III.17. «РУССКИЙ» ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (X—XIII ВВ.) (21. С. 127—148)



 

Известковое тесто долголетнего гашения (сильно «отощенное»)................................................. 1,0—2,0

Наполнитель................................................... 0,5—2,0

Вода (до рабочей консистенции).............. 0,2 —0,3

 

Наполнитель, как правило, состоял из ряда компонентов:

а) дробленый кирпич, или известняк, или доломит в том или ином количественном сочетании............................................................................ 0,5—1,5

б) кварцевый песок....................................... 0,2 —0,5

в) льняное волокно (мелкорубленое).. 0,01— 0,02

 

В X—XIII веках русские мастера готовили грунты под фреску и на основе гидравлических известей, получаемых от обжига доломитов, которые с доломитовыми и кирпичными наполнителями давали гидравлические известковые растворы, медленно отвердевавшие и дававшие очень прочные твердые и стойкие к атмосферным воздействиям грунты (ил. 23).

Такие грунты имеют фрески Десятинной церкви (X в.), киевского Михайловского собора (XI в.), церкви Клемента и Георгиевского собора в Старой Ладоге (XII в.) и другие.

 

III.18. ГРУНТ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ (X—XII ВВ.) (21. С. 129—130)

Известь (гидравлическая)...................................... 1,0

Наполнитель (дробленые кирпич, доломит; кварцевый песок, волокна льна)......................... 0,7—1,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,7—1,0

 

Грунты двухслойные, оба слоя имеют одинаковый состав. Общая толщина двух слоев от 14 до 36 мм. Верхний слой этих грунтов обычно тщательно заглажен и нередко заполирован.

Грунты XVII—XVIII веков имеют меньшую прочность, на наш взгляд, причина тому два обстоятельства:

а) по-видимому, излишне усердное вымывание из извести «ямчуги» в это время (см. способ 2 и 3 гашения извести русскими мастерами), длившееся почти 27 недель, то есть в четыре раза дольше, чем это имело место в способе 1, настолько «отощало» известь, что остатков гидрата окиси кальция в ней не хватало для создания прочной кальциевой структуры;

б) в XVII и особенно в XVIII веке использовали известково-песчаный раствор для первого слоя грунта. А как уже отмечалось, песок — это далеко не лучший наполнитель для известковых растворов.

Такие ослабленные грунты есть в памятниках Ярославля, Ростова Великого, Костромы, Владимира, Москвы, Загорска, Вологды, Кириллова и других городов.

Исходя из сведений, содержащихся в русских указах, можно рекомендовать:

1. Кирпичную стенку водой мочить перед нанесением первого слоя грунта 5—6 раз, каменную — 1—2 раза.

2. На кирпичную стенку левкас (грунт) класть толщиной в 2 пальца (оба слоя не более 3 см), чтобы грунт хорошо держал влагу и мало тянул ее из красочного слоя и из-под кисти.

На каменную — грунт класть более тонким слоем, так как сам камень холоден и влагу впитывает меньше.

3. Первому слою давать подсохнуть в течение 10—12 часов перед наложением второго — накрывки.

Зимой первый слой положить вечером, второй — утром. Летом второй слой класть, как только провянет первый.

Нередко второй слой клали и по совершенно просохшему первому, но сильно смоченному (не один раз) водой.

Заглаживание грунта до блеска производилось:

1. В XII—XVI веках левкас заглаживался еще в сыром виде железной лопаткой (типа шпателя). Поверхность его становилась совершенно гладкой, но без сильного блеска: Софийский собор в Новгороде, церковь Спаса на Нередице в Новгороде, церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

2. Заглаживали левкас и после написания фресок — поверхность имела вид полированной: Софийский собор в Киеве, Аркажский монастырь в Новгороде, Снетогорский монастырь и другие.

3. В XVI и XVII веках после заглаживания левкаса железной лопаткой поверхность его еще полировали куском кожи (шерстью) или тампоном из мягкого холста, набитого паклей. (Успенский собор Троице-Сергиевской лавры, Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле.)


IV УКРЕПЛЯЮЩИЕ СОСТАВЫ КРАСОЧНЫХ СЛОЕВ И МОДИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ (грунтов) ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТЕНОПИСИ

 

Если какие-либо фрески, росписи клеевыми или эмульсионными красками находятся в очень тяжелых условиях «эксплуатации», когда их красочный слой подвергается интенсивному разрушающему воздействию внешней среды, то эти работы могут довольно скоро погибнуть. В таких случаях не надо ждать даже незначительного их разрушения, а непосредственно после написания в целях профилактики укрепить их красочные слои специальными полимерными составами.

