РигВеда I, 105. Ко Всем-Богам - Трита в колодце 10 страница




Встреча с далеким земляком

В 1956 году начались палеолитические исследования стоянки на ручье Сунгирь, маленьком притоке Клязьмы

Какая здесь связь – пока не известно

Единая костенковско-сунгирская культура
https://www.youtube.com/watch?v=7PE_4Fvh6ms
Встреча с далеким земляком (реж. А.Соколов, сценар. Баринов М., проф. Бадер О.Н., 1969)
Киностудией "Центрнаучфильм" был снят кинофильм о Сунгире под названием «Встреча с далеким земляком» (сценарий М.М.Баринов, режиссер А.Г. Соколов, оператор М.А. Камионский), получивший затем премию им. M.В. Ломоносова. Фильм снимался во время расчитки погребений в поле и в лаборатории и также может служить серьезным источником сведений к погребениям со стоянки Сунгирь


О.Н. Бадер. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка

О.Н. Бадер. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка

Введение
Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь — памятник очень большого научного значения. Последнее определяется:
1) прежде всего географическим положением стоянки в центральной части Русской равнины, раздвигающим пределы палеолитической ойкумены человечества к северу по сравнению с Карачаровской стоянкой, с 1879 г. служившей пределом расселения людей эпохи палеолита в представлении археологической науки;
2) многолетним и комплексным ее изучением объединенными усилиями Института археологии и Геологического института Академии наук СССР с привлечением многих необходимых специалистов из других научных организаций, что позволило, во-первых, изучить едва ли не наибольшую в СССР площадь палеолитического культурного слоя — более 4 тыс. кв.м и, во-вторых, получить наиболее полную всестороннюю характеристику памятника, условий его залегания и природной среды, в которой обитали люди, впервые заселившие Север этой части Европы;
3) чертами сходства материальной культуры стоянки с культурой наиболее ранних верхнепалеолитических стоянок среднего Дона и поздно-селетских стоянок Средней Европы, что позволяет на новой основе ставить и рассматривать вопрос о позднепалеолитических культурах Русской равнины и их происхождении;
4) присутствием на окраине стоянки нескольких погребений, уникальных по богатству, составу погребального инвентаря и по сложности ритуала, впервые дающих представление о необычайно сложном ритуале, высоком развитии техники обработки кости, о своеобразных произведениях искусства, об антропологическом типе древнейшего населения, обитавшего в приледниковой полосе, о многих чертах быта этого населения, в частности о его одежде.
Настоящая книга является первым выпуском первого тома монографии о стоянке Сунгирь. Второй том, подготовляемый Геологическим институтом АН СССР, включит данные о геологическом возрасте и природной среде сунгирского человека и третий том, подготовляемый Институтом этнографии АН СССР, — исследование антропологического типа людей тогдашнего крайнего севера Европы. В данный выпуск включены материалы древнего поселения Сунгирь по раскопкам 1956—1970 гг.; второй выпуск включит материалы древних погребений.

Рис. 118. Карта некоторых важнейших палеолитических памятников востока и северо-востока Европы

О.Н. Бадер. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. М., Наука, 1978. 271с. илл. карт.

 


 

