лосский. Альтернативой ему является религиозное созерцание, вера, в которой осуществляется синтез антиномической несовместимости элементов.

Антрополатрия - (от греч. anthropos- человек и latreia-служение)понятие, обозначающее особый тип отношения к человеку, определения его места в мире, специфика которого состоит в понимании человека как независимого, свободного творца своего собственного бытия; в вере в жизнь, неограниченный прогресс человека и его могущества; в совершенствование человека.

Антрополатрия наиболее выражена в демократи­ческих и марксистских философских течениях: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Г.В.Плеханов, М.Горький, В.И.Ленин и религиозно-либеральных: Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Л.И.Шестов.

 Первые призывают к эмансипации человеческой личности от всех сковывающих ее творчество условий и обстоятельств, законов и учреждений. Человек творец всего прекрасного, доброго и святого, что есть в мире. Вся культура есть дело разумных рук человека, плод его воображения, изобретательного духа.

 Вторые - пытаются сочетать антрополатрию с теодицеей, утверждая уникальную ценность, неограниченную свободу творчества человека, его способность восхождения к божественным высотам Истины, Добра и Красоты. Причем единство царства Духа и царства Кесаря возможно при одном условии — Бог и государство должны служить человеку инструментом, средством, орудием совершенствования, возвеличивания, антрополатрии, а не наоборот, как считали К.Н. Леонтьев и С.Н. Булгаков.

Антропологический принцип – термин, обозначающий особый способ отношения человека к миру, его творческому преобразованию и познанию. Н.Г.Чернышевский дает развернутое обоснование этого принципа. Он исходил из положения, согласно которому сущность человека состоит в стремлении к максимальному удовольствию и минимальному страданию. В общественной среде это стремление трансформируется в принцип максимальной пользы. Общественная польза должна превалировать над индивидуальной.. Такой принцип позволяет распределить наибольшее количество удовольствия среди максимального количества людей наиболее рациональным способом. Он называет такой способ «разумным эгоизмом». Его суть состоит в том, чтобы человек в служении общественной пользе видел смысл своего индивидуального бытия. Социалистическое общество создает наиболее благоприятные возможности для его реализации. В произведениях Д.И.Писарева, П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, П.А.Кропоткина этот принцип играет ведущую роль при определении антропологических параметров истории, способов включения индивида в социальную среду, мотивации человеческого поведения и познания.

Религиозно-философский вариант антропологического принципа разрабатывается В.С.Соловьевым, П.А.Флоренским, С.Н.Булгаковым, С.Л.Франком, Н.А.Бердяевым. Здесь антропология тесно связана идеей включенности человека в мировой процесс, трактуемый как божественная миссия продолжения акта творения. Социальная история в контексте философии всеединства предстает как реализация человеком своих богочеловеческих потенций воплощенных в ликах Божественной Троицы: Истине, Добре и Красоте. В своем неслиянном и нераздельном единстве они исчерпывают своим бытием содержание понятия совершенства. Достижение полноты и совершенства своего бытия, воплощением которого является Бог, есть смысл и оправдание бытия человека и человечества.

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - термин, выражающий позицию тотального отрицания социально значимых ценностей культуры, общественных институтов. Это форма протеста против регламентации в политической, нравственной, духовной жизни вообще со стороны господствующих институтов, элит, классов.

 В русской философии нигилизм был предметом анализа представителей революционно–демократических течений. В их произведениях интеллигент–разночинец занимает место теоретика, трибуна зовущего к свержению власти тиранов, деспотов, узурпаторов, персонифицированных в монархе, священнике, чиновничестве с их стяжательством, барством, карьеризмом, стремлением к чинам, должностям, окладам и прочим привилегиям Для нигилизма характерно преклонение перед положительным, естественно - научным знанием и его методами, вера в объективные законы природы и истории, отрицание бога, культ бескорыстной, самоотверженной работы по рациональному устройству мира, в котором будут торжествовать справедливость, братство, коллективизм, бескорыстное служение народу, общему делу.

Психократия - (от греч. рsусhе-душа и Kratos-власть) понятие в философии космизма, введенное Н.Ф.Федоровым. означающее особый способ жизни людей в мире, созданном ими самими, вложившим в него свою душу и разум, как составную часть содержания Бога. Деятельность людей объединяется общей задачей и целью - достижение человеком бессмертия, победы над смертью. Психократия объединяется не силою власти или законом, а осознанием духовного родства всех живущих на земле. Такое сознание формируется в процессе общего дела людей, направленного на восстановление этого родства, завершающегося полной реконструкцией человеческого рода, выработкой способности проникновения человека во внутренний мир другого. Это сделает людей абсолютно прозрачными друг для друга, способными составить родственный организм, функционирование которого подчинено единому закону. Тем самым реализуется абсолютное торжество духа над материей, " чудотворчество разума и сознания " (Н.Ф. Федоров).

