Педагогическая мысль в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации



Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности связано название следующей эпохи – Возрождение, исходной датой которого принято считать 1453 год, а окончанием – начало ХVII в. 

           Возрождение – идейное течение, представители которого провозглашали человека главной ценностью на Земле, создавали новые пути воспитания, ориентиром которого был идеал умственно, духовно и физически развитой личности. Возрождение в отличии от Средневековья, где господствовала идея католической церкви об обращении человека к богу с надеждами и чаяниями, выдвигало идею всесторонне развитой личности, которая возлагала надежды прежде всего на себя.

Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло в связи с переменами в средневековом мировоззрении, оплотом которого стала католическая церковь. Подъем педагогической мысли был связан с развитием искусства, науки, литературы, возникновением книгопечатания. Педагогическая система Возрождения включала классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание, которые базировались на идеях античности, средневековья и идеях, характеризующих зарождающееся общество.

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия, где широко выдвигались идеи гражданского воспитания. Захват турками Константинополя вызвал бегство ученых с их греческими рукописями в Италию, где они «возрождали» античный платоновский взгляд на мир. В этот период главным в формировании гармонической личности становится воспитание гражданина. Представители «гражданского гуманизма» Бруни, Вала, Альберти считали основной функцией воспитания формирование социальной личности, действующей на благо общества. Реализацию гражданского долга гуманисты взяли в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности.

Образцом педагогических идей считались идеи Квинтилиана. К этим идеалам обратился Витторино де Фельтре (1378–1446).Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага, где были еще 80 воспитанников – детей из знатных семей и одаренных детей незнатного происхождения, содержавшихся за счет В. де Фельтре. Это была школа, основанная на принципах гуманистической педагогики. Фельтре назвал ее «Дом радости». Здесь учили классические греческий и латинский языки, литературу, логику, математику, живопись, музыку; осуществлялось физическое развитие (борьба, бег, игры, езда верхом и т.д.) и религиозное воспитание. Мальчики обучались вместе с девочками, это было ново. Телесных наказаний не использовали.

           Итальянский мыслитель Томазо Кампанела (1568–1639)  в трактате «Город солнца» (1602 г.), где изложил педагогические идеи, заключающиеся в возврате к природе, в отрицании книжности и узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. В трактате Т. Кампанелы дети учат вместе разные науки, историю, традиции, искусство, ремесло; занимаются общественно-полезным трудом, получают физическое развитие средствами гимнастики, бега, игр и т.д.   

           Среди представителей французского Возрождения выделялись Гюйом Бюде, Пьер Рамус, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Франсуа Рабле (1494–1553), в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критиковал типичную картину воспитания того времени (схоластическое воспитание) и обрисовал идеал гуманистического воспитания, включающий подготовку к жизни, формирование сильного физически, образованного и воспитанного человека. Герой его романа Гаргантюа обучается различным наукам (геометрии, астрономии, музыке и т.д.) и искусству игровыми методами, беседами, учится физическому труду, плавает, ездит верхом, занимается фехтованием и борьбой и др.

           Мишель Монтень (1533–1592)в своем труде «Опыты» показывает ребенка как особое природное индивидуальное существо. Рассматривая воспитание и обучение, Монтень считает, что нужно, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель», необходимо, чтобы ученики исследовали жизнь сами, «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Отсюда одна из главных задач учителя – развивать у детей способность к критическому суждению.

           Особую популярность получили в Европе идеи Эразма Роттердамского (1467–1536), Тамаса Мора (1478–1533) и Хуана Луиса Вивеса (1492–1540).

           Германский просветитель Эразм Роттердамский прославился сатирическим сочинением «Похвала глупости», где он высмеивал пороки того времени – невежество, лицемерие, тщеславие. Им написано немало педагогических трактатов: «О первоначальном воспитании детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма» и др., где он выдвигал идею об опоре на активность воспитанника, о воспитательном воздействии уже с первых лет жизни ребенка, об умеренных нагрузках в процессе обучения, чтобы у детей не пропало желание учиться; об отмене физических наказаний и воздействии с помощью убеждения, повторения и т.д. Выступал за единство учебной программы для девочек и мальчиков.

