III.6. ГРУНТ ДВУХСЛОЙНЫЙ ДЛЯ ФРЕСКИ (XVI В.) (20. С. 355—361)



Первый слой (arriciato)

 

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок (средней фракции)...................................... 2,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

Хорошее известковое тесто (жирное, выдержанное, хорошо перемешанное и промытое) тщательно перемешать с сухим песком.

Слой arriciato наносить толщиной в 8—9 мм, на куполах и сводах — в 4— 6 мм.

 

Второй слой (intonaco)

 

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок (мелкий)[97]............................................ 0,3—0,5

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,1—0,2

 

На двухслойных грунтах с чисто известковым intonaco работали Рафаэль и Микеланджело:

Рафаэль. Росписи в станцах (Ватикан). Первый слой (arriciato) — известково-песчаный, общая толщина слоя — 7—8 мм; на сводах — 4 мм. Второй слой (intonaco) — чисто известковый, толщина — 3—4 мм.

Микеланджело. Росписи в Сикстинской капелле. Два слоя грунта: Первый — известково-пуццолановый (то есть наполнитель пуццолана — вулканическая порода, дробленая), толщина — 8—9 мм.

Второй (intonaco) — чисто известковый, толщина — 2—3 мм.

Если мастера XV века, как правило, рекомендовали каждый последующий слой класть лишь по провявшему (подсохшему, но не высохшему) предыдущему, то в XVI веке, как правило, кладут на высохший arriciato, но сильно его смачивают накануне, затем непосредственно перед нанесением intonaco.

Грунты XVI века (к сожалению, в работах и Рафаэля, и Микеланджело) показали себя не с лучшей стороны: покрылись сетью микротрещин (а у Микеланджело и трещин, довольно значительных по размерам и глубине).

Грунты XVII века мало, чем отличались от грунтов века XVI: были двухслойными и нередко с одинаковым составом, как первого, так и второго слоев.

 

III.7. ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ (XVII В.) (20. С. 363—370)

Первый слой (arriciato)

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок (кварцевый, средней фракции)................. 1,0

Но иногда

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок (кварцевый)................................................... 0,3

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,1—0,3

 

Известковое тесто для intonaco брать выдержанное в твориле не менее 4—6 месяцев.

Второй слой (intonaco)

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок (речной, мелкий)[98]...................................... 1,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,1—0,3

 

Известковое тесто для intonaco брать не менее чем двухлетнего гашения.

Intonaco класть как по просохшему, но сильно промоченному arriciato, так и по только что положенному, но провявшему. Последнее лучше (английские рецепты).

Фреска по сухой штукатурке. В XVII веке в связи с бурным развитием перспективно-пространственных композиций, широким распространением масляных красок мастерами стенописи был предпринят целый ряд попыток модификации техники фрески с целью освободиться от ее основного недостатка — необходимости письма по частям (по фрагментам), завершения каждой части (фрагмента) в один прием (в один день).

Предпринят был целый ряд попыток создания техники, позволяющей писать большие по размерам фрагменты, чем это имело место во фресках XVI века, писать более свободно, более широко, к чему уже в достаточной степени приучила мастеров работа масляными красками, имевшими в то время уже широкое распространение в Италии.

Одной из модификаций этой техники и стала так называемая fresco a secco, то есть фреска по-сухому. Суть этой техники состоит в том, что по старой сухой, но перед работой хорошо промоченной штукатурке пишут красками, в которые в качестве связующего введено то или иное количество извести, то есть писали просто известковыми красками. Способ этот не новый и был описан еще Феофилом в его «Записках о разных искусствах», которые относят к XI—XII векам. В такой технике, как предполагает Д. И. Киплик, выполнены некоторые русские росписи в памятниках домонгольской Руси.

В XVII веке в Италии были разработаны два способа работы fresco a secco, которые являлись усовершенствованиями старинной техники стенописи по сухой штукатурке известковыми красками, исходя из изобразительных задач времени.

 

III.8. Fresco a secco (фреска по сухой штукатурке) (38. С. 122).

В этой технике можно работать по любой прочной известковой штукатурке, но итальянские мастера XVII века, выполняя значительные по размерам произведения стенописи и ответственно относясь к делу, нередко делали под такие фрески специальные двухслойные грунты, подобные тем, которые применяли для bouone fresco в XV и XVI веках (III.5; III.6). Разница заключается лишь в том, что под fresco a secco как первый, так и второй слои следует наносить на всю плоскость (второй слой через сутки после первого). Затем дать всему слою грунта хорошо просохнуть. (По существу, это хорошо выполненная, не рядовая, двухслойная известково-песчаная штукатурка.)

Приступая к росписи, эту хорошо просохшую штукатурку следует тщательно протереть пемзой (лещадью, обрезком доски и т. п.), чтобы снять с нее верхнюю корочку углекислого кальция — открыть поры всего слоя штукатурки. Промыть ее хорошо водой и просушить.

После этого на всю поверхность композиции можно тем или иным способом перевести рисунок (или рисовать прямо по штукатурке).

Обработанная вышеописанным способом штукатурка (с ее поверхности снята корочка углекислого кальция) хорошо впитывает в себя воду, что весьма немаловажно в этом способе работы фреской.

Накануне дня росписи определенного куска композиции, его надо сильно смочить чистой водой (или известковой или баритовой), повторяя эту операцию несколько раз, пока плоскость не перестанет впитывать воду. (Если это стена, то ее можно на ночь прикрыть мокрой мешковиной или бумагой.)

В день работы с утра этот кусок еще раз смочить водой и, так как рисунок уже переведен на плоскость, приступить к росписи.

Естественно, что перед этим следует составить все краски (колеры) и в каждую добавить то или иное количество старой гашеной, но обязательно лучшего качества извести, то есть ввести в них связующее, без которого они не смогут закрепиться на плоскости штукатурки. Делая это, все время надо следить за тем, чтобы, с одной стороны, в достаточной степени их известью закрепить и получить плотный тон, но, с другой — стараться их как можно меньше разбелить (особенно это касается темных тонов красок). Краски (колеры) с добавленной в том или ином количестве известью дают кроющие (непрозрачные, нелессировочные) тона, довольно плотный красочный слой.

Конечно, этот способ не снимает основного недостатка фрески — письма по кускам, хотя эти куски (фрагменты) и можно брать больших размеров и при необходимости делать ретушь тем же материалом (этими же красками, предварительно смочив место исправления). Но с точки зрения технологии, в целях получения красочного слоя большей прочности лучше заканчивать каждый фрагмент в один прием (в один день).

Казалось бы, и относительно просто готовится плоскость под роспись, и писать можно более свободно, и ретуши делать тем же материалом, но излишняя блеклость тона и колорита произведений помешала этой технике получить широкое признание.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!