Следы эпох

Перед глазами читателя пройдут события, случившиеся на территории Владимирского края в очень далекие периоды истории — в эпохи камня и раннего металла. Будет рассказано и о том, как изучалось это отдаленное прошлое, какие следы ушедших эпох обнаруживают ныне на Владимирщине археологи.
Статья написана двумя учеными: доктором исторических наук, археологом О.Н. Бадером (период неолита и раннего металла) и археологом В.В. Зыбковцом (период палеолита и мезолита)*.
Европа знала несколько оледенений. Предпоследнее из них — Калининское — не затронуло территорию современной Владимирской области, остановившись на рубежи Минск — Смоленск — Калинин, а последнее, Осташковское, не достигло и этих пределов. Но оба последних оледенения очень сильно повлияли на климат, он был тогда значительно более суров и континентален, чем сейчас.
Растительность края была типичной для приледниковой зоны. Она представляла собой сильно разреженные березовые и сосновые леса (редко встречалась ель) и остепнённые пространства, покрытые лебедой и полынью. Рельеф был такой же изрезанный, как и сейчас. Существовало много оврагов, озер, медленно текущих водных потоков. Две большие реки получили позже название Ока и Клязьма.
Здесь в изобилии водились мамонты, лошади, северные олени, лемминги, песцы и другие животные. На озерах и реках жило много водоплавающей птицы.
Ледник не оставался постоянно на одном месте. Он то спускался к югу, то отступал к северу. Эти колебания ледника сказывались и в приледниковой зоне.
Во время первого отступления Вюрмского ледника, что произошло около 25 тысяч лет назад, на Владимирщину пришли первые люди. Они облюбовали мысок, образованный слиянием Пра-Клязьмы — широкой и полноводной реки, уровень которой был на 30 метров выше современного, — с широким, медленно текущим озеровидным потоком (ныне маленький полу-затерявшийся ручеёк Сунгирь), и построили там свои жилища.
(* палеолит, мезолит, неолит — ранний, средний и последний периоды каменного века)
Вдоль Клязьмы и Сунгири тянулись пойменные луга, островками росли ели, а на более высоких местах — березовые колки. Далее к северу простирались холодные степи с островными лесами.
Люди занимались охотой на животных и птиц, добывали съедобные коренья, побеги, ягоды и плоды. Подробности их жизни мы узнали спустя много тысяч лет, когда археологи раскопали древнейшее поселение человека Владимирской земли — верхнепалеолитическую стоянку Сунгирь.
Открытие стоянки Сунгирь
Эта стоянка открыта в 1955 году во время разработок глиняного карьера Владимирского завода сухого прессования кирпича. С этого времени начались ее планомерные раскопки. Они велись комплексной экспедицией, возглавлявшейся О.Н. Бадером. Сейчас раскопано свыше трех тысяч квадратных метров культурного слоя, находящегося на глубине 2,7—3,5 метра. То, что ученые нашли во время раскопок (свыше 50000 отдельных предметов), позволяет восстановить жизнь древнего человека с почти исчерпывающей полнотой.
Основой хозяйственной деятельности сунгирцев была загонная охота на мамонта и северного оленя, охотились на песца, лемминга и водоплавающую птицу. Охота велась с помощью копий и дротиков.
Кроме охоты люди каменного века занимались собиранием съедобных кореньев, трав, грибов, ягод и других плодов. Коренья приходилось выкапывать. Для этого применяли копалки и мотыжки из кости и дерева. Из дерева изготовляли и различные орудия труда и оружие — копья, дротики, дубинки и другое.
В палеолите первостепенное значение имели кремневые орудия. Выход кремневых валунов находился недалеко от стоянки, поэтому сунгирцам не нужно было затрачивать много сил для добычи сырья. С кремневого валуна сбивалась корка, и из этой первичной заготовки выделывался нуклеус — ядрище, от которого откалывались отщепы и ножевидные пластинки. Это — вторичные заготовки. Из них и изготовляли орудия труда, набор которых на стоянке был очень разнообразным.
Больше всего на стоянке найдено резцов (инструмент для обработки кости и дерева). Найдено довольно много скребков, они служили для обработки больших поверхностей: шкур животных, древков копий, дротиков из дерева и кости, костяных пластинок.
Кремневые ножи Сунгиря по использованию ничем не отличаются от современных, разве только материал другой да прочность меньше. Многими из кремневых ножей и сейчас можно с успехом резать мясо, кроить шкуру, строгать деревянную поделку.
Типичный для древнего каменного века было орудие для разрубания кости и дерева, их так же много, как и резцов. К этому типу орудий труда примыкает и топоровидное орудие, представленное в сунгирской коллекции пока одним экземпляром.
Очень ценны и другие находки: скребла — для обработки шкур, скобели — для изготовления различного рода стержней из дерева и кости, проколки и сверла — для проделывания отверстий в коже, дереве, камне и кости, отбойники — своего рода молотки, которыми раскалывали кремень, наконечники копий и дротиков из камня и кости, дротики, копья из кости и некоторые другие орудия, встречающиеся на всех стоянках верхнего палеолита. Почти каждое найденное орудие труда носит следы работы, встречаются изделия, сломанные еще при жизни их хозяев.

