Глава 22. Революционный 1917-й: борьба альтернатив общественного развития. Приход к власти большевиков 6 страница



Изучение древнерусской культуры — как, впрочем, и истории — сильно затруднено недостатком источников, большинство которых погибло во время пожаров и вражеских нашествий или же было сознательно уничтожено по идейным соображениям всякого рода инквизиторами. О культуре средневековой деревни известно очень мало, о культуре города — несколько больше. Жизнь города отражалась в письменных и вещественных источниках; деревня никогда не имела своих летописцев и очень мало оставляла на долю археологов и искусствоведов.

Огромное воздействие на культуру Древней Руси оказывало христианство. В сущности, главное отличие средневековой культуры от культуры нового времени заключается именно в том, что первая была преимущественно церковной, а вторая — преимущественно светской. Христианство, ставшее государственной религией Руси с 988 г., помимо чисто догматических установок соединяло в себе историю и философию, этику и эстетику.

Одновременно с христианством появились на Русской земле и первые монастыри. Монашество имело глубокий социально-психологический смысл. Это была попытка воплотить в жизнь евангельский нравственный идеал. Духовно спасая себя, монах одновременно служит обществу — молится о благополучии всех людей. Считалось, что молитва безгрешных иноков угодна Господу, что только ею мир может быть спасен от постоянной угрозы «гнева Божьего» — всевозможных стихийных бедствий, нашествий иноплеменников и т.п.

Подлинное монашество было прежде всего призванием. Однако при этом оно являлось и сложной профессией, требовавшей немало специальных знаний. Вопросам самоусовершенствования, духовного расцвета личности были посвящены творения отцов церкви и корифеев христианского монашества. — Иоанна Златоуста. Василия Великого, Григория Богослова. Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Исаа,-.?. Сирина, Аввы Дорофея. Наряду со Священным писанием — неисчерпаемым источником нравоучительных назиданий и житейской мудрости — эти книги составляли обычный круг чтения не только монахов, но и мирян. Библиотека древнерусского человека была невелика по объему (обычно не более десятка, книг), однако каждая книга прочитывалась с глубоким вниманием и размышлением. Те, кто не умел читать, слушали слово Божие в церкви из уст священника.

Кроме чисто религиозных монастыри имели в Древней Руси и немало социальных функций. Они часто выступали в роли школы и больницы, ссудной кассы и богадельни, тюрьмы и кладбища. В монастырях велись летописи, писались иконы, хранились и создавались художественные ценности. Монахи умели рачительно вести хозяйство на пожалованных им землях

Древнейшей и самой известной обителью домонгольской Руси был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. иноками Антонием и Феодосием. В XIV в., когда Киев перешел под власть Великого княжества Литовского, Москва стала центром собирания русских земель, возвысилось значение подмосковного Троицкого монастыря, создателем которого был «игумен земли Русской» преподобный Сергий Радонежский (1314-1392). Ученики и последователи Сергия основали несколько десятков монастырей, среди которых особую известность получила обитель преподобного Кирилла Белозерского (в 120 км севернее Вологды), а также Соловецкий монастырь на Белом море.

Помимо христианско-монашеского пласта древнерусской культуры существовал и иной, языческий. Для язычества характерно обожествление сил природы, их персонификация в зримых образах богов — Перуна, Даждьбога, Велеса, Стрибога и других. Благополучие русского крестьянина всецело зависело от прихотей природы. Он жил с нею одной жизнью, чувствовал каждое ее движение, чествовал ее подобающими обрядами, в которых тесно переплетались языческие и христианские мотивы. Обряд, ритуал был важнейшей стороной древнерусской культуру, ее цветением. В основе обряда лежало характерное для средневековья растворение личности в коллективе, в окружающей природе. Церковь осуждала приверженность крестьян языческим обрядам. Не имея возможности до конца искоренить их, она стремилась придать им христианскую окраску. Одновременно церковь развивала и совершенствовала систему христианской обрядности, которая своей красочной торжественностью оказывала мощное эмоциональное воздействие на людей.

