III.3. ТРЕХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С ПОЛИРОВАННОЙ (БЛЕСТЯЩЕЙ) ПОВЕРХНОСТЬЮ (XV В.). (20. С. 345—350)



 

Первый слой (20) (грубый грунт— rinciffato)

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок (овражный)................................................... 1,0

Кирпич или черепица (толченые)........................ 0,5

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

Этот первый слой может быть, в свою очередь, многослойным — от двух до пяти слоев, в зависимости от неровности поверхности кладки стены. Каждый слой rinciffato — толщиной в пределах 1 см. Первый слой грубого грунта (rinciffato) следует тщательно и сильно вмазать в щели и выбоины архитектурной поверхности. В целом всему rinciffato надо дать высохнуть, чтобы получить плоскость с равномерно тянущей (подсасывающей воду) способностью.

 

Второй слой (средний слой — arriciato)

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок речной (средней крупности)..................... 1,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,2—0,3

или

Известковое тесто.................................................... 1,0

Известняк (толченый, можно добавить толченые кирпич или черепицу)............................................ 1,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,2—0,3

 

Толщина слоя — в пределах от 0,5 до 1 см.

Накануне вечером кусок стены, предназначенный для работы по нему фреской, сильно смочить водой, перетереть теркой и нанести на него слой arriciato. Прикрыть этот участок стены на ночь мокрой мешковиной или бумагой, предохранив его тем самым от быстрого высыхания. Наутро (в день работы фреской) поверхность arriciato смочить водой, слегка протереть теркой и нанести слой intonaco.

 

Третий слой (накрывка — intonaco)

 

Известковое тесто.................................................... 1,0

Песок (кварцевый, мелкий)................................... 0,3

Старая пакля (мелкорубленая, незначительное количество)............................................................. 0,03

Мыло белое (незначительное количество)..... 0,01

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,1—0,2

 

Толщина слоя — в пределах 2—3 мм.

Тщательно перемешанный известково-песчаный раствор перед нанесением его на стену выдержать в растворном ящике несколько дней. Затем вмешать в него паклю и ввести раствор мыла (предварительно растворив его в теплой воде).

Накрывку (intonaco) положить из расчета на 1 день работы, тщательно выровнять и заполировать лопаткой (типа стального шпателя). Мыло, введенное в раствор, будет способствовать успешной полировке накрывки.

Общая толщина грунта (всех его слоев) не должна превышать 4 см. На стенах она может быть в пределах 2—4 см. На куполах и сводах — меньше.

Для всех трех слоев использовать только мягкую, хорошо загашенную, тщательно промешанную и промытую не менее чем в течение 3-х месяцев и протертую через сито известь.

Каждый последующий слой следует класть по провядшему предыдущему: нажим большим пальцем на него не оставляет следа.

Следует запомнить, что многослойный грунт (штукатурка, левкас) — этот «слоеный пирог» — всегда прочнее и менее подвержен растрескиванию вследствие усадки раствора, чем грунт того же состава и толщины, но однослойный, так как каждый слой многослойного в процессе наложения уплотняется и успевает подвянуть (отдать лишнюю влагу в воздух), вследствие чего его общая усадка значительно меньше, а плотность в целом значительно больше, чем у однослойного.

Вследствие своей равномерной плотности intonaco такого грунта более равномерно подсыхает, более равномерно подсасывает воду из краски и красочного слоя в целом, не создавая на его поверхности нежелательных перепадов влажности.

В XV веке был распространен трех- и четырехслойный известково-песчаный грунты с intonaco, в известковое тесто которого вводились мелкотолченый мрамор (мраморная пыль), мелкотолченый фарфор, иногда и очень мелкий кварцевый песок.

 

III.4. ТРЕХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С МАТОВОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ (XV В.) (20. С. 344—357)

 

Первый слой (грубый грунт — rinciffato)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (крупный).................................. 3,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

Этот слой, предназначающийся для выравнивания плоскости стены, может быть нанесен и не в один прием, и не в один слой, а в два и три приема (слоя). Общая толщина rinciffato в пределах 1—3 см. Ему следует дать полностью высохнуть. (О целесообразности этого см. III.3.)

