Модуль первый. Философские проблемы науки



    1.3.1.1. Семинар 1. Предметная область философии науки.    

Структура и формы научного познания

 1.Предмет дисциплины « философские проблемы науки» и ее  место согласно квалификационной характеристике специалиста.

2. Научное познание как социокультурный феномен, его специфика и роль в современной цивилизации.

3.Философия и наука. Инновационный курс развития России и роль науки, техники и технологий в его реализации.

4. Структура и формы научного познания.

            Основные информационные и методические источники

1.Голубинцев В.О.,Данцев А.А.,Любченко В.С. Философия науки. Р-на- 

Д. , Феникс.2007

2.Кохановский В.П. и др. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Р-на-Д. , 2004

3.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 2006.

4.Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

5.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.

6.Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие. Р-на-Д., Феникс.2009.

7.Философия науки. Учебник для вузов. / Под. ред. Лебедева С.А. М., 2004.

                        Дополнительная литература

8.Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.- М.,1991.

9.Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.) [Текст]. – М.: Прогресс, 1987. – 444 с.

10. Грушевицкая Т.Г.,Садохин А.П. Концепции современного естествознания -М, Юнити, 2003.

11. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.- Новосибирск, 2005.

12. Зимин А.И. Концепции современного естествознания: вопросы и ответы.- М, «Юриспруденция», 2007.

13. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.- М., 1997.

14.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М.,Гардарики, 2001.

15.Планк М.Религия и естествознание //Вопросы философии.-1990 -№8.

16.Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре.- М.,1998.

17. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания.- М.: Юнити, 2007.

18. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. - Ростов н\Д Феникс, 2005.

 

Темы докладов или рефератов

1.Предмет дисциплины «философcкие проблемы науки и техники».

2.Наука как составная часть духовной культуры.

3.Основные функции науки.

4.Наука и философия.

5.Наука и религия.

6.Наука, искусство и нравственность.

7.Современная цивилизация и наука.

8.Место и роль науки в инновационном развитии современной России.

9.Специфика эмпирического уровня научного познания. Формы познания этого уровня: научный факт; наблюдение; эксперимент.

10.Методы и формы обработки и упорядочивания научных фактов.

11.Специфика теоретического уровня научного познания и его формы: гипотеза и теория.

12.Методологические принципы теоретического уровня научного познания. Проблема отношения философской и научной методологии.

 

                                     Глоссарий

Апостериорное знание - знание, полученное в опыте или на него опирающееся.

Априорное знание – знание, предшествующее опыту.

Верификационизм - одно из положений раннего логического позитивизма (Нейрат, ранний Витгенштейн, Шлик и др.), согласно которому любое научное понятие и любое научное высказывание должны выдерживать независимую проверку на обладание научным значением и истинностным содержанием. В качестве средства верификации предлагалась логическая редукция (сведение) научных понятий и высказываний либо к определенному множеству наблюдаемых данных и протокольных предложений (для содержательных наук — физики, биологии, истории, социологии и др.), либо к исходным понятиям и аксиомам логико-математических наук (для формальных наук — математики и логики). Содержательные науки представляют множество синтетических апостериорных истин, формальные — множество аналитических априорных истин. Концепция верификационизма уже к 50-м гг. XX в. была раскритикована как несостоятельная самими логическими позитивистами. Эта критика привела к отказу от доктрины атомарности научного знания (к возможности рассмотрения последнего в качестве логической комбинации исходных понятий и утверждений) и от доктрины возможности сведения всех теоретических понятий науки к множеству эмпирических данных (эта возможность неосуществима, так как многие понятия научных теорий имеют конструктивно-идеализированный или логический характер). (См.: позитивизм, верификация, знание).

Герменевтический круг -- категория герменевтики как науки о понимании. Исследователь имеет дело с ситуацией герменевтического круга, когда элементы познаваемой им системы взаимоопределяют друг друга (например, взаимоопределение части и целого, общего и единичного, текста и контекста, личности и общества, теории и опыта, философии и науки и т. д. и т. п.). Выход из «дурной бесконечности» повторения в ситуации герменевтического круга состоит в пошаговой конструктивности движения познания при переходе от одного взамоопределяемого элемента к другому. (См. герменевтика, понимание).

Эмпиризм - одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конкретному множеству эмпирических (опытных и чувственных) данных. Наиболее последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции явилось такое течение философии и методологии науки как позитивизм. Основные представители — Дж. Ст. Милль, Р. Карнап, К. Поппер и др. (См. позитивизм, эмпириокритицизм, логический позитивизм, постпозитивизм).

