Содержание работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством организации дополнительного образования



Исходя из данных, полученных в ходе диагностического исследования, нами была разработана и организована реализация программы дополнительного образования – кружок по бисероплетению. Работа проводилась на базе ЧДОУ Детский сад №233 ОАО «РЖД» в подготовительной группе «Сударушка».

Мы разработали программу дополнительного образования – кружка по бисероплетению – на основе стандартов ФГОС ДО и типовых программ. (Приложение Б) Данная программа рассчитана на 26 часов; реализовывалась в период с 16.09.2019 по 20.03.2020 г.

Цель программы дополнительного образования – развитие творческих способностей посредством обучения бисероплетению.

1. В задачи включили не только развитие творческих способностей, но и развитие математически представлений, ознакомление с декоративно-прикладным искусством, развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление), личностных качеств (контроль над собой, усидчивость, терпение, трудолюбие и т.д.); эмоциональной сферы ребёнка (положительный настрой к работе, получение удовлетворения от хорошо, красиво выполненной работы, радость от желания создавать собственно сделанные подарки);

2. Ожидаемые результаты выделены в разделе: что мы умеем;

3. В содержании работы включены темы занятий и программное содержание.

Программа составлена с учётом психологических, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста по принципам от простого к сложному, от знакомого к новому, комплексности и использование разнообразных методов и приёмов, используемого материала для поддержания интереса и желания у ребёнка.

Под обучением творчеству понимают реализацию потребности дошкольников в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, самоутверждении. Поэтому при работе мы учитывали такие факторы, как индивидуальные особенности детей, их интересы, уровень подготовленности, творческие способности и задатки и т.д. Развитие способностей средствами декоративно-прикладного искусства позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное.

При обучении детей бисероплетению нами было выделено 4 этапа:

1. Знакомство детей с бисером, стеклярусом, и что можно делать из этого материала. Познакомились с историей бисероплетения, о том, что называется оно «низание» и что секреты мастерства передавались из поколения в поколение, для этого используются иллюстрации старинной одежды (сарафанов, кокошников, воротников, опушек для унтов, варежек), украшений (браслетов, брошек, бус, подвесок, серёжек, поясов).

2. На этом этапе даётся задание: просто нанизывать бисер, стеклярус на проволоку, леску.

3. Нанизывание бисера, стекляруса заданного количества в определённой последовательности. Здесь прослеживается связь с математикой, закрепляется форма, размер, основные и оттеночные цвета, воспитываются эстетические качества.

4. Плетение разных фенечек на двух лесках, проволоках.

На первом занятии дети были ознакомлены с историей бисероплетения. Рассмотрели первые старинные украшения из бисера, предметы декора и иконы, вышитые бисером. Марианне и Кире понравились украшения из бисера, они поинтересовались: «А будем ли мы делать какие-то украшения из бисера?», а у Миши и Ярослава вызвали интерес древние украшения. После занятия мы еще раз просмотрели все картинки. Для показа на занятии использовалась презентация для более яркого и красочного изображения.

На одном из занятий мы выполнили коллективную работу «Цветочная поляна». На занятие был подготовлены шаблоны бабочек и цветов; плакат, где художник забыл изобразить цветы и бабочек. Дети охотно согласились закончить картину художника, создав свои цветы и бабочек из бисера. Тася К. быстро справилась и вызвалась помочь остальным ребятам. После занятия Лолита и Миша попросили ещё материал для изготовления бабочек для своей собственной картины.

На следующем занятии было предложено сделать «Браслет дружбы.» Детям понравилась эта идея. Они рассказывали кому из друзей подарят браслет, как познакомились со своим лучшим другом. Но Кира ничего не рассказывала, просто выполняла работу. На вопрос почему не рассказывает кому подарит свой браслет, ответила, что для неё лучший друг – это её мама.