Исследование первого погребения на Сунгирской стоянке в 1965 году. Слева направо; О.Н. Бадер, школьник А. Коновалов, первым наткнувшийся на череп, антрополог М.М. Герасимов. Фото Г. Шлионского
Одежда Сунгирцев
Люди верхнего палеолита жили в суровых условиях приледниковой зоны, поэтому для защиты от холода использовали одежду. Это истина не новая. А вот как выглядел костюм людей, живших десятки тысяч лет назад, не знал никто, пока Сунгирь не поведал об этом. Сейчас мы можем рассказать, что одежда палеолитического человека состояла из штанов, сшитых с обувью, нательной рубашки без разреза спереди, надеваемой через голову, круглой шапочки и накидки-плаща, который застегивался на груди костяной булавкой. Этот костюм — своеобразный прототип современной одежды арктических народов.
Весь свой гардероб сунгирцы шили из шкур, с которых сначала снимали мездру каменными скребками и скреблами, затем кроили кремневыми ножами и, наконец, сшивали костяными иголками. В качестве ниток применяли, вероятно, жилы животных.
Конечно, костюм — защита от холода, но не спасение от него. От холода спасали жилища и огонь. Человек Сунгиря умел не только пользоваться огнем, а и добывать его. На стоянке найдено несколько хорошо сохранившихся очагов самого примитивного устройства — в виде котлообразных углублений.
Жилищ на стоянке пока не найдено. И не удивительно! Дело в том, что при следующем наступлении ледника вечная мерзлота, оттаивавшая летом и сползавшая вниз по склону, перемешала почти весь слой почвы, на которой жил человек. Она разрушила не только возможные жилища, но и их границы. Тем не менее, по расположению находок можно предположить, что в северо-восточной части стоянки находилось большое жилище сунгирцев.
Необычайно интересны украшения, выделывавшиеся сунгирцами. Больше всего найдено костяных бус из бивня мамонта. Можно восстановить технологический процесс их изготовления. Сначала кусок бивня с помощью кремневых клиньев раскалывали вдоль. Затем полученные пластины разрезали на стержни, почти прямоугольные в сечении, а потом из них рубили бусины, но не сразу. Заготовки надрубали для того, чтобы было удобнее сверлить. Лишь после сверления готовые бусинки отрубали совсем. Исследователь первобытной техники А.С. Семенов подсчитал, что на изготовление одной бусинки затрачивалось в среднем по 45 минут. На стоянке Сунгирь сейчас найдено более 6000 бусин. Их изготовление потребовало примерно четыре с половиной тысячи рабочих часов!
Известны и другие украшения, в частности подвески из сланцевых плиток и зубов песца. Есть и несколько уникальных произведений искусства, например изображения лошадки (два экземпляра) и прорезные диски из бивня мамонта. Они замечательны еще и тем, что орнаментированы сверлеными точками, количество которых кратно пяти.

