III.9. Fresco a secco no классическому intonaco XVI века (38. С. 124).
Этот способ фрески заключается в том, что после того, как снята верхняя корочка углекислого кальция с поверхности штукатурки, после того, как она (штукатурка) хорошо промыта и просушена (III.8), накануне дня росписи определенный кусок плоскости штукатурки, по которому завтра предстоит писать фреску, так же, как и в предыдущем способе, тоже следует хорошо промочить чистой или известковой, или баритовой водой (III.8), а в день работы смочить его еще раз водой и положить на него слой старой гашеной извести хорошего качества. Дать ей провянуть, передавить на нее с кальки рисунок и приступить к работе фреской, используя такие же краски (колеры), что и в III.8.
Этот способ ведения работы еще в меньшей степени снимает основной недостаток bouone fresco — письмо по фрагментам, но позволяет в большей степени варьировать количество извести в красках, допускает, где надо, применить краску и вовсе без извести, что, естественно, в значительной степени обогащает возможности техники: плотность, прозрачность тонов и большую цветность произведения.
И если в помещении достаточная влажность, температура не очень высокая, а стена хорошо промочена, если мягкой кистью периодически смачивать intonaco с уже положенным красочным слоем и с незаписанным (поддерживать его влажность, не нарушая поверхности intonaco и не позволяя образовываться пленочке углекислого кальция на его поверхности), если, прерывая работу, закрывать участки росписи мокрой мешковиной или бумагой, то можно работать на одном участке до 2 дней. Краски в течение этого времени остаются влажными, не меняют своего цвета и тона. В них можно относительно легко вписаться свежими. Но все же желательно заканчивать работу в 1 день, хотя можно писать фрагменты и в достаточной степени большие. Однако, если где-то кусок росписи уже подсох, его лучше не трогать. Дописывание и исправление — только известковыми красками, предварительно смочив мягкой кистью неудавшееся место, или же яичной темперой, но уже только по сухому красочному слою фрески.
|
|
Была разработана еще одна система (техника) ведения работы известковыми красками, но с большим количеством извести в их составе, чем это имело место в III.9 и по intonaco, который наносили кистью по хорошо промоченной старой штукатурке. Этот способ письма значительно упрощал подготовительные работы, давал возможность за 1 день писать еще большие фрагменты, чем предыдущий (III.9), но с технологической точки зрения был в той же мере и хуже его: давал недостаточно прочное сцепление intonaco и, следовательно, красочного слоя со старой штукатуркой. В дальнейшем intonaco и красочный слой покрывались сеткой микротрещин и нередко отслаивались.
|
|
III.10. Fresco a secco по intonaco, положенному с кисти (38. С. 123).
После снятия корочки углекислого кальция со старой штукатурки и сильного ее промачивания (о чем шла речь в III.8) стену без нанесения на нее intonaco следует прикрыть мокрой мешковиной или бумагой. Утром ее еще раз смочить и слегка протереть теркой. После того, как стена несколько провянет, на нее следует нанести с кисти intonaco — один-два слоя густого известкового молока (консистенция сметаны)[99], для чего известковое тесто необходимо разбавить наполовину водой и тщательно размешать, получив однородный состав. Наносить intonaco надо так, чтобы плоскость стены была им покрыта равномерно без ласин, излишних наметов и потеков извести[100].
Этот способ наложения известкового грунта на старую штукатурку дает возможность успевать за 1 день написать еще большие фрагменты росписи, так как если предпринимать все меры к тому, чтобы стена и красочный слой оставались влажными (о чем речь шла в III.8), то при этом способе письма продолжительность работы над одним фрагментом большого размера можно довести до 2 дней[101].
Неудавшиеся, но высохшие уже места следует смочить с помощью мягкой кисти водой, дать провянуть и переписать или подправить их, но уже чистой fresco a secco, то есть просто известковыми красками. Но и при этом способе работы — сильная разбеленность тонов красок, тусклость их общего цветового строя по высыхании.
|
|
Казеиново-известковая фреска. Эта техника стенописи была создана в Италии в конце XVII века и явилась завершением поисков мастеров стенописи по преодолению несовершенств фрески, последней попыткой ее модифицировать. По существу это техника письма казеиново-известковыми красками (красками на казеиново-известковом связующем) по грунтам, применявшимся в XVI веке для письма фреской.
Известково-казеиновые краски отличались от известковых (на известковом связующем) большей цветоносностью и прочностью, так как в их состав входит казеиновый клей (ил. 46—48).
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!