Во время занятий включалась спокойная музыка, проводилась пальчиковая гимнастика, при которых организм детей отдыхает и расслабляется. Работа с бисером, стеклярусом и бусинками способствует развитию не только развитию творческих способностей, но и конструкторских и художественных способностей, развивает мелкие мышцы рук, воспитывает терпение, усидчивость, трудолюбие. Также в начале каждого занятия вспоминали технику безопасности.

В результате работы с бисером, стеклярусом бусинками у детей наблюдаются улучшения при усвоении программного материала по развитию речи, математики, изодеятельности. Дети становятся более спокойны, усидчивы, внимательны, активны на занятиях, так как занятие бисероплетением способствует развитию моторных навыков, помогает формировать навыки письма и оградить ребёнка от дополнительных трудностей обучения, сохраняет его физическое и психическое здоровье.

На занятиях дети проявляли интерес и эмоционально выражали своё отношение. Они рассказывали, как будут использовать свою работу, кому подарят. Вне занятий интересовались, когда следующее занятие и что мы будем делать.

Программа работы кружка включала и проведение дидактических игр. Нами были разработаны и проведены игры «Сочиняем истории» и «Прочитай слово и придумай ситуацию». Игры проводились как во время занятий, так и вне. Предлагались детям в самостоятельной деятельности по мере освоения.

Воспитатели данного детского сада проявили интерес к занятиям, захотели овладеть техникой и посещали кружок вместе с детьми.

С родителями была проведена консультация «Развитие творческих способностей детей дома» (Приложение В). В ходе консультации прозвучали такие вопросы:

- Зависит ли развитие творческих способностей ребёнка от поведения взрослого?

- Всегда нужно быть строгим взрослым или иногда можно на некоторое время стать ребёнком и повеселиться?

- Как развивают творческие способности в детском саду?

На консультации родители познакомились с понятием «творческие способности» и с тем, как помочь ребёнку их развить. Также законные представители получили советы по организации творческой работы детей дома; были предложены условия успешного развития творческих способностей. В итоге консультации родителям были розданы памятки (Приложение Г)

Также нами была проведена консультация на тему «Развиваем творческие способности» (Приложение Д). На данной консультации родителей интересовали такие вопросы:

- Как развивать творческие способности, не используя специального оборудования?

- Стоит ли поддерживать странные идеи ребёнка?

- Что больше влияет на развитие творческих способностей: детский сад или семья?

В ходе консультации родители получили информацию о том, как развивать творческие способности; о том, что их развитие не может рассматриваться в рамках только детского сада. Консультация сопровождалась презентацией.

На организацию кружка законные представители отреагировали положительно; были заинтересованы этой идеей. Покупали материал для работы детей; спрашивали всего ли хватает, может нужно что-нибудь ещё. Когда родители вечером приходили за детьми, интересовались как прошло занятие, всё ли получается, что в следующий раз будем делать.


 

Анализ результатов работы

Чтобы убедиться в эффективности проведённой работы, на контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Для диагностики использовали те же критерии и методики, что и на констатирующем.

Результаты обследования по каждой методике показали:

1. Методика «Солнце в комнате» В. Синельников, В. Кудрявцев

На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе было выявлено 4 ребёнка, которые набрали максимально возможные пять баллов. Эти дети смогли отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, ответы этих детей были такими: «Сделать картинку», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку». Важно отметить и то, что после проведения формирующего этапа детей с низким и средним уровнем творческих способностей на контрольном этапе оказалось всего по 16% (то есть по 1ребёнку).

В контрольной группе значительных изменений не наблюдалось. Только два ребёнка перешли с низкого уровня на средний.

Рисунок 5. Результаты диагностики по методике «Солнце в комнате». Контрольный этап

2. Тест творческого мышления Э. Торренса «Незавершённые фигуры» (в адаптации Е.Е. Туник)

Дети экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента обнаружили средний и высокий уровни развития. Если на констатирующем этапе детей с высоким уровнем развития творческих способностей было всего 16%, то есть 1 ребёнок, то после реализации дополнительного образования детей с высоким уровнем развития стало 5 (84%). Эти дети нарисовали более креативные рисунки. Стоит отметить, что детей с низким уровнем на контрольном этапе не было выявлено вообще. Это говорит о том, что те дети, которые на констатирующем этапе эксперимента обладали низким уровнем развития стали изображать отдельные объекты, но с разнообразными деталями.

В контрольной группе изменений не наблюдалось.

Рисунок 6. Результаты проявления творческого мышления по методике Э. Торренса «Незавершённые фигуры». Контрольный этап

 

3. Методики В.П. Дубровой на определение уровня конструктивности мышления. Диагностическое занятие «Помоги Зайчику».

Дети проявляли оригинальность при выполнении заданий. В какой-то момент наблюдения за выполнением задания, замечалось, что дети выполняли его с большим интересом, чем первоначально. Так, в экспериментальной группе 5 детей (84%) имеют высокий уровень развития творческих способностей и всего 1 ребёнок (16%) – средний. Низкого уровня не оказалось.

Дети контрольной группы никаких изменений не показали.

Рисунок 7. Результаты диагностического занятия по методике «Помоги Зайчику». Контрольный этап

 

Таблица 3. Количественные результаты оценки уровня развития творческих способностей. Контрольная группа

Ф.И. ребёнка

Диагностические методики

Кол-во баллов

Уровень развития

1 2 3
1 Ксюша 3 1 2 6 Средний
2 Милана 2 1 1 4 Низкий
3 Тася А. 3 2 3 8 Средний
4 Виолета 4 3 3 10 Высокий
5 Вика 5 3 3 11 Высокий
6 Варя 3 1 1 5 Средний

 

Таблица 4. Количественные результаты оценки уровня развития творческих способностей. Экспериментальная группа

Ф.И. ребёнка

Диагностические методики

Количество баллов

Уровень развития

1 2 3
1 Лолита 2 3 2 7 Средний
2 Марианна 1 2 3 6 Средний
3 Миша 5 3 3 11 Высокий
4 Ярослав 5 3 3 11 Высокий
5 Тася К. 5 3 3 11 Высокий
6 Кира 5 3 3 11 Высокий

 

Рисунок 8. Сравнительный анализ уровней развития творческих способностей

 

Как видим, уровень развития творческих способностей у детей в контрольной группе не изменился. С детьми данной группы целенаправленная работа по развитию творческих способностей не проводилась.

В экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей вырос на 52% (с 16% до 68%), средний уровень вырос на 16% (с 52% до 68%), низкого уровня не оказалось. В связи с тем, что с детьми данной группы была организована работа, направленная на развитие творческих способностей, дошкольники перешли на более высокий уровень своего развития.

Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что в экспериментальной группе после организации работы кружка по бисероплетению повысился уровень развития творческих способностей. Дети стали более креативно мыслить и предлагать нестандартные пути решения проблемы.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Эти качества характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. У человека творческие способности проявляются в разных видах деятельности (научной, производственной художественной и др.) и позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее.

Дошкольный возраст имеет большие возможности для развития творческих способностей, а дополнительное образование расширяет эти возможности. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.

Данные констатирующего этапа выявили, что у большинства детей, наблюдается достаточно низкий уровень развития творческих способностей. Многие ответы на задания были шаблонные, простые, невыразительные, что указывает на необходимость целенаправленной работы с детьми по развитию творческих способностей. На данном этапе был проведён анализ проводимой воспитателем работы по данному направлению. Например, за период с 20.01.20 по 14.02.20 приоритетное внимание отдавалось игровой, изобразительной, художественно-речевой деятельности. В этих видах предметно-практической деятельности дети могут «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым объектом. На предложение организовать кружок дополнительного образования по бисероплетению, и дети и воспитатель группы отреагировала положительно. Результаты анкетирования родителей показали, что в основном родители знают, что такое «творческие способности» и как их развивать у детей. Но с некоторыми родителями необходимо провести просветительскую работу по данному вопросу: консультации, индивидуальные беседы, показ конкретных игр и упражнений. Родители также заинтересовались идеей организации кружка. Покупали материал для работы детей; спрашивали всего ли хватает, может нужно что-нибудь ещё. Когда родители вечером приходили за детьми, интересовались как прошло занятие, всё ли получается, что в следующий раз будем делать.

В ходе формирующего этапа была разработана и внедрена в образовательный процесс дошкольного учреждения программа кружка по бисероплетению, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводились в специально организованной деятельности, учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка: темперамент, характер, особенности психических функций, настроение ребёнка. Было организовано безопасное творческое пространство: создавались доверительные отношения между ребёнком и педагогом, ситуации успеха, материальные условия деятельности.

С родителями были проведены консультации «Развитие творческих способностей детей дома» и «Развиваем творческие способности». На консультациях законные представители получили информацию о том, что такое творческие способности; как их развивать без специального оборудования; и получили памятки.

Также на формирующем этапе мы пополнили предметно-пространственную среду дидактическими играми «Сочиняем истории» и «Прочитай слово и придумай ситуацию».

 На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, результаты которой показали, что после организации дополнительного образования у детей экспериментальной группы повысился уровень развития творческих способностей. Высокий уровень развития творческих способностей вырос на 52% (с 16% до 68%), средний уровень вырос на 16% (с 52% до 68%), низкого уровня не оказалось. В связи с тем, что с детьми данной группы была организована работа, направленная на развитие творческих способностей, дошкольники перешли на более высокий уровень своего развития.

В ходе исследования была выполнена поставленная цель, заключающаяся в разработке программы дополнительного образования, на примере кружковой работы, для повышения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи, выдвинутые нами для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, решены.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что дополнительное образование является важным средством развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. –М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с. (Правовая библиотека образования)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-4-sentyabrya-2014-g-n-1726-r.html

4. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития // Внешкольник. — 1997. — № 9.

5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств.- М.: Культура и просвещение, 2015. – 355 с.

6. Боровик О.В. Развитие воображения. – Москва // Психология аномального развития: хрестоматия / сост. О.П. Гаврилушкина. – Москва: АНО ПЭБ, 2008. – С. 142-154

7. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие. -Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.

8. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ.-М.: АРКТИ, 2015. – 288 с.

9. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. - М.: Педагогическое общество России, 2016. – 190 с.

10. Бутова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: путь к себе // Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». № 32, 2010. – 32 с.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 96 с.

12. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.

13. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для академического бакалавриата, 2- е изд. – Москва: Издательство ЮРАЙТ, 2019. – 267 с.

14. Иванова И. В. Дополнительное образование детей - образовательное пространство саморазвития // Методист. 2015. № 7. С. 25-29.

15. Иванова И. В., Макарова В. А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2015. - Вып. 8 (161). С. 14-20.

16. Киселёва Е.В. Межвозрастное общение как фактор личностного развития школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Киселёва Елена Васильевна. М., 1995. – 163 c.

17. Котова, Е.В., Кузнецова, С.В., Романова, Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.

18. Кузьмишина Т.Л. Взаимосвязь семейного воспитания и развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2016. № 6.

19. Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 96 с.

20. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2019. – 583 с.

21. Мальцева А.А. Дополнительное образование как способ профилактики негативной девиации // Проблемы современной науки и образования, 2016, №27 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipi1.ru/s/22-00-00-sotsiologicheskie-nauki/1072-dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-sposob-profilaktiki.html

22. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. -М.: Просвещение 2008. – 175 с.

23. Персидская И.В., Гура Г.Ю., Дмитриева Е.А. Организация кружковой работы в образовательной организации. Методические рекомендации. Планирование. Сценарии занятий. –Волгоград: Учитель, 2020. – 128 с.

24. Реброва В.И. Профессиональная позиция педагога в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста // Человек и образование. 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/72785429-Professionalnaya-poziciya-pedagoga-v-podderzhke-iniciativy-i-samostoyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Питер, 2019. – 713 с.

26. Соколова Н.А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России // Вестник ЧГПУ, 2015.

27. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!