Карта расположения археологических памятников Владимирщины (упомянутых в тексте).
1 — палеолитическая стоянка Сунгирь; 2 — Карачаровская палеолитическая стоянка; 3 - мезолитическая стоянка Елин Бор; 4 — стоянка Илемна; 5 - Мало-Окуловска неолитическая стоянка: 6 — Плехановская неолитическая стоянка Львиный Бугор; 7 — Волосовская стоянка эпохи бронзы; 8 - Панфиловская стоянка; 9 —стоянка Холомониха; 10 — Поздняковская стоянка эпохи бронзы; 11 – Мало-Окульевский курганный могильник; 12 — Старший и Младший Волосовские могильники эпохи бронзы и раннего железа; 13 —стоянка Малый Бор; 14 — Ефановская стоянка; 15 — Ковровский могильник фатьяновского типа; 16 — Кондраковское городище начала железного века; 17 - Пирово-Городищи; 18 — городище Лысая Гора; 19 — Тархановское городище
Редкостные погребения
Самыми крупными открытиями, которыми Сунгирь порадовал ученых, являются, конечно, погребения. Захоронения людей верхнего палеолита вообще необычайно редки. До 1964 года у нас в стране их было известно всего пять. Поэтому вполне понятно внимание ученых всего мира, когда в 1964, а затем в 1969 году на стоянке открыли сразу три погребения. Одно из них очень плохо сохранилось, и о нем ничего нельзя рассказать. Другое — погребение мужчины 60-летнего возраста. Его скелет лежал на дне могильной ямы на спине, головой на северо-восток. После реконструкции, проведенной М.М. Герасимовым, перед нами предстал сунгирец — высокий, сильный и хорошо сложенный мужчина, вероятно, великолепный бегун.
Человек был похоронен в одежде; конечно, ни клочка ее не сохранилось— она сгнила за тысячелетия, но по расположению бус, некогда нашитых на нее, удалось восстановить ее общий вид: на груди находилась сланцевая сверленая подвеска, между голенями — кремневый нож, под тазом— скребок.
В трех метрах от захоронения мужчины, во второй могиле, были погребены два подростка — семи и двенадцати лет. По костям было видно, что подростки лежали на спине головой друг к другу. Сунгирцы положили в могилу подростков гораздо больше вещей, чем в могилу мужчины. Помимо того, что дети были одеты, и их костюмы также обшиты бусами, тела накрыты покрывалом, на головах — шапочки, обшитые бусами и подвесками из песцовых клыков, на руках— браслеты, на пальцах — перстни из бивня мамонта, на груди одного — фигурка лошадки, у руки — костяная игла, у головы каждого — прорезная бляшка. В могиле лежали длинные костяные копья и более десятка костяных дротиков и кинжалов, четыре просверленных жезла из рогов северного оленя и бедренная кость еще одного человека.
Ритуал погребения был сложным. После того, как вырыли могильную яму, дно ее посыпали поочередно углем, белой известью и красной минеральной охрой, имитирующей кровь. На это красное ложе положили тело умершего и густо посыпали охрой. Затем набросили покрывало, расшитое бусами, и еще раз засыпали охрой. Наконец могилу забросали землей, чередуя со слоями охры.
Когда внимательно изучаешь сунгирские погребения, то возникает несколько вопросов. Почему, например, захоронение мужчины беднее захоронения подростков? Почему рядом с телами детей лежит так много орудий охоты? Почему в могилу детей положили эти громадные костяные копья, поднять которые, а тем более пользоваться которыми, детям было трудно? И как раскрыть символику этих погребений?
Чему поклонялись сунгирцы
Верхний палеолит — это эпоха родового строя, времени, когда сложилась и получила определенное развитие система превратных представлений, верований и культа — иначе религия. У сунгирцев существовали религиозные представления о которых можно рассказать по находкам на стоянке.
Сунгирцы видели, как восходит солнце, чувствовали, как оно их согревает. А когда тепло и светло, то удачнее идет охота и добыча рыбы. И члены рода настроены лучше, когда на смену холоду и мраку ночи приходят тепло и свет дня. И все от солнца. Конечно, люди стали поклоняться светилу, верить в его силу, доброту и справедливость, стали изготовлять амулеты — диски, похожие своей формой на солнце.
Жители Сунгиря верили и в тотем — животное, которое будто бы было прародителем их рода. Вполне возможно, что своим тотемом сунгирцы считали лошадь, поэтому-то на стоянке и найдены изображения этого животного.
Получили развитие и различные суеверия. Это подтверждают результаты раскопок. Например, подвески из песцовых зубов могли предохранять, по представлениям древнейших жителей Владимирщины, от «злых духов» или несчастий. Бедренная кость человека в могиле подростков и найденные на стоянке две лапы пещерных львов тоже свидетельствуют о существовании какого-то суеверия.