 

Второй слой (средний — arriciato)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (средний или мелкий)............ 2,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

И этот слой может быть нанесен не в один прием — не в один слой. Общая толщина arriciato — в пределах 1 —1,5 см.

Каждому слою arriciato перед нанесением на него последующего надо дать несколько подсохнуть (чтобы нажим большим пальцем не оставлял следа). Так же надо дать подсохнуть и последнему его слою перед нанесением на него intonaco.

 

Третий слой (накрывка— intonaco)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (мелкий) или мраморная пудра, мелкотолченый фарфор и т. д..................... 0,5—0,7

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,1—0,2

 

Толщина intonaco — 0,3—0,5 см. Наносить лопаткой (шпателем) на 1 день работы. Можно затереть теркой. Поверхность intonaco слегка шероховатая, матовая.

Методика наложения слоев грунта идентична описанной выше (III.3).

Во второй половине и особенно в конце XV века грунты многослойные все чаще вытесняются из практики стенописи грунтами двухслойными, причем нередко слоем arriciato покрывали всю стену (архитектурную поверхность) в один прием сразу, нередко его шершавили для лучшего сцепления с intonaco в последующем.

 

III.5. ДВУХСЛОЙНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ФРЕСКИ С ЧИСТО ИЗВЕСТКОВЫМ INTONACO (XV В.) (20. С. 335—355, 81. § 67)

Первый слой (arriciato)

Известковое тесто (жирное).................................. 1,0

Песок кварцевый (любой фракции)........... 2,0—3,0

Вода (до рабочей консистенции)............... 0,3—0,5

 

Хорошо перемешанный известково-песчаный раствор держать в творильном ящике в течение нескольких дней, затем еще раз тщательно перемешать и приступить к нанесению грунта. Заготавливать раствор можно из расчета работы им в течение 15—20 дней.

Толщина слоя в пределах 1 см, на сводах и потолках — 4—5 мм.

Иногда в силу больших перепадов плоскости arriciato следует класть и не в один слой, и не в один прием, и, следовательно, в целом большей толщины, но этим слоем следует плоскость выровнять[96]. Поверхность arriciato надо сделать «зернистой и немного шершавой». Дать высохнуть. Перед нанесением intonaco промочить и слегка перетереть для лучшего сцепления слоев.

Второй слой (intonaco) чисто известковый.

Известковое тесто — протертое, промытое, хорошо умятое и промешанное, в общем как масло или густая сметана.

По просохшему arriciato, но обильно увлажненному, нанести лопаткой слой intonaco толщиной в 1,5—2 мм на 1 день работы. Если необходим блеск, натереть (заполировать) поверхность intonaco стальной лопаткой (шпателем).

Этот тип грунта (с чисто известковым intonaco) получил широкое распространение в XVI веке, но как показало время — это не лучшие грунты.

Грунты XVI века. В это время в Италии работали такие выдающиеся мастера, как Рафаэль (1483—1520) и Микеланджело (1475—1564). Именно в это время в технике фрески были созданы наиболее выдающиеся произведения стенописи. И среди них «Афинская школа» (1510—1511) Рафаэля в станцах Ватикана, плафон Сикстинской капеллы (1508—1512) и «Страшный суд» (1536—1541) Микеланджело (ил. 39, 42, 44).

Из практики стенописи окончательно ушли многослойные грунты с заглаженным до блеска intonaco. Широкое распространение получили грунты двухслойные: известково-песчаные и реже известково-пуццолановые в нижних слоях, а в верхних — чисто известковые (иногда с добавлением незначительного количества мелкого кварцевого песка). Intonaco этих грунтов не полируется, имеет матовую и реже полуматовую поверхность. Кладется только на 1 день работы и нередко по уже давно высохшему arriciato, а то и просто по старой штукатурке. Пишут фрески небольшими фрагментами, стремясь их закончить bouone fresco и избежать ретуши, так как последнее не считалось мастерством высшего класса (ил. 40, 43, 45).

Краски фресок, в основном кроющие, нередко с известковыми белилами в своем составе, письмо широкое, иногда довольно пастозное, применяются лессировки и письмо с полусухой кисти. Но имеют место многочисленные ретуши цельнояичной темперой.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!