           Английский мыслитель Томас Мор  в «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Мор строил нравственное воспитание на основах религии, но был далек от религиозного фанатизма, отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Особое внимание Мор уделяет широкой образованности, как мужчин, так и женщин, их участию в производительном труде вместе с детьми.

          Главные труды Хуана Луиса Вивеса – «О порче нравов», «О преподавании наук» и др. Вивес рассматривал различия между домашним и школьным воспитанием, проблемы нравственного воспитания, проблемы обучения детей, вопросы женского образования. Он осуждал антигуманность и схоластичность средневекового воспитания, выступал за обязательный учет природных психофизиологических особенностей детей. 

           В Х VI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе ХVI в, представители которого выдвигали идеи, частично сходные с представителями Возрождения. Так, например, реформаторы ставили в центр внимания развитие личности, приобщение порастающего поколения к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность, что их сближало с идеями Возрождения. Но в то же время Реформация провозглашала принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность пред богом без посредничества католической церкви, которая признавалась представителями Возрождения. В недрах Реформации зародился Протестантизм – одно из направлений в христианстве, объединяющее множество сект (лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентистов, англиканскую церковь и др.). Для Протестантизма характерно: упрощенный религиозный культ; отказ от сложной духовной иерархии; отсутствие монашества; отсутствие культа поклонения Богородице, святым, ангелам, иконам; имеется всего два таинства – крещение и причащение. Для некоторых сект характерна проповедь «религии без Бога» (т.е. религия как нравственное учение).

           Такое отношение реформаторов к католической церкви было вызвано, прежде всего, стяжательством и продажностью духовенства, имевшимися злоупотреблениями (торговля индульгенциями, отпускающими грехи, присваивание нечестными способами денежных средств и имущества граждан и т.д.). По этой причине Тридентский вселенский собор (1545–1565) в качестве борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден Иезуитов, определивший главными методами борьбы «проповедь, исповедь, воспитание».     

В становлении педагогических идей Реформации особую роль играли Жан Кальвин, Уильям Тиндель, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон.

Жан Кальвин (1509–1564) – главный идеолог французской реформации, был далек от идей Возрождения, во главу угла ставил смирение и покорность Богу. Им была переведена на французский язык Библия.

Идеи Кальвина поддерживал идеолог англиканской Реформации У. Тиндель. Он перевел Библию на английский язык.  

           Мартин Лютер (1483–1546) считался «Отцом Реформации» в Германии. По его инициативе светские власти учредили протестантские школы. По мнению Лютера, полноценного образования достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и др., остальное население должно ограничиваться элементарным образованием. В трактате «О желательности посылать детей в школу» Лютер говорил о принуждении родителей со стороны властей к отправлению детей в школу на 1-2 часа еженедельно. Им составлен «малый Катехизис», используемый в качестве учебного пособия.

           Ученик Мартина Лютера Филипп Меланхтон (1497–1560) видел полноценное образование в приобретении научных знаний и мышления (математика, физика, метафизика, этика, классическая литература) и навыков красноречия. Предложил метод изучения грамматики и литературы (составление писем, переводы, диспуты, индивидуальные выступления), им были написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике. В его взглядах прослеживается связь между гуманизмом Возрождения и педагогическими установками протестантизма.

Просветительские идеи реформаторов (перестройка религиозного сознания людей в духе христианского вероучения, упразднение церковной обрядности, осмысление человеком «Библии» без помощи церкви и священнослужителей) реализовывались через открываемые ими школы. Идея обязательного для всех начального образования, выдвинутая реформаторами, была шагом вперед в развитии грамотности населения, однако уровень обучения в протестантских школах был низким, так как основное учебное время отводилось религиозному воспитанию. Реформаторы создавали братские общины (формально светские организации, не связанные с церковью, имеющие общее имущество и проповедовавшие идеи христианского гуманизма), которые открывали школы по типу латинских тривиальных школ. Начальные школы имели целью – научить читать и понимать Библию, средние – с помощью продуманной системы воспитания и обучения подготовить кадры интеллигенции и квалифицированно чиновничества.   