Величие христианского Бога открывалось людям прежде всего через величественный образ «дома Божьего» — храма. Не случайно именно в зодчестве наиболее ярко проявился талант русских мастеров. Через все века Древней Руси тянется непрерывная цепь архитектурных шедевров символов свое; и времени. Могущество Киевской Руси, свежесть и силу ее религиозного чувства воплотили величественные соборы св. Софии Киевской (1037) и Софии Новгородской (1045), Спасский собор в Чернигове (1036). С распадом Киевской Руси независимые княжества и земли стали состязаться не только силой оружия, но и силой красоты. Огромное большинство построенных тогда зданий не сохранялось до наших дней. И все же чудом уцелела стройная как свеча церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.), загадочная церковь св. Пантелеймона в Галиче (конец XII в.), приземистая, словно выросшая из-под земли, церковь Спаса на Передние в Новгороде (1198). Вершиной домонгольского зодчества стали прекрасные белокаменные храмы С<'в»ро— Восточной Руси: церковь Покрова на Перли (1165). Успенский собор во Владимире (вторая половина XII в.), Лимитриевский собор во Владимире (1197), церковь св. Георгия в Юрьеве-Польском (1234). Длительный, более чем столетний упадок в развитии древнерусского зодчества, вызванный нашествием татар, сменился его новым подъемом в период правления .Дмитрия Донского и его сыновей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней белокаменные соборы в Троице-Сергиевой лавре (1423), Звенигороде (1400,1405), московском Спасо-Андрониковом монастыре (1427). Освобождение Руси от ордынского ига и создание единого государства в эпоху Ивана III было отмечено созданием величественного архитектурного ансамбля московского Кремля. Постройкой прекрасных храмов -собора Василия Блаженного в Москве, Софийского собора в Вологде — ознаменовалось даже мрачное время царствования Ивана Грозного. Скорбь о многих тысячах русских людей, погибших в Смутное время, воплотилась в замечательных шатровых храмах-памятниках — церкви Покрова в Медведкове в Москве (1627), Успенской «Дивной» церкви в Угличе (1628). Расцвет русских городов во второй половине XVII в. привел к появлению множества нарядных, богато украшенных каменных церквей, построенных на средства разбогатевших купцов. Особенно много таких храмов сохранилось и доныне в Ярославле. В их числе подлинные шедевры национальной архитектуры — церкви Ильи Пророка (1650) и Иоанна Предтечи (1687).

Внутреннее убранство выдающихся по значению храмов было не менее выразительным, чем их внешний вид. Главную роль здесь играли произведения живописи — фрески и иконы. Имена создателей большинства замечательных икон Древней Руси неизвестны. Средневековая этика осуждала авторское право как проявление тщеславия и гордыни. И все же источники донесли до нас имена нескольких выдающихся художников древности. Во второй половине XIV» — начале XV в. работали Андрей Рублев и Феофан Грек. Первый вошел в историю русской живописи прежде всего как создатель гениальной иконы «Троица», а также росписей Успенского собора во Владимире; второму принадлежат росписи новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Лучшим живописцем эпохи Ивана III был Дионисий, мастерство которого известно нам главным образом по росписям собора Ферапонтова монастыря (в 130 км к северу от Вологды).

Во второй половине XVII в. древнерусская живопись испытывает сильное влияние западноевропейского реалистического искусства и постепенно расстается со своими традиционными художественными приемами — строгим следованием образцам, обратной перспективой, плоской моделировкой формы, лаконизмом композиции. В этот переходный .период широкую известность получили поволжские мастера Сила Савин и Гурий Никитин, а также московский иконописец Симон Ушаков. В своем творчестве они попытались органически соединить старое и новое в живописи. Однако общий ход развития русского искусства неизбежно вел к появлению светской реалистической живописи и торжеству реализма даже в самом церковном искусстве.

В литературе Древней Руси в количественном отношении преобладали книги сугубо церковного содержания, большинство которых в разное время были переведены с греческого языка. Однако встречались здесь и оригинальные; созданные русскими авторами произведения. Именно они и представляют наибольший интерес, отражая живые черты духовной жизни общества. Среди десятков летописей выделяется созданная киевским монахом Нестором в 1113 г. «Повесть временных лет», посвященная первым векам русской истории. Величие древнерусского государства воспел в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» (середина XI в.) киевский митрополит Илларион. Возвышенными размышлениями о жизни и смерти, о нравственном долге христианского правителя исполнено «Поучение» князя-философа Владимира Мономаха (конец XI в.). Напряженная борьба с кочевниками на южных рубежах Руси послужила темой для известного «Слова о полку Игореве» (1185-1187). Усиление княжеской власти в Северо-Восточной Руси ярко отразилось в оригинальном публицистическом произведении «Моление Даниила Заточника» (начало XIII в.).

Горестные повести о нашествии Батыя и страданиях Руси (XIII в.) сменяются произведениями, прославляющими победу на Куликовом поле («Летописная повесть», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище») и окончательное свержение ига в результате «стояния на Угре» в 1480 г. Большой след в литературе конца XV — первой половины XVI в. оставила полемика «иосифлян» и «нестяжателей» — двух непримиримых течений внутри русской церкви, представители которых по-разному видели ее место в системе единого государства. Стремление к «Божьей правде», т.е. всеобщей справедливости и братской любви между людьми, составляет идейную основу летописей и русской религиозной публицистики, примером которой могут служить послания ко князьям игумена Кирилла Белозерского.