Сциентизм - преувеличенная мировоззренческая оценка когнитивных, социальных и практических возможностей науки, ее роли в жизни общества, в основе которой лежит некритическое принятие ее сторонниками следующих утверждений:

а) научное познание дает объективную и несомненную истину;

б) только научное познание дает объективное знание;

в) наука является безусловным средством социального прогресса;

г) только на основе науки могут и должны решаться все существующие в обществе практические, социально-политические и духовно-мировоззренческие проблемы.

Идеи сциентизма, вера его сторонников в безграничные возможности науки и только в ее прогрессивное предназначение родились в эпоху Просвещения, отлившись в формулу: «Наука — основа социального прогресса». Однако, как показало дальнейшее развитие самой науки и использование ее результатов в жизни общества, сциентистское понимание науки не выдержало проверку временем. Феномен «наука» оказался очень сложным, противоречивым и амбивалентным и в своем собственном бытии, и во взаимодействии с обществом в целом, и его различными подсистемами (экономикой, политикой, духовной жизнью). Оказалось, что развитие науки само по себе, однозначно не является источником прогресса и требует экономического, нравственного и правового контроля со стороны общества, демократической экспертизы с опорой на здравый смысл и императив увеличения адаптационного ресурса человечества. (См.: антисциентизм).

Этика науки - совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: а) научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); б) друг другу (коммуникационная свобода и ответственность; в) обществу и государству (социальная свобода и ответственность); г) самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность). Первый тип морального отношения обусловлен творческой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. Четвертый тип — осознанием своего личного предназначения как ученого. Этика науки — предмет философии науки и общего науковедения, изучающий закономерности этического регулирования научной деятельности. (См. этос науки, философия науки, биоэтика, профессиональная и социальная ответственность ученого).

Этос науки- множество этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в ходе осуществления ими научной деятельности. Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Р. Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива — универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейтральность. Научный этос — это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными.

 

Тесты текущего контроля

1.Сциентизм – это мировоззрение, абсолютизирующее:

а) роль религии в системе культуры;

б) роль науки в системе культуры;

в) роль культуры в жизни общества;

г) роль идеологии в общественно-политической жизни.

2. Мера ответственности возлагается на человека в зависимости от того:

а) в какой мере он воплощает идеал человека;

б) как понимает свой интерес;

в) какое имеет образование;

г) в каких обстоятельствах совершает поступок.

2. Кто из перечисленных философов считал, что нравственным является не стремление человека к добру, а безусловное следование долгу:

а) Н.Гартман;

б) Л. Витгенштейн;

в) И.Кант;

г) Д.Юм.

3.  Мудрость, справедливость, мужество, умеренность – основные добродетели человека в понимании философов эпохи:

а) античности

б) Средневековья

в) Нового времени

г) 20 века.

4. В философии постмодерна признание абсолютной ценности личности предполагает признание:

а) разумности мира;

б) абсолютной ценности Бога;

в) абсолютной истины;

г) безусловной ценности науки.

5. Этика – это:

а) философская дисциплина, анализирующая мораль и нрав­ственность;

б) нормы поведения, предписанные обществом и контроли­руемые его силовыми структурами;

в) способы достижения добра;

г) положительные черты характера.

6.  Личная ответственность есть:

а) способность человека к самоограничению, установлению меры индивидуальной и общественной свободы;

б) подчинение приказу руководителей;

в) забота о семье и ближних;

г) любовь к Родине, патриотизм.

7.Глобальными проблемами современности являются:

а) проблема смысла жизни, свободы, счастья человека;

б) экологическая, демографическая, энергетическая и т.д.;

в) политические, правовые, культурологические и т.д.;

г) этические, эстетические, философские.

 8.Конформизм – это...

а) стремление обустроить свой быт;

б) добровольный отказ от свободы;

в) умение отстоять свою мировоззренческую позицию;

г) умение следовать естественным человеческим потребностям.

 9. Идеальным общественным устройством жизни представители философии религиозного космизма считали:

а) теократию;

б) самодержавие;

в) психократию;

г) советскую власть.

10. Какое из качеств не является обязательным для профессионализма личности:

 а) знание технологических факторов деятельности;

 б) верность нравственному долгу;

 в) чувство социальной ответственности; 

 г) принадлежность к правящей партии.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!