Вопросы сохранности произведений, написанных на архитектурных плоскостях, вопросы их долговечности всегда волновали мастеров стенописи, так как и материалы, из которых возводились стены, грунты и красочные слои росписей, к сожалению, всегда имели недостаточную атмосферостойкость, довольно легко разрушались от внешних воздействий (темнели, обесцвечивались, трескались, шелушились и осыпались краски; деструктировались левкасы и штукатурки, безвозвратно гибли плоды долголетних трудов). Поэтому наряду с совершенствованием художественной формы, способов и техник, обеспечивающих создание этой формы посредством имеющихся в распоряжении эпохи материалов, шли не менее упорные поиски материалов, из которых выполнялись произведения стенописи, и методов работы ими, а также способов, позволяющих если не оградить росписи от разрушений вообще, то хотя бы продлить им жизнь. Одним из направлений этих поисков было нахождение пропитывающих красочный слой (в какой-то мере и основание) составов для повышения его атмосферостойкости.

По словам Э. Бергера, ссылающегося на Витрувия, античные мастера до блеска шлифовали еще сырую, но покрытую уже краской (киноварью) стенную поверхность; после высыхания стены применяли еще один метод, состоящий в «промазывании стенной облицовки... так называемым пуническим воском, с последующим прогреванием его жаровнями, чтобы он вошел в поры штукатурки» (8. С. 97—98).

Ч. Ченнини и Л. Б. Альберти писали, что поверхность сырой штукатурки для фресок раннего Возрождения также выглаживали до блеска, иногда вводя в нее небольшое количество мыла, а в некоторых случаях после высыхания стены с росписью поверхность стены промазывали воском, сплавленным с мастикой и маслом, что повышало интенсивность красок, делало росписи более долговечными, менее подверженными атмосферным воздействиям, облегчало содержание их в чистоте (20. С. 57—76).

Немецкий мастер фрески М. Кноллер, живший в XVIII веке, ссылаясь на греческий манускрипт, якобы прочитанный им в ватиканской библиотеке, говорит о том, что древние греки с этой целью напитывали льняным маслом до полного насыщения еще сырой накрывочный слой штукатурки и писали по этому основанию красками, затертыми на воде. Через несколько дней всю роспись (стену) натирали шерстяными тряпками до блеска, после чего она становилась прочной, глянцевой и не боялась атмосферных воздействий (8. С. 122—130).

Свеженаписанные фрески М. Кноллер защищал, покрывая их «горячим мыльным раствором, а затем таким же горячим раствором квасцов...» (8. С. 122—130). Соединение мыла с квасцами давало глинозем, не поддающийся действию воды (20).

В начале XX века для укрепления штукатурного основания (грунта) и красочного слоя фресок было предложено пропитывание их калиевым жидким стеклом. Через несколько часов после пропитки поверхность росписи тщательно промывали водой (20. С. 111 — 117). Некоторые технологи XX века рекомендовали покрывать фрески раствором воска в скипидаре и парафина в бензине с целью повышения их атмосферостойкости, а следовательно, и долговечности. Фрески, укрепленные такими составами, конечно, приобретали эти качества, но безвозвратно теряли бархатистость и мягкость тонов — переставали быть фресками (20. С. 111—117) в том понимании, которое мы сейчас вкладываем в этот термин.

В настоящее время проблема сохранения красочного слоя стоит как перед строителями, так и перед реставраторами. Для первых это долговечность декоративных покрытий архитектурных сооружений, что является немаловажным экономическим фактором; для вторых — сохранение (консервация) и реставрация памятников культуры (в данном случае стенописи, икон и станковой живописи). Опыт строителей в какой-то степени может быть использован и для профилактической защиты красочных слоев росписей. А опыт реставраторов в этой области представляет безусловный интерес и должен быть использован в современной практике стенописи. Это будет оправдано как с точки зрения экономической (долговечность произведений стенописи), так и с точки зрения сохранения подлинников произведений как культурной ценности.

Исходя из опыта строителей по укреплению пористых материалов и грунтовке различных архитектурных поверхностей растворами жидкого калиевого стекла и гидрофобизации их кремнийорганическими жидкостями (ГКЖ), можно предложить эти материалы (составы) для укрепления и гидрофобизации, как оснований, так и красочных слоев росписей, особенно в экстерьере.

Жидкое калиевое стекло промышленного производства[109] — бесцветная довольно вязкая жидкость, из которой на строительстве, разбавляя ее водой, готовят различной плотности растворы для флюатирования (пропитки с целью укрепления) пористых материалов (цементно-песчаных и известково-песчаных покрытий, бетона, камня и др.). Такие пропитки, не изменяя ни цвета, ни тона пропитанного ими материала, придают ему более высокую атмосферостойкость и водонепроницаемость.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!