Воспитание и школа в Средневековых Индии и Китае



Развитие образования на Ближнем и Среднем Востоке VII – Х VII в.в.

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий (V-X вв. – раннее средневековье; XI – XIII вв. – развитое или «высокое» средневековье; XIV – XVI вв. – позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения).

           Эволюция культуры, образования, педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII– Х в.в.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. В ХI в. появляются первые трактаты по воспитанию (Авиценна, Абу Хамид аль Газали и др.).

           С IХ – ХII в.в. выдвигаются идеи гармоничного развития личности на основе философско-педагогического наследия Античности. Мыслители Востока (Иран, Сирия, Египет, Северная Африка, часть Средней Азии) главную цель воспитания видели в обретении человеком высоких духовных и нравственных качеств.

           Абу Юсуф Якуб ибн Исхак Кинди (801–873) предложил концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося.

           аль Фараби (870–950) считал, что цель воспитания – поощрение стремления человека делать добрые дела. Им предложена система «мягких» и «жестких» приемов воспитания.  

           аль Бируни (970–1048) в 150 трактатах изложил педагогические идеи системности и наглядности в обучении, развития познавательных интересов. Цель воспитания по Бируни – нравственное очищение от фанатизма, жажды власти и т.д.

           Ибн Сина (Авиценна) (980–1037)  много лет посвятил педагогической деятельности и написал ряд педагогических работ: «Книга исцеления», «Книга знаний» и др. Уделял внимание как начальному, так и профессиональному обучению, говорил об учете способностей учащихся.

           аль Газали (1056/59–1111) уделял особое внимание проблемам воспитания. Нравственное начало по Газали формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам.

           Насирэддин Туси (1202–1273) написал более 150 трактатов, где отражены мысли о воспитании и образовании. Он выступал за гармонию умственного, эстетического и физического воспитания.

           Абдуррахман Ибн Халдун (1332–1406) последовательность обучения представлял как постепенное овладение сначала одним, затем другим предметом. Высшим методом обучения считал дискуссии. Связывал обучение с общим развитием и нравственным воспитанием. Значительное место в обучении отводил математике, арабскому языку и литературе.

           По исламской традиции обучение начиналось в семье. Дальнейшее образование делилось на два уровня. В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы (китаб). Учились в них дети ремесленников, торговцев, крестьян. Занятия проходили в мечетях, лавках и т.д. Обучение строилось на чтении и запоминании Корана. Представители знати нанимали домашних учителей.

           Второй (высший) уровень образования учащиеся получали с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Изучаемые предметы делились на два цикла: традиционные (религиозные дисциплины, арабская филология, риторика) и рациональные (математика, астрономия, логика, каллиграфия, медицина и т.д.).

При мечетях также действовали кружки – фикх и калам, где можно было получить образование второго уровня. Главными методами обучения были чтение и комментирование литературы. В Багдаде при халифе Мамуне появились дома мудрости. Здесь собирались и дискутировали крупные ученые.

Получившим второй уровень обучения присваивали степень – ияз. В 1055 г. в Багдаде появилось первое новое учебное заведение – медресе. Они имели статус частный учебных заведений, существовали на пожертвования богатых людей. Постепенно они перешли под контроль государства. В медресе изучали философию, грамматику, право, религию, труды древнегреческих, иранских и др. ученых, математику, географию, медицину и т.д.

Идеи и практика воспитания и образования Исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы и нередко служили эталонами для Запада. Появившиеся на Востоке школы университетского типа оказались прообразами средневековых университетов Европы. В арабских высших школах обучались европейцы, ставшие впоследствии учеными, известными политическими и религиозными деятелями.  

  

Воспитание и школа в Средневековых Индии и Китае

           До Х I в. – Х II в. в Индии существовали брахманская и буддийская педагогические традиции. Брахманская традиция предполагала получение образования человеком в зависимости от его принадлежности к социальной касте. Буддийская система образования не принимала во внимание кастовые различия. Дети буддистов воспитывались в монастырях 10–12 лет. Обучение было религиозно-философским. За нарушение дисциплины выгоняли.

           С ХI–ХII вв. большая часть Индии оказалась по властью вторгнувшихся мусульман. Мусульманские правители препятствовали получению образования коренным населением Индии. Было сожжено много хранилищ рукописей. Ислам наложил определенный отпечаток на развитие образования и воспитания в Индии.

           Образование в Индии можно было получить на дому и в школах, действующих при мечетях и монастырях. Существовала частная учительская практика и частные школы. Существовали четыре типа начальных школ: школы Корана (чтение Святой книги без письма и счета); персидские школы (счет, чтение, письмо на персидском языке); школы персидского языка и Корана (сочетание программы двух предыдущих школ); арабские школы для взрослых (чтение Корана, литературное образование в персидских традициях).

           Высшее образование мусульмане могли получить в медресе и в монастырских учебных заведениях – даргабах. Обучение в медресе шло на персидском языке. Обязательно изучался арабский язык. Изучались грамматика, риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было преимущественно устным. Школьное образование предназначалось для юношей. Девушки обучались частными учителями на дому.

           В ХVI в. в Индии были предприняты попытки реформирования системы мусульманского образования. Император Акбар (1542–1605) и его советник Абул Фазл Аллами (1551–1602) пытались изменить систему образования и воспитания. Они предложили ввести для всех подданных, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование (арифметику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, астрономию и др.); открыл школу для девочек (гуманитарные науки, персидский язык).

           Средневековая эпоха в Китае делится на несколько периодов.

При династии Цинь (II в. до н.э.) создана централизованная система образования из правительственных школ (Гуаньсюэ) и частных школ (Сы Сюэ), которые существовали до ХХ в. Упрощена иероглифическая письменность.

При династии Хань (II в. до н.э.– II в. н.э.). введена трехступенчатая система образования: начальные, средние, высшие школы. Главным предметом изучения были классические конфуцианские трактаты, которые изучали 10 лет. С III– Х в.в. культура и образование Китая переживали расцвет: расширялась сеть учебных заведений; появились учреждения университетского типа; к государственным экзаменам стали допускать все социальные структуры и экзамены стали сдавать письменно.

При монгольской династии Юань (1279–1368) распространилась монгольская письменность и монгольские школы. Появились специализированные школы (математические, медицинские и т.д.).

При династии Мин (1368–1644) введено всеобщее начальное обучение путем расширения сети учреждений элементарного образования. Созданы в Пекине и Нанкине специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров администрации.

При маньчжурской династии Цин (1644–1911) воспитание и обучение определялись неоконфуцианской идеологией. Содержание образования носило гуманитарный характер, отсутствовали знания о других странах и истории. Обучение мальчиков грамоте с 6-7 летнего возраста, осуществлялось в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. 

           К концу превоначального обучения нужно было знать 23 тыс. иероглифов. После экзамена в начальной школе учащиеся могли обучаться на следующей ступени 5-6 лет. Изучали философию, литературу, историю, стилистику, основы арифметики. В качестве пособий использовали два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». В течение обучения и по окончании школы сдавали экзамены. Экзамены состояли из трех этапов: уездные, провинциальные и столичные. Неудачно сдавшие первый экзамен становились школьными учителями. Успешно сдавшие получали первую ученую степень Сюцай, они могли стать уездными чиновниками и получали право сдавать провинциальные экзамены. При успешной сдаче провинциальных экзаменов можно было занять крупную административную должность в провинции, получить ученую степень Цзюйжэнь и сдавать следующий этап – столичные экзамены. На этом испытании присутствовал сам император. Третью ученую степень Цзиньши мог получить только каждый третий из экзаменующихся. Она предоставляла возможность осуществления блестящей бюрократической карьеры. Каждый этап экзаменов сдавался с интервалом в три года. Т.об., система государственных экзаменов представляла собой многоступенчатую структуру обучения и самообразования.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!