И наконец, погребения дают материал для реставрации представлений сунгирцев о потусторонней жизни, о жизни после смерти. Это для будущей охоты в богатых угодьях предназначались копья и дротики, положенные в могилу подростков их сородичами, это для пользования в «другой жизни» нужны нож и скребок. Дети вырастут «там» и смогут пользоваться большими и тяжелыми копьями, может быть, — в случае, если они умерли позже мужчины, — ребятишки встретятся на «том свете» со своим взрослым сородичем и передадут ему оружие и будут помогать в охоте, как помогали, вероятно, взрослым дети в обычной жизни, на охоте и в другой работе.
Трудно, очень трудно, но, как видите, возможно реставрировать представления людей далекого прошлого.
Суеверия и религия, конечно, не занимали основного места в духовной и материальной жизни людей верхнего палеолита. В первую очередь из поколения в поколение передавались положительные знания, накопленный опыт. Это относится и к технологии изготовления орудий труда и украшений, и к правилам загонной охоты, к различного рода деятельности и моральным установлениям, к распорядку жизни внутри рода, и ко многому, многому другому. Одним словом, человек должен был научиться многому, в том числе и правильному арифметическому счету — сунгирцы умели считать по пятиричной системе счисления (пятикратность точек в орнаментах сунгирских находок).
Люди жили на стоянке довольно долго. Правда, ученые пока не могут сказать точно, сколько времени существовало поселение и когда ушли с Сунгиря люди. Они ушли, когда почувствовали усиление холода приближающегося ледника, ушли, вероятно, на юг. Следы их затерялись под трех-метровым слоем позднейших отложений.
Спустя несколько тысячелетей
На 70 километров южнее Сунгиря, на левом берегу Оки, в трех километрах от города Мурома, на окраине села Карачарова, на краю одноименного оврага, спустя несколько тысячелетий после того, как сунгирцы покинули свою стоянку, поселились люди. Это было еще время верхнего палеолита, поэтому хозяйственная деятельность и общественный строй карачаровцев не отличались от Сунгиря. Немного разнились набор орудий труда и традиции в обработке кремня.
Стоянка была открыта в 1877 году археологом-любителем графом А.С. Уваровым. Вместе с ним в раскопках памятника участвовали антрополог И.С. Поляков, геолог В.В. Докучаев и археолог В.Б. Антонович. В советское время стоянку у Карачарова исследовали О.Н. Бадер и П.И. Борисковский, но новые раскопки не дали ничего. Коллекция памятника, собранная еще до революции, частью утеряна, а описания находок, сделанные А.С. Уваровым и другими дореволюционными исследователями, не полны, а порой и противоречивы, поэтому более или менее широких выводов о жизни карачаровцев сделать не представляется возможным.
Тем не менее с помощью сохранившейся части находок, описанных в работе С.Н. Замятнина, можно говорить о существовании на территории Владимирской области в течение довольно длительного времени культуры древнекаменного века. В своей ранней стадии она входила составной частью в Костенковско-Сунгирскую верхнепалеолитическую культуру, сыгравшую значительную роль в становлении последующих исторических эпох. Мы можем говорить о том, что верхнепалеолитическое население Владимирской области было основой для возникновения мезолитических племен этого района.
Край в эпоху мезолита
Мезолит — это средний каменный век, эпоха, последовавшая сразу за палеолитом. Ее начало совпадает с концом ледникового периода. Это время, когда появились лук и стрелы.
Климат во время мезолита изменялся очень резко. Сначала холодный и резко континентальный, затем постепенное его улучшение до теплого, менее континентального. Берега рек Владимирщины в первый период были покрыты тундрово-степной растительностью с небольшим количеством лесов. Площадь их затем значительно увеличилась, и постепенно Владимирский
край стал зоной сплошных лесов, сначала хвойных, а потом и широколиственных.
Наиболее полную картину мезолитического времени раскрывают материалы стоянки Елин Бор, расположенной на левом берегу Оки, в 25 километрах выше по течению от Мурома. Она была открыта, в 1878 году П.П. Кудрявцевым и раскапывалась в течение многих лет.
На поселении было обнаружено 3 культурных слоя, один из которых неолитический (верхний), а два других относятся к различным этапам мезолита (по данным раскопок Л.В. Кольцова).

Кремневые микролитические орудия из мезолитической стоянки Елин Бор: 1 и 8 — ножички; 2 — резец; 3 и 4 — наконечники стрел; 5 — нуклеус; 6 и 7 — скребки
Энеолитические кремневые орудия из Волосовского клада: 9 — скребок; 10 — наконечник стрелы; 11 — нож; 12 — наконечник копья; 13 — большой неолитический сосуд из Мало-Окуловской стоянки
Нижний слой характеризует древнейший этап среднего каменного века, в котором преобладают верхнепалеолитические черты кремневого инвентаря. Орудия еще мало чем отличаются от орудий древнего каменного века, только-только появились стрелы, еще мало топоров. Этот слой датируется древнее IX тысячелетия до н.э.
Второй слой Елина Бора относится приблизительно к VII тысячелетию до н.э. Изучая мезолитический материал стоянки Елин Бор и сравнивая его с находками соседних для Владимирской области районов, можно довольно точно рассказать, как жило мезолитическое население.
Мамонтов не стало. Постоянно кочующие северные олени принуждали и мезолитического охотника кочевать вслед за ними. Поэтому становится понятным, почему слои стоянок раннего мезолита так тонки. Позже, когда стало больше лесов, охотники мезолита добывали с помощью лука и стрел, в основном, лесных животных. Использовались, кроме того, всевозможные ловушки, ловчие ямы, западни. Наконечники стрел этого времени дифференцируются — появляются различные их типы. Определенный наконечник употреблялся для охоты на определенную дичь. Человек мог дольше жить на одном месте: культурные слои стоянок мощнее и богаче находками. Селились люди вблизи рек, занимались не только охотой, но и рыболовством.
Жилища из шалашевидных (в начальной стадии) превращаются в полу-землянки. В строительстве применяются не только жерди, но и бревна. Вот почему особое развитие в мезолите получает топор — орудие для работы по дереву.
Предположительно, мезолитическое население Владимирской области состояло из группы родственных племен. Между ними существовали определенные связи. Возможно, иногда члены соседних племен собирались на охоту и межплеменные праздники. Общественное устройство племен мезолита представляло собой родоплеменной строй. Искусство мезолита Владимирского края не знало, как нам кажется, крупных изобразительных форм.
Мезолитическая культура, по-видимому, около V тысячелетия до н.э. явилась основой формирования культуры неолита.
Край в эпоху неолита
Позднейшая эпоха камня — неолитическая, или ново-каменная.
Быт людей делается более обеспеченным. Люди начали вести оседлую жизнь. Научились строить долговременные, прочные жилища, изготовлять глиняную посуду, сверлить и шлифовать камень. Кремневый полированный топор становится одним из основных орудий труда.
Время неолита — расцвет первобытного родоплеменного строя. В это время в южных областях произошла так называемая неолитическая революция; переход от присваивающего к производящему хозяйству, от охоты и рыболовства к первобытному мотыжному земледелию и скотоводству. У нас на севере в лесной полосе этот переход совершился позже, в эпоху бронзы, и охота и рыболовство на протяжении всего неолита еще продолжали сохранять в экономике человечества господствующее положение.
Неолит в нашем крае существовал с конца пятого, все четвертое и третье тысячелетия до нашей эры; в конце третьего тысячелетия, видимо, появляются первые медные орудия, и второе тысячелетие до н.э. уже полностью принадлежит эпохе бронзы.
Бассейн средней Оки и Клязьмы с их притоками был во время неолита уже сравнительно густо заселен; обилие дичи и рыболовных угодий служило для этого прочной основой. Об этом говорят исследованные здесь многочисленные неолитические стоянки, где найдено много кремневых наконечников стрел, скребков для обработки шкур, костей съеденных диких животных: лосей, оленей, кабанов, бобров, медведей и других, а также рыбьих костей и чешуи. Найдены даже остатки сложных рыболовных сооружений.
Неолитические поселения располагаются на невысоких берегах водоемов — рек и озер, — как можно ближе к воде, что подчеркивает значение рыболовства в жизни людей того времени. На многих песчаных мысах и буграх в речных долинах и сейчас можно находить остатки глиняной посуды и каменного инвентаря эпохи неолита. Особенно легко обнаруживать эти остатки во время весенних разливов рек на возвышающихся над их поверхностью песчаных буграх в пойме Оки и Клязьмы; на уровнях, заливаемых весенними паводками, человек оседло жить не мог, и неолитические остатки там почти отсутствуют.
Именно так, во время разлива Оки осенью 1870г., как сообщает А.С. Уваров, Голицын, «спустившись на лодке от самого Мурома до того бугра, на котором теперь его усадьба…нашел четыре таких острова. На каждом из них он действительно напал на остатки каменного периода: на стрелы, черепки и т.п.» (А.С. Уваров. Археология Россия. Каменный период, т.1, 1881, с.287,288). На одном из таких незаливаемых паводками Оки бугров, на так называемом Львином бугре, напротив деревни Чулково, Голицын в 60-х годах прошлого века при постройке своего дома открыл очень богатую стоянку Плеханов Бор.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!