Развитие педагогических идей в странах Западной Европы в период раннего и развитого Средневековья



           В 476 г. Римская империя палаподнатиском германских племен.Эта дата –начало Европейского Средневековья.Основой воспитания в странах Западной Европы в этот период являлось Божественное начало. Носителями христианской педагогики выступали служители католической церкви. Образец воспитания давало монашество, которое идеалом считало нравственно воспитанную личность, соблюдающую посты, читающую религиозные тексты, контролирующую свои земные желания и мысли. В то же время приобретались и светские знания.

Возникновение и становление средневекового образования в Европе связывают с развитием церковной культуры. В период V–VII вв. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в этих школах черпалось главным образом из сочинений Аврелия Августина Блаженного (354–430 гг.) – основоположника философии истории. Самые известные произведения Августина – «Исповедь», «Против академиков», «О граде Божием», «О блаженной жизни» и др. Всего известно 232 книги Августина, а также 224 письма и 500 проповедей. Его идеи строились на синтезе христианства и классической образованности, а теология имела библейский характер (теология – совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога; предполагает концепцию личного абсолюта бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении). Августином была составлена образовательная программа для церковных школ, предусматривающая изучение древних языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих не только светскому образованию, но и углубленному пониманию религии. Эта программа предназначалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества, так и для открытых, «внешних» (епископальных), обучающих будущих священнослужителей и лиц мирской службы. В школах учились только мальчики.

В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения: 1) элементарный уровень: чтение, письмо, счет, пение; 2) средний уровень – тривиум: латинская грамматика, риторика, диалектика; 3) повышенный курс (изучение свободных искусств): к тривиуму добавлялись арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.

Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия (латинские разговорники, словари, хрестоматии). Так латынь стала языком образованной Средневековой Европы. Первые учебники по предметам семи свободных искусств для церковных школ были созданы Северином Боэцием (ок. 480–525 гг.) и Кассиодором (ок. 487–ок. 578 гг.). Это были учебники по арифметике, логике, музыке и др. (Аниций Манлий Торкват Северин Боэций являлся выдающимся философом раннего Средневековья. Самые известные его работы – трактат «Утешение философией», комментарии к «Категориям» Аристотеля и др. Один из известных трудов Кассиодора – «История готов»).

Таким образом, средоточием образования и воспитания на всей территории Западной Европы в то время считались монастырские школы. Они предлагали аскетический идеал воспитания, требующий от монаха тяжелой борьбы с самим собой и с мирскими соблазнами. Монастырские школы элементарного образования назывались малыми школами, повышенного образования – большими школами. Заметно выделялись монастырские школы Англии и Ирландии, где монахи создали обширную учебную литературу по грамматике, астрономии, арифметике, истории, литературе. В конце VIII в. в Европе существовали 15 тыс. монастырей св. Бенедикта и при каждом из них действовала школа.

Однако школьное дело было в полном упадке. Неграмотной была даже верхушка общества. Например, Карл Великий (742–814 гг.) из династии Каролингов (Карл Великий – франкский король с 767 г., с 800 г. – император Франкской империи, которая распалась после его смерти в 843 г.) не умел читать и писать до 30 лет. Начав учиться в зрелом возрасте, он за два года освоил латинскую грамматику, астрономию, риторику, литературу и др. Однако именно ему принадлежит ведущая роль в развитии образования в то время. Политика Карла Великого была направлена на покровительство церкви, судебные и военные реформы, развитие наук и образования. С этой целью им были приглашены ко двору ряд учителей и ученых-монахов из Англии, Ирландии, Италии – Теодульф, Павел Диакон, Алкуин и др . Алкуин (Флакк Альбин, 735–804) – монах, преподаватель Йоркской школы, по приглашению Карла Великого, основал в 796 г. Турскую школу при местном монастыре, возглавившую учебное дело во Франкском королевстве. Известные работы Алкуина – «Письмо об изучении наук», «Всеобщее увещевание» и др. Алкуин был одним из образованнейших людей того времени, он прекрасно знал не только богословскую, но и античную литературу. Во Франкской империи он подготовил ряд видных ученых того времени, в их числе Эйнгард, первый биограф Карла Великого (трактат «Жизнь Карла Великого»). Под руководством Алкуина сам Карл Великий изучал математику, логику, астрономию и т.д.

Карл Великий создал при дворе дворцовую школу – Академию для детей императора и его приближенных, которая вела кочевой образ жизни, переезжая за двором. Руководил деятельностью Академии Алкуин. Карл также всячески содействовал открытию церковных школ. В специальных Капитуляриях, созданных им 787 и 789 гг., церковным приходам и епископствам вменялось в обязанность открывать школы для всех сословий, где учили бы «символу веры и молитвам». Но после смерти Карла Великого образование стало приходить в упадок, Академия была закрыта. Однако период правления Карла Великого имел для развития культуры и образования в Европе определенное значение, так как именно благодаря влиянию и указам Карла появились новые литературные произведения на латинском языке, была проведена реформа письменности по руководством Алкуина, переведены на латинский язык многие произведения древних философов. Этот период называется в истории «Каролингским возрождением».

Период развитого Средневековья с XI по XIII вв. отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрирующей власть в руках монархии. Церковь, не желающая сдавать своих позиций, добивается господства религиозной философии в обществе – схоластики. Схоластика – универсальная философская и теологическая теория, которая господствовала в общественной мысли Западной Европы в период с XI по начало ХIV вв. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика – подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенные систематизированные знания. Под влиянием схоластики вырабатывался иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное христианское богословие.

Одним из известных схоластов этого периода являлся Пьер Абеляр (1079–1142), выдающийся богослов Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы церкви могли ошибаться. Абеляр преподавал в Парижской кафедральной школе. Его красноречие привлекало сотни слушателей. В своих проповедях он высказывал мысль, что бог дал человеку разум, чтобы тот направлял религиозное верование. Абеляр учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждал, что знания – результат самостоятельной работы над собой. Известные работы Абеляра – «История моих бедствий» (автобиография), «Введение в теологию» и др.

Важнейшая роль в развитии схоластики в XIII в. принадлежала Фоме Аквинскому (1225/26–1274), выдающемуся философу и теологу, члену ордена доминиканцев, который попытался соединить светское знание и христианскую веру (сочетал религиозное учение Аврелия Августина с философией Аристотеля. Учился в Неапольском университете, затем в Париже и Кельне. Ф. Аквинский – профессор Парижского, Болонского, Пизанского и Римского университетов. Им были написаны самые разнообразные по стилю произведения: дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы», «Вопросы на различные темы» и др.), комментарии к различным книгам (например, к 12 трактатам Аристотеля и др.), стихотворные тексты для богослужения, трактаты на религиозные и философские темы. Самые популярные трактаты Ф. Аквинского – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»). Главы из «Суммы теологии» служили основой курса богословия в средневековых университетах. В этом трактате по-новому интерпретировались церковные традиции, делалась попытка подчинить светское знание вере, опираясь при этом на этику, логику, психологию Аристотеля.

В развитие европейской традиции воспитания и обучения в этот период весомый вклад также внесли французский философ и богослов Гуго Сен-Викторский (1096–1141) – трактат «Дидаскалион», доминиканский монах и богослов Винсент из Бове (1190–1264) – энциклопедия «Великое зерцало», «О наставлении детей благородных особ» и др., французский педагог, канцлер Парижского университета Жан Шарль Герсон (1363–1429) – трактат «Приведение детей к Христу» и др., испанский философ и теолог Раймонд Луллий (ок. 1235 – ок. 1316) – трактат «Великое искусство» и др.

Развитие схоластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и риторикой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь.

Центрами образования и культуры оставались города. Для удовлетворения торгово-ремесленного городского населения появляется ряд городских школ – магистратских, цеховых, гильдейских. Это были независимые от церкви учебные заведения, где изучался счет, латинский язык, родной язык. С ХII по ХV в.в. появились городские  школы в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Гамбурге, Любеке. Городские школы создавались путем преобразования цеховых и гильдейских школ, школ счета. Городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Он сам набирал себе штат учителей. Программа обучения в таких школах носила более прикладной характер (делопроизводство, техника, география и т.д.).

В ХIII в. первенство в организации школ захватили орден францисканцев и доминиканцев. Учили Библию, богословскую литературу, письмо, счет, пение, отсутствовало физическое воспитание. Учеников жестоко наказывали за провинности. В церковных школах повышенного уровня обучали по программе семи свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, география, астрономия, музыка). Детям из низших сословий доступ к образованию оставался закрытым.

Девочки знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. Их учили грамоте, языкам, рукоделию, пению, музыке, чтению религиозных книг.

В конце ХI начале ХII в.в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые становятся первыми университетами (Париж, Неаполь, Оксфорд, Кембридж, Лиссабон). В ХIII в. в Европе было 19 университетов, в ХIV в. – открылись еще 25. Церковь удерживала университеты под своим влиянием. Главным предметом изучения было богословие. Обучение было платным. Учиться могли люди всех возрастов и из разных стран. Студенты и преподаватели стали объединяться в землячества по национальному признаку (английское, германское и т.д.). Во второй половине ХIII в. землячества были преобразованы в факультеты и колледжи. Обычно университеты состояли из 4-х факультетов – младшего (артистического), где изучались искусства и 3-х старших – юридического, медицинского, богословского.

Студенты обязательно посещали дневные и вечерние (повторительные) лекции. Еженедельно проводились диспуты на заранее назначенную тему. Проучившись от 3 до 7 лет, студент, показав хорошие знания, мог стать бакалавром. Он посещал лекции ведущих профессоров и помогал обучать вновь поступивших студентов. После успешной защиты научной работы он получал ученую степень (магистра, лиценциата, доктора).

В целом, в практике воспитания и обучения раннего и развитого Средневековья переплетались языческая (варварская), античная и христианская традиции. Варварские традиции долго сохранялись на Севере Европы и проявлялись в семейно-домашнем воспитании, которое подразделялось на ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество являлось основной формой обучения в купеческой среде и среде ремесленников. Обучение вел мастер за плату 8–10 лет (ХIV–ХVвв.), при этом мог сам обучить ученика не только ремеслу, но и грамоте.

Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к рыцарскому воспитанию, включающему «семь рыцарских добродетелей» – владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте, военное искусство. С 7 лет мальчики исполняли обязанности пажей при супруге сюзерена, с 14 лет – оруженосцев при рыцарях, в 21 год происходило посвящение в рыцари (испытание в состязаниях). В феодальной среде преобладало презрительное отношение к книжной школьной традиции. В средневековом эпосе («Парсифаль», «Тристан и Изольда», «Бедный Генрих» и др.) мы находим образцы рыцарского воспитания, противостоящие авторитарной и грубой педагогической традиции тех времен.  

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!