Собственно культуры – период выявления и осуществления идеи культуры во всех сферах, период интенсивного творчества, когда создаются все духовные ценности, шедевры искусства.



Упадка культуры – период цивилизации.

На этапе цивилизации духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера па­дает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Дос­тижения прежних периодов развития культуры некоторое время продолжают вызывать интерес, но постепенно забываются, люди возвращаются к чисто биологическому су­ществова­нию. Этот период всегда связан с переоценкой ценностей, переходом от твор­чества к бесплодию. Цивилизация уже не порождает ничего нового, она лишь дает но­вые ин­терпретации тому, что было создано раньше. Завершается этот период либо войнами, либо превращением народов в простых крестьян – «феллахов».

Шпенглер дает неутешительные прогнозы в будущем Европе, подчеркивая, что развитие рационализма, перенасыщенность техникой, огромный рост городов, демо­кратическое бессилие власти являются характерными чертами цивилизации, которая завершает «фаустовскую» культуру Европы.

 

Концепция П.А. Сорокина.

Осенью 1922 г. правительство Советской России арендовало два немецких паро­хода «Пруссия» и «Бургомистр Хаген» и выслало на них выдающихся представителей русской мысли (причем за их счет). Среди пассажиров названных пароходов был Пи­тирим Александрович Сорокин (1899-1968), снискавший славу одного из крупней­ших мыслителей ХХ века, преподававший в Гарвардском университете (США), а также детям американских президентов.

Еще в России Сорокин разработал оригинальную концепцию. Он, как и Шпенг­лер, поставил неутешительный диагноз современной ему культуре и цивилизации: «Без сомнения, наступил жесточайший кризис. Мы оказались в эпицентре громадного по­жара, сжигающего все до основания. Всего за несколько недель он уносит миллионы человеческих жизней, за несколько часов он уничтожает города с их многовековой историей…На земле исчезли мир, безопасность и уверенность…Солнце западной культуры закатилось». Вместе с тем Сорокин рассматривал кризис как неизбежный этап в становлении новой цивилизации, объединяющей все человечество.

Свои представления о культуре и цивилизации Сорокин развил в США и изложил в книге « Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Он дифференцировал культуры по ценностям, которые они выдвигают или разделяют: « Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивиду­альность , все состав­ные части которого пронизаны одним основополагающим принци­пом и выражают одну и главную ценность … Именно ценность служит основой и фун­даментом всякой культуры »

В зависимости от того, какие ценностигосподствуют в обществе, Сорокин вы­де­ляет три типа культуры :

1. Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхра­зумности Бога как единственной реальности и ценности (культура брахманской Индии, буддийская культура и культура Средневековья). Наука и философия полно­стью подчинены религии и теологии. Вера господствует над разумом. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями ис­кусства могли быть боги, ангелы, святые и грешники. Мало внимания уделя­ется лично­сти. Эта культура зани­мается приближением верующего к Богу.

2. Идеалистическая культура – промежуточная между идеациональной и чув­ствен­ной, так как ценности ее принадлежат как к Богу, так и земле (культура Х III –Х IV вв. в Западной Европе , греческая культура V – IV вв. до н.э. ). Мир этой куль­туры как свехчувственный, так и чувственный.

3. Чувственная культура начинает свой отсчет с  Х VI века и свидетелями уга­сания ее мы являемся сегодня. Ее ценности – в повседневном, земном мире: реальный пей­заж, реальное событие и приключение. Ее герои – фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Эта культура стремится избавиться от религии, морали и других ценностей. Ее цель – доставить наслаждение. Она должна погиб­нуть, по­скольку ведет к деградации человека и обесцениванию ценностей. Но Соро­кин ни­чего страшного в этом не видит. Все великие культуры, со­хранившие творче­ский по­тенциал , подверглись изменениям . Культуры и общества , ко­торые не изме­няли форму и не смогли найти средства передачи, стали мертвыми. Та­ким образом, их смерть есть ничто иное, как рождение новой формы культуры.

По мнению Сорокина, культура не погибнет, пока жив человек, и он надеется, что возрождение культуры, ее обновление будет достигнуто на принципах альтруисти­ческой любви и этики солидарности.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!