           Учебные заведения периода ХV– начало ХVII в.в. делятся на три типа: школы элементарного, повышенного общего и высшего образования. Программа элементарных школ ограничивалась чтением Катехизиса, иногда включалось письмо и церковное пение. Протестанты создавали низшие городские школы, раздельные для мальчиков и девочек. Дети католиков обучались в особых учебных заведениях или в школах полного общего образования. Программа включала чтение, письмо, счет, церковное пение. Были и нововведения в школах. Стала использоваться доска, перья для письма, слова при чтении делиться на слоги. Постепенно место священника-учителя в элементарных школах занимает специальный преподаватель. Однако профессиональный уровень учителей был очень низким. Элементарное образование можно было получить в городах. В сельской местности царило невежество. 

           К учебным заведениям повышенного общего образования относились городские (латинские) школы, существующие во всех крупных городах Западной Европы. Программа обучения включала изучение «школьного Катехизиса», церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение сочинений древнегреческих авторов, беседы на «мирские темы». Постепенно программа стала усложняться: добавились древнегреческий и древнееврейский языки, сочинения Э. Роттердамского и др. В школах стали устраивать театральные представления.

           К учебным заведениям повышенного общего образования относились также гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов.

           Первые гимназии появились в Германии, в них обучали наиболее способных учеников. Ученики здесь сами сочиняли стихи, преподавалась диалектика и риторика. Использовались новые методы обучения.

           Первые грамматические (публичные) школы были созданы в конце ХIV в. в Винчестере и Итоне. Обучались дети состоятельных родителей за высокую плату. Первые коллежи появились во Франции в середине ХV в. при Сорбонне и Наваррском университете. Были платными и бесплатными. Постепенно они превратились в самостоятельные учебные заведения повышенного общего образования. Особое внимание в обучении здесь уделялось латинским языку и литературе, математике. Обучение шло примерно 10 лет (Гюэньский коллеж).

           Школы иеронимитов были рассчитаны на 6-8 лет обучения. Их программа напоминала программы городских школ и гимназий. Религиозное обучение сочеталось с преподаванием классических языков и литературы, а также ряда светских наук.

           Дворцовые школы готовили учащихся к деятельности на государственном, военном и церковном поприще. Программа была объемнее гимназической и приближалась к университетской.

           Первые школы иезуитов были открыты в Вене, Риме, Париже. Плату за обучение не брали. В 1600 г. в Европе существовало 200 коллежей иезуитов. Многие школы представляли собой интернаты. В программу обучения, рассчитанную на пять лет, входили латинский и греческий языки, античная литература, элементы истории, географии, математики, естествознания. Особое внимание уделялось физическому воспитанию. Учебные перегрузки исключались. Особое внимание уделялось таким методам воспитания, как межклассные и внутриклассные соревнования, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и др. Но все это сочеталось с авторитаризмом и формализмом, изощренной системой слежки за воспитанниками и своеобразной системой наказаний. В целом, целью иезуитской системы воспитания было формирование преданности церкви, послушания, умения говорить и спорить. Орден Иезуитов первым из всех орденов организовал профессиональную подготовку учителя. Учителя этого ордена имели хорошее образование, отличались тактом, осуществляли к ученикам индивидуальный подход.

В ХV– ХVI в.в. разрастается сеть университетов. В ХV в. их 80 в Европе, в ХVI в. – 180. В Саламанкском университете (Испания) обучалось в то время 6 тыс. студентов. Университетский курс обучения состоял из двух циклов: трехлетний философский и четырехлетний теологический. В первом цикле изучались также математика, геометрия и география. Университеты находились под властью Ватикана до времени наступления Реформации. Центрами образованности считались Парижский, Оксфордский, Страсбургский, Вюртембергский, Фрайбургский университеты. 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!