Выдающимся памятником русской литературы XVI в. стала переписка царя Ивана Грозного и князя А.М. Курбского, ярко отразившая противостояние аристократии и самодержавия. В XVII столетии литературу обогащают произведения, посвященные событиям Смутного времени, а также возникшие в глубинах общества сатирические повести, бичующие традиционные пороки русской жизни — пьянство, произвол власть имущих, корыстолюбие и мздоимство. Над массой безымянных произведений возвышается одно из первых авторских сочинений — «Житие» основателя старообрядчества протопопа Аввакума, написанное им самим.

В целом к концу XVII в. в русской литературе явно заметны признаки обмирщения и индивидуализации. Петровские реформы открыли широкие возможности для развития этих тенденций.

Глава 10. Русская культура XVIII в. Личность и общество. Мир дворянской усадьбы. Искусство и литература. Просвещение

Русская культура XVIII столетия была несравненно более сложной и многослойной, чем культура предшествующего времени. Прежде всего, относительно единая средневековая христианская культура в петровскую эпоху разделилась на дворянскую «новую культуру» и традиционную, мало изменившуюся крестьянскую. Культура дворянства отныне стала по преимуществу светской.

Русское дворянство довольно быстро приняло европейский вид, заговорило на иностранных языках и даже стало называть себя на польский манер — шляхетство. Это внешнее отчуждение от темной крестьянской массы пришлось по вкусу дворянам, так как зримо подчеркивало их сословное превосходство.

Впрочем, европейская культура, широким потоком хлынувшая в Россию при Петре I, изменила не только внешний вид дворянина, превратив степенных и дородных бородачей в ловких, галантных кавалеров. Она несла в себе целый ряд новых для России мировоззренческих принципов, и прежде всего — индивидуализм и рационализм. Два великих переворота в европейской истории -Возрождение и Реформация — определили весь ее склад. Но сквозь толщу исторических наслоений в ней явственно просвечивала чеканная стройность и красота элитарной культуры античности.

В России условия жизни были совсем не те, что в Европе. Европейская культура воспринималась здесь прежде всего в своих внешних, даже декоративных проявлениях — костюмах, манерах, предметах роскоши, хотя были попытки перенять и технические достижения. Вероятно, именно так воспринимали когда-то древние славяне культуру Древнего Рима и Византии. Между тем подлинная европеизация требовала изменения системы ценностей, наконец, — самого общественно-политического уклада.

В петровское время, когда военные триумфы питали искренний патриотизм, стремительность и решительность преобразований позволяли надеяться на быстрое преодоление культурного разрыва между Россией и Европой. Однако со смертью Петра положение изменилось. Стало ясно, что сближение России с Европой не скоро продвинется далее достигнутого уровня.

Между тем, дворянство в царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны понемногу освобождалось от бремени военно-государственной службы, получало возможность ближе знакомиться с европейским укладом жизни. Последнему особенно способствовала Семилетняя война, в ходе которой русские  войска долгое время находились на территории Пруссии и Польши. «Манифест о вольности дворянства» (1762) окончательно «раскрепостил» дворянство, положил начало его «золотому веку». Проводившаяся Екатериной II политика «просвещенного абсолютизма» по-разному оценивается историками. Однако не приходится сомневаться в том, что она дала новый мощный толчок европеизации русского дворянства. Освобожденное «Манифестом» от необходимости служить государству, но по-прежнему вполне обеспеченное материально трудом своих крепостных дворянство получило досуг, столь необходимый для размышлений и всевозможного творчества.

Третье после Возрождения и Реформации великое движение европейской культуры — Просвещение — во второй половине XVIII в. явственно ощущалось и в России. Идея равенства всех людей и взгляд на государство как на результат общественного договора, соединяясь с принципами индивидуализма и рационализма, медленно, но неуклонно овладевают сознанием просвещенной части русского дворянства. Однако даже робкие и осторожные реформаторские попытки «философа на троне» императрицы Екатерины II — конкурс Вольного экономического общества (1766), Уложенная комиссия (1767-1768) — наталкиваются на яростное сопротивление консервативно настроенной массы дворян, цепко державшихся за свои сословные привилегии. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева, сопровождавшаяся кровавым террором по отношению к дворянству, в полной мере показала, к чему может привести в России малейшая расслабленность в действиях административно-полицейской системы. Пугачевщина развеяла сентиментальные иллюзии относительно «добрых пейзан» и внесла изрядную долю трагизма в мироощущение просвещенной части русского правящего класса.

Идеи разума и справедливости оставались красивой игрой ума, применить их как-то к реалиям темного и страшного русского мира было весьма затруднительно. Для начала лучшие люди дворянства занялись созданием идеального мира в миниатюре, в масштабах своей собственной усадьбы. Именно дворянская усадьба, рассматриваемая как целое, как система, стала вершиной русской аристократической культуры. Ее расцвет приходится на последнюю треть XVIII — первую четверть XIX в. Конечно, высокая и сложная культура по самой природе своей элитарна. Для огромного большинства дворян, не обременявших себя умствованиями и не имевших средств для всяческих «затей», усадьба была не более чем домом, где они жили в летнее время, а иногда и круглый год. Однако в лучших своих образцах усадьба вырастала до микрокосма — замкнутого в себе идеального мира, в котором господствуют гармонические отношения между людьми, между человеком и природой, человеком и искусством. Благородная классическая архитектура главного дома и служебных построек, рациональная, тщательно продуманная планировка, проникнутая изяществом отделка помещений, тенистые аллеи парка, места для уединенных раздумий и многолюдных праздников — все это и еще многое другое превращало усадьбу в храм одного божества, имя которому — человек. Его потребностям, его желаниям и прихотям подчинено было здесь все. Наилучшее устройство усадьбы стало своего рода искусством, которому посвящались обширные ученые трактаты и восторженные стихотворения.

Индивидуализм дворянской культуры нашел свое выражение и в таком своеобразном явлении духовной жизни, как масонство. Занесенное в Россию из Германии в середине XVIII в., оно выражалось прежде всего в стремлении к нравственному самоусовершенствованию и активной филантропии. Для масонства характерны были сложная символика, пристрастие к туманной мистике и вместе с тем — стройная организационная структура, ядром которой были масонские ложи, объединявшие несколько десятков «братьев». В отличие от более позднего времени русское масонство второй половины XVIII в. не имело политической окраски.

Развитие отдельных областей духовной культуры — архитектуры, живописи, литературы — отражало названные выше общие закономерности культурного процесса в России в XVIII столетии. Мажорная, бравурная тональность петровской эпохи определила облик ее наиболее значительных архитектурных сооружений — собора Петропавловской крепости (архитектор Д. Трезини), «Мен-шиковой башни» в Москве (архитектор И. Зарудный), церкви Знамения Божией Матери в подмосковном селе Лубровицы (неиз. архитектор). В середине XVIII в. расцвет стиля барокко отразился в пышных, красочных зданиях, выстроенных в Петербурге архитектором В.В. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря). Могущество и величие империи воодушевило московского архитектора Д.В. Ухтомского на создание прекрасных сооружений триумфального характера в том же стиле барокко -Красных ворот в Москве и колокольни Троице-Сергиевой лавры.

Эпоха Екатерины II отмечена переходом к новому архитектурному стилю — классицизму, который гораздо лучше, чем пышное и прихотливое барокко, отражал новое просветительское мировоззрение с его культом разума, гражданских добродетелей и социальной гармонии. Выдающимися архитекторами второй половины XVIII в., работавшими в стиле классицизма, были М.Ф. Казаков и В.И. Баженов. Среди работ Казакова наиболее известны старое здание Московского университета и здание Сената в московском Кремле. Баженов выстроил в Москве близ Кремля прекрасный особняк — дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Расцвет усадебного строительства в последней трети XVIII в. пробудил талант архитектора Н.А. Львова. Необычайно одаренный человек, он, не имея специального образования, спроектировал ряд прекрасных усадебных домов и церквей, большинство которых находится в окрестностях города Торжка, где жил в своей усадьбе сам архитектор,

Свойственный всякой элитарной культуре приоритет индивидуализма послужил основанием для развития портретного жанра в русской живописи XVIII в. Целая плеяда выдающихся художников-портретистов, начиная от современников Петра I И.Н. Никитина и А.М. Матвеева и кончая завершавшими свой творческий путь уже в эпоху Александра I любимцами Екатерины II В.Л. Боровиковским и Д.Г. Левицким, создала замечательную портретную галерею русской аристократии. Особую известность получили потрясающие своей выразительностью и каким-то особым затаенным трагизмом портреты Ф.С.Рокотова. Провинциальные дворяне, не имея возможности прибегать к услугам столичных живописцев, часто заказывали свои портреты безвестным художникам-самоучкам. Некоторые из этих живописцев, как, например, домашний живописец костромских дворян Черевиных Г. Островский, отличались незаурядным дарованием.

Светская литература в XVIII в. развивалась в России не столь стремительно, как изобразительное искусство. Однако и она прошла огромный путь от тяжеловесных официозных трактатов идеолога петровского режима Феофана Прокоповича до глубоко лиричных, интимных стихотворений Г.Р. Державина и изящных «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина. Появление русского национального театра, у истоков которого стоял сын костромского купца Ф.Г. Волков, вызвало к жизни отечественную драматургию, корифеями которой стали А.П. Сумароков и Л.И. Фонвизин.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!