Естествознание — вся совокупность наук о природе, рассматриваемых в их взаимной связи, единстве и целостности. Естествознание в этом смысле проделало большой и сложный путь исторического развития от первых натурфилософских учений о природе как едином Космосе древних греков до ее (природы) аналитического расчленения на десятки и сотни предметных областей частных (специальных) естественных наук Нового и Новейшего времени с последующим воссозданием на базе синтетических и интеграционных процессов в естествознании XX в. целостной картины природы как единого в своей основе эволюционирующего Космоса (вторая половина XX в.). Глубокие изменения, которые произошли в естественно-научной картине мира в XX в., изменение самих способов познания природы (и человека как ее части) и принципов субординации внутри единого поля естественных наук дали основания уже в наше время для выделения таких этапов в развитии естествознания, как классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание. Развитие естествознания к концу XX в. поставило много новых философских проблем, без глубокого изучения которых невозможно сегодня высветить перспективу устойчивого и гармоничного развития человечества в его единстве с природой. (См.: природа, наука).

Картина мира — общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная. Например, всеобщая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике). По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаимодополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности. (См.: онтология, онтология науки, метатеоретическое знание).

Критерии научности - множество специфических характеристик знания, являющихся в своей совокупности демаркатором научного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят: дискурсность, предметность, определенность смысла и значения понятий, доказательность утверждений, проверяемость, системность, объективность. (См.: наука, рациональность, научная рациональность).

Концепция – лаконичное, системное изложение сути процессов, происходящих в конкретной предметной области, методов их познания и технологического применения.

 Методология науки - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частно-научные методы) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и метатеоретическое методы). К числу общенаучных методов относятся научное наблюдение, эксперимент, научное описание, обобщение, классификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др. Частно-научные методы делятся в свою очередь по двум основаниям: принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математическое, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические) и принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т. д.). Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса: 1) методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.); 2) методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.); 3) методы метатеоретического познания (анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.). Одним из общих различений научных методов является отнесение одних к контексту научного открытия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других - к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимости и др.). (См.: методология, философия науки, метод).

 Наука - социально организованная форма когнитивной деятельности, направленная на производство и воспроизводство достоверного знания с помощью специально разрабатываемых методов и инструментария, получения новых технологий для создания благоприятных условий жизни людей.

 Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образуют основу развития современного общества, являющегося в своей основе инновационным. (См.: научная деятельность, научная рациональность, научный метод).

Науки о культуре - множество научных дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех ее главных аспектах: предметном, целевом, процессуальном и результатном. В зависимости от характера продукта (результата) человеческой деятельности культуру различают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности — на производственную, социальную, информационную и др., в зависимости от характера процесса — на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающуюся, в зависимости от целей — высокую и низкую и т. д. Взятая в специфической конкретном единстве всех своих аспектов культура представляет собой базовую, порождающую структуру человеческой цивилизации определенного типа (древнеегипетская культура и цивилизация, культура и цивилизация Древней Индии и Китая, средневековая европейская культура и цивилизация и т. д.). Важнейшими науками о культуре являются археология, культурология, антропология, история. (См.: культура, науки о духе, история, науки о человеке).

Науки о человеке - комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, психология, педагогика, языкознание, археология и др.). Среди основных философских проблем наук о человеке можно выделить следующие: происхождение и основные этапы эволюции человека, человек и среда его обитания, соотношение биологического и социального в человеке, формирование человеческой личности, человек и общество, человек и культура, творческий потенциал человека, сознание и его структура, когнитивные и коммуникационные способности и возможности человека и др.). (См.: антропология, человек, гуманитарные науки, педагогические науки, психологические науки и др.).

 Научная картина мира - совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности; подсистема метанаучного знания, являющаяся одним из важнейших элементов оснований науки (наряду с ее философскими и социальными основаниями). Представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определенного периода. Например, основу классического естествознания составлял взгляд на мир как на множество материальных объектов, взаимодействующих между собой в соответствии с некоторым множеством законов. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщение, синтез онтологических схем различных частных областей научного знания (физики, химии, биологии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онтологической схемы одной из наук к другим (например, биологии к химии и физике). Однако вполне возможно сосуществование в науке любого исторического периода альтернативных, исключающих друг друга картин мира (например, корпускулярной и волновой картин мира классической науки). Принятие той или иной научной картины оказывает существенное влияние на построение, обоснование, отбор и интерпретацию отдельных научных теорий (например, квалификация их как объективно-истинных или имеющих только инструментальный характер и т. п.). В свою очередь, на формирование научных картин мира оказывает мощное влияние предпочтение, оказываемое учеными той или философии, в частности ее онтологии. (См.: картина мира, метатеория).

Паранаука - идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). Как правило, в паранауке фиксируется ряд действительно имеющих место фактов и опытных данных, но либо количество и содержание этих фактов трудно поддаются объективной, научно-общезначимой оценке, либо они вступают в противоречие с имеющимися теориями, относящимися к данной предметной области. Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии, требующим значительных усилий для доказательства либо неадекватной формулировки действительно важной проблемы, либо ее неразрешимости в принципе. (См.: наука, лженаука, научный консенсус).

 Структура науки — различные аспекты и подсистемы науки:

1) множество ее фундаментальных аспектов: наука как знание, как познавательная деятельность, как социальный институт, как инновационная деятельность, как социокультурная подсистема;

2) множество единиц, видов и уровней научного знания: факт, научный закон, теория, метатеория, дисциплина, область знания, тип знания, эмпирический и теоретический уровни, исторические и социокультурные таксоны науки и т. п.;

3) множество социально-институциональных и организационных форм осуществления научной деятельности: лаборатория, кафедра, институт, академия, проблемная группа, дисциплинарное научное общество, «невидимый колледж», национальное сообщество, государственный сектор науки, гражданский сектор науки, научный парк, технополис, международное научное сообщество;

4) множество научных инноваций: проблема, идея, теория, проект, модель, полезная модель, разработки, прибор, система единиц и стандартов, технология и т. п.;

5) множество социокультурных функций: информационная, мировоззренческая, проективная, прогнозистская, оценочная, практическая и др. (См. наука, научная деятельность).  

Теоретическое и эмпирическое - два основных вида рационального познания. Отличаются предметом, методологическими кластерами, источниками, критериями истинности. Предметом эмпирического познания являются эмпирические объекты, которые представляют собой результаты мысленной обработки (моделирования) результатов чувственного познания. В состав методологического кластера эмпирического познания входят: научное наблюдение, эксперимент, абстрагирование, индукция, обобщение, материальное моделирование, классификации и др. Источником эмпирического познания является мышление, ориентированное на внешний, чувственный опыт (рассудок). Критерием истинности эмпирического знания является удостоверение научным сообществом его хорошего соответствия конкретному множеству эмпирических объектов. Теоретическое познание (и знание) качественно отличается от эмпирического по всем параметрам. Предметом теоретического познания является множество идеальных объектов; основными методами: идеализация, продуктивное воображение, конструирование, интуиция, логическая систематизация, формализация, интерпретация, математическое моделирование и др. Источником теоретического познания является свободно конструирующий разум, ориентированный на совершенствование научного знания. Критерием истинности теоретического знания является удостоверение научным сообществом его соответствия определенному множеству теоретических объектов, его эффективность в решении теоретических проблем, соответствие мета-теоретическому знанию, внутренняя гармония и способность к дальнейшему росту. Эмпирическое и теоретическое в реальном научном познании всегда внутренне взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, взаимно детерминируя друг друга. (См. теория, опыт, уровни научного знания).

Эксперимент – основная форма эмпирического уровня научного познания, состоящая в активном изменении объекта исследования с помощью специально создаваемых приемов и средств, с целью получения искомой научной информации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Философские основания науки - множество онтологических, гносеологических, методологических, логических и аксиологических понятий и утверждений философии, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории, исследовательской программы, научного направления или даже науки в целом как специфической когнитивной реальности, вида человеческой деятельности и особого социального института. (См.: метатеоретическое знание, принципы, уровни научного знания).

Философская проблема науки - проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий: логико-математических, естественно-научных, инженерно-технических, социальных и гуманитарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки:

1. Какова природа математического знания?

2. Каковы философские основания и сущность теории относительности и квантовой механики?

3. Что такое вероятность, детерминизм, индетерминизм?

4 Какова роль случайности в эволюции любых систем вообще, биологических систем, в частности?

5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п.

Особенность философских проблем науки (ф. п. н.) состоит в том, что они являются комплексными, включающими в свой состав весьма разнородные когнитивные элементы — философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Разработка ф. п. н. способствует развитию, как философии, так и конкретных наук. Большое место ф. п. н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концепций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д. Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.). (См.: философские основания науки, проблема).

Философия науки – область философии, предметом которой является общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы знания, познавательной деятельности, науки как социального института и основы инновационной деятельности современного общества. Важными задачами философии науки являются изучение взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских поблеем различных отраслей науки и научных теорий, взаимодействие науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой  (См.  философские основания науки, философия, наука, уровни научного знания).

Глоссарий составлен на основе: Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004. (Серия « Gaudeamus»).

                       Тесты текущего контроля и самоконтроля

1. Кто впервые провел демаркационную линию между научным и ненаучным знанием:

    а) Платон;

    б) Аристотель;

    в) Гомер

    г) Сократ.

2.Наиболее древним способом мировидения является:

   а) миф;

   б) религия;

   в) наука;

   г) философия.

3. Естественнонаучный характер знаний о природе в концентрированном виде формируется в понятии:

   а) естественнонаучная картина мира;

   б) материя;

     в) атом,

   г) наука.

4. Размежевание с наукой позволило философии постмодерна обратиться к непосредственному исследованию:

а) оснований, условий, предпосылок и значения человеческой субъективности;

б) универсальных законов природы, общества и мышления;

в) принципов построения картин мира;

г) природы философских категорий.

5. Причина обращения философии постмодерна к исследованию дологических форм мировидения состоит в:

а) засилии здравого смысла в современной культуре;

б) невостребованности в современной культуре личностного, индивидуального, уникального в человеке;

в) господстве стереотипов в общественном сознании;

г) активности нетрадиционных форм религий.

6.Кому принадлежала идея осуществлять классификацию наук не по предмету исследования, а по методу?:

      а) В.Виндельбанду;

      б) И.Канту;

      в) Г.Лейбницу;

      г) Ф.Энгельсу.

7.Какие формы научной деятельности не относятся к эмпирическим?:

      а) эксперимент;

      б) наблюдение;

      в) построение научных гипотез;

      г) измерение.

8.Принцип верификации применяется для:

       а) выявления научного смысла высказываний;

       б) доказательства истинности научных теорий;

       в) опровержения ненаучных гипотез;

         г) уточнения смысла научных терминов.

 9. В социокультурных системах открытого типа востребован человек:

а) просвещенный;               

б) инновационный;

в) управляемый;                  

г) верующий.

 10. Программа синтеза научного знания о человеке, его положения в кос- мосе и философского постижения человека разработана:

а) М.Шелером;  

б) К.Марксом; 

в) А.Эйнштейном;  

г) В.И.Вернадским.

 

1.3.1.2. Семинар 2.  Концепции развития науки. Научные революции  

Как форма развития науки

  1.Классические кумулятивистские концепции развития науки.

2. Дифференциация и интеграция наук.

3. Интернализм и экстернализм как способы развития науки

 4.Современные концепции развития науки: концепция критического рацио-

нализма К.Поппера; концепция научных революций Т.Куна, как  смены   

  парадигм; концепция И.Лакатоса о развитии науки как борьбе и смене

  научно-исследовательских программ; концепция пролиферации теорий и

методологического разнообразия П.Фейерабенда; диалектико- материа-

листическая концепция развития науки.

      Основные информационные и методические источники

1. Голубинцев В.О.,Данцев А.А.,Любченко В.С. Философия науки.- Р-на-Д. Феникс.2007

2. Грушевицкая Т.Г.,Садохин А.П. Концепции современного естествознания -М, Юнити, 2003.

3.Грядовой, Д.И. История философии [Текст] / Д.И. Грядовой. – М.:ЮНИТИ, 2009. – 340 с. (Гриф)

4 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.- Новосибирск, 2005.

5. Зимин А.И. Концепции современного естествознания: вопросы и ответы.- М, «Юриспруденция», 2007.

6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.- М., 1997.

7.Кохановский В.П. и др. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов.- Р-на-Д. , 2004.

 8.Кун Томас. Структура научных революций – М.: Изд. АСТ, 2002.

 9.Никитин Л.А. История и философия науки [Текст] / Л.А. Никитин. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 355 с. (Гриф)

10.Поппер К. Логика и рост научного знания.- М,1983.

11.Поппер К. Предположения и опровержения. – М.: Изд. АСТ.; 2004

12.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М.,Гардарики, 2001.

13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания.- М.: Юнити, 2007.

 14.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки [Текст]. – М.: прогресс, 1986. – 433 с.

 

 

                 Дополнительная литература

15.Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М.,1995

16.Сергейчик Е.М. Философия истории [Текст]: учеб. пособие / Е. М. Сергейчик. – СПб. ун-т МВД России. – СПб.: Лань: Фонд «Университет», 2002. – 608 с.

17.Современная философия науки [Текст]: хрестоматия / под ред. А.А.Печенкина. – М.: Юристъ, 1996. – 387 с.

18.Степин, B.C. Философия науки. Общие проблемы [Текст]. – М.: Прогресс, 2006. – 435 с.

19. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1991.

20. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. - Ростов на-Д. Феникс, 2005.

21Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие.- Ростов-на-Д.   Феникс.2009.

22.Энгельс Ф.Диалектика природы.//Маркс К.,Энгельс Ф.Сочинения.-Т.20.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!