Воспитание и школа в Византии
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Просуществовав более 1000 лет, она рухнула под ударами турецких завоевателей в 1453 г. Византия – прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и превосходил до ХIV в. уровень образованности в Западной Европе.
В истории просвещения и педагогической мысли Византии выделяется несколько этапов. На первом этапе (IV–IХ вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. Этап Х–ХII в.в. – наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913–959 гг.): были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания.
Византийские богословы в течение VI–ХV в.в. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения.
Авва Дорофей ( VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины.
Максим Исповедник ( VII в.) определял человека как микромир, который надо путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием.
Иоанн Дамаскин (675–753) в философско-педагогическом трактате «Источник знания» развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.
|
|
Патриарх Фотий (820–897) считал, что подрастающее поколение должно усваивать общечеловеческие нравственные нормы в православной интерпретации.
Симеон Новый Богослов (949–1022) отрицательно относился к светскому образованию и выступал за монастырское религиозное обучение и воспитание.
Михаил Пселл (1018–1096) считал, что программа образования должна включать два аспекта: преподавание светских знаний и религиозное обучение. Он был светски образованный человек с твердым умом, выступающий против клерикального подхода к образованию.
Иоанн Златоуст (ок. 350–407) епископ Константинополя, был автором многочисленных панегириков, псалмов и т.д. Признавал Библию главным источником обучения. Вступал за аскетичный образ жизни и авторитарный характер воспитания, считал, что в воспитании нужно обращаться к божественному началу в человеке.
В ХIV–ХV вв. в педагогической мысли Византии резко усилились клерикальные тенденции. В это время сформировалось монашеское направление исихиастов (от «исихия» – умная молитва). Возглавляли движение Григорий Палама, Георгий Схоларий и др. Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности и античным знаниям. Главным для становления личности они считали нравственно-религиозное воспитание.
|
|
Система образования в Византии. Значительную роль в Византии играло домашнее обучение и воспитание. Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней, высшей. Первой ступенью обучения были школы грамоты, где дети получали с 5-7 лет элементарное образование в течение 2-3 лет. Учили грамоте, счету, религиозному пению. Помимо школ грамоты существовали религиозные школы, где преподавали только Библию и сочинения отцов школы. Для большинства элементарное образование было основным.
Образование выше начального давали грамматические школы, сосредоточенные в основном в Константинополе. Они были церковными и светскими, частными и государственными. Обучались в них дети с 10-12 лет до 16-17 летнего возраста. Все дети церковной и гражданской знати учились в грамматических школах. До Х в. в таких школах был один учитель, ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов. Школьная программа представляла собой вариант программы «семи свободных искусств». Учащиеся много читали, так как литература представляла собой важнейший источник образования. Обучение было платным.
|
|
Венцом образования были высшие учебные заведения, имеющие профильный характер (в Бейруте изучали право, в Афинах – риторику и т.д.). Первая высшая школа была учреждена. в Константинополе в 425 г. – Аудиториум. С IХ в. ее стали называть Магнавра (Золотая палата). Преподавание велось на латинском и греческом языках. Ведущим направлением было освоение античного наследия (философия Платона, сочинения Иоанна Златоуста, классические греческие тексты). Занятия проводились в форме публичных диспутов.
В домах состоятельных византийцев существовали кружки-салоны (домашние академии). Наиболее популярными были кружки патриарха Фотия и Михаила Пселла. Усиливалась роль Монастырских высших школ в развитии высшего образования.
В ХIII–ХIV в.в. важным передаточным звеном византийского влияния сделались европейские университетские центры. Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая с ХIV в. стала знаменем эпохи Возрождения. Многие философы-педагоги Византии (Варлаам, Никифор Григора, Акидин и др.) были профессорами европейских университетов. В Магнаврской школе преподавали профессора Парижского университета.
Воздействие византийской образованности испытали Персия и Закавказье, а также Арабо-исламский и Славянский мир. Византийцы Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (815–885) создали славянскую письменность. В 863 г. братья основали в Велиграде первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. В Болгарии они открыли школы, содержание и организация которых восходили к византийской традиции.
|
|
В Славянском мире особым вниманием пользовались труды Иоанна Дамаскина. В русскую культуру вошли педагогические идеи Василия Кесарийского, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста. После принятия христианства (988) возникали «школы учения книжного», где преподавали семь